От авторитарной педагогики к педагогике поддержки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно концепции Элвина Тоффлера, человечество пережило две Великие Волны перемен, каждая из которых практически упраздняла предыдущие культуры и создавала новые условия жизни. Первая Волна – аграрная. Вторая Волна – индустриальная цивилизация. Сегодня входит в жизнь третья Волна, принося новые отношения, новую экономику и изменения в сознании. Главная ценность цивилизации первой Волны – земля, Второй – капитал, рабочая сила, средства производства, Третьей – знания и информация. 

Признаками формирующего современного постиндустриального общества Э.Тоффлер считает:

- информационный капитал; знания – основа экономики;

- индивидуализация потребления и производства;

- трансформация «труда» в творчество; отмирание больших объемов массовой и легковоспроизводящейся деятельности;

- инновационный характер жизни в целом; конкурентноспособность только обновляющегося;

- масштабы: вместо больших коллективов – маленькие подвижные команды;

- организация: ситуативные, матричные способы управления; повышение мобильности групп и гибкости управления;

- инфраструктура: создание и развитие самых разных систем информационной связи;

- ускорение: «каждый следующий час дороже предыдущего».

      Здоровье в обществе Второй Волны рассматривают как продукт, предлагаемый врачем и покупаемый пациентом. Точно также стало аксиомой, что образование «производится» учителем и «потребляется» учащимся. Однако как проблемы здоровья решает преимущественно сам пациент, так и здесь «Вопрос не в том, какое образование они мне дали, но какое образование я, с их помощью, приобрел». В будущем неграмотным, по представлениям Тоффлера, будет считаться не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не умеет обучаться.

      Исходя из этого, вслед за стремительно изменяющимся укладом всех сфер бытия неуклонно изменится школа. Характер этих перемен очертил ещё Паулу Фрейре в книге «Педагогика в развитии». Основные характеристики традиционной школы – «школы банковских вкладов»:

1. Субъект: учитель (активен). Объект: ученик (пассивен).

2. Роль педагога: помещать знания (со­держание обучения) в «пустые головы» (предполагается полное невежество уча­щихся).

3. Цели образования навязываются уча­щимся.

4. Знания преподносятся в готовом виде, подавляя всякое творчество.

5. Авторитаризм, давление извне, «мани­пуляции», лозунги, «культурное наси­лие» (таков стиль педагогической дея­тельности).

6. Приспособление учащихся к реальности (таков ответ детей на этот стиль).

7. Наличие проблемы означает для такой школы поражение.

     Альтернативный вариант этой школы – «школа освобождающего образования». Ее черты:

1. Субъекты: учащиеся, учитель. Объект: весь окружающий мир.

2. Роль педагога: педагог организует и реконструирует в проблемной форме реальность, которая  воспринимается и ана­лизируется учащимися. Содержание обучения разрабатывается с учетом интересов учащихся.

3. Цели образования отражают чаяния учащихся.

4. Знание подвергается сомнению, оно должно стимулировать диалог, критиче­ский подход и творческую активность. Учение — это творчество.

5. Диалог, освобождение, культурное воздействие (стиль педагогической деятельности).

6. Изменение реальности в соответ­ствии с потребностями детей.

7. Наличие проблемы стимулирует поиск ее решения.

    Из-за стремительного сокращения периода полураспада компетентности специалиста в любой сфере изменилось содержание понятия «образованный человек». Сегодня оно означает не объем теоретических знаний и практических умений в той или иной области, но способность человека в короткий срок овладеть дополнительными знаниями и навыками. Тут возникают не только педагогические, но и психологические проблемы: однажды приобретенные знания, представления становятся «второй натурой» и потому подвергаются изменениям с большим трудом.

       В последнем десятилетии разработано много моделей, основанных на системном подходе, позволяющих концептуально строить планы деятельности учебных заведений, ориентироваться в многообразии педагогических систем, технологий, методик, проецировать полноценную среду развития детей. Приводим модель Г.Б.Корнетова «Школьные технологии» № 1-2 1999г.

 

Сравнительные особенности образо­вательных моделей Авторитарная педагогика Манипулятивная педагогика Педагогика поддержки
Цель усвоение системы ценностей, созданной предшествующими поколениями развитие личности ребенка развитие индивидуально­сти личности, самоиден­тификации, самоопреде­ления, самореализации
Проектирование целей определяет педагог из социального заказа плюс установок учителя определяет педагог с учетом интересов, возможностей ребенка проектируется совмест­ными усилиями воспи­тателя и воспитанника
Коррекция целей осуществляется импера­тивами, лежащими вне ребенка осуществляется с учетом индивидуальных особен­ностей ребенка цели «выводятся» как бы из состояния ребенка при его непосредствен­ном участии и корректи­руются по мере эволю­ции воспитанника
Характер отношений субъект-объектный субъект- субъектный субъект-объектный субъект-субъектный равноправных партнеров
Особенности взаимодействия воздействие учителя (субъекта) на ученика (объекта) опосредованное взаимо­действие через специ­альную образовательную среду взаимодействие учителя и ученика как сотворцов образовательного процесса
Организация учебного процесса учитель конструирует пути и способы достиже­ния образовательной цели учитель программирует развитие воспитанника через целенаправленную орга-низацию педагоги­ческой среды учебный процесс ориен­тирован на актуальные, сиюминутные спонтан­ные интересы
Позиция и роль учителя ведущий хранитель и транслятор культурных норм и ценностей руководитель и организа­тор развития ребенка; создает иллюзию само­стоятельности и незави­симости ребенка консультант; помощник в проявлении индивиду­альности ребенка, простраивании индиви­дуальной образователь­ной траектории
Позиция ученика ведомый вынужденная активность произвольная активность
Интерес ученика создается учителем поддерживается учителем возникает через осозна­ние самого себя, своего потенциала, своей уникальности
Лозунг «делай как я» «помоги себе сам» «я вместе с вами»
Приоритеты авторитет педагога стремление не демонст­рировать руководящую позицию ведущего индивидуальность ребенка, ее интересы, возможности

 

       Авторитарная и поддерживающая модели об­разования по-разному решают задачи социали­зации и индивидуализации человека. Манипулятивная педагогика в силу своего промежуточно­го положения достаточно успешно может решать обе задачи. В реальной жизни процессы индиви­дуализации и социализации не изолированы друг от друга, а теснейшим образом переплете­ны, как переплетены и способствующие им ме­ханизмы воспитания и обучения.

       Если педагог в качестве стратегической цели ставит задачу целостного формирования человека, органично сочетающего в себе свой­ства личности и индивидуальности, то он дол­жен стремиться таким образом организовать образовательное пространство развития ре­бенка, чтобы в нем сочетались подходы, ориен­тированные на различные педагогические па­радигмы. Следовательно, используемые систе­мы, технологии, методики воспитания и обуче­ния следует анализировать с точки зрения их соответствия установкам авторитарной педаго­гики, манипулятивной педагогики и педагогики поддержки.

       В учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под ред. Е.Полата обобщены аргументы, мотивирующие на неизбежное обновление содержания и методов деятельности учебных заведений. Результаты сравнительного анализа математической и естественнонаучной подготовки учащихся 50 стран мира, по данным Третьего международного исследова­ния (Тhiгd International Маthematics and Science Study - TIMSS), в 1995 году показали, что самые высокие ре­зультаты как по математике, так и естествознанию имеют школьники Сингапура. Их результаты статистически зна­чимо отличаются от результатов учащихся других стран, принявших участие в исследованиях знаний по матема­тике (7—8-е кл.) и естествознанию (8-е кл.). Близкие к ним результаты имеют школьники Южной Кореи и Японии, а также Бельгии и Чешской Республи­ки. Что же касается умения интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружа­ющем мире, то здесь результаты наших школьников были предельно низкими. Именно эти умения демонстрировали школьники лидирующих стран.

По результатам проведенного сравнительного анализа были сделаны следующие ре­комендации:

- усиление практической направленности содержа­ния курсов естественнонаучного цикла; изучение явле­ний, процессов, объектов, веществ, окружающих уча­щихся в их повседневной жизни;

- изменение акцентов в учебной деятельности, на­правленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- использование и увеличение процентной доли заданий, проверяющих различные виды деятельности с примене­нием знаний для объяснения окружающих явлений;

- учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнует практически все мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, кото­рые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рас­суждает автор, если ученик знает, как учиться, как дос­тигать цели, если он знает, как учиться в школе, как ра­ботать с книгой, как получать знания от учителя, как ис­кать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнооб­разные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по предметам.

       Современный и будущий работодатели заинтересова­ны в таком работнике, который наделен следующими качествами:

- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные про­блемы (т.е. применять полученные знания для их решения);

- обладает творческим мышлением;

- обладает богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

       Таким образом, выпускник современной школы, кото­рый будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того, чтобы на протя­жении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходи­мые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рацио­нального их решения;

- четко осознавать, где и каким об­разом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы фак­ты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения про­блем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами реше­ния, устанавливать статистические закономерности, де­лать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных об­ластях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

   - самостоятельно работать над развитием собствен­ной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении про­блемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором дея­тельность учения — познавательная деятельность, а не пре­подавание, — была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования—учитель— учебник—ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму— ученик—учебник—учитель.

    Взгляды C.Rogers лежат в основе личностно-ориентированной педагогики:

- индивид находится в центре постоянно меняюще­гося мира. Отсюда следуют два вывода, чрезвычайно важ­ных для педагога: для каждого индивида значим соб­ственный мир восприятия окружающей действительнос­ти; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

- человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

- человек стремится к самопознанию и к самореали­зации; человек обладает внутренней потребностью к са­мосовершенствованию;

- взаимопонимание, столь необходимое для разви­тия личности, может достигаться только в результате общения;

- самосовершенствование, развитие происходит на ос­нове взаимодействия со средой, с другими людьми. Вне­шняя оценка весьма существенна для человека, для его са­мопознания, что достигается в результате прямых контак­тов или скрытых.

       О необходимости учитывать индивидуальные особен­ности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.С.Выготский (теория зоны ближайшего развития ребен­ка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования ум­ственных действий), А.А.Леонтьев (психология общения) и др. Однако в условиях классно-урочной системы, господ­ства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи применительно к каждому ученику было абсолютно невозможно.

Необходимость системных перемен в деятельности учебных заведений осознают многие и давно. Но создать технологию изменений пока не удалось, несмотря на героические усилия педагогов и коллективов. Повысить шансы на успех можно, на наш взгляд, если строить планы изменений деятельности учебного заведения на основе концептуальной определенности на трех уровнях: убеждения (идеалы и ценности), компетентности (содержание и методы), организации, т.е. охватывающую все аспекты от философии до приема.

Известно, что люди могут создать что-либо только, если вначале сформулируют это нечто в качестве образа в своем сознании в виде краткой и убедительной цели, которая основывается на последовательной философии; интегрируют цель в задачи, т.е. превратят педагогическую задачу в инженерную, содержащую методы, ресурсы и критерии (стандарты) оценки и процесса, и результата.

Образовательная и воспитательная доктрина Вилейской гимназии содержит:

Девиз гимназии: «Мир создан словом и деянием!»  

Интегративные задачи Вилейской гимназии:

1. развитие различных навыков коммуникации;

2. развитие критического мышления;

3. развитие творческого потенциала личности.

     Основные принципы совершенствования работы гимназии:

- постоянство цели: успехи каждого учащегося;

- принятие решения: на основе собранных данных и полученных результатов исследования;

- потребности учащегося: ключевым моментом всей деятельности является удовлетворение адекватных потребностей ученика;

- непрерывное совершенствование как дело каждого;

- преодоление страха: каждый может идти на риск и неудачи – это полезные уроки для дальнейшей деятельности.

       Основные положения убеждений граждан Вилейской гимназии:

       1. Работа - стабильное данное цивилизации, а ясно осознаваемая цель - стабильное данное pаботы. Для пояснения - пpитча Плутаpха: тpи pаботника везут тяжёлые тачки с камнями и отвечают на вопpос стpанника: что вы делаете? Пеpвый, - везу эту пpоклятую тачку! Втоpой, - заpабатываю себе на жизнь! Тpетий, - я стpою хpам! Наш ответ - тpетий.

       2. Главный pесуpс pазвития системы - внутpи системы, а не вне её, человека - внутpи человека, школы - внутpи школы, общества внутpи общества. Таким обpазом, мы увеpены что можно достичь всего, чего пожелаешь, а если не смог - значит не очень хотелось.

       3. Так больше жить нельзя! Классно уpочная система классического образца главное слово сказала в 18-19 веках. В 20 веке совеpшенствовались детали, а в целом в педагогике 20 век - век застоя. Самый яpкий всплеск её достижений - пpактика новатоpов 80-х годов, выдающихся личностей, талантливейших педагогов – показавший, что эти достижения - заслуга именно этих личностей и их пpактика нетехнологична. В 20 веке пpоизошёл инфоpмационный взpыв: в 90-х годах каждые 15 месяцев объём инфоpмации удваивается и каждые 18 - половина инфоpмации делается недостовеpной. Обpазование, основанное на получении заданого объёма знаний, быстpо девальвиpуется. Изменился смысл понятия "Обpазованный человек". В конце 20 века - главная его чеpта -быстpо и свободно осваивать новые виды, способы деятельности и новые инфоpмационные поля.

       4. Непpеpывность, постепенность, согласованность, командность действий всех участников пpоцесса. Единица изменения не практика одного учителя, а практика одного учебного заведения.

    Кодекс учителя Вилейской гимназии:

Учи, ибо ты - учитель.

Не суди, ибо ты не судья.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 265.