Рассвет политической мысли этого периода связан с именами величайших ученых философов Платона и Аристотеля.
Платон, ученик Сократа, основатель философской школя в Афинах (Академии), свои взгляды изложил в работах «Государство», «Политик», «Законы». Сочинения Платона написаны в форме диалогов.
В «Государстве» Платон описывает основные черты организации идеального государственного объединения, отличая, что оно создается для общественной пользы. По мнению Платона, государство устроено справедливо тогда, когда каждому гражданину будет отведено особое занятие, соответствующее его натуре. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, которым соответствует три сословия – правителей, воинов, производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Отстаивая иерархию в государстве, Платон в то же время выступает против бедности и богатства, выдвигает план упразднения частной собственности. Он регламентирует все стороны частной жизни, призывает к единству и коллективизму.
Большое внимание Платон уделяет формам управления, выделяя правильные и неправильные. К правильным формам относит монархию, аристократию и демократию на основе законов; к неправильным – тиранию, олигархию, демократию без законов.
Идеальное государство у Платона – это аристократия, то есть правление лучших, благородных. Демократия же, по его мнению, особенно в период упадка государства, приводит к тирании. Он отличает, что всеобщее равенство превращает демократию в такое государство, где совмещаются все политические режимы, ибо каждый получает право делать, что хочет. Но свобода и приводит к гибели, так она разрушает консолидацию общества, ведет к потере его единства и распадению на множество частей. В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы.
Дальнейшие развития античной политической мысли связаны с именем Аристотеля, ученика Платона. Политическая концепция Аристотеля изложена в его работах «Политика», «Этика»,»Афинская полития». Вклад Аристотеля в развитие политической мысли очень велик, поэтому его называют первым политологом.
Аристотель отмечал «что человек по природе своей есть существо политическое». А поскольку объектом науки является человек, значит, наука должна заниматься политикой. Он проследил связь политики с экономикой, этикой, моралью также как и Платон, Аристотель считал, что государство создается для благой жизни, дал характеристики форм государственного устройства. Он отмечал, что при правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. К правильным формам относил: монархию, аристократию, политию; к неправильным – олигархию, тиранию, демократию. Самой правильной формой он считал политию, где правит большинство в интересах общей пользы.
Полития – это средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем. Аристотель отмечал, «что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй.
Основную причину переворотов ученый видел в нарушении принципов политической справедливости, разделяя последний на два вида: уравнивающую и распределяющую справедливость. Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Он критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 317.