I. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

       В современном мире образование становится одним из основных факторов экономического, социально-политического и духовного развития общества. Обществу нужны качественно новые характеристики образовательных систем, и прежде всего, такие, которые способны успешно решать следующие задачи образования школьников:

· Развитие умений и навыков, формирование отношений, необходимых для непрерывного образования (владеть обще-учебными умениями и навыками, навыками работы с информацией, включая работу с компьютерной техникой, быть заинтересованным и ответственным за свое непрерывное образование, т.е. принцип учись учиться становится ведущим в образовательном процессе).

· Развитие конструктивного мышления (мыслить критически и действовать логично, чтобы оценивать ситуации, решать проблемы и принимать решения; понимать и решать проблемы с привлечением математики, а также использовать полученные результаты; эффективно использовать различные технологии, инструменты, информационные системы; получать и использовать специальные знания из различных областей, например, социальных, физических, технологических наук)

· Развитие умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации (понимать и говорить на том языке, на котором осуществляется трудовой процесс, в том числе и на иностранных языках; уметь слушать для того, чтобы понимать и учиться; читать, понимать и использовать письменные (печатные) материалы, включая графики, таблицы, дисплеи; уметь эффективно писать на том языке, на котором осуществляется трудовой процесс).

· Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру (самоуважение и уверенность в себе; честность, целостность и личная этика; позитивное отношение к учебе, своему развитию, здоровью; инициативность, энергия и настойчивость в работе; умение ставить цели, определять приоритеты в работе и личной жизни; умение планировать и управлять временем, деньгами и другими ресурсами для достижения целей; отчетность за совершаемые действия; гражданственность; ответственность за окружающую природу; адаптивность; позитивное отношение к изменениям; признание феномена человеческого разнообразия и наличия индивидуальных особенностей, различий у людей, а также уважительное отношение к этому; творчество, способность выявлять и предлагать новые идеи).

· Формирование умений и навыков сотрудничества и работы в команде (понимать цели организации и вносить свой вклад в их достижение; понимать культуру группы и успешно в ней работать; планировать и принимать решения совместно с другими членами команды, поддерживать результаты; уважать мысли и мнения других членов группы; как “брать”, так и “давать” в процессе совместной работы на достижение результата; привлекать команду к решению проблем, когда необходимо; умение осуществлять лидерство, когда это необходимо и мобилизовать группу на достижение высоких результатов). (Ю.Л.Загуменнов. Эффективность и совершенствование работы школы за рубежом. - Минск: НИО, 1999)

       Названные задачи не могут быть решены в условиях традиционной классно-урочной системы. Это задачи личностно-ориентированной педагогики, которую в странах ближнего и дальнего зарубежья связывают, прежде всего, с развитием педагогической технологии Дальтон и проектного обучения. Данные педагогические традиции не утратили своей актуальности, но требуется переосмысление и развитие имевшегося и когда-то отвергнутого опыта, адаптация к условиям национальных образовательных систем.

       Педагогическая технология Дальтон и технология проектного обучения рассматриваются в зарубежных научных исследованиях в качестве полезной альтернативы традиционной классно-урочной системе, но отнюдь не вытесняющей эту систему, а гармонично сочетающей достижения и традиции существующих образовательных систем с принципами личностно-ориентированной педагогики. Современная личностно-ориентированная педагогика избегает тех крайностей, которые были присущи педагогам-новаторам начала столетия, а именно - предоставление ученику, как субъекту образовательного процесса, неограниченной свободы. Современный подход позволяет в каждой школе, каждом классе в каждом конкретном случае найти оптимальный баланс между субъектностью и объектностью каждого ученика в образовательном процессе.

       В 1996 году в Беларуси была начата опытно-экспериментальная работа по внедрению личностно-ориентированных технологий в практику работы школ (Личностно-ориентированная педагогика дальтон:история, принципы и организация работы. - Минск: Асар, 1998). Результатами этой экспериментальной работы стали разработка комплекса учебно-методических материалов, их опытно-экспериментальная проверка в экспериментальных школах и подготовка первой группы региональных консультантов по внедрению новых педагогических технологий. В целях распространения результатов исследования в последующие годы в республике были проведены международные научно-практические конференции по внедрению новых педагогических технологий с участием представителей учебных заведений республики, работников Министерства образования, ученых Беларуси, России и Голландии.

       В предлагаемом учебно-методическом пособии обосновывается целесообразность использования личностно-ориентированных педагогических технологий в системе школьного образования Беларуси и описывается первый опыт адаптации технологий Дальтон и проектного обучения в экспериментальных учебных заведениях республики.

        Надеемся, что данная публикация будет полезной для научных, методических и педагогических работников, осуществляющих инновационную деятельность по внедрению новых педагогических технологий в практику работы общеобразовательных школ Республики Беларусь.

       Пособие подготовлено коллективом лаборатории адаптации зарубежных педагогических технологий отделения сравнительного образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь.

           

 

 

ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЯ

Дальтон-план представляет собой не систему, а идею, способ обучения. Это сочетание традиционного кабинетного обучения с учебным процессом (30% учебного времени), основанном на следующих принципах:

- свобода;

- сотрудничество;

- самостоятельность.

Средством конкретного выражения указанных принципов является задание.

Дальтон-план - это не шаблон, по которому может строиться деятельность любой школы. Дальтон-план возник и складывался благодаря разнообразию условий и тактики обучения.

 

 ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей;

- формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка;

- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, ответственности, умения сотрудничать, делать выбор.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

- в современных условиях главной формой индивидуализации обучения, а следовательно создания психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребенка, является самостоятельная работа учащегося в школе и дома (гипотеза Инге Унт)

- в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы, при которой 60% времени учитель может выделить для индивидуальной и самостоятельной работы с учениками (гипотеза А.С. Границкой);

- развитие способностей эффективно, если давать картину усложняющихся задач, мотивировать процесс учения, но оставлять ученику возможность выбирать тот уровень, который для него сегодня возможен и доступен (гипотеза В. Д. Шадрикова)

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ:

- по уровню применения                                          - все уровни:

                                                                                    - общепедагогическая,

                                                                                    - частнопредметная;

- по философской основе                                         - гуманистическая;

- по основному фактору развития:                         - комплексная (развивает все

                                                                                     психические процессы и социальные

                                                                                     навыки);

- по концепции усвоения:                                       - приспосабливающаяся, т.е.    

                                                                                     ассоциативно-рефлекторная,

                                                                                     развивающая;

- по ориентации на личностные                             - информационная;

структуры:                                                                - операционная;

                                                                                   - стимулирующая;

- по характеру содержания:                                   - обучающая;

                                                                                  - личностно-ориентированная;

                                                                                  - приникающая;

- по типу управления познавательной

деятельностью:                                                       - "репетитор" (индивидуальное

                                                                                  обучение)+" система малых групп"

- по организационным формами:                         - альтернативные, академические,

                                                                                   индивидуально-групповые;

- по подходу к ребенку:                                         - гуманно-личностная;

- по преобладающему методу:                              - програм ированные,

                                                                                    саморазвивающие, творческие;

- по направлению модернизации:                        - альтернативная.

 ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ

- индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к самостоятельной работе, приспособление к имеющейся учебной и дополнительной литературе;

- сочетание самостоятельной работы, индивидуальной работы учителя с отдельными учениками, работа в парах, группах сменного состава, многоуровневые задания с адаптацией;

- оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внеклассной работы);

- предоставление свободы выбора ряда элементов обучения;

- формирование общеучебных умений и навыков, адекватной самооценки;

- использование ТСО, информационных средств обучения.

 

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

- Дальтон-план обеспечивает лучшее индивидуальное развитие учащихся в современном обществе.

- Дальтон-план развивает способность выбора. Поскольку на ранней стадии ребята учатся:

- отвечать за свои поступки;

- совершать выбор на индивидуальной основе;

- принимать во внимание интересы других людей.

- Дальтон-план является активным способом обучения.

- Дальтон-план стимулирует развитие индивидуальных талантов и способностей.

- Дальтон-план обеспечивает дифференциацию в отношении темпов и объема работы.

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"

                          (АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ ДАЛЬТОН)

 

 1. Проблемный анализ существующей классно-урочной формы организации учебы:

- бездеятельность "учебной деятельности";

- трансляция и принуждение к усвоению готовых истин;

- чтение не первоисточников, а учебников;

- бездеятельность и монологизм и т.д.

2. 06pазовательные цели, которые мы хотим достичь не через содержание, а только через технологию обучения, через внедрение технологии Дальтон:

- главное - выращивание способностей мыследеятельности;

       - полноценное и эффективное развитие практических способностей;

- обучение работе с текстами;

- освоение умений готовить выступления и выступать;

- научение культуре коммуникации и др.;

- освоение умений культурно отстаивать свою точку зрения;

- освоение способов полноценно участвовать в любом коллективном обсуждении;

- освоение культуры деятельного сотрудничества и кооперации;

- научение культуре постановки проблем в своей собственной мыследеятельности;

- приобретение способностей анализировать эффективно и точно свои действия:

- освоение рефлексивно-деятельных способностей "ответственных" за коллективное решение проблем и коммунально-мыслительных "ответственных" за развитие деятельности;

- освоение психолого-педагогических способностей в создании творческой и бесконфликтной атмосферы на уроке или в организации.

 

Предлагаемая технология педагогики Дальтон, основанная на принципах свободы, сотрудничества и самостоятельности, помогает в максимальном приближении решить эти образовательные задачи. Наиболее эффективно здесь действует педагогика среды и управление саморазвитием личности, т.е. развивающая педагогика, где успешно реализуются классические принципы развивающей педагогической технологии:

- принцип деятельности как условие развития личности;

- принцип самодеятельности как необходимый фактор развития личности;

- принцип проблемного общения как необходимое условие развития личности и обучения;

- принцип рефлексивности усвояемых знаний:

       - принцип подчиненности содержания обучения задачам развития;

- принцип развития всех участников и самого педпроцесса;

- принцип развивающей среды;

- принцип выращивания новых способностей;

- психолого-педагогическая диагностика и зоны ближайшего развития;

- принцип практического преобразования и др.

Удачно сочетаются технология работы с организацией деятельности и мышления и работы с текстом. Здесь учитель выступает как организатор коммуникации, как аналитик процесса и диагност-исследователь проблем и затруднений учащихся.

Основной вид деятельности: учебное мыследействие и различные виды коммуникации.

Таким образом, эта технология:

- индивидуализирует процесс учения-саморазвития;

- повышает мотивацию, придает уверенность и способствует творческому росту каждого;

- развивает социально-психологическую и нравственную культуру учащихся;

- организует коллективную мыслекоммуникацию;

- совершенствует интеллектуальную культуру учащихся и аналитическую

культуру учителя.

 

С В О Б О Д А

Вопросы, на которые отвечает гимназист:

ЧТО? КОГДА? ГДЕ? С КЕМ? КАК? ПОЧЕМУ?

Принцип свободы в технологии Дальтон реализуется прежде всего через выбор учащихся. Ученик выбирает задание, уровень его сложности, время и место его выполнения, источники информации, партнеров по работе, степень самостоятельности и т.п.

Границы свободы четко определены правилами поведения учащихся на Дальтон-занятиях и временем. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения задания, за поведение и сотрудничество с

другими учащимися.

 

 

                            

 

На Дальтон-занятиях изменяется позиция Учителя и Ученика. Ученика можно сравнить с футболистом, а учителя - с тренером. Тренер организует игру, показывает, анализирует, но сам в игре не участвует.

Учитель управляет самостоятельной познавательной деятельностью учащихся через Дальтон-задание (целеполагание, подбор содержания, дифференциация заданий, ресурсное обеспечение занятий), через организацию взаимодействия, консультирование, коррекцию и оценку работы учащихся.

 

Менеджмент на Дальтон-занятии

 

Целеполагание          Планирование          Организация         Контроль          Оценка

 

 

                        Мотивация     Коммуни-                          Прогноз             Коррекция               

                                                           кация

 

 

                                                                            Рефлексия

  

           На Дальтон-занятиях реализуются все основные функции педагогического процесса и учителя. Особенно большое значение имеют инструктаж, мотивация и психологическая поддержка учащихся. Изучение и анализ межличностных отношений, мониторинг учебной деятельности и рефлексия продвижения учащихся являются необходимыми условиями самовоспитания и саморазвития учащихся.

     Учитель создает образовательную среду, максимально способствующую развитию сотрудничества, учит ученика рационально распределять свое время, а также внимательно следить за продвижением учащихся в выполнении заданий и в случае затруднения оказывает им необходимую помощь.

 

Правила поведения

Рефлексия.

 

"Мой проект". Памятка для ученика.

I. Что я хочу сделать?

(Чему научиться, кому помочь, каким стать?)

Как будет называться мой проект?

Будет ли способствовать выполнение проекта развитию моей личности?

Поможет ли работа над этим проектом развитию моих коммуникативных способностей?

Расширит ли работа над проектом мое образовательное пространство?

А какой будет эмблема моего проекта?

(Когда я выполню этот проект, она будет наклеена на карту проектов в классе.)

 

II. Мой маршрут движения к поставленной цели.

Старт

(Я выбрал тему, сформулировал цель проекта и нарисовал себя в начале пути.)

К кому я буду обращаться за советом? С кем буду сотрудничать?

На чью помощь я могу рассчитывать?

Какие книги мне надо прочитать?

Содержание каких учебных предметов мне нужно будет использовать при выполнении этого проекта?

Что ещё необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?

 

III. Основная часть проекта – выполнение.

Чтобы достичь цели, вероятно, придётся сделать несколько самых важных дел – шагов:

Составить план работы над проектом.

Подобрать и проработать необходимую литературу и другие источники информации.

Провести необходимые исследования.

Обсудить полученные результаты в группе или с учителем.

Оформить проект (последовательно описать все шаги и результаты).

Проанализировать результаты и сделать общие выводы.

Подготовиться к защите.

 

IV. Финишная прямая - защита!

(Перед классом, перед учителями, перед старшеклассниками, перед родителями.)

Выполнил ли я то, что задумывал?

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

Всё ли получилось так, как я задумывал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнять легко, а что оказалось трудно?

 

V. Рефлексия.

Доволен ли я своим проектом, своей работой и результатом.

Кто мог бы сказать мне спасибо за этот проект?

Попрошу взрослых оценить мою работу.

Что сказали родители?

Что сказала учительница?

Как оценили проект мои друзья?

В чём я с ними согласен, а в чём нет?

Какие ещё проекты я мог бы и хочу сделать?

 

ОСТОРОЖНО ПЕРЕД ЭКСПЕРИМЕНТОМ!

(памятка администрации)

                                                                     Чтобы идея не погибла, а, наоборот, принесла

                                                         пользу коллективу, очень важно проанализировать:

       1. Насколько новая идея соответствует концепции развития вашей школы?

       2.Насколько сама идея эксперимента соответствует тому, чем вы занимаетесь?

       3. Какой соответствующий опыт уже есть?

       4. Насколько эту идею поддерживают члены вашего коллектива?

       5. Есть ли в вашей школе для воплощения этой идеи квалифицированные учителя, насколько они подготовлены и мотивированы?

       6. Достаточно ли у них компетенции, чтобы взяться за эту работу?

       7. Был ли у них опыт выполнения аналогичной работы?

       8. Как составлены планы, программы, рекомендации по организации и проведению эксперимента?

       9. Как распределены функциональные обязанности участников эксперимента?

       10. Что может дать нового ваша идея для ученика, учителя, в целом для школы?

       11. Какие трудности могут возникнуть на пути реализации этой идеи?

       12. Сколько времени потребуется, чтобы внедрить идею?

       13. Насколько велики расходы, которые могут быть связаны с проведением эксперимента?

       14. Нужно ли позаботиться о том, чтобы достать необходимые учебно-методические и другие материалы?

       15. Что нужно еще более рационального привнести в эту идею?

       16. Каких ученых нужно и можно привлечь?

       17. Смогут ли ваши коллеги из других школ с пользой для себя использовать ваш опыт?

       18. Как вы можете оценить отношение к вашей новой идее возможных потенциальных противников (начальников)?

           

 

 

       2.2. Вилейская гимназия

Учи, ибо ты - учитель.

Не суди, ибо ты не судья.

Оценка знаний.

       Существовавшая практика контроля и оценки знаний учащихся вызвала у педагогов большие трудности. Они не без основания считают, что 4-балльная система оценок не позволяет дифференцировать знания учащихся, так как при оценивании не берутся в расчет мотивы учения, рациональность учебной деятельности. Всё это побудило коллектив Вилейской гимназии к поиску альтернативных и более рациональных подходов. На наш взгляд, самый продуктивный подход в совершенствовании оценки состоит в превращении учащегося в субъекта контрольно-оценочной деятельности, чтобы ученик сам оценивал свою учебную деятельность. Для этого необходимо вооружать учащихся теми критериями, руководствуясь которыми они и будут осуществлять оценку и самооценку. Кафедры и секции предложили свои варианты алгоритма оценки Дальтон-темы, который имеет общие черты в следующем:

1. определение составных частей Дальтон-темы,

2. определение «рейтинга» каждого компанента,

3. соотношение каждой составляющей Дальтон-темы с количеством % или баллов.

Были предложены 3 варианта оценивания: 1)по процентам, 2)по среднему при равноценных компонентах, 3)по рейтингу (по баллам).

       Контроль в Дальтон-технологии – это своеобразный контракт между учителем и учеником. Оба договариваются, чтобы их действия были поняты друг другом и согласованы. Учитель дает выбор ученику в наборе определенных баллов, процентов. Ученик свободен определять планку своей работы по предмету, ее качество и количество. Критериями оценки успешной работы по апробации новой шкалы отметок необходимо считать предупреждение конфликтных ситуаций с учащимися, учителями, родителями и формирование позитивной установки родителей, учеников,

учителей на большую гуманность и адаптивность шкалы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Опыт реализации личностно-ориентированного подхода за рубежом, а также первый опыт работы в этом направлении в Беларуси свидетельствуют о том, что они могут эффективно повлиять на следующие результаты и процесс работы школы:

· ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, и как следствие этого - резкое уменьшение необходимости применения давления на ученика.

· ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА К УЧИТЕЛЮ И К СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДМЕТА.

· ГУМАНИЗАЦИЮ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, при этом уважительное отношение учителя к чувствам ребенка сочетается с разумной требовательностью.

· РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, когда формируются соответствующие отношения и навыки работы в “команде”, когда учащийся заинтересован в успехе товарища и коллектива в целом, а коллектив заинтересован в индивидуальном развитии и успехе каждого, и как следствие этого - с одной стороны отсутствие унификации, обезличивания, с другой - уменьшение конкуренции в худшем смысле этого слова.

· СОЦИАЛИЗАЦИЮ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ “СИЛЬНЫХ” СТОРОН, ТАЛАНТОВ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ, СОЗДАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА ОБЩЕЕ БЛАГО И ФОРМИРОВАНИЕ В СВЯЗИ С ЭТИМ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА УЧАЩЕГОСЯ.

· РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ УЧЕБНОГО ТРУДА, МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ (АНТИЭНЦИКЛОПЕДИЗМ, АНТИФАКТОЛОГИЯ), т.е. учащиеся овладевают “инструментом” для постоянного саморазвития.

· УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, так как благодаря дифференциации в скорости, формах, методах и объеме работы устраняется перегрузка, работа становится посильной для каждого, для каждого создается ситуация “успеха”.

Зарубежный и отечественный опыт подтверждают то, что личностно-ориентированные педагогические технологии благоприятно сказываются также на деятельности учителей, результатом чего является:

· РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

· ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЦЕССУ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, так как создаются условия для профессиональной самореализации личности и деятельность приобретает творческий характер.

· ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ “КОМАНДЫ” В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, так как данный подход предполагает разнообразные формы сотрудничества учителей в работе с группами детей и отдельными учащимися, в результате престиж, статус школы становится заботой каждого, что выражается с одной стороны в развитии сотрудничества, взаимопомощи, с другой - во взаимной требовательности и ответственности.

· РАЗВИТИЕ “СИЛЬНЫХ” СТОРОН, “ТАЛАНТОВ” КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ.

· РАЗГРУЗКА УЧИТЕЛЯ, И КАК РЕЗУЛЬТАТ - УКРЕПЛЕНИЕ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, так как в отличии от других инноваций по дифференциации и индивидуализации, предполагающих “догрузку” уже перегруженной классно-урочной системы, педагогика Дальтон вносит изменения в эту систему, высвобождая там место и время для личностно-ориентированного обучения.

И, наконец, результатом использования личностно-ориентированных педагогических технологий является:

· УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВСЕХ СТОРОН, ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ ЗАТРАГИВАЕТ ШКОЛА (УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛИ, АДМИНИСТРАЦИЯ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬ, ОРГАНЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ВУЗЫ и т.д.), ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕЕ РАБОТЫ, что становится возможным благодаря развитию сотрудничества между участниками педагогического процесса и предоставления им реальной возможности влиять на положение дел в школе.

       Опыт экспериментальных школ показывает, что все эти положительные изменения в работе школы поддаются измерению и школа может осуществлять соответствующий мониторинг процесса и результатов адаптации личностно- ориентированных педагогических технологий, своевременно внося коррективы в свою работу.

       Перечисленные возможности личностно-ориентированных педагогических технологий Дальтон и проектного обучения хорошо знакомы педагогам, так как в той или иной форме декларируются авторами различных концепций и подходов к совершенствованию образования как в нашей стране, так и за рубежом. К сожалению, как правило, эти декларации не подкрепляются организационно, технологически и методически, и груз практической реализации концепций перекладывается на плечи учителей.

       Отличительная особенность технологий Дальтон и проектного обучения - это их целостность, конкретность и технологичность. Эти подходы отрицают всякий шаблон и единообразие в педагогической деятельности. В то же время для реализации каждой из перечисленных выше возможностей здесь предусмотрены продуманные “механизмы”, обеспечивающие достижение декларируемой цели.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       В современном мире образование становится одним из основных факторов экономического, социально-политического и духовного развития общества. Обществу нужны качественно новые характеристики образовательных систем, и прежде всего, такие, которые способны успешно решать следующие задачи образования школьников:

· Развитие умений и навыков, формирование отношений, необходимых для непрерывного образования (владеть обще-учебными умениями и навыками, навыками работы с информацией, включая работу с компьютерной техникой, быть заинтересованным и ответственным за свое непрерывное образование, т.е. принцип учись учиться становится ведущим в образовательном процессе).

· Развитие конструктивного мышления (мыслить критически и действовать логично, чтобы оценивать ситуации, решать проблемы и принимать решения; понимать и решать проблемы с привлечением математики, а также использовать полученные результаты; эффективно использовать различные технологии, инструменты, информационные системы; получать и использовать специальные знания из различных областей, например, социальных, физических, технологических наук)

· Развитие умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации (понимать и говорить на том языке, на котором осуществляется трудовой процесс, в том числе и на иностранных языках; уметь слушать для того, чтобы понимать и учиться; читать, понимать и использовать письменные (печатные) материалы, включая графики, таблицы, дисплеи; уметь эффективно писать на том языке, на котором осуществляется трудовой процесс).

· Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру (самоуважение и уверенность в себе; честность, целостность и личная этика; позитивное отношение к учебе, своему развитию, здоровью; инициативность, энергия и настойчивость в работе; умение ставить цели, определять приоритеты в работе и личной жизни; умение планировать и управлять временем, деньгами и другими ресурсами для достижения целей; отчетность за совершаемые действия; гражданственность; ответственность за окружающую природу; адаптивность; позитивное отношение к изменениям; признание феномена человеческого разнообразия и наличия индивидуальных особенностей, различий у людей, а также уважительное отношение к этому; творчество, способность выявлять и предлагать новые идеи).

· Формирование умений и навыков сотрудничества и работы в команде (понимать цели организации и вносить свой вклад в их достижение; понимать культуру группы и успешно в ней работать; планировать и принимать решения совместно с другими членами команды, поддерживать результаты; уважать мысли и мнения других членов группы; как “брать”, так и “давать” в процессе совместной работы на достижение результата; привлекать команду к решению проблем, когда необходимо; умение осуществлять лидерство, когда это необходимо и мобилизовать группу на достижение высоких результатов). (Ю.Л.Загуменнов. Эффективность и совершенствование работы школы за рубежом. - Минск: НИО, 1999)

       Названные задачи не могут быть решены в условиях традиционной классно-урочной системы. Это задачи личностно-ориентированной педагогики, которую в странах ближнего и дальнего зарубежья связывают, прежде всего, с развитием педагогической технологии Дальтон и проектного обучения. Данные педагогические традиции не утратили своей актуальности, но требуется переосмысление и развитие имевшегося и когда-то отвергнутого опыта, адаптация к условиям национальных образовательных систем.

       Педагогическая технология Дальтон и технология проектного обучения рассматриваются в зарубежных научных исследованиях в качестве полезной альтернативы традиционной классно-урочной системе, но отнюдь не вытесняющей эту систему, а гармонично сочетающей достижения и традиции существующих образовательных систем с принципами личностно-ориентированной педагогики. Современная личностно-ориентированная педагогика избегает тех крайностей, которые были присущи педагогам-новаторам начала столетия, а именно - предоставление ученику, как субъекту образовательного процесса, неограниченной свободы. Современный подход позволяет в каждой школе, каждом классе в каждом конкретном случае найти оптимальный баланс между субъектностью и объектностью каждого ученика в образовательном процессе.

       В 1996 году в Беларуси была начата опытно-экспериментальная работа по внедрению личностно-ориентированных технологий в практику работы школ (Личностно-ориентированная педагогика дальтон:история, принципы и организация работы. - Минск: Асар, 1998). Результатами этой экспериментальной работы стали разработка комплекса учебно-методических материалов, их опытно-экспериментальная проверка в экспериментальных школах и подготовка первой группы региональных консультантов по внедрению новых педагогических технологий. В целях распространения результатов исследования в последующие годы в республике были проведены международные научно-практические конференции по внедрению новых педагогических технологий с участием представителей учебных заведений республики, работников Министерства образования, ученых Беларуси, России и Голландии.

       В предлагаемом учебно-методическом пособии обосновывается целесообразность использования личностно-ориентированных педагогических технологий в системе школьного образования Беларуси и описывается первый опыт адаптации технологий Дальтон и проектного обучения в экспериментальных учебных заведениях республики.

        Надеемся, что данная публикация будет полезной для научных, методических и педагогических работников, осуществляющих инновационную деятельность по внедрению новых педагогических технологий в практику работы общеобразовательных школ Республики Беларусь.

       Пособие подготовлено коллективом лаборатории адаптации зарубежных педагогических технологий отделения сравнительного образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь.

           

 

 

I. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.