в Минской педагогической гимназии № 3
Основные принципы, способ обучения и технология занятий по Дальтон-плану, опыт голландских коллег лицея Спинозы привлекли администрацию и учителей гимназии, прежде всего, своими большими возможностями практической дифференциация и индивидуализации, обеспечения личностно-ориентированного подхода в обучения, воспитании и формировании навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности и ответственности.
Для внедрения идей и технологии Дальтон-плана в гимназии проведена большая работа с учителями, учениками и родителями. Ежедневно, в течение 2-х недель, проводились семинары-практикумы по освоению принципов, организапии и опыта работы по Дальтон-плану других школ мира. Количество участников семинаров росло ежедневно (от 7 до 47 человек).
В экспериментальной работе участие приняли только наиболее подготовленные и мотивированные педагоги начальной и средней школы. Научно-методический подход к использованию Дальтон-плана в гимназии обсуждался на заседании кафедры педагогики и психологии.
Был утвержден план экспериментальной работы по организации педагогического процесса с элементами Дальтон-плана.
В последующие 2 недели была проведена серия семинаров-практикумов и
индивидуальных консультаций по составлению Дальтон-заданий.
Параллельно проводилась разъяснительная и организационная работа с воспитателями, учащимися и родительскими комитетами классов. Были выработаны критерии, требования и образцы Дальтон-заданий по всем предметам.
В расписании вторника между третьим и четвертым уроками выделен 1 час для проведения Дальтон-занятий уч-ся 5-9 кл. (Дальтон-час).
В это время открыты 7 кабинетов на 2-м этаже, библиотека, читальный зал и компьютерный центр. В кабинетах с заранее подобранными материалами сидят учителя-предметники.
Ученики 5-9 кл. с листками заданий по всем предметам выбирают, где, в каком кабинете, какое и с кем выполнять задание. Мебель расставляется произвольно, в соответствии с желаниями детей, для индивидуальной и групповой работы.
Учитель наблюдает за выбором, за работой учащихся, консультирует их, принимает и оценивает выполненные задания. В процессе такого динамического контроля учитель определяет, какие задания вызвали больше всего затруднений.
В течение часа ученик имеет право переходить из кабинета в кабинет, работать в библиотеке, в коридоре, разговаривать с друзьями.
Классные руководители наблюдают за движением учащихся, контролируют своевременность сдачи заданий учителю, помогают спланировать самостоятельную работу по воем предметам на определенный срок и сохранить работоспособность.
Движение и легкий шум в классе не снижают интеллектуального напряжения. Некоторые задания ученик может выполнять дома, но к указанному сроку задание должно быть выполнено, сдано, проверено и оценено учителем.
Учителя стараются, чтобы каждое Дальтон-задание предусматривало творческий характер деятельности, разнообразие и смену видов деятельности ученика, чтобы задание было посильным и доступным, но в то же время имело достаточную интеллектуальную напряженность, чтобы у каждого была свобода выбора видов и способов деятельности, содержания, источников места и партнеров по работе. Поскольку Дальтон-задание - это план деятельности, а в структуре задания заложена и структура деятельности:
· постановка цели;
· выработка плана, моделей и схем предстоящих действий;
· осуществление деятельности, использование средств деятельности;
· сравнение процесса и промежуточных результатов с поставленной целью и внесение коррективов, -
то выполнение Дальтон-заданий способствует формированию практических навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности каждого ученика и ответственности за ее результат.
Администрация и психологическая служба гимназии постоянно ориентируют учителей и учащихся на самооценку, рефлексию и коррекцию деятельности, на осмысление себя в процессе познания.
Учителя-предметники и освобожденные классные руководители должны заботиться о создании ситуации успеха для каждого ученика. Большинство учащихся выполняют задания на чистых листах бумаги, в тетрадях или на листках с заданиями (типа печатной рабочей тетради).
Традиционные домашние задания 2-х недель в сумме уменьшено на объем Дальтон-задания.
Каждый учитель и классный руководитель должны заботиться о формировании и развитии навыков самостоятельности, организованности, ответственности и в то же время об отсутствии перегрузки учащихся.
При выполнении правильно подобранных и хорошо организованных Дальтон-заданий помимо познавательной деятельности развиваются также коммуникативная, ценностно-ориентационная, исследовательская деятельности учащихся.
В гимназии организуются не только еженедельные Дальтон-часы , но и отдельные Дальтон-уроки по одному предмету согласно календарно-тематическому планированию и выбору учителя.
Задания на Дальтон-урок предполагают выбор учащимися уровня, сложности, объёма и способа работы, а также партнеров для сотрудничества. Задание выполняется на уроке, в кабинете или библиотеке. Часть задания может быть выполнена и дома с обязательной сдачей на следующем уроке.
В начальной школе проводятся Дальтон-дни, Дальтон-недели, когда часть времени уроков языка, математики и др. уходит на актуализацию ранее изученного, короткое объяснение и инструктаж к самостоятельной работе, а потом в течение 1,5 - 2 часов ученики выполняют самостоятельно Дальтон-задания по этим предметам под наблюдением учителя.
Таким образом изменяется позиция ученика и учителя в учебном процессе. Позиция ученика становится более активной, учитель же направляет, консультирует, стимулирует, мотивирует и корректирует учебно-познавательную и коммуникативную деятельность учащихся.
С В О Б О Д А
Вопросы, на которые отвечает гимназист:
ЧТО? КОГДА? ГДЕ? С КЕМ? КАК? ПОЧЕМУ?
Принцип свободы в технологии Дальтон реализуется прежде всего через выбор учащихся. Ученик выбирает задание, уровень его сложности, время и место его выполнения, источники информации, партнеров по работе, степень самостоятельности и т.п.
Границы свободы четко определены правилами поведения учащихся на Дальтон-занятиях и временем. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения задания, за поведение и сотрудничество с
другими учащимися.
На Дальтон-занятиях изменяется позиция Учителя и Ученика. Ученика можно сравнить с футболистом, а учителя - с тренером. Тренер организует игру, показывает, анализирует, но сам в игре не участвует.
Учитель управляет самостоятельной познавательной деятельностью учащихся через Дальтон-задание (целеполагание, подбор содержания, дифференциация заданий, ресурсное обеспечение занятий), через организацию взаимодействия, консультирование, коррекцию и оценку работы учащихся.
Менеджмент на Дальтон-занятии
Целеполагание Планирование Организация Контроль Оценка
Мотивация Коммуни- Прогноз Коррекция
кация
Рефлексия
На Дальтон-занятиях реализуются все основные функции педагогического процесса и учителя. Особенно большое значение имеют инструктаж, мотивация и психологическая поддержка учащихся. Изучение и анализ межличностных отношений, мониторинг учебной деятельности и рефлексия продвижения учащихся являются необходимыми условиями самовоспитания и саморазвития учащихся.
Учитель создает образовательную среду, максимально способствующую развитию сотрудничества, учит ученика рационально распределять свое время, а также внимательно следить за продвижением учащихся в выполнении заданий и в случае затруднения оказывает им необходимую помощь.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 246.