По освоению и внедрению инновационной идеи
1. Изучение динамики развития результатов, проблем и потребностей школы.
2. Изучение достижений педагогической науки и передовой педагогической практики.
3. Выбор стратегии изменений, определение основных направлений инновационной деятельности.
4. Выбор условий, возможностей, компетентности, готовности, мотивированности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
5. Работа с коллективом по разъяснению идеи, присвоению ее ценностей, определению условий и критериев успешности (установочная лекция, индивидуальные собеседования и консультации)
6. Составление программы эксперимента, определение целей, условий, участников.
7. Формирование группы единомышленников, целевой творческой группы, проблемной лаборатории.
8. Дифференцированная методическая работа с учителями.
9. Научно-образовательная экспертиза программы исследований и микроисследований.
10. Составление комплексно-целевой программы по внедрению и адаптации (разработке) инновационной идеи.
11. Научно-методическое обеспечение эксперимента. Опережающее обучение кадров (научно-методический семинар, психологический практикум, тренинг успешности и т.д.).
12. Психологическое обеспечение эксперимента. Разъяснительная работа с учащимися и их родителями (классные часы, родительские собрания, тренинги, инструктажи и т.п.)
13. Разработка правил поведения учащихся и методических рекомендаций учителей.
14. Корректировка школьного расписания и календарно-тематических планов.
15. Разработка системы учета, контроля и оценки хода и результатов экспериментальной работы учащихся и учителей.
16. Организация работы в экспериментальных классах и группах.
17.Апробация различных организационных форм и моделей обучения, дидактических материалов и ресурсных центров экспериментальной работы.
18.Мониторинг хода эксперимента и его первых результатов (рефлексивный анализ занятий, отношения, работоспособности, изменений, затруднений).
19.Повышение квалификации учителей “Исследовательский подход в управлении учебно-познавательной деятельности школьников”.
20.Коррекция, углубление и расширение экспериментальной работы. Проведение ДРК (дней диагностики, развлечения и коррекции).
21.Отчеты учителей и творческих лабораторий.
22.Психолого-педагогическая диагностика. Педагогический консилиум.
23.Обобщение опыта. Подведение итогов эксперимента.
24.Подготовка методических рекомендаций. Оценка результатов экспериментальной работы.
Аналитическая справка.
Алгоритм описания педагогической технологии
1. Название
2. Целевые ориентации.
3. Классификационные параметры.
4. Концептуальные положения (принципы, научное, психологическое, философское обоснование и т.п.)
5. Особенности содержания.
6. Особенности методики.
7. Образовательная ценность.
8. Рекомендуемая литература по изучению основ данной технологии.
ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЯ
Дальтон-план представляет собой не систему, а идею, способ обучения. Это сочетание традиционного кабинетного обучения с учебным процессом (30% учебного времени), основанном на следующих принципах:
- свобода;
- сотрудничество;
- самостоятельность.
Средством конкретного выражения указанных принципов является задание.
Дальтон-план - это не шаблон, по которому может строиться деятельность любой школы. Дальтон-план возник и складывался благодаря разнообразию условий и тактики обучения.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей;
- формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка;
- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, ответственности, умения сотрудничать, делать выбор.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
- в современных условиях главной формой индивидуализации обучения, а следовательно создания психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребенка, является самостоятельная работа учащегося в школе и дома (гипотеза Инге Унт)
- в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы, при которой 60% времени учитель может выделить для индивидуальной и самостоятельной работы с учениками (гипотеза А.С. Границкой);
- развитие способностей эффективно, если давать картину усложняющихся задач, мотивировать процесс учения, но оставлять ученику возможность выбирать тот уровень, который для него сегодня возможен и доступен (гипотеза В. Д. Шадрикова)
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ:
- по уровню применения - все уровни:
- общепедагогическая,
- частнопредметная;
- по философской основе - гуманистическая;
- по основному фактору развития: - комплексная (развивает все
психические процессы и социальные
навыки);
- по концепции усвоения: - приспосабливающаяся, т.е.
ассоциативно-рефлекторная,
развивающая;
- по ориентации на личностные - информационная;
структуры: - операционная;
- стимулирующая;
- по характеру содержания: - обучающая;
- личностно-ориентированная;
- приникающая;
- по типу управления познавательной
деятельностью: - "репетитор" (индивидуальное
обучение)+" система малых групп"
- по организационным формами: - альтернативные, академические,
индивидуально-групповые;
- по подходу к ребенку: - гуманно-личностная;
- по преобладающему методу: - програм ированные,
саморазвивающие, творческие;
- по направлению модернизации: - альтернативная.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ
- индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к самостоятельной работе, приспособление к имеющейся учебной и дополнительной литературе;
- сочетание самостоятельной работы, индивидуальной работы учителя с отдельными учениками, работа в парах, группах сменного состава, многоуровневые задания с адаптацией;
- оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внеклассной работы);
- предоставление свободы выбора ряда элементов обучения;
- формирование общеучебных умений и навыков, адекватной самооценки;
- использование ТСО, информационных средств обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
- Дальтон-план обеспечивает лучшее индивидуальное развитие учащихся в современном обществе.
- Дальтон-план развивает способность выбора. Поскольку на ранней стадии ребята учатся:
- отвечать за свои поступки;
- совершать выбор на индивидуальной основе;
- принимать во внимание интересы других людей.
- Дальтон-план является активным способом обучения.
- Дальтон-план стимулирует развитие индивидуальных талантов и способностей.
- Дальтон-план обеспечивает дифференциацию в отношении темпов и объема работы.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"
(АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ ДАЛЬТОН)
1. Проблемный анализ существующей классно-урочной формы организации учебы:
- бездеятельность "учебной деятельности";
- трансляция и принуждение к усвоению готовых истин;
- чтение не первоисточников, а учебников;
- бездеятельность и монологизм и т.д.
2. 06pазовательные цели, которые мы хотим достичь не через содержание, а только через технологию обучения, через внедрение технологии Дальтон:
- главное - выращивание способностей мыследеятельности;
- полноценное и эффективное развитие практических способностей;
- обучение работе с текстами;
- освоение умений готовить выступления и выступать;
- научение культуре коммуникации и др.;
- освоение умений культурно отстаивать свою точку зрения;
- освоение способов полноценно участвовать в любом коллективном обсуждении;
- освоение культуры деятельного сотрудничества и кооперации;
- научение культуре постановки проблем в своей собственной мыследеятельности;
- приобретение способностей анализировать эффективно и точно свои действия:
- освоение рефлексивно-деятельных способностей "ответственных" за коллективное решение проблем и коммунально-мыслительных "ответственных" за развитие деятельности;
- освоение психолого-педагогических способностей в создании творческой и бесконфликтной атмосферы на уроке или в организации.
Предлагаемая технология педагогики Дальтон, основанная на принципах свободы, сотрудничества и самостоятельности, помогает в максимальном приближении решить эти образовательные задачи. Наиболее эффективно здесь действует педагогика среды и управление саморазвитием личности, т.е. развивающая педагогика, где успешно реализуются классические принципы развивающей педагогической технологии:
- принцип деятельности как условие развития личности;
- принцип самодеятельности как необходимый фактор развития личности;
- принцип проблемного общения как необходимое условие развития личности и обучения;
- принцип рефлексивности усвояемых знаний:
- принцип подчиненности содержания обучения задачам развития;
- принцип развития всех участников и самого педпроцесса;
- принцип развивающей среды;
- принцип выращивания новых способностей;
- психолого-педагогическая диагностика и зоны ближайшего развития;
- принцип практического преобразования и др.
Удачно сочетаются технология работы с организацией деятельности и мышления и работы с текстом. Здесь учитель выступает как организатор коммуникации, как аналитик процесса и диагност-исследователь проблем и затруднений учащихся.
Основной вид деятельности: учебное мыследействие и различные виды коммуникации.
Таким образом, эта технология:
- индивидуализирует процесс учения-саморазвития;
- повышает мотивацию, придает уверенность и способствует творческому росту каждого;
- развивает социально-психологическую и нравственную культуру учащихся;
- организует коллективную мыслекоммуникацию;
- совершенствует интеллектуальную культуру учащихся и аналитическую
культуру учителя.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.