Тема 1. Политология как наука.
Политика как общественное явление.
Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.
Распространен взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, этническими группами, государственными образованиями.
Широко культивируется понимание политики как борьбы различных общественных групп и лиц за власть. Крупные теоретики политологии Г. Ласуэлл и А. Каплан утверждают, что политика связана с формированием власти. Выделение категории власти, в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государство, политическую систему, но и выходит за их пределы. Особенно очевидно это во внутренней политике, где четко выявляются внеформальные, скрытые механизмы реализации общественных целей.
Имеет место в современной науке и стремление свести политику к выражению экономических или идеологических интересов. Такой подход идет от Марксизма, от Ленинского высказывания: «… политика есть самое концентрированное выражение экономики».
Итак, политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целью, которой является завоевание, удержание, использование государственной власти.
Такой подход берет свое начало у Аристотеля, который неразрывно связывал политику с государством. Но он соответствует и современным представлениям, ибо объединяет такие ключевые элементы, как деятельность – государство – власть.
Современная политика имеет сложную структуру. Ее важнейшими элементами являются:
Объекты политики – непрерывно меняющийся комплекс общественных проблем, решение которых требует структурных преобразований, реформ в обществе.
Субъекты политики – непосредственные участники политической деятельности: люди, их организации, партии, движения преследующие политические цели, решающие политические задачи.
Политическая власть – способность тех или иных политических сил оказывать решающее воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.
Политические процессы – взаимодействие различных политических сил, субъектов политики в решении политических проблем, воздействие их на объекты политики.
Политические идеи и концепции – теоретическое осмысление политического развития общества, отражение интересов и настроений различных социальных групп, разработка решений политических проблем.
Перечисление только основных компонентов политики показывает, что как явление она огромна. Политика охватывает практически все сферы современной жизни. Кроме того, широко употребляются такие понятия: экономическая политика, техническая политика, военная политика, социальная политика, культурная политика, образовательная политика и т. п.
Политология в системе наук
Политология возникла и развивается на стыке многих наук, разрабатывающих отдельные стороны политики как общественного явления. Собственные типы в изучении разных аспектов политики (методологический, конкретно-прикладной, социологический, исторический, нормативно-правовой и т. д.) имеют история и география, право и социология, философия и экономика, психология и кибернетика, праксиология и логика, ряд других наук. Каждая из них имеет своим предметом исследование той или иной формы политики, начиная от методологического аспекта и кончая конкретно-прикладными вопросами.
История изучает реальные общественно-политические процессы, различные точки зрения на эти процессы и тем самым позволяет выяснить и объяснить причины текущих политических процессов;
Политическая и экономическая география детально занимается условиями, важными для анализа политического процесса;
Философия создает общую картину мира, выясняет место человека и его деятельности в этом мире, дает общие понятия о принципах и условиях познания, разработки теоретических концепций вообще, политических в частности;
Право очерчивает общие рамки деятельности всех государственных структур, а также других организаций, граждан и их объединений, то есть рамки формирования явлений, центральных для политики;
Социология исследует структуру и функционирование как общества в целом, так и отдельных групп, его составляющих, а также общественно-политические отношения в этом обществе.
Каждая из подобных наук имеет свой предмет и свой угол зрения на изучение политики. Ряд отечественных и зарубежных ученых рассматривает политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех её проявлениях. С другими науками общественно-политического цикла она воздействует, используя их научные наработки в интересах более полного познания политики.
Итак, определяемая в самой общей форме политология представляет собой науку о политике и её взаимоотношениях с человеком и обществом.
Поскольку политология охватывает широкий спектр проблем и направлений политической жизни, она имеет свою внутреннюю структуру. В 1950 году эксперты ЮНЕСКО выделили четыре важнейших раздела:
· теория политики (политическая теория, история политических идей);
· политические институты (конституции, центральные правительства, региональное местное управление, администрация, социальные и экономические функции правительства, сравнительный анализ политических институтов);
· партии, группы и общественное мнение (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в правительстве и администрации, общественное мнение);
· международные отношения (международная политика, международные организации, международное право).
Политическая мысль в XIX в.
Политическая мысль Казахстана этого периода представлена такими крупнейшими именами как Ч. Валиханов, А. Кунанбаев. На их взгляды оказали влияние как арабская, так и русская культуры, идеи русской демократической интеллигенции.
Общественно-политические взгляды Валиханова отражены в работах «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи».
Заботясь о судьбе своего народа, Ч. Валиханов отвечает на вопрос «что делать?», поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казахского народа – это путь просвещения на основе приобщения к русской культуре и науке.
Но, приобщаясь к русской культуре и через нее к общеевропейской, казахский народ не должен забывать о своей самобытности. Например, он отстаивал право сохранения самобытности в вопросе о судах. Ученый не отвергал значения религии вообще, но отрицательно относился к восточному религиозному обучению, считая, что через него идет насаждение обычаев, чуждых казахскому народу и тянущих его назад. Поэтому он отстаивал светскую форму обучения и образования.
Значительным является жизнь и творчество Абая Кунанбаева (1845-1904). Общественно-политические взгляды Абая отразились в его поэзии, в «Назиданиях» и в своде законоположений под названием «Бий ережелері». Основным содержанием поэзии Абая является жизнь казахского народа, его судьба. В стихах он осуждает и бичует пороки в жизни феодально-родовой и чиновничьей знати, призывает казахский народ к просвещению, преодолению нищеты, невежества, рабской покорности, межродовой вражды и разобщенности. Знание, вера и нравственность – это основные ценности народа. Они формируются и сохраняются народом.
Широко известны его «Назидания», которые называют сводом мудрости и нравственности, и каждое из изречений которого содержит глубокий жизненный смысл.
В правовых положениях «Бий ережелері» прослеживается преемственность идей Абая со сводами законов «Жеті Жарғы».
Идеи А. Кунанбаева, Ч.Валиханова опирались на признание человека, его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их жизни характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом.
Тема 4. Теория власти.
Природа власти.
Природа власти и ее значение для общества становятся более понятными при выяснении причин, специфики и преимуществ, которые создает использование отношений волевого, целенаправленного подчинения одних людей другим для реализации целей управления и руководства.
Потребность именно во властном механизме управления (с такими его атрибутными качествами, как принуждение и убеждение) возникает еще на досоциальном уровне, в сообществах животных, в случаях, когда не срабатывают или вообще не бывают запрограммированы биологические, генетические механизмы регуляции поведения, отношений.
Власть структурирует социальные отношения, делает их более целенаправленными, эффективными, служит причиной взаимной мобилизации поведения, как властей, так и подвластных, значительно понижает долю элемента неопределенности в их поведении. Она, по сути дела, становится фактором обеспечения эволюционного преимущества, снижает размах случайных отклонений в тех сообществах, где появляется. «Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним влиять на самоутверждение других».
Столь высокая оценка последствий появления властных отношений для регуляции жизни сообществ не означает отказ от видения других сторон: связи власти с жестокостью, подавлением, усилением межгрупповой и внутригрупповой дифференциации и эксплуатации. Однако существует и очевидная необходимость развития регуляционных отношений в человеческих сообществах именно по властному типу.
Она вытекает из самой специфики социальных закономерностей. Как совокупность повторяющихся связей и тенденций, социальная закономерность указывает на объективно заданные пределы деятельности, ее условия, не предопределяя однозначно сами результаты социальных процессов и действий. Но интересы существующих и взаимодействующих в обществе социальных групп требуют от входящих в них людей как раз вполне определенной и согласованной линии поведения в конкретных меняющихся обстоятельствах. Так возникает потребность во властном механизме воздействия на поведение людей. Его смысл состоит в употреблении волевого, целенаправленного принуждения для реализации тех возможностей, которые соответствуют интересам доминирующих в обществе социальных групп.
Таким образом, власть выполняет регулирующую роль в отношениях между различными, зачастую противоположными тенденциями в общественной жизни, помогая реализовать одни тенденции и блокируя другие.
Методы и типы власти
Влияние – это использование власти для направления деятельности других субъектов.
Есть две формы влияния:
1.Принуждение – когда власть осуществляется вопреки воле управляемых.
2. Убеждение – если цель, задача властвования принимается, разделяется подвластными.
Власть, которой люди подчиняются добровольно, именуется авторитетной.
По классификации, введенной Максом Вебером, власть может быть:
· Традиционной, использующей механизмы традиции и ритуалы, которые очень медленно изменяются с течением времени или вообще остаются неизменными;
· Легальной, опирающейся на законы, правила, нормы; управление в таком случае обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активное использование для достижения поставленных целей;
· Харизматической, реализующейся за счет особой связи между руководителем и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых, исключительных качеств (способности преодолеть любые трудности, предвидеть намного лет вперед).
Харизма – результат сложного переплетения рациональных иррациональных моментов в механизме власти. Она складывается и из личного обаяния носителя власти, и из его исключительных ораторских способностей, и из мученической судьбы, дальновидности и решительности, проявленных в критические, поворотные моменты истории.
Политическая власть
Специфическим типом власти служит власть политическая, т.е. такая, которая:
Во-первых, связана с использованием государственного аппарата для реализации целей властвующего;
Во-вторых, осуществляется в условиях разделения труда, при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества;
В-третьих, характеризуется наличием делегирования (передачи) властных полномочий одних людей другим, реализуется специально уполномоченными на это людьми, входящими в государственный аппарат;
В-четвертых, активно использует механизм организованного принуждения, опирается на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм – правил поведения.
Причем важнейшими для политической власти нормами служат именно законы, правила поведения, устанавливаемые государством и по сравнению с другими типами норм обладающие следующими специфическими характеристиками:
· законы в той или иной форме налагают на человека и государство взаимные обязательства, т.е. в той или иной степени ограничивают произвол как одного, так и другого;
· носят открытый, гласный характер, обращены к каждому члену общества;
· относительно стабильны, мало зависят от произвола и личных особенностей носителя власти;
· характеризуются достаточно жесткой фиксацией прав и обязанностей их исполнителей, вносящей в их деятельность столь необходимые в управлении большими сообществами людей качества четкости и определенности;
· за их соблюдением следит специальный аппарат людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами.
Политическая власть служит механизмом осуществления таких специальных функций, как:
· сохранение целостности социального организма, представительство и защита интересов всех членов общества;
· проведение и защита интересов правящих социальных групп, подчинение им деятельности других социальных групп;
· регулирование социальных отношений для обеспечения нормального, упорядоченного функционирования всего социального организма;
· поддержание пропорций между производством и потреблением в обществе.
Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управления; ее объективное назначение в механизме реализации социальных закономерностей заключаются в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоянство, стабильность, нормальное функционирование и взаимодействие всех звеньев социальной системы и их воспроизведение; и таких же связей и тенденций, открывающих возможность перехода социальной системы в новое состояние.
От сочетания этих аспектов существования политической власти зависит ее легитимность (признание ее законности, приемлемости населением), которая складывается из трех важнейших компонентов:
1) способности властных структур реально упорядочить общественные отношения, внести в них стабильность, обеспечить безопасность граждан государства;
2) неукоснительного соблюдения властными структурами законов, норм, которые они сами устанавливают (развал любой власти начинается с ее неспособности следовать собственным установлениям и принципам);
3) авторитета – добровольного подчинения граждан действующей в обществе политической власти, принятия ее ими.
Люди добровольно подчиняются такой власти, которая не блокирует реализацию их потребностей.
Тема 5. Человек и власть.
Политическая социализация.
Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, а требует постепенного освоения личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями:
Во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образам поведения и принятым реакциям в рамках общей социализации личности;
Во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, «усреднить» различия индивидуального восприятия;
В-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других – в разрез с ними.
Факторами политической социализации служат семья. Школа, СМИ, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации значительно воздействуют региональные и исторические особенности той страны, где она осуществляется; в то же время необходимо иметь в виду, что доминирование в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентации отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, а оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способ установления отношений с политической властью.
Социализация – процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.
Сфера осуществления политической социализации – исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством же передачи исторического опыта служат традиции – устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Внося в политику значительный элемент постоянства, определенности, статичности даже, традиции создают возможность более или менее успешного прогнозирования в политике. Они служат тем каркасом, на котором формируются отношения с властью больших масс людей. Действие традиции выражается в устойчивых поведенческих склонностях, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, при котором через традиции, разнообразные компоненты исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
Тема 7. Формы государства.
Понятие политической элиты.
Особое место в политике принадлежит политическим элитам. В переводе с французского слова “элита” означает “лучшее”, “отборное”, “изображенное”. Это означает, что элита концентрирует в себе какие-либо определенные качества, причем не только самые характерные, но и самые высшие.
Политическая элита – это достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа населения, обладающая особыми идеологическими, социальными, политическими качествами и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти или в прамом воздействии на нее. Такие политические группы обычно имеют постоянные связи с экономически господствующими слоями.
Понятие политической элиты развивается в различных теориях на протяжении достаточно длительного времени. Элементы элитизма имеют место уже в идеях Конфуция и Платона, Карлейля и Ницше, ряда других мыслителей о высших и низших, аристократии и простолюдинах как противоположных слоях общества.
В конце XIX века Г. Моска доказывал неизбежность деления общества на две социально противоположные группы. Он говорил, что всякое общество элитарно, т.е. в нем властвует привилегированное творческое меньшинство. Моска называет его классом управляющих или политическим классом. Он проанализировал специфические черты, характер формирования и эволюции политического класса.
Вместе с тем, концепция политического класса была практически реализована в государствах тоталитарного типа, где политика приобрела главенство над экономикой, а номенклатурная бюрократия оформилась в “политический класс”.
Характерный вклад в развитие понятия политической элиты внес В. Парето, который в “Трактате всеобщей социологии” подчеркивал, что человеческое общество неоднородно, индивиды различны физически, морально, интеллектуально. Совокупность индивидов, отличающихся активностью, результативностью деятельности, он назвал элитой, разделив ее на правящую и не правящую (контр элиту).
Глубокую разработку явления элитарности осуществил Г. Михельс. Он утверждал, что сама организация общества требует элитарности. По его мнению, в обществе действует “железный закон олигархических тенденций”, суть которого состоит в том, что современная цивилизация закономерно создает крупные структуры, управлять которыми может только специальный слой людей. А масса, соответствующая большинству этих структур, пассивна, мало компетентна. В итоге – даже демократическим обществом фактически правит олигархическая элитарная группа.
Современные теории элит.
Среди современных теорий элит выделяются несколько. Исторически первой является концепция макиавеллевской школы (Моска, Ларето, Михельс и др.), для которой характерны следующие положения: признание элитарности любого общества, неизбежности его разделения на привилегированное, властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство (такое разделение вытекает из естественной природы человека и общества), групповая сплоченность элиты, восприятие себя особым слоем, призванным руководить обществом; легитимность элиты, долее или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство; структурное постоянство элиты, неизменность ее властных позиций.
Слабости макиавеллевской школы пытались преодолеть представители ценностной теории элит. Они также считают элиту главной конструктивной силой общества, однако занимают более мягкую позицию по отношению к демократии, приспосабливая элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств.
Ценностные представления об элитах лежат и в основе концепций демократического элитизма.
Видные представители этого направления – Р. Даль, С.М. Липсет, Л. Зингер и другие – исходя из понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
Элитарные теории демократии рассматривают руководящий слой как группу не только обладающую управленческими качесвами, но и защищающую демократические ценности, способную сдержать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм.
Идею ценностей трактовки элиты развивают и существенно обогащают концепции множественности элит (О. Штаммер, Д. Рисмэн, С. Келлер и др.).
Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они базируются на таких специфических постулатах:
- отрицание элиты как единой группы, признание множества элит (профессиональной, военной, региональной и т.д.), множественность элит определяется многообразием социальной структуры;
- существование конкуренции элит, отражающей экономическую и социальную конкуренцию в обществе;
- распыление власти в демократическом обществе между всевозможными группами, которые в различных формах осуществляют управление обществом; сами отношения власти изменчивы и даже ситуативны;
- различия между элитой и массой относительны, граждане могут входить в состав элиты, участвовать в процессе принятия решений. Поэтому элиты – не главный субъект политики, важнее – группы интересов.
Концепции множественности элит во многом идеализируют реальное общество. Наблюдения показывают неравномерность воздействия разных социальных слоев на политику и возвышение отдельных групп над всеми остальными.
Большое распространение в XX веке получила элита так называемого партократического толка.
Она была и еще остается характерной для тоталитарных государств. У истоков такой элиты стояли большевики в России, нацисты в Германии, а теоретическим основанием ее являлись марксизм и фашизм. Для элиты партократического типа характерны: мессианские функции в деле преобразования общества, всеобъемлющий характер власти, жесткая идеологичность и иерархичность всех ее структур и действий. Теоретический анализ партократической элиты впервые осуществили М. Восленский (теория номенклатуры, партийной бюрократии) и М. Джилас (концепция “нового класса”).
Наличие разных подходов в оценке политических лидеров и элит свидетельствует об их важности в научном и практическом смысле. Элитарность современного общества не вызывает сомнений. Это – политическая реальность, которую нельзя преодолеть, а нужно учитывать и эффективно использовать.
Происхождение партий.
Впервые понятие “партия” стало использоваться еще в Древней Греции и Риме: “партия гор”, “партия равнин” – и означало территориально-географическую принадлежность.
Произошло оно от латинского слова pars – часть, группа. Кроме того, это слово стало использоваться для обозначения различных социальных групп, соперничающих друг с другом по какому-либо вопросу. В Древнем Риме термином “партия” обозначали политиков, группирующихся вокруг отдельных лидеров (“партия Цезаря”, “партия Суллы” и т.д.). В Средние века партией называли сторонников какой-либо династической группы (например, война между “партиями” Алой и Белой Розы ).
Как политический феномен, партии стали формироваться в период перехода от феодального общества к буржуазному, т.е. с конца XVII – начала XVIII веков. Усиление борьбы с абсолютизмом привело к формированию объединений принципиально нового типа 0 на основе некой идеологической доктрины и развитой организационной структуры. В Англии первыми партиями стали тори и виги – прообразы будущих консерваторов и лейбористов. В ходе Великой Французской революции возникли Якобинский клуб и Клуб кордельеров. В США в период борьбы за независимость сформировались партии федералистов и республиканцев. Важнейшими предпосылками формирования политических партий стали те тенденции общественного развития, которые особенно отчетливо проявились в XIX веке.
Важнейшими предпосылками формирования и деятельности массовых политических партий стало появление оформленных идеологий, где в концентрированном виде были изложены различные концептуальные подходы к общественному развитию (либерализм, консерватизм, социализм, анархизм). Носителями и выразителями этих идеологий и стали политические партии. Именно в идеологиях синтезировались важнейшие положения представительной демократии: никто не может управлять людьми без их согласия; для защиты своих интересов граждане могут делегировать своих представителей во властные структуры; могут организовывать свои политические ассоциации; среди неотчуждаемых прав человека большую роль играет право на свободное политическое волеизъявления. Внедрение этих ведущих демократических принципов объективно поставило на повестку дня вопрос о необходимости расширения роли политических механизмов в лице партий.
Таким образом, усложнение социально-политической структуры, признание законности существования различных социальных интересов, достижение определенного уровня развития культуры общества, объективные потребности демократизации политических систем привели к тому, что появились новые механизмы взаимодействия между властью и обществом. Партии, ориентирующиеся на интересы различных групп избирателей, стали основными инструментами политической борьбы за власть.
Первые партии были своеобразными клубами, которые объединялись вокруг парламентских фракций, какого-либо печатного органа или известной личности. Настоящего членства партии не существовало. Формирование политических партий в современном их виде произошло лишь в середине XIX века и было связано с постепенным введением всеобщего избирательного права и приобщением к активному участию в политике широких масс. Значительно изменились организационные и функциональные структуры партий, методы и формы их политической деятельности.
Способы образования партий различны. Они могут формироваться сверху на базе разных парламентских фракций, группой элиты, отдельными политическими лидерами и снизу – на основе широких общественных движений и организаций.
Под политическим сознанием понимаются многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений.
Политическая культура – это совокупность ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции политической деятельности и политических отношений.
Исходя из такой структуры, следует, что политическая система – это все действия, отношения и структуры, прямо или опосредованно влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.
Тема 1. Политология как наука.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 287.