Общественно-политическая мысль в Республике Казахстан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кардинальные изменения в Казахстане за довольно короткий отрезок времени, а именно, обретение независимости, смена модели общественного развития – все это не могло не отразиться на развитии общественно-политической мысли, на умонастроениях, ориентациях.

В 90-е годы появился огромный интерес к опыту исторического развития Казахстана, особенно к тем его периодам, которые имеют современную общественную значимость.

Особое внимание проявляется к политическим идеям представителей казахской интеллигенции, незаконно репрессированным в 30-е годы прошлого столетия, таким как А. Букейханов (1866-1937), А. Байтурсынов (1873-1938), М. Тынышпаев (1879-1937), С. Асфендияров (1889-1938), С. Сейфуллин (1884-1938) и другим.

Поиск путей государственного развития республики вызвал интерес к идеям национально-государственного строительства, которые нашли отражение во взглядах деятелей Алаш-Орды: ученого и публициста А. Букейханова, писателя и публициста А. Байтурсынова, историка М. Тынышпаева. Они выступали за автономное государственное образование; за установление парламентско-президентской республики; гражданского равноправия всех народов, проживающих в Казахстане; за закрепление основ всеобщего избирательного права.

Созвучны современности идеи государственного и общественного деятеля, ученого С.Асфендиярова. В его трудах «История Казахстана», «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», «Национально-освободительное восстание 1916г. в Казахстане» имеется обширный исторический материал, научные идеи об общественном развитии государства. Поэт и драматург, один из основателей казахской литературы С. Сейфуллин одним из первых в Казахстане описал общественно-политические события времен установления Советской власти и гражданской войны, дал критическую оценку процессу коллективизации сельского хозяйства.

Творческому осмыслению общественных явлений и процессов учат современную казахстанскую общественность художественные и публицистические произведения классика мировой литературы, казахского писателя и ученого М. О. Ауэзова (1897-1961).

Ауэзов является основателем абаеведения, воссоздавшим широкую социально-историческую картину жизни общества времен Абая и его современников в знаменитом романе-эпопее «Путь Абая».

Современную общественную значимость имеют идеи взгляды государственного и политического деятеля Казахстана советского периода Д. А. Кунаева (1912-1993). Свое отношение к проблемам общественной и политической жизни, к истории Казахстана он отразил в книге «О моем времени». Его идеи оцениваются как отражение взглядов национальной политической элиты советского периода.

Широкий общественный резонанс имеют общественно-политические инициативы и идеи президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, изложенные в работах «Без правых и левых», «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана», «За мир и согласие в нашем обществе», «На пороге XXI века». В них содержатся идеи о путях строительства государственности, о необходимости сильной президентской власти и президентской формы правления для республики, о создании профессионального парламента, о путях сохранения согласия в обществе и консолидирующей роли казахского народа, о перспективах развития страны и народа.

Потребностям общественного развития отвечает обоснованная Н.А. Назарбаевым концепция Евразийского союза. Ее основные положения изложены в трудах «Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация», «На пороге XXI века».

Концепция исходит из необходимости сочетания процессов национально-государственного строительства с сохранением и развитием негосударственных интеграционных процессов. «Интеграционизм, основанный на равенстве, добровольности и прагматическом интересе – это достойное будущее Евразии, которая только в этом случае может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века.

В научных публикациях и исследованиях политического характера 90-х годов заметно преобладает интерес к вопросам государственно-политического и государственно-правового развития Казахстана. Обосновывается необходимость для Казахстана сильной исполнительной власти, которая способна предотвратить возврат старого режима и может нацелить общество на демократические преобразования, необходимость государственного регулирования процессов модернизации казахстанского общества.

Тема 4. Теория власти.

 

Природа власти.

Природа власти и ее значение для общества становятся более понятными при выяснении причин, специфики и преимуществ, которые создает использование отношений волевого, целенаправленного подчинения одних людей другим для реализации целей управления и руководства.

Потребность именно во властном механизме управления (с такими его атрибутными качествами, как принуждение и убеждение) возникает еще на досоциальном уровне, в сообществах животных, в случаях, когда не срабатывают или вообще не бывают запрограммированы биологические, генетические механизмы регуляции поведения, отношений.

Власть структурирует социальные отношения, делает их более целенаправленными, эффективными, служит причиной взаимной мобилизации поведения, как властей, так и подвластных, значительно понижает долю элемента неопределенности в их поведении. Она, по сути дела, становится фактором обеспечения эволюционного преимущества, снижает размах случайных отклонений в тех сообществах, где появляется. «Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним влиять на самоутверждение других».

Столь высокая оценка последствий появления властных отношений для регуляции жизни сообществ не означает отказ от видения других сторон: связи власти с жестокостью, подавлением, усилением межгрупповой и внутригрупповой дифференциации и эксплуатации. Однако существует и очевидная необходимость развития регуляционных отношений в человеческих сообществах именно по властному типу.

Она вытекает из самой специфики социальных закономерностей. Как совокупность повторяющихся связей и тенденций, социальная закономерность указывает на объективно заданные пределы деятельности, ее условия, не предопределяя однозначно сами результаты социальных процессов и действий. Но интересы существующих и взаимодействующих в обществе социальных групп требуют от входящих в них людей как раз вполне определенной и согласованной линии поведения в конкретных меняющихся обстоятельствах. Так возникает потребность во властном механизме воздействия на поведение людей. Его смысл состоит в употреблении волевого, целенаправленного принуждения для реализации тех возможностей, которые соответствуют интересам доминирующих в обществе социальных групп.

Таким образом, власть выполняет регулирующую роль в отношениях между различными, зачастую противоположными тенденциями в общественной жизни, помогая реализовать одни тенденции и блокируя другие.

 

Методы и типы власти

Влияние – это использование власти для направления деятельности других субъектов.

Есть две формы влияния:

1.Принуждение – когда власть осуществляется вопреки воле управляемых.

2. Убеждение – если цель, задача властвования принимается, разделяется подвластными.

Власть, которой люди подчиняются добровольно, именуется авторитетной.

По классификации, введенной Максом Вебером, власть может быть:

· Традиционной, использующей механизмы традиции и ритуалы, которые очень медленно изменяются с течением времени или вообще остаются неизменными;

· Легальной, опирающейся на законы, правила, нормы; управление в таком случае обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активное использование для достижения поставленных целей;

· Харизматической, реализующейся за счет особой связи между руководителем и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых, исключительных качеств (способности преодолеть любые трудности, предвидеть намного лет вперед).

Харизма – результат сложного переплетения рациональных иррациональных моментов в механизме власти. Она складывается и из личного обаяния носителя власти, и из его исключительных ораторских способностей, и из мученической судьбы, дальновидности и решительности, проявленных в критические, поворотные моменты истории.

 

Политическая власть

Специфическим типом власти служит власть политическая, т.е. такая, которая:

Во-первых, связана с использованием государственного аппарата для реализации целей властвующего;

Во-вторых, осуществляется в условиях разделения труда, при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества;

В-третьих, характеризуется наличием делегирования (передачи) властных полномочий одних людей другим, реализуется специально уполномоченными на это людьми, входящими в государственный аппарат;

В-четвертых, активно использует механизм организованного принуждения, опирается на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм – правил поведения.

Причем важнейшими для политической власти нормами служат именно законы, правила поведения, устанавливаемые государством и по сравнению с другими типами норм обладающие следующими специфическими характеристиками:

· законы в той или иной форме налагают на человека и государство взаимные обязательства, т.е. в той или иной степени ограничивают произвол как одного, так и другого;

· носят открытый, гласный характер, обращены к каждому члену общества;

· относительно стабильны, мало зависят от произвола и личных особенностей носителя власти;

· характеризуются достаточно жесткой фиксацией прав и обязанностей их исполнителей, вносящей в их деятельность столь необходимые в управлении большими сообществами людей качества четкости и определенности;

· за их соблюдением следит специальный аппарат людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами.

Политическая власть служит механизмом осуществления таких специальных функций, как:

· сохранение целостности социального организма, представительство и защита интересов всех членов общества;

· проведение и защита интересов правящих социальных групп, подчинение им деятельности других социальных групп;

· регулирование социальных отношений для обеспечения нормального, упорядоченного функционирования всего социального организма;

· поддержание пропорций между производством и потреблением в обществе.

Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управления; ее объективное назначение в механизме реализации социальных закономерностей заключаются в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоянство, стабильность, нормальное функционирование и взаимодействие всех звеньев социальной системы и их воспроизведение; и таких же связей и тенденций, открывающих возможность перехода социальной системы в новое состояние.

От сочетания этих аспектов существования политической власти зависит ее легитимность (признание ее законности, приемлемости населением), которая складывается из трех важнейших компонентов:

1) способности властных структур реально упорядочить общественные отношения, внести в них стабильность, обеспечить безопасность граждан государства;

2) неукоснительного соблюдения властными структурами законов, норм, которые они сами устанавливают (развал любой власти начинается с ее неспособности следовать собственным установлениям и принципам);

3) авторитета – добровольного подчинения граждан действующей в обществе политической власти, принятия ее ими.

Люди добровольно подчиняются такой власти, которая не блокирует реализацию их потребностей.

 

Тема 5. Человек и власть.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 744.