II. АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       2.1. Минская педагогическая гимназия №3

МОЖЕТ ЛИ УЧЕНИК БЫТЬ АВТОРОМ СВОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

       Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?

       Чтобы сегодня выпускник школы был востребован при любых условиях, его не просто надо научить - не менее, если не более важно, научить его учиться. Качество образования - это не количество информации. Нельзя стать умнее на 10 упражнений или на 7 параграфов. Образование, прежде всего, формирование потребности и готовности к самостоятельному познанию, становится ключом к успешному развитию человека и общества. И если формула успеха для современного выпускника школы это:

       - умение видеть и решать проблемы;

       - умение самостоятельно учиться и работать с информацией;

       - способность иметь свою точку зрения и уметь ее аргументировать;

       - умение применять полученные знания для решения жизненных проблем;

       - культура общения;

то путь к успеху лежит прежде всего через упорную самостоятельную работу по освоению этих умений.

       А образовательная реальность пока такова, что преобладает традиционное обучение, ориентированное на научение, на формирование, на ведущую роль учителя, на усвоение преподнесенных учителем знаний учеником, на его заранее ведомую роль в обучении, на репродуктивный характер обучения и репродуктивный уровень образования. Сегодня автор урока - учитель. Он ставит цель, выбирает способы, организует работу, он оценивает результаты. Нарушается одно из прав ребенка - право выращивать свое знание на основе своего опыта.

       А может ли ученик быть автором урока, автором своего образования? Именно на это ориентирует сегодня нас реформа белорусской школы, основные принципы которой - приоритет свободного развития личности, адаптация системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Реформа нацеливает педагогическую общественность на развитие и повышение эффективности системы образования прежде всего за счет ее внутренних содержательных, кадровых и организационно-педагогических резервов.

Дети такие разные и предпочитаемый стиль обучения у них разный: механический, интуитивно-чувственный, конкретный, абстрактный, импульсивный, зависимый, визуальный, аудиовизуальный и др. Ученик лучше всего обучается, используя предпочитаемый им стиль обучения. Но сколько детей, столько и стилей. Не все учителя способны подогнать свой стиль преподавания под стили обучения всех учеников. Кто-то отстает, кто-то нервничает. Не лучше ли дать возможность каждому работать в своем темпе и в удобном для ребенка стиле, т.е. ориентировать педагогический процесс на самообучение и обеспечить личностный подход к каждому?

       Изменение образовательной парадигмы, обусловленное глобальными образовательными тенденциями, изменяет задачи, характер, содержание и технологии школьного образования.

       Ориентация школы на личность ученика, его запросы и потребности, на обеспечение возможностей его самораскрытия диктует необходимость образовательных технологий саморазвития, энергосберегающих и помогающих подготовить специалистов с гибким креативным мышлением, способных активно осваивать ситуации социальных и образовательных перемен.

       Традиционное обучение, ориентированное на сообщение знаний учащимся и на поддержание существующей культуры и социального опыта не стимулирует изменений в среде и недостаточно развивает самого человека. Главным словом в учительской речи недавнего прошлого было слово “формировать” (привычки, навыки, культуру и т.п.).

Оценка труда учителя целиком определялась понятием сформированности или несформированности чего-то. Между прочим, в словаре В.Даля тот, кто формирует что-то - просто “формовщик”, а не учитель. Общество и учитель видели в ребенке не человека, а материал, из которого можно сформировать личность с определенными качествами. Отсюда монологическая речь и по форме и по содержанию. В речи учителя часто звучали глаголы в форме повелительного наклонения, слова со значением беспрекословного выполнения: “запиши, выполни, расскажи, сделай так и другие”. Узурпированное учителем право на истину в высшей инстанции лишало ребенка возможности иметь свое мнение и свободно его выражать. А если воспринимать ребенка как равного, то надо изменить категоричность высказываний: вместо должен и обязан - можешь и способен, слушаю, согласен, подумаем вместе. Речевая агрессия уступает место речевой гармонии.

       Педагогические поиски учителей гимназии в русле современной образовательной парадигмы оказываются сопряженными с поисками в психологии, философии, культурологии, социологии, соединяя в практике лучшие идеи, заключающие в себе актуальный культуроформирующий потенциал.

       Инновационное обучение, основанное на принципах природосообразности и культуросообразности, персонализации и индивидуализации, диалога и гуманизма, приводит не только к личностному развитию, но и к инновационным изменениям во взаимосвязях и взаимодействии устоявшейся культуры, социальной Среды и Человека.

       Инновационная школа не “формирует” ребенка, как гончар “формирует” глиняный горшок на гончарном круге. Она выращивает в нем творческие способности и потребность в творчестве, она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, она поддерживает в ребенке все то, что связано с его личностью, индивидуальными особенностями и способностями. Не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа - к ребенку.

       Среди целей образования сегодня на первом месте развитие личности на основе индивидуального обучения. Развитие - ключевое слово педагогического процесса, его цель, суть и результат. Развитие ученика происходит прежде всего на основе его самопознания и внутренней потребности к самосовершенствованию, на основе взаимодействия и взаимопонимания со средой, с другими людьми, в деятельности, в общении.

       Методы обучения должны содействовать выявлению и развитию компетентности ученика. В качестве важного методического средства предполагается использование личностно-ориентированных технологий, в частности, разноуровневого обучения, коллективного способа обучения, модульного обучения, метода проектов, технологии Дальтон и др.

       Педагогика Дальтон - это система отношений, это культура учебного труда, это образ мысли и образ жизни.

       Дальтон - это активная учебно-познавательная и коммуникативная деятельность учащихся, это организационно-исследовательская деятельность учителя.

       Основными задачами Дальтон являются:

       - обеспечение условий для максимальной индивидуализации в развитии учащихся (программа как бы подгоняется под каждого учащегося в зависимости от его потребностей, интересов и способностей);

       - развитие социальных навыков учащихся, навыков сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

       “Задание” подробно определяет проблему для изучения, возможные пути ее решения, исследования и ожидаемый результат в освоении учеником определенной части учебного плана. “Задание” может быть долговременным проектом, оно помогает учащимся овладеть навыками распределения времени для своевременного завершения обязательного и дополнительного задания.

       “Лаборатория” - это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над “Заданием”. Ученик может работать в библиотеке, в кабинете, один, в паре или в группе с другими учащимися, может консультироваться с учителем.

       Лабораторный метод - это методика индивидуального обогащения и коллективного взаимообучения, это метод, основанный на общении в парах и группах сменного и разновозрастного состава, это методика высокого уровня общения и индивидуализации.

       На этих занятиях ученик и учитель оказываются в новой ситуации, необычной для стандартного урока. Им приходится двигаться по классу, общаться с разными партнерами, отмечать свое движение в информации, возникает деловой шум.

       Для успешного включения учеников в лабораторию рекомендуется проводить тренинги, развивающие у учащихся навыки ориентации в пространстве, умения слышать партнера, работать в постоянном шуме, умения поиска нужной информации, использования листков учета и т.п.

        У ученика имеется личная учетная карточка, которую он обязан носить из лаборатории в лабораторию, на уроки и конференции. В этой карточке ведется учет собственных достижений.

       “Домом” в Дальтон-школе называют группу консультантов-советников, оказывающих детям организационную и психологическую помощь. Школа широко использует разнообразные образовательные возможности города.

       Все методики и формы Дальтон-занятий можно классифицировать в зависимости от уровня общения, на который они позволяют выйти, уровня дидактических задач, которые они дают возможность решить, места этой работы в цикле обучения. Чем выше уровень общения и уровень дидактических задач, заложенных в методике, тем больше возможностей для проявления инидивидуальности учащихся.

       Лабораторное занятие (Дальтон-час или Дальтон-урок), коллективный урок, конференция - это формы специально организованной учебной деятельности, дающие ученикам возможность самостоятельно проектировать свою цель и способы учебных действий.

       Одной из важнейших составных частей Дальтон-плана является связь с социумом, участие всех ребят в общественной деятельности. Это может быть помощь библиотеке или работа в качестве помощника учителя, работа в больнице, в музее, в центре помощи престарелым.

       Ученическое самоуправление в школе Дальтон - реальная сила. Представители старшеклассников участвуют в работе Дисциплинарной комиссии школы, где решаются проблемы успеваемости, поведения и другие проблемы.

       Если говорить об общих чертах всех вышеперечисленных форм, заявленных в лабораторном методе, то основным является обязательный рефлексивный момент, от качественной письменной самооценки до индивидуального устного выступления.

       И еще один важный вопрос, объединяющий и в то же время разъединяющий названные четыре формы.

       Это вопрос об учебной деятельности (УД), которая понимается как деятельность, направленная на самоизменение. Есть ли возможность создать ситуацию УД при тех условиях, которые описаны выше? Каждая из форм деятельности в лабораторном методе Дальтон-плана дает возможность создания ситуации УД; вопрос в том, сможет ли учитель эту возможность использовать? Сможет ли он определить место каждой формы в создании такой ситуации?

       В принципе можно определить (хотя достаточно условно), какую роль играет каждая из вышеназванных форм в создании ситуации учебной деятельности. Например, классный урок может играть роль критического этапа осмысления, проживания понятий, где уместный и точный вопрос учителя может ввести учащегося в ситуацию учебной деятельности. Конференция в этом процессе опирается на столкновение различных точек зрения, в результате которого УД тоже может иметь место.

       Дважды в год проводятся родительские собрания. Учителя составляют отчеты о прогрессе каждого ученика, где отмечают все положительные стороны и то, над чем надо работать. Количественные рейтинговые оценки (А, В, С, D, Е) выставляются только с 8-го класса.

       Четыре раза в год ученики получают рейтинговые ведомости. Учащиеся, которым необходима помощь по организации учебного труда, по письму, по математике, в течение всего учебного дня могут обращаться к преподавателям-консультантам, имеющим специальную подготовку по работе с отстающими.

       Основные принципы и идеи Дальтон-педагогики сегодня близки и понятны учителям, прежде всего потому, что Дальтон-педагогика - это развивающая, вариативная, гуманная, личностно-ориентированная, культурно-ориентированная педагогика, способствующая выработке целостного представления о мире, о человеке. Этому способствуют интегрированные разноуровневые задания, востребованность личностного опыта ученика, личностного отношения к изучаемому предмету, использование индивидуализированных приемов и способов работы.

       Для Дальтон-педагогики характерен деятельностный подход. Ученик должен не просто усвоить знания, сколько научиться их получать и использовать. Это особенно важно в начальной школе, где учебная деятельность является ведущим видом деятельности. Особенно важна креативность самостоятельной и коллективной познавательной деятельности. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в быстро изменяющемся мире, сам изменять этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, умений и навыков, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное и нестандартное решение.

       Дальтон-занятие - это управление с помощью задания, рефлексии, ресурсных возможностей школы и кабинета процессом познания коммуникацией и саморазвития, процессом присвоения коллективных ценностей и развития умений учиться. Здесь нет навязывания или внушения принципов жизни и деятельности, зато есть поддержка и выращивание естественной человечности в детях. Это грамотная, необходимая, стимулирующая педагогическая поддержка ребенка, его стараний, это постоянная психологическая защита. Дальтон-урок - это урок для всех и урок для каждого. На каждом занятии ребятам предлагаются несколько разноуровневых заданий, включающих как обязательные задания, так и задания нескольких уровней сложности на выбор ученика.

       На Дальтон-занятии происходит целенаправленное создание условий для развития, саморазвития человека и целенаправленная деятельность по приобретению собственного опыта познавательной деятельности, отношений и общения, по формированию ценностных ориентаций. Ценность всегда подразумевает выбор, а выбор помогает и определить и сформировать ценностные ориентации, которые направляют сознание и поведение человека.

       Изучение ценностных ориентаций гимназистов педагогической гимназии

№ 3 показало, что приоритетными ценностями для учащихся являются отзывчивость, скромность, уверенность в себе, самостоятельность, трудолюбие и др. Многие из этих ценностей выработаны и присвоены учащимися благодаря настойчивой практической реализации идей личностно-ориентированной педагогики и использованию технологий саморазвития.

       Сегодня в Минской педагогической гимназии практикуются такие виды Дальтон-занятий, как Дальтон-урок (в рамках одного предмета, урока, учителя, кабинета, задания), Дальтон-час (в рамках одного часа, но нескольких предметов, заданий, лабораторий), Дальтон-день ( в рамках одного дня, 2-3 предметов и 1-2 учителей), а также Дальтон-неделя, когда 3 дня в неделю по 2-4 предметам в день ученики выполняют предметные или интегрированные задания, самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками.

       Дальтон-дни и Дальтон-недели организуются в основном в начальной школе. По итогам выполнения и проверки нескольких дальтон-заданий проводятся конференции, где анализируются и результаты и способы работы.

       Перед каждым дальтон-часом и дальтон-занятием проводится специальный инструктаж, в основном на предыдущем уроке. Дальтон-задания записываются в дневник или в специальную тетрадь, многие задания печатаются на специальных листах или записываются на классной доске.

       На Дальтон-уроке и в начале Дальтон-дня проводится короткое, проблемное, установочное объяснение или актуализация ранее изученного материала. Учитель обозначает проблемы, связанные с новой темой, ставит ряд вопросов и предлагает найти варианты ответов на них самостоятельно. Часто вопросы, задания сориентированы не на факты, а на анализ событий, наблюдений, на выбор рационального.

       Иногда начало урока используется для активизации командной работы. Например, можно дать каждой команде несколько бумажных полосок с фрагментами нужного определения. Пусть ребята соберут целое. Кто быстрее?

Учитель обращает внимание на поведение учеников, которые обычно пассивны. Оживились ли они? Кто захватил власть в свои руки? После складывания разрезанного определения ученикам предлагается решить две задачи: самую легкую и самую трудную - тоже на скорость. Решать будут сообща. Во время складывания определения наладились деловые контакты и разговоры, поэтому решать задачи ребятам будет комфортнее. Потом каждый записывает в своей тетради окончательное решение и соберет автографы партнеров по команде, удостоверяющие правильность записи. Это поможет ребятам погрузиться в материал и в командную работу. Потом ребята получают основное задание, которое, как правило, состоит из 3-5 заданий разного уровня (репродуктивный, практический, творческий, исследовательский) и инструктаж по его выполнению и делают свой выбор задания, соседа, места, темпа и способа выполнения работы.

       Организованная перестановка парт и стульев служит хорошей физкультминуткой на уроке. Смена рабочего места - естественная профилактика сколиоза и плохого зрения, не говоря уже о том, что смена мизансцены всегда на пользу уроку и что ученикам в разных командах удобно приобретать разныйопыт делового партнерства. При быстрой перестановке парт во время урока или хотя бы при простой смене рабочих мест традиционная галерка растворяется, а соответственно и все проблемы, связанные с ней. В классе должно быть много книг, цветов, музыки, досок и различных источников знаний. Ребенок может свободно перемещаться по классу. Единственное ограничение - не мешать другим.

       Работая один или в группе, ученик обосновывает свой выбор, свою цель, план, форму работы и сотрудничества. Способность договариваться с товарищами включает в себя способность понять другого, себя. По окончании работы ученик имеет право дать оценку чужой работе и выслушать мнение других о своей, а также оценить ход и результаты собственной деятельности. В ходе такого обоснованнного анализа “прорастает” рефлексивная способность мышления, способность осмыслять свои действия и свои изменения.

       Учитель подбирает специальную литературу и другие средства обучения для самостоятельной работы учащихся. Дети обкладываются справочниками, разными учебниками и начинают работать. А затем они сами придумывают упражнения, задания и обсуждают, смогут ли одноклассники (или младшие ребята) с ними справиться. Возникает новый тип делового сотрудничества, так называемое “групповое консультирование”, ориентированное и на содержание работы, и на процесс.

       Этические принципы работы учителя во время Дальтон-занятий - это прежде всего соблюдение прав личности (право выбора, право на ошибку, на вопрос, на свое мнение и т.п.). Детям должны быть понятны и задания, и правила их выполнения.

       Традиционные функции педагога заменяются на организацию деятельности учеников, создание педагогических ситуаций, особого рода комментариев и подсказок. Задача учителя - помочь ребенку выстроить в своем сознании новые понятия, организовать деятельность, получить новые знания как следствие движения по его индивидуальному плану, в котором ребенок имеет право:

- работать над тем материалом, который он сам выбирает;

- работать в той форме, которую он считает подходящей и т.д.

Учитель организует пространство для развития ребят. Задача учителя - помочь ребенку. Принципиально меняется способ учения, меняется система постановки задач и, следовательно, цели всей школьной работы - воспитание самостоятельной, инициативной личности.

       При таком способе обучения невозможно оценивать просто точность выполнения заданий, практически невозможен текущий опрос. Оценивается качество творческой работы, разнообразие проработанных материалов и сопоставление точек зрения, результаты.

       Неизбежно ломается классно-урочная система, нацеленная на получение определенных знаний и отработку конкретных умений и навыков. На Дальтон-занятиях ученик учится добывать, отрабатывать и оценивать знания.

       Поощрению и оценке подлежат не только академические успехи, но и приемы, способы работы, а также психологические аспекты общения. Во время инструктажа можно заранее нацелить ребят на то, что по ходу Дальтон-занятия учитель будет отслеживать организованность, взаимопомощь, нестандартность и рациональность подходов к самостоятельному выполнению заданий.

       Особое внимание уделяется социальным аспектам обучения, способам общения, взаимозависимости и ответственности. Можно организовать работу под девизом, который формулируется, как правило, во время инструктажа и анализируется при рефлексивном анализе урока (например, “Помоги другому и поймешь сам”, “Важно не только то чему мы учимся, главное - как!”, “Уча других, учусь я сам” и др.).

       Считается, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Поэтому рефлексивный анализ Дальтон-занятий обязателен. При рефлексии Дальтон-занятий учитель просит ребят обращать внимание прежде всего на особенность их общения друг с другом и на собственные ощущения. Такая сосредоточенность на процессе помогает детям осознать себя в учебном процессе, понять что и как в нем изменяется в результате учебных усилий и научиться об этом говорить. Анализируются изменения, мысли, чувства и поведение учащихся непосредственно на Дальтон-занятии.

       Динамический мониторинг подтверждает преимущества Дальтон-технологии:

       МОРАЛЬНОГО ПЛАНА:

       - развитие чувства ответственности за свое собственное развитие (учусь не для учителя, а для себя; оценка и знания важны и за стенами школы и т.д.);     

       - резкое уменьшение необходимости применения давления на ученика;

       - комфортность и психологическая защищенность ребенка.

       СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНА:

       - уменьшение соревновательности и конкуренции в худшем смысле этого слова (погоня за символами знаний и умений, а не за самими знаниями);

       - развитие сотрудничества;

       - рост личности;

       - отсутствие унификации и обезличивания

       ОБЩЕБОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ Дальтон-технологии состоит в том, что:

       - основная деятельность протекает на уровне учащегося (т.е. там, где это и должно быть);

       - развитие способностей каждого ребенка, навыков самостоятельной деятельности и умений задавать вопросы происходит поэтапно, последовательно, в преемственности;

        - измененяется отношение ученика к учителю и к содержанию предмета.

       ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ состоит в том,

что при такой организации занятий обеспечивается:

       - дифференциация - разница в скорости, объеме и сложности учебы (работы);

       - гибкость и разнообразие деятельности;

       - возможность отличникам показать, на что они способны;

       - возможность каждому самоутвердиться;

       - постепенное приучение к самостоятельному труду;

       - высокая активность учащихся;

- ребята учатся отстаивать свою точку зрения и с уважением относиться к чужой;

- уровень тревожности на занятиях по Дальтон-плану ниже, а уровень комфортности выше.

       Проектное обучение - это следующий шаг в том же направлении. Оно реализует те же основные идеи и подходы, но на более высоком уровне интеграции и обобщения.

       Проектное обучение является логическим продолжением и развитием психолого-педагогических концепций 19-20 веков и организационно хорошо укладывается в разные формы Дальтон-занятий.

       Что же происходит с учениками в результате занятий по Дальтон-плану и методу проектов:

       - преодолевается комплекс молчания;

       - исчезает страх за неправильный ответ;

       - даже на первых шагах применения методики у ребят появляется ответственность за себя и других;

       - групповая работа выступает как тренинг обучения;

       - включение в работу в своем темпе;

- появляется возможность поработать с книгой, с учителем, индивидуально или в группе, в лаборатории или библиотеке; 

- работать по своему плану;

       - при работе в группах или в парах возникает необходимость самостоятельного распределения ролей, выработки алгоритма согласования позиций;

       - развивается речь и мышление учащихся, возникает критическое отношение к тексту.

       Урок по Дальтон-плану - это открытая система, представляющая возможность участвовать в уроке любому учителю, родителю, старшекласснику. Чем больше в таком уроке участвует взрослых, тем больше возможностей для диагностики и отслеживания происходящего.

       Нет ли здесь перегрузки учеников? Так называемая перегрузка учащихся зависит не от количества, а от качества учебной деятельности, т.е. от ее психологического обеспечения, прежде всего, мотивационного отношения учащихся к процессу обучения, от структуры содержания, от используемых приемов и средств обучения, от индивидуальных особенностей учащихся. Удовлетворенность учащихся процессом, комфортность работы снижает усталость и перегрузки.

       Сегодня стоит задача в увеличении удельного веса Дальтон-занятий в системе традиционного обучения.

       Однако возникает ряд ограничений и трудностей, мешающих более широкому и интенсивному использованию этой технологии в учебно-воспитательном процессе: отсутствие специальных учебных заданий, тетрадей на печатной основе, множительной техники, бумаги и т.п. А еще лучше иметь отдельные сборники Дальтон-заданий.

       Трудности, возникающие при использовании Дальтон-плана:

- нужен другой учебник;

       - нужны тексты, которые можно было бы назвать “шедеврами человеческой мысли”, которые бы вели и стимулировали мысль ученика;

- учителю иногда трудно заставить себя не вмешиваться в самостоятельную работу детей;

- нужны новые знания и умения в области психологии общения, например, знания мимики и жестов для оценивания ситуации в аудитории;

- нужны знания принципов управления индивидуальной и групповой деятельностью;

       - трудно смириться с мыслью о том, что для некоторых детей больше пользы не в том, чтобы учитель объяснил несколько раз, а в том, чтобы сделать это самому или с другими учениками;

       - трудно относиться к шумовому фону как к естественному и удерживать его на определенном уровне, не прибегая к стандартным способам;

       - возникает необходимость в новых решениях архитектуры и дизайна учебных кабинетов, а также большом библиотечном фонде кабинета и школы;

       - по-другому должна быть расположена мебель в классе, да и сама мебель должна быть другой - нужны раздвижные овальные столы.

       Сегодняшняя реформа белорусской школы нацеливает педагогов на систему развивающего образования. Полноценное развитие учеников не может проходить в отдельно взятом классе, а требует школы принципиально нового типа, развития всех школьных подсистем. Если школа не развивается как целое, она умирает. Дальтон-школа - это и есть школа развития.

       Алгоритм деятельности учителя по освоению той или иной инновационной идеи, технологии, модели обучения включает в себя основные функции и этапы любого управленческого цикла: анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль и регулирование, т.е. он аналогичен алгоритму профессиональной деятельности учителя по реализации основных задач реформы школы.

       Работа в гимназии с учителями ведется планомерно и постоянно.

       Задача поставлена так:

       1. Через групповую и индивидуальную методическую работу с учителем обеспечить опережающее развитие педагогического мастерства учителей по отношению к процессу реализации любой инновационной идеи. Зона актуального развития коллектива - это владение учителями и воспитателями всеми современными методами обучения и воспитания.

       Зона ближайшего развития - это овладение новыми педагогическими технологиями, проведение микроисследований, это овладение культурой исследования учебно-воспитательного процесса. А зона перспективного развития - это превращение педагогического процесса в научно-исследовательский процесс,

что невозможно без школьной библиотеки.

       Школьная библиотека - важнейшее звено педагогического процесса в условиях реформы школы, в условиях разработки и внедрения любой инновационной идеи.

       В педагогической гимназии библиотека - это центр, это ось, вокруг которой вращается вся учебно-воспитательная, научно-методическая и инновационная деятельность. Обычно школьная библиотека это не главное звено. Иногда ученики вообще не понимают, зачем в школе библиотека: учебники есть, по ним и надо учиться. Ну, разве взять программную литературу или книгу для души. А для учебы?

       В рамках традиционной школьной библиотеки увеличить долю самостоятельной работы не так-то просто, теперь это не так, учитель перестал играть роль главного средства обучения. В гимназии изменили и подход к комплектованию библиотеки. В основном это справочники, словари, альбомы, первоисточники. В библиотеке создается фонд ученических работ как часть общего фонда библиотеки, особенно по педагогике и психологии.        Справочники, словари, энциклопедии, первоисточники, научно-популярная, художественная и психолого-педагогическая литература широко используются на Дальтон-занятиях, при подготовке и защите проектов и т.д. В библиотеке работает компьютер, кружок по скорочтению, ведется спецкурс “Азбука учебного труда”. Библиотекарь выполняет роль учебно-культурного ориентира и консультанта учащихся.

       Библиотека в системе гимназического образования это кабинет № 1, это информационно-педагогический ресурсный центр развития. Безусловно, количество и разнообразие книг словарей, справочников, энциклопедий и т.п. должно соответствовать потребностям школы и ее инновационным преобразованиям и всемерно способствовать этим преобразованиям.

       Практическая работа администрации и педагогического коллектива гимназии направлена на создание условий и путей реализации личностно-ориентированных технологий саморазвития ученика, в том числе и технологии Дальтон. Составлены карты и программы экспериментальной работы, алгоритмы деятельности учителя и коллектива, разработаны рекомендации учителям, классным руководителям, учащимся.

           

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ № 3

Открытия рождаются там, где кончается знание и начинается поиск.

Минская педагогическая гимназия № 3 является экспериментальной площадкой Министерства образования по освоению Дальтон-технологии, активным участником международного белорусско-голландского проекта "Матра".

В 1997 году приказом Министра образования Республики Беларусь В.И.Стражева гимназии присвоен статус "Школа - лаборатория по освоению и адаптации педагогических технологий".

Гимназией реализуется обучение детей в разных образовательных системах:

• Дальтон-педагогика;

• проектное обучение;

• разноуровневое обучение;

• модульное обучение;

• технология полного усвоения и др.

Научно-методическая работа в гимназии организуется через координацию работы филиала кафедры педагогики БГПУ им. М. Танка, методических объединений и творческих целевых групп.

Основные направления инновационной деятельности:

- создание образовательного пространства для педагогов и гимназистов;

 

- продолжение освоения в теории и реализация на практике развивающих личностно-ориентированных технологий;

- организация исследовательской, методической и проектной работы педагогов и учащихся;

- организация работы по содержанию довузовской психолого-педагогической подготовке.

Цели инновационной деятельности.

1. Создание условий для развития потребностно-мотивационной сферы гимназистов и условий для роста профессионального мастерства педагогов гимназии.

2. Повышение эффективности довузовской психолого-педагогической подготовки учащихся.

3. Расширение образовательного пространства гимназистов и учителей.

Описание экспериментальной деятельности гимназии за 1994-1998 год.

1. Были организованы научно-практические семинары по изучению основных идей, принципов и методов Дальтон-педагогики (исторический аспект и современная теория).

2. Созданы целевые творческие группы по освоению Дальтон-технологии и адаптации к учебной системе гимназии.

3. Организованы консультации с представителями Лицея Спинозы (Голландия) и Национального института образования Республики Беларусь.

4. Разработана система организационно-учебного обеспечения Дальтон-педагогики в гимназии (расписание, классы, учебные предметы, состав педагогов и др.).

5. Постоянно осуществляется анализ и коррекция Дальтон-заданий.

6. Разработаны правила поведения учащихся на дальтон-часе, листы учета Дальтон-заданий для учителей и классных руководителей, алгоритм подготовки Дальтон-заданий и система работы учителя с использованием Дальтон-технологии.

7. Включена в экспериментальную деятельность по обеспечению Дальтон-технологии библиотека в качестве ресурсно-информационного центра гимназии.

8. Проведена серия семинаров, практикумов, мастерских для руководителей и учителей других школ республики для ученых и работников системы образования Республики Беларусь.

9. Ведется мониторинг, анализ и коррекция всех направлений организации Дальтон-плана в гимназии.

10. Издана серия методических бюллетеней, посвященных Дальтон-плану в гимназии.

1998-1999 год

1. Изучен теоретический материал и практический опыт по освоению Проектного обучения.

2. Разработана тематика проекта для учащихся 10-х классов "Я и профессия", ряд учебных проектов по предметам базового цикла в средних классах.

3. Апробирована система учета и оценки результатов деятельности учащихся по реализации проектов.

4. Учащимися 10-х классов и руководителями проекта подготовлена и проведена защита проекта "Я и профессия".

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.