НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(методические рекомендации)

1. Пополнить фонд библиотеки справочной, энциклопедической, научно-популярной и другими видами литературы.                          .

2. Организовать постоянно действующую и обновляющуюся выставку литературы к Дальтон-занятиям, для проектного обучения и т.п.

3. Имея рекомендательные списки, картотеку дополнительной литературы "За страницами твоего учебника" (по каждому предмету), расположить эти книги в удобном и доступном месте.

4.Пополнять фонд альтернативными и разновариативными учебниками и дидактическими материалами.

5. Делать тематические подборки литературы к Дальтон-урокам, Дальтон-часам по заявкам учителей-предметников и выдавать их на время самостоятельной

работы в кабинеты.

6. Использовать ЭВМ для поиска нужной информации (электронный каталог, электронная картотека, электронные справочники).

7. В читальном зале иметь подборки справочной, педагогической , научно-популярной литературы, детских журналов, а также подшивки педагогических и молодежных газет.

8. Иметь памятки для учащихся, как и где найти нужную информацию и правильно ее использовать.

9. Иметь советы-памятки "Как написать реферат", "Как конспектировать", "Как составить план творческой работы", "Как работать со справочником и словарем" и т.п.

10. Библиотекари во время Дальтон-часа внимательно наблюдают за работой учащихся, помогают преодолеть трудности в выборе источников информации и в работе со специальной литературой.

11. Во время Дальтон-уроков ученики приходят в библиотеку только с разрешения учителя (карточка соответствующего цвета) и с заданием.

12. Во время Дальтон-часа ученики приходят в библиотеку по мере необходимости и обязательно с заданием учителя.

13. Учащиеся, работающие над Проектами в библиотеке во внеурочное время, пользуются литературой, заранее подобранной и рекомендованной учителями-руководителями проекта.

14. Творческие, научно-исследовательские работы учащихся по педагогике, психологии, философии и проекты, защищенные и положительно оцененные комиссией, хранятся в библиотеке и могут использоваться учащимися других классов.

15. Творческие работы и Проекты по предметам базового цикла хранятся в учебных кабинетах и тоже могут использоваться учащимися других классов.

16. В библиотеке или в читальном зале может звучать легкая музыка.

17. Любая школа не сможет работать в инновационном режиме, если в таком режиме не будет работать библиотека.

18. Библиотека, работающая в инновационном режиме, готовит:

 - Ученика-исследователя,

 - Ученика-творца,

 - Ученика нового типа,

-Ученика ХХI века!

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ

Дальтон-занятия, призванные формировать и развивать культуру познавательной деятельности, психологическую и коммуникативную культуру отдельных учащихся и школы в целом, решают прежде всего задачи формирования и развития специальных и общеучебных умений и навыков (учебно-организационных, учебно-информационных и учебно-интеллектуальных).

Программный или дополнительный материал, сформулированный в виде Дальтон-задания, выступает лишь как условие и средство развития и достижения главной цели. Если учитель планирует формирование и развитие этих умений и личностных качеств поэтапно, в определенной последовательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся, а также уровня их обученности и обучаемости, успех будет обеспечен.

Целевая установка Дальтон-занятия и Дальтон-задания должна быть понята и принята учащимися, а еще лучше сформулирована или углублена самостоятельно. Поэтому в Дальтон-заданиях учителя гимназии формулируют цель примерно так: «Для выполнения этого задания надо знать... и уметь.... Выполнив задание, вы научитесь...., вы освоите..., вы сможете... и т.д.» Первая часть целевой установки ориентирует учащихся на актуализацию ранее изученных знаний и освоенных умений, вторая часть - на целенаправленную работу по углублению или освоению новых знаний и навыков.

Вот примерный перечень общеучебных умений и навыков, формирование которых может быть целью и результатом Дальтон-занятий:

1. Умение планировать познавательную деятельность в течение

урока, дня, недели, месяца,

2. Умение рационально спланировать время на учебную

деятельность.

3. Умение рационально использовать рабочее время-Развитие

чувства времени.

4. Умение ставить цели своей познавательной деятельности.

5. Умение рационально организовать рабочее место.

6. Умение выбрать задание по уровню сложности, по интересу,

по целевой установке и т.п.

7. Умение выбрать место и способ работы.

8. Умение работать по четкому плану.

9. Умение использовать разные источники информации.

10. Умение работать с первоисточниками, ТСО, картами,

таблицами и т.п.

11. Умение работать со словарями, справочниками, энциклопедиями и т.п.

12. Умение продуктивно работать самостоятельно, в паре, в группе.

13. Умение проанализировать задание и выявить в нем трудные, непонятные моменты.

14. Умение сосредоточиться на выполнении задания и проявить усилие.

15. Умение выполнить задание несколькими способами и выбрать самый рациональный.

16. Умение выделять главное, обобщать, классифицировать, систематизировать по разным признакам и критериям.

17. Умение задавать вопросы по изучаемой проблеме и находить на них ответы.

18. Умение запрашивать необходимую помощь и оказывать помощь другим.

19. Умение объяснить другому.

20. Развитие навыков самоконтроля. Умение находить ошибки в работе и самому их исправлять.

21. Умение анализировать процесс и результаты познавательной деятельности и устанавливать причины удач (неудач).

22. Умение объяснять порядок и способ выполнения задания.

23. Умение составлять алгоритмы решения задач, проблем, выполнения заданий.

24. Умение применять знания в нестандартной ситуации.

25. Умение выполнять задание творчески.

Конечно, возможна более конкретная детализация целевых установок Дальтон-занятий и Дальтон-заданий.

Использование Дальтон-технологии хорошо согласуется с новыми подходами к языковой подготовке учащихся, к использованию исследовательского подхода в обучении как гуманитарным, так и естественно-научным дисциплинам.

Если новая языковая политика в Беларуси предполагает формирование опорных коммуникативных умений, т.е. умений анализа текста (определить тему, основную мысль текста, отнести текст к одному из типов речи, определите жанровую принадлежность текста, проследить зависимость выбора языковых средств автором от темы, типа и стиля текста и т.п.), то эти и подобные задания - это задания 1 и 11 (репродуктивного и конструктивного) уровней в цельном Дальтон-задании на 2-3 недели, а задания по моделированию собственных текстов - это задания творческого и исследовательского уровней.

Ученик выбирает себе задание по уровню сложности, но успешно справляясь с заданиями 1 и 11 уровней, любой ученик стремится выполнить задания 111 и 1У уровней. В самом тексте Дальтон-задания уровни обозначены условными знаками:

задание репродуктивного уровня;  - задание конструктивного уровня;       - задание творческого уровня;   - задание исследовательского уровня.

Рефлексия и самооценка учащимися процесса работы и результатов Дальтон-заданий нацелена и на анализ выбора уровней задания, а также его соответствия уровню обучаемости и темпу продвижения учащихся в освоении знаний и соответствующих учебных умений.

 

АЛГОРИТМ работы учителя

по подготовке и организации Дальтон-занятий

       1. Выбор темы Дальтон-урока (Дальтон-часа) в системе других уроков при составлении календарно-тематического плана.

       2. Отбор содержания учебного материала для составления Дальтон-задания.

       3. Составление Дальтон-задания с указанием темы, цели и уровней 2-5 упражнений (базовый, повышенный, творческий, исследовательский) для обеспечения свободы выбора задания и индивидуализации работы. Дальтон-задание может предусматривать изучение нового материала, отработку понятий, обобщение темы и т.п. и в обязательном порядке - развитие учебно-информационных, учебно-интеллектуальных навыков. Контрольное задание предусматривает индивидуальную работу творческого характера.

       4. Оформление Дальтон-задания учителем (написано от руки на классной доске, на отдельном листе, напечатано, нарисовано, аппликация и т.п.) и размножение по 1 экземпляру на каждого ученика.

       5. Подготовка средств обучения: учебников, задачников, словарей, справочников, карт, памяток, видео- и аудиокассет, ТСО и т.д.

6. Отбор необходимой литературы для выполнения Дальтон-задания в библиотеке.

       7. Запись Дальтон-задания в дневники учащихся или раздача каждому ученику задания на специальном листочке.

       8. Инструктаж учащихся по выполнению заданий на Дальтон-уроке. Это делается в классе непосредственно перед самостоятельной работой или на предыдущем уроке перед Дальтон-часом. Подчеркивается право ребенка на выбор задания и способ его выполнения (см.правила поведения учащихся на Дальтон-часе).

       9. Определение сроков сдачи заданий учащимися, формы отчетности и системы оценивания процесса работы и результатов.

       10. Ориентация учащихся на рефлексию процесса работы и результатов выполнения Дальбтон-задания.

       11. Подготовка листков или тетради для учета и оценки Дальтон-заданий учителем.

       12. Проведение Дальтон-урока (Дальтон-часа).

       13. Проверка и оценивание результатов выполнения Дальтон-заданий. Заполнение тетради учета Дальтон-заданий.

       14. Проведение урока-конференции или коллективного урока, где анализируются результаты и продвижение учащихся.

 

 

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДАЛЬТОН-ЗАДАНИЯХ И ДАЛЬТОН-ЗАНЯТИЯХ

1. Определите и четко сформулируйте цель Дальтон-задания для учащихся.

2. Определите, что ученик должен знать и уметь для выполнения задания, и чему он научится после его выполнения.

3. Готовя Дальтон-задание, делайте акцент не столько на содержании, сколько на навыках учебного труда и способах работы.

4. Не забывайте, что Дальтон-задание должно быть разноуровневым, может быть интегрированным как в рамках одного , так и нескольких предметов.

5. Помните, что темы Дальтон-заданий могут быть непосредственно связаны с календарно-тематическим планированием, а могут и выходить за пределы школьной программы. Не допускайте стереотипов.

6. Составляя очередное Дальтон-задание, думайте о преемственности заданий и последовательности в формировании умений и навыков, прогнозируйте, какой объем задания учащимся выполнять в классе, а что остается на дом. Не допускайте перегрузки!

7. Включайте задания на выявление и использование индивидуальных особенностей в работе учащихся и на решение одной и той же проблемы разными способами.

8. Четко определите формы учета и сроки выполнения и сдачи Дальтон-заданий.

9. Продумайте формы и критерии оценки.

10. Учащиеся должны быть ознакомлены с Дальтон-заданием заранее, хорошо бы дать им задание на отдельных листочках.

11. Смелее включайте задания на использование источников дополнительной информации (словарей, справочников, энциклопедий, первоисточников, текстов из произведений художественной литературы) и разнообразных средств обучения (схем, таблиц, карт, ТСО, видео- и аудиотехники, компьютеров и т.п.)

12. Продумайте и подберите источники информации для выполнения учащимися Дальтон-заданий, сделайте заранее в библиотеку заявку на книги, словари и другие пособия.

13. При использовании ТСО и других средств обучения подготовьте оборудование заранее. Пусть ваша лаборатория будет самой привлекательной для учащихся и самой деловой.

14. Помните, что только некоторые задания можно давать учащимся на дом, основную работу ученики должны выполнять во время Дальтон-часа или Дальтон-урока.

15. Контролируйте переход учащихся из лаборатории в лабораторию. Заранее подготовьте карточки допуска для работы отдельных учащихся в читальном зале.

16. Периодически проводите рефлексию Дальтон-занятий и Дальтон-заданий и диагностику уровня общеучебных и специальных умений и навыков.

17. Подводя итоги, подчеркивайте совместный результат и результат каждого, оценивайте качество процесса совместной работы, подчеркивайте взаимное развитие и взаимное обогащение.

18. Каждое следующее задание и занятие планируйте как коррекцию и продвижение в развитии каждого ученика и класса в целом.

19. Постоянно помните, что Дальтон-задание и Дальтон-занятие по конкретному предмету - это не продолжение урока и возможность доработать то, что не успели, это средство организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся, средство индивидуальной и групповой мыследеятельности учащихся, условие и средство самообучения, саморазвития и взаимообогащения.

20. Постоянно совершенствуйте Дальтон-задания и Дальтон-занятия через:

- изменение и усиление целеполагания (больше акцентов на развитие и освоение новых способов работы и мыследеятельности);

- разнообразие заданий. Включайте больше заданий, требующих проявления таких качеств, как терпение, творчество, практичность и т.п.; заданий на выбор режима работы (интенсивно, "порциями" и т.д.), выбор форм и сроков отчетности. Используйте побольше заданий различной качественной направленности: аналитико-синтезирующей, теоретико-обобщающей, креативной и т.п. Чем задания разнообразнее и целесообразнее, тем выше качество и результат работы отдельных учеников и класса в целом;

- включение заданий, требующих разных уровней и видов творчества: творчества в содержании работы; творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, таблицы, опорные конспекты и т.п.);

- составление заданий, создающих возможность проявить себя в определенных ролях (учитель, ученик, эрудит, критик, аналитик, эксперт и пр.);

- составление и использование заданий, ориентированных на совместную работу и совместное развитие школьников:

а) совместное творчество с применением специальных форм групповой творческой работы (проект, мозговой штурм, взаимообучение и пр.)

б) совместная работа без распределения ролей и специальных технологий

в) совместный анализ результатов и процесса учебной работы (составьте алгоритм действий, оцените слаженность работы группы и каждого и т.п.).

 

                  10 советов учителю, идущему на Дальтон-урок

Дорогой коллега!

I. Перед началом урока очень важно стимулировать учащихся словами, улыбкой, доверием:

       - прошлое задание вы выполнили хорошо;

       - знаю, что вы способны на большее;

       - уверен, что сегодня вы сможете больше, чес сами об этом думаете;

       - предлагаю вам очень интересное, полезное задание;

       - уверен, вы успешно справитесь с новым заданием, т.к. оно рассчитано на настойчивых и умеющих думать ребят;

       - для более успешного выполнения задания вам приготовлены интересные          книги, справочники и т.п.;

       - уверен, вы поможете тем, кто в этом будет нуждаться;

       - думаю, вряд ли кто сумеет работать так красиво, дружно, рационально и    организованно, как вы;

       - для тех, кто раньше времени выполнит все задания, я приготовил           дополнительные (веселые, необычные и т.п.) индивидуальные задания;

       - уже сделали? Да, вы заслужили право составить Дальтон-задание (для    некоторых учеников, для...) по теме... 

II. На уроке обрати внимание:

       - кто и как начинает, продолжает и заканчивает работу ;

       - как ученики делают выбор задания, соседа, места работы, источники             информации и т.п.:

       - кто с кем и как сотрудничает;

       - кто чувствует себя неуверенно и почему?

       - какие задания и почему вызывают затруднения?

       - кто чаще всего уединяется и почему?

       - кто почти всегда молчит и почему?

       - кто кому и как объясняет непонятное или просто увлеченно рассказывает;

       - кому нужны образцы заданий и памятки или другие подсказки;

       - кто и как работает с дополнительной и справочной литературой;

       - как реагируют ребята на неудачи, непонимание, где ищут ответы на              вопросы.

 

       Веди краткие записи наблюдений и постоянно анализируй изменения.

III. Во время Дальтон-занятий:

       - не вмешивайся без нужды в самостоятельную работу учащихся;

       - не одергивай и не подстегивай;

       - не подсказывай и не давай готовых ответов;

       - лучше подскажи, где найти ответ на возникший у ребенка вопрос.

IV. По ходу урока:

       - полезно фиксировать успех, нестандартность, аккуратность, рациональность, организованность, настойчивость, взаимопомощь, т.к. это стимулирует и вдохновляет ребят, помогает определить, какие именно задания и приемы работы наиболее эффективны.

V. Обрати внимание на тех учеников, кто быстро справляется со всеми заданиями.

       Нет ли здесь поспешности, поверхностности, небрежности, неглубокого осмысления заданий?

       Возможно, ученик использует рациональные приемы чтения, записи, решения, классификации и обобщения?

       А может быть, это признак одаренности ребенка? Тогда прими наши поздравления. Не каждому учителю дано найти и вырастить М.Богдановича или А.Энштейна!

       Проверь это специальными индивидуальными заданиями.

       Используй свой педагогический шанс!

 

VI. Обрати особое внимание на тех детей, к кому больше всего обращаются за помощью одноклассники, кто охотнее всего и доступнее умеет объяснить ребятам что, как и почему надо делать.

       Это просто стремление выделиться и показать себя умнее других?

       А если это будущий учитель, наш преемник? Не пройди мимо педагогической одаренности! Помоги раскрыться и превзойти тебя!

 

VII. Выполнение Дальтон-задания надо обязательно контролировать (и процесс и результат), т.к. это помогает выявить ошибки и проблемы.

       Вовремя исправленная ошибка стимулирует и работу и продвижение ученика, а если ошибки накапливаются, ученик теряет интерес и бросает работу.

       Не допусти этого!

VIII. Не спеши ставить “2” (“3”) тому, кто не успел выполнить задание. Возможно это просто тугодум. Возможно, ученик глубоко задумался или отвлекся, может быть, у эетого ученика пробелы по предыдущим темам или не сформированы некоторые навыки учебной работы.

       Помоги ему!

           

IX. Не спеши ставить “5” тем, кто выполнил все задание.

       Подумай, насколько он выполнено самостоятельно, организованно, творчески, ответственно.

       Помни, важнее не то, что ученик сделал, сколько, как он это делал.

       Поощряй думающих, ищущих, творческих, ответственных умелых!

X. Больше наблюдай за работой и общением ребят и ты получишь необыкновенное удовольствие, ибо нет большего удовольствия, чем наблюдать как растут и умнеют дети, как горят творческим огнем их увлеченные глаза, как они возвышаются, преодолевая трудности, как они радуются, приближаясь к Истине и Красоте, помогая друг другу!

За этот урок вы вместе стали лучше, умнее, ближе друг к другу!!!

 

 

Правила поведения

Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.