Перевод школ из режима функционирования в режим развития связан с обязательным внедрением инноваций, в том числе и в сфере управления. Новизна и сложность современных технологий приводит к значительным трудностям в теоретико-педагогическом, философско-методологическом их осмыслении и внедрении в реальный педагогический процесс. Требуется внешнее воздействие на систему управления в лице консультантов, в большей мере владеющих этими процессами.
Основным требованием к субъектам консалтинговой службы является не простое владение теорией проблемы, а умение анализировать, определять составляющие развития педагогического процесса, видеть возможности, направления и способы внедрения инноваций.
Управленческо-педагогическое консультирование имеет большой потенциал для развития. Оно носит системный, синтезированный характер в отличие от традиционной системы оказания помощи школе. В то время как фундаментальной, научной информации присуща абстрактность, консалтинговые же услуги характеризуются оперативностью и прагматичностью. Управленческо-педагогическое консультирование осуществляется на основе качественных характеристик менталитета школы, образовательных потребностей учащихся и родителей, то есть имеет человеко-центристский характер.
4.1. Методологические подходы к управленческо-педагогическому консультированию как технологии управления.
В качестве основных методологических подходов используется системный, синергетический и диагностический подходы.
В контексте системного подхода вопросы консультирования, технологии его осуществления следует рассматривать как комплексную проблему, решение которой прежде всего зависит от ее оптимального структурирования. Школа – открытая сложная социальная система, состоящая из подсистем, которые поддерживают между собой различные отношения. В ней действуют отдельные лица, группы и социальные подсистемы, которые определяют в известной мере поведение школы в целом, испытывая одновременно ее влияние на себе. Системный подход помогает консультанту увидеть и понять взаимосвязь между внутренней и внешней средой школы. Внутренняя среда определяется отношениями участников педагогического процесса, которые зависят от стратегии, структуры, культуры школы в целом и характере управления ею. Внешние условия представляют собой государственную политику как в целом, так и в отношении других социальных групп. Использование системного подхода при консультировании способствует обеспечению единства деятельности всех элементов школы как целостной системы.
Вторым методологическим подходом является синергетический.
Синергетический подход, трактуя социальную систему как открытую и самоорганизующуюся, в максимальной степени отражает реальные жизненные процессы, в которых она существует. В самом общем случае самоорганизующуюся систему можно определить как сложную динамическую систему, способную сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от изменения внешних и внутренних условий. Важной особенностью, определяющей уровень самоорганизации системы, является ее способность генерировать информацию, т.е. увеличивать ее ценность по сравнению с исходной.
Синергетический подход позволяет консультанту определить особенности каждой подсистемы школы, включая и человеческую “переменную”, и характер конкретных ситуаций, в которых реализуется их деятельность, и в зависимости от них строить управленческие воздействия то в виде более опосредованной помощи, то непосредственно представляя компонентам школы информацию, то организуя ее поиск, то высказывая собственную оценку деятельности, то подводя к ней посредством групповых дискуссий.
Рассматриваемый подход требует при консультировании учета естественной самоорганизации школы и ее компонентов, ориентируя консультанта, руководителей школы прежде всего на создание особой атмосферы взаимодействия. Главным становится не сила, а правильная архитектура воздействия на сложную систему. Малые, но правильно организованные воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны. Это свойство сложной системы было угадано еще тысячелетия назад и выражалось в форме: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое и т.д.
Системный и синергетический подходы дают возможность использовать диалогический подход, необходимость которого обусловлена поиском методов, наиболее адекватно отражающих процесс консультирования как управленческую технологию взаимодействия субъектов. Сущность этого подхода состоит в том, что взаимодействующие системы рассматриваются как находящиеся в равноправных и открытых взаимоотношениях. Ведущим методом консультирования является диалог, а осуществляемые воздействия на объект приобретают развивающий характер, что создает условия для его самоорганизации и саморазвития.
Диалогический подход приобретает взаимодействие клиента и консультанта посредством реализации развивающей стратегии воздействий. Основатель современной гуманистической психологии К.Роджерс выделил три основных условия обеспечения личностно-развивающего общения: естественность и спонтанность в выражении субъективных чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый отдельный момент их взаимодействия;
Безусловно позитивное отношение к другим людям и к самому себе, забота о других и принятие их как равноправных партнеров по общению; эмпатическое понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроению, мыслям другого человека в ходе межличностных контактов с ним.
Рассмотрение в контексте диалогического подхода участников консультаций как активных субъектов педагогического процесса соответственно определяет и общую стратегию консультанта.
Технология управленческо-педагогического консультирования относится к тому виду социальных технологий, которые включают в себя профессиональные и личностные качества консультантов. Если учесть, что технология – это упорядочная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата, то эффективность консультирования во многом зависят от взаимодействий консультанта и клиента. Взаимодействие следует рассматривать как активное участие консультанта в реальном управленческом процессе.
Модель управленческо-педагогического консультирования
Цели Задачи
1 -помочь в формировании и развитии образователь- 1 - помочь выявлению управленческих проблем и
ной среды, обеспечивающей эффективные пути разработке рекомендаций по их реализации
решения учебно-воспитательных задач 2 - содействовать повышению педагогической и
2 - оказывать помощь в определении содержания управленческой культуры педкадров
деятельности педколлективов по переводу 3 - осуществлять сотрудничество с педколлективами
школ в режим саморазвития на научно-профессиональной основе
3 - способствовать осмыслению содержания и 4 - участвовать в построении продуктивного
разработке технологий внедрения в педагогический взаимодействия, динамизации самосознания и
процесс инноваций и нововведений самоактуализации личности
Проблемное поле
консалтинговой службы
Принципы Противоречия Система деятельности
консультирования 1 - между частными, узкоспециальными 1 - технологии, разрабатываемые
1 - профессиональная компетентность, рекомендациями традиционной систе- и рекомендуемые школам, носят
личный авторитет мы оказания помощи школе и теми це- синтезированный, междисциплинар-
2 - ориентация консультанта на личност- лями, которые ставит перед собой ный и системный характер
ные качества консультируемого, его инновационная школа
самораскрытие, осмысление и самораз- 2 - между фундаментальной, базовой, на- 2 - консалтинговые услуги обладают
витие учной информацией и постоянно оперативностью, актуальностью и
3 - интегративный аспект коммуникации, меняющимися требованиями к совре- научногстью
реализуемый в сотрудничестве, помощи, менной реформируемой школе
координации и согласованности дейст- 3 - между индивидуальностью каждой 3 - управленческо-педагогическое
вий консультанта и консультируемого, школы, ее стремлением быть услы- консультирование обладает челове-
в понимании меры ответственности шанной и понятой и стандартизирован- коцентристской направленностью,
4 - соблюдение этических норм взаимоот- ным отношением к ней органов управ- так как осуществляется на основе
ношений при реализации конфиденци- ления менталитета данной школы, обра-
ального принципа, создание атмосферы зовательных потребностей участни-
доверия, уважение консультантом ков педагогического процесса
достоинства личности
Основные направления деятельности
консалтинговой службы
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.