Типы взаимосвязей животного с окружающей средой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношений с окружающей средой. Выделяют следующие типы взаимосвязей животного с средой:

1. Взаимосвязи с территорией (главная сфера):

- территория проживания и ее состав;

- по каким признакам животное ориентируется;

- функциональные зоны (где питается, охотится, пережидает опасность.

Некоторые виды способны подстраивать местность под себя, некоторые виды могут замечать новое в местности.

2. Взаимосвязи в сфере питания:

- сведения о рационе животного.

3. Взаимосвязи в репродуктивной сфере:

- как образуется пара;

- как животное устраивает место рождения потомства;

- забота о детенышах и взаимосвязи с ними.

4. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами:

- образ жизни (одиночный, семейный, стадный);

- структура группы, иерархия;

- организация отношений между животными (функциональное деление в стае, не иерархия);

- язык животных.

5. Взаимосвязи в сфере общения с человеком:

- способность животного устанавливать контакт с человеком, отвечает ли оно на попытки человека контактировать и каким образом;

- способность животного освоить чуждый ему язык, научиться тому, что выходит за рамки его видотипичного поведения (эта способность является показателем уровня развития психики животного).

 

3. Функ­цио­наль­ные сфе­ры по­ве­е­ния и строе­ние по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной
сфе­ры субъ­ек­та пси­хи­ки

 

В био­ло­гии для струк­ту­ри­ро­ва­ния по­ве­де­ния ин­ди­ви­да от­но­си­тель­но обес­пе­че­ния ос­нов­ных за­дач жиз­не­дея­тель­но­сти ис­поль­зу­ет­ся функ­цио­наль­ный под­ход (Х. Хайнд, Н. Тин­бер­ген и др.). Вы­де­ля­ют­ся функ­цио­наль­ные сфе­ры по­ве­де­ния. Они пред­став­ля­ют со­бой со­во­куп­ность всех форм ак­тив­но­сти, ко­то­рые на­прав­ле­ны на реа­ли­за­цию оп­ре­де­лен­ной функ­ции жиз­не­дея­тель­но­сти: обес­пе­че­ние ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния, пи­та­ния, раз­мно­же­ния. Функ­ции жиз­не­дея­тель­но­сти био­ло­ги­че­ски обу­слов­ле­ны и яв­ля­ют­ся про­дук­том эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия и с био­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния на­прав­ле­ны на под­дер­жа­ние жиз­ни ин­ди­ви­да и обес­пе­че­ние про­дол­же­ния су­ще­ст­во­ва­ния ви­да. Со сто­ро­ны субъ­ек­та по­ве­де­ние обу­слов­ле­но су­ще­ст­во­ва­ни­ем у не­го по­треб­но­сти, для удов­ле­тво­ре­ния ко­то­рой субъ­ект это по­ве­де­ние осу­ще­ст­в­ля­ет. Это, в свою оче­редь, со­от­вет­ст­ву­ет рас­смот­рен­но­му вы­ше пси­хо­ло­ги­че­ско­му ана­ли­зу дея­тель­но­сти субъ­ек­та пси­хи­ки. С пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния в ос­но­ве функ­цио­наль­ных сфер ле­жит од­на или со­во­куп­ность по­треб­но­стей, удов­ле­тво­ряя ко­то­рые субъ­ект обес­пе­чи­ва­ет со­от­вет­ст­вую­щую функ­цию жиз­не­дея­тель­но­сти. Сам он, ра­зу­ме­ет­ся, об этих функ­ци­ях не зна­ет, а «зна­ет» лишь свои по­треб­но­ст­ные со­стоя­ния и то, что ве­дет к их удов­ле­тво­ре­нию.

 

При­ня­тые в пси­хо­ло­гии клас­си­фи­ка­ции по­треб­но­стей по­зво­ля­ют вы­де­лить три ос­нов­ные груп­пы по­треб­но­стей, со­от­вет­ст­вую­щие трем ос­нов­ным функ­цио­наль­ным сфе­рам по­ве­де­ния:

- по­треб­но­сти, удов­ле­тво­ре­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет дос­ти­же­ние и под­дер­жа­ние оп­ти­маль­ных ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния: на хо­ж­де­ние в под­хо­дя­щей для жиз­не­дея­тель­но­сти фи­зи­че­ской сре­де, из­бе­га­ние не­бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий, под­дер­жа­ние со­стоя­ния те­ла нуж­но­го ка­че­ст­ва, вы­де­ле­ние из ор­га­низ­ма про­дук­тов жиз­не­дея­тель­но­сти; в фи­ло­ге­не­зе эти фор­мы по­ве­де­ния и со­от­вет­ст­вен­но по­треб­но­сти ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ют­ся: по­яв­ля­ют­ся спо­со­бы кон­ст­руи­ро­ва­ния убе­жищ, под­дер­жа­ния со­стоя­ния по­верх­но­сти ко­жи и шер­ст­но­го по­кро­ва, тер­ри­то­ри­аль­ное по­ве­де­ние; у че­ло­ве­ка обес­пе­че­ние ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния име­ет весь­ма слож­ную струк­ту­ру;

- по­треб­но­сти, удов­ле­тво­ре­ние ко­то­рых под­дер­жи­ва­ет го­мео­стаз за счет по­сту­п­ле­ния не­об­хо­ди­мых ве­ществ из внеш­ней сре­ды (пи­ще­вая в ши­ро­ком смыс­ле, вклю­чая по­треб­ность в пи­ще и во­де);

- по­треб­но­сти, удов­ле­тво­ре­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет про­дол­же­ние ро­да (по­ло­вая по­треб­ность и по­треб­ность в за­бо­те о по­том­ст­ве).

 

Пер­вая сфе­ра в био­ло­гии по­лу­чи­ла на­зва­ние ком­форт­ной, вто­рая — пи­ще­вой, а тре­тья — ре­про­дук­тив­ной. Та­кое раз­де­ле­ние впол­не под­хо­дит и для пси­хо­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за, по­сколь­ку ос­но­вы­ва­ет­ся на пси­хо­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции по­треб­но­стей. Ка­ж­дая функ­цио­наль­ная сфе­ра по­ве­де­ния с пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния обес­пе­че­на на субъ­ек­тив­ном уров­не на­бо­ром «род­ст­вен­ных» по­треб­но­стей, объ­ек­тов и ус­ло­вий, их удов­ле­тво­ряю­щих, спо­со­бов дос­ти­же­ния этих ус­ло­вий и ов­ла­де­ния со­дер­жа­щи­ми пред­мет дан­ной по­треб­но­сти объ­ек­та­ми. Ме­ха­низ­мы, по­зво­ляю­щие субъ­ек­ту пра­виль­но вы­би­рать объ­ек­ты и ус­ло­вия для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей и стро­ить дея­тель­ность аде­к­ват­но этим ус­ло­ви­ям и осо­бен­но­стям объ­ек­тов, яв­ля­ют­ся об­щи­ми для всех сфер жиз­не­дея­тель­но­сти и в эво­лю­ции, как мы ви­де­ли, раз­ви­ва­ют­ся от дос­та­точ­но про­стых к мно­го­об­раз­ным и слож­ным. На оп­ре­де­лен­ных уров­нях раз­ви­тия по­яв­ля­ют­ся нау­че­ние, об­ще­ние с со­ро­ди­ча­ми, иг­ро­вая дея­тель­ность, под­ра­жа­ние, ус­вое­ние ис­кус­ст­вен­ных зна­ко­вых средств и опы­та по­ко­ле­ний (у че­ло­ве­ка).

 

На выс­ших ста­ди­ях раз­ви­тия, а тем бо­лее у че­ло­ве­ка, ста­но­вит­ся все труд­нее оп­ре­де­лить, ка­кую имен­но функ­цию вы­пол­ня­ет та или иная фор­ма по­ве­де­ния. Че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние уже нель­зя так про­сто раз­де­лить на ком­форт­ную, пи­ще­вую и ре­про­дук­тив­ную сфе­ры. В фи­ло­ге­не­зе для обес­пе­че­ния ос­нов­ных функ­ций жиз­не­дея­тель­но­сти об­ра­зу­ют­ся «до­пол­ни­тель­ные», или вто­рич­ные, по­треб­но­сти, ко­то­рые мо­гут впо­след­ст­вии раз­ви­вать­ся в са­мо­стоя­тель­ные сфе­ры жиз­не­дея­тель­но­сти (так, у че­ло­ве­ка вы­де­ля­ют­ся по­треб­но­сти со­ци­аль­ной сфе­ры, эс­те­ти­че­ские, по­зна­ва­тель­ные и т.п.).

Ме­ха­низ­мы раз­ви­тия по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры субъ­ек­та (воз­ник­но­ве­ние но­вых объ­ек­тов дея­тель­но­сти и спо­со­бов удов­ле­тво­ре­ния уже имею­щих­ся по­треб­но­стей и раз­ви­тие но­вых по­треб­но­стей как в фи­ло-, так и в он­то­ге­не­зе) изу­ча­ют­ся мно­ги­ми от­рас­ля­ми пси­хо­ло­гии. В пси­хо­ло­гии под мо­ти­ва­ци­он­но-по­треб­но­ст­ной сфе­рой субъ­ек­та по­ни­ма­ет­ся со­во­куп­ность по­треб­но­стей, их ие­рар­хи­че­ская ор­га­ни­за­ция и мо­ти­ва­ци­он­ное обес­пе­че­ние взаи­мо­от­но­ше­ний субъ­ек­та с ми­ром, ре­гу­ли­рую­щее удов­ле­тво­ре­ние этих по­треб­но­стей в ус­ло­ви­ях кон­крет­ной со­ци­аль­но-куль­тур­ной сре­ды (у че­ло­ве­ка). Это по­ня­тие в пол­ной ме­ре мо­жет быть от­не­се­но к лю­бым ста­ди­ям раз­ви­тия пси­хи­ки, с по­прав­кой на то, что кон­крет­ная сре­да су­ще­ст­во­ва­ния субъ­ек­та толь­ко на ста­дии соз­на­ния мо­жет быть оха­рак­те­ри­зо­ва­на как «со­ци­аль­но-куль­тур­ная», а на всех пре­ды­ду­щих это кон­крет­ные ус­ло­вия оби­та­ния, в ко­то­рые на выс­ших ста­ди­ях вклю­ча­ют­ся и дру­гие пред­ста­ви­те­ли сво­его (и не толь­ко сво­его) ви­да.

 

На­ли­чие по­треб­но­стей, их от­не­сен­ность к кон­крет­ным сфе­рам жиз­не­дея­тель­но­сти, ие­рар­хи­че­ская ор­га­ни­за­ция и мо­ти­ва­ци­он­ное обес­пе­че­ние — есть на всех ста­ди­ях раз­ви­тия, и на ка­ж­дой из них они име­ют свое спе­ци­фи­че­ское со­дер­жа­ние. Для ана­ли­за эво­лю­ции пси­хи­ки и учи­ты­вая про­грес­сив­ное раз­ви­тие но­вых по­треб­но­стей и це­лых сфер по­ве­де­ния, по­яв­ляю­щих­ся на выс­ших ста­ди­ях фи­ло­ге­не­за, це­ле­со­об­раз­но раз­де­лить всю по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ную сфе­ру на от­но­си­тель­но от­дель­ные (но, ко­неч­но, взаи­мо­свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой и пред­став­ляю­щие в це­лом все обес­пе­че­ние су­ще­ст­во­ва­ния субъ­ек­та) со­став­ные час­ти по кри­те­рию по­треб­но­стей, удов­ле­тво­ре­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет вы­пол­не­ние кон­крет­ной функ­ции в жиз­не­дея­тель­но­сти.

 

Оп­ре­де­лим та­кую «со­став­ную часть» всей по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры субъ­ек­та как кон­крет­ную по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ную сфе­ру, ко­то­рая вы­де­ля­ет­ся по кри­те­рию ле­жа­щих в ее ос­но­ве род­ст­вен­ных по­треб­но­стей, удов­ле­тво­ре­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет реа­ли­за­цию оп­ре­де­лен­ной функ­ции в жиз­не­дея­тель­но­сти субъ­ек­та.

Ге­не­ти­че­ски ран­ни­ми мож­но счи­тать ком­форт­ную, пи­ще­вую и ре­про­дук­тив­ную сфе­ры.

В даль­ней­шем бу­дет вид­но, что внут­ри этих пер­вич­ных сфер и «в зо­нах их пе­ре­кры­тия» на ос­но­ве по­яв­ле­ния «до­пол­ни­тель­ных» по­треб­но­стей, не­об­хо­ди­мых для удов­ле­тво­ре­ния ба­зо­вых и пер­вич­ных для дан­ной кон­крет­ной по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры, мо­гут воз­ни­кать но­вые, вы­де­ляю­щие­ся в са­мо­стоя­тель­ные и при­об­ре­таю­щие да­же ве­ду­щее по от­но­ше­нию к пер­вич­ным сфе­рам зна­че­ние (на­при­мер, по­зна­ва­тель­ная и не­ко­то­рые дру­гие сфе­ры у че­ло­ве­ка).

4. Ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность

 

Од­ной из ос­нов­ных функ­ций пси­хи­ки яв­ля­ет­ся ори­ен­та­ция субъ­ек­та от­но­си­тель­но объ­ек­та дея­тель­но­сти, что вклю­ча­ет две ос­нов­ные за­да­чи: об­на­ру­же­ние объ­ек­та и ре­гу­ля­цию взаи­мо­дей­ст­вия с ним. В про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ект по­сто­ян­но от­ра­жа­ет ме­сто­на­хо­ж­де­ние объ­ек­та от­но­си­тель­но се­бя (со­от­вет­ст­вен­но че­му стро­ят­ся ло­ко­мо­тор­ные дви­же­ния субъ­ек­та) и осо­бен­но­сти объ­ек­та, оп­ре­де­ляю­щие фор­мы дей­ст­вий субъ­ек­та при кон­так­те с ним (ма­ни­пу­ля­тив­ные дви­же­ния субъ­ек­та). Дей­ст­ви­тель­но, имен­но эти про­цес­сы не­об­хо­ди­мы для взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­та с объ­ек­том (по­строе­ния ис­пол­ни­тель­ной час­ти дея­тель­но­сти), имен­но они яв­ля­ют­ся, как мы ви­де­ли, ве­ду­щи­ми в раз­ви­тии пси­хи­ки, и имен­но их ха­рак­те­ри­сти­ка по­зво­ля­ет опи­сать струк­ту­ру дея­тель­но­сти и по­нять со­дер­жа­ние от­ра­же­ния. Все это при­ве­ло к то­му, что ис­пол­ни­тель­ная часть дея­тель­но­сти ста­ла ос­нов­ным объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния в дея­тель­но­ст­ном под­хо­де (и в ана­ли­зе эво­лю­ции пси­хи­ки в том чис­ле). Вы­де­ле­ние в ка­че­ст­ве ос­нов­ной функ­ции ис­пол­ни­тель­ной час­ти дея­тель­но­сти за­дач ори­ен­та­ции субъ­ек­та от­но­си­тель­но объ­ек­та и ус­ло­вий дея­тель­но­сти при­ве­ло вы­даю­ще­го­ся со­вет­ско­го пси­хо­ло­га П.Я. Галь­пе­ри­на к рас­ши­ре­нию ори­ен­ти­ро­воч­ной функ­ции до по­ни­ма­ния пси­хи­ки в це­лом. Ему мы обя­за­ны раз­ви­ти­ем уче­ния об ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти. Ра­зу­ме­ет­ся, ори­ен­ти­ро­воч­ная функ­ция не ис­чер­пы­ва­ет всех за­дач пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния, од­на­ко для по­ни­ма­ния раз­ви­тия дея­тель­но­сти (и пси­хи­ки в це­лом) в фи­ло­ге­не­зе вы­де­ле­ние ори­ен­ти­ро­воч­ной функ­ции и ее раз­ви­тия в эво­лю­ции не­об­хо­ди­мо.

Ори­ен­ти­ро­воч­ная функ­ция обес­пе­чи­ва­ет ори­ен­та­цию субъ­ек­та от­но­си­тель­но объ­ек­та дея­тель­но­сти и ус­ло­вий, в ко­то­рых дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся. Эта функ­ция на раз­ных уров­нях раз­ви­тия пси­хи­ки осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по-раз­но­му. В са­мом на­ча­ле она сов­па­да­ет с ре­гу­ля­ци­ей все­го по­ве­де­ния субъ­ек­та и вы­ра­же­на как вся ис­пол­ни­тель­ная часть дея­тель­но­сти: субъ­ект реа­ги­ру­ет на сиг­наль­ный сти­мул, от­ра­жая его как из­ме­не­ние сво­его со­стоя­ния, и в со­от­вет­ст­вии с ним стро­ит свое дви­же­ние (сен­сор­ная ста­дия раз­ви­тия пси­хи­ки).

В дан­ном слу­чае субъ­ект ори­ен­ти­ру­ет­ся на свое внут­рен­нее со­стоя­ние и его из­ме­не­ние, это ха­рак­тер­но для сен­сор­ной ста­дии раз­ви­тия. Это так­же под­чер­ки­вал П.Я. Галь­пе­рин, го­во­ря о том, что на выс­ших ста­ди­ях раз­ви­тия чув­ст­ва, об­ра­зы, мыс­ли и т. п. так­же ори­ен­ти­ру­ют субъ­ек­та от­но­си­тель­но внеш­ней сти­му­ля­ции и сво­его внут­рен­не­го ми­ра. Позд­нее (на пер­цеп­тив­ной ста­дии) в ис­пол­ни­тель­ной час­ти дея­тель­но­сти вы­де­ля­ет­ся са­мо­стоя­тель­ная за­да­ча ори­ен­та­ции в сре­де и прак­ти­че­ски сра­зу эта за­да­ча раз­де­ля­ет­ся на две: 1) от­ра­же­ние са­мо­го объ­ек­та, 2) от­ра­же­ние ус­ло­вий дея­тель­но­сти, в ко­то­рых дан объ­ект. Эти за­да­чи раз­ли­ча­ют­ся по со­дер­жа­нию, но их раз­де­ле­ние на субъ­ек­тив­ном уров­не сна­ча­ла не пред­став­ле­но.


А.Н.Ле­он­ть­ев го­во­рил по это­му по­во­ду, что пер­во­на­чаль­но сам объ­ект и ус­ло­вия, в ко­то­рых он на­хо­дит­ся, не раз­де­ле­ны в от­ра­же­нии субъ­ек­та и субъ­ект при по­строе­нии сво­их дви­же­ний (опе­ра­ций) за­кре­п­ля­ет их за ком­плек­сом «объ­ект + ус­ло­вия». На ин­тел­лек­ту­аль­ной ста­дии ус­ло­вия раз­де­ля­ют­ся с объ­ек­том в от­ра­же­нии субъ­ек­та и он мо­жет на­прав­лять свою ак­тив­ность на ус­ло­вия, «не те­ряя» при этом моnивационное зна­че­ние объ­ек­та. Это по­зво­ля­ет по­зна­вать связь ус­ло­вий с объ­ек­том, пе­ре­но­сить эти пред­став­ле­ния в дру­гие дея­тель­но­сти, из­ме­нять спо­соб дос­ти­же­ния объ­ек­та и т.п. Ус­лож­не­ние ус­ло­вий дея­тель­но­сти и их от­ра­же­ние субъ­ек­том (в свя­зи с объ­ек­том или в от­де­лен­но­сти от не­го) и ве­дут к по­яв­ле­нию и раз­ви­тию ори­ен­та­ции как от­дель­ных ак­тов, за­тем от­дель­ной час­ти всей дея­тель­но­сти и, на­ко­нец, «вы­рас­та­ют» в са­мо­стоя­тель­ную дея­тель­ность, це­лью ко­то­рой яв­ля­ет­ся ори­ен­ти­ров­ка в сре­де и по­строе­ние об­раза этой сре­ды, ко­то­рый в даль­ней­шем ис­поль­зу­ет­ся для ре­гу­ля­ции лю­бой дру­гой дея­тель­но­сти в дан­ных ус­ло­ви­ях. Та­ким об­ра­зом, строе­ние ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти и ее ме­сто в об­щей струк­ту­ре дея­тель­но­сти и по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ре из­ме­ня­ют­ся в эво­лю­ции.

 

Ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность изу­ча­ет­ся в пси­хо­ло­гии, это­ло­гии, фи­зио­ло­гии выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти. Ниже при­ве­дены ее ос­нов­ные ее ха­рак­те­ри­сти­ки.

 

Ори­ен­та­ция в сре­де ос­но­ва­на на на­ли­чии в опы­те субъ­ек­та ин­фор­ма­ции о сре­де, ко­то­рая на раз­ных ста­ди­ях эво­лю­ции су­ще­ст­ву­ет в раз­ных фор­мах (ин­фор­ма­ци­он­ная мо­дель сти­му­ла). При по­яв­ле­нии нерв­ной сис­те­мы ин­фор­ма­ци­он­ная мо­дель сти­му­ла пред­став­ле­на в ви­де ус­той­чи­вой кон­фи­гу­ра­ции нерв­ных кле­ток и свя­зей ме­ж­ду ни­ми (нерв­ная мо­дель сти­му­ла), ко­то­рая мо­жет быть же­ст­ко или с оп­ре­де­лен­ной сте­пе­нью сво­бо­ды свя­за­на с нерв­ны­ми мо­де­ля­ми от­вет­ных ре­ак­ций. До по­яв­ле­ния нерв­ной сис­те­мы ин­фор­ма­ци­он­ная мо­дель сти­му­ла пред­став­ле­на про­сты­ми так­си­са­ми как ге­не­ти­че­ски де­тер­ми­ни­ро­ван­ной спо­соб­но­стью вос­при­ни­мать (в фор­ме про­сто­го ощу­ще­ния) оп­ре­де­лен­ные воз­дей­ст­вия и от­ве­чать на них оп­ре­де­лен­ной ре­ак­ци­ей. Ин­фор­ма­ци­он­ная мо­дель сти­му­ла мо­жет быть вро­ж­ден­ной (что ха­рак­тер­но для клю­че­вых раз­дра­жи­те­лей ин­стинк­тив­ной фор­мы ре­гу­ля­ции дея­тель­но­сти) или стро­ит­ся при­жиз­нен­но. Воз­дей­ст­вую­щий сти­мул сли­ча­ет­ся с имею­щей­ся его ин­фор­ма­ци­он­ной мо­де­лью, и на ос­но­ве это­го при­ни­ма­ет­ся ре­ше­ние об от­вет­ных дей­ст­ви­ях. Связь от­вет­ных ре­ак­ций со сти­му­лом так­же мо­жет быть вро­ж­ден­ной (и то­гда это ин­стинк­тив­ная по­ве­ден­че­ская ре­ак­ция) или при­об­ре­тен­ной при­жиз­нен­но.

О ри­ен­ти­ро­воч­ное по­ве­де­ние воз­ни­ка­ет толь­ко в от­вет на по­яв­ле­ние сти­му­лов (или си­туа­ций) с при­зна­ком но­виз­ны. Но­виз­ну мож­но рас­це­ни­вать как мо­ти­ва­ци­он­но зна­чи­мое для субъ­ек­та воз­дей­ст­вие, вы­зы­ваю­щее от­вет­ную ре­ак­цию, не свя­зан­ную с удов­ле­тво­ре­ни­ем ка­ких-ли­бо по­треб­но­стей. Мож­но са­му не­об­хо­ди­мость по­лу­че­ния до­пол­ни­тель­ной ин­фор­ма­ции рас­це­ни­вать как по­треб­ность, ре­зуль­та­том удов­ле­тво­ре­ния ко­то­рой бу­дет «сня­тие но­виз­ны» — до­ст­раи­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­ных мо­де­лей и вклю­че­ние их как «зна­ко­мых» в опыт субъ­ек­та. Ви­ди­мо, ста­тус са­мо­стоя­тель­ной по­треб­но­сти та­кая не­об­хо­ди­мость по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции и по­строе­ния ин­фор­ма­ци­он­ных мо­де­лей сре­ды (в ши­ро­ком смыс­ле) при­об­ре­та­ет на дос­та­точ­но позд­них ста­ди­ях эво­лю­ции, и толь­ко то­гда мож­но го­во­рить о са­мо­стоя­тель­ной ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти. До это­го ори­ен­ти­ро­воч­ные ком­по­нен­ты дея­тель­но­сти встрое­ны в са­му ис­пол­ни­тель­ную часть дея­тель­но­сти (что ха­рак­те­ри­зу­ет ус­лож­не­ние по­ис­ко­вой фа­зы по­ве­де­ния — по Э. Крэй­гу). На ин­тел­лек­ту­аль­ной ста­дии раз­ви­тия ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность за­ни­ма­ет боль­шое ме­сто в жиз­ни жи­вот­ных, осо­бен­но в он­то­ге­не­зе, а на ста­дии соз­на­ния пре­об­ра­зу­ет­ся в по­зна­ва­тель­ную дея­тель­ность и дея­тель­ность уче­ния. Та­ким об­ра­зом, це­ле­со­об­раз­но го­во­рить об ори­ен­ти­ро­воч­ном по­ве­де­нии, ко­то­рое мо­жет быть пред­став­ле­но раз­ны­ми фор­ма­ми: от­дель­ны­ми ре­ак­ция­ми, от­но­си­тель­но са­мо­стоя­тель­ны­ми ком­по­нен­та­ми ис­пол­ни­тель­ной час­ти дея­тель­но­сти по удов­ле­тво­ре­нию ка­ких-ли­бо по­треб­но­стей (опе­ра­ция­ми или дей­ст­вия­ми) или да­же са­мо­стоя­тель­ной дея­тель­но­стью.

В ори­ен­ти­ро­воч­ном по­ве­де­нии мож­но вы­де­лить раз­ные фа­зы, ко­то­рые сле­ду­ют друг за дру­гом в оп­ре­де­лен­ном по­ряд­ке и име­ют раз­ные функ­ции и фи­зио­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы ре­гу­ля­ции. При по­яв­ле­нии лю­бо­го сти­му­ла воз­ни­ка­ет ори­ен­ти­ро­воч­ная ре­ак­ция. Она все­гда вы­ра­жа­ет­ся в по­вы­ше­нии чув­ст­ви­тель­но­сти вос­при­ни­маю­щих сис­тем, за­держ­ке всех про­из­во­ди­мых ре­ак­ций и об­щем на­пря­же­нии внут­рен­них и внеш­них сис­тем ор­га­низ­ма (по­вы­ше­нии го­тов­но­сти к вос­при­ятию и дей­ст­вию). Вы­ра­жен­ность ори­ен­ти­ро­воч­ной ре­ак­ции за­ви­сит от си­лы сти­му­ла и сте­пе­ни его но­виз­ны.

Об­ра­бот­ка по­сту­паю­щей ин­фор­ма­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­этап­но, на пер­вом эта­пе про­ис­хо­дит гру­бая, по­верх­но­ст­ная оцен­ка сти­му­ла. Час­то она ока­зы­ва­ет­ся дос­та­точ­ной, и ори­ен­ти­ро­воч­ная ре­ак­ция сла­бо вы­ра­же­на и не ме­ня­ет об­ще­го те­че­ния про­из­во­ди­мой в дан­ный мо­мент дея­тель­но­сти. Ес­ли по­лу­чае­мая ин­фор­ма­ция не­дос­та­точ­на, то ори­ен­ти­ро­воч­ная ре­ак­ция уси­ли­ва­ет­ся (силь­но вы­ра­же­ны все ее ком­по­нен­ты), дея­тель­ность при­ос­та­нав­ли­ва­ет­ся и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бо­лее под­роб­ная и ин­тен­сив­ная об­ра­бот­ка по­сту­паю­щей ин­фор­ма­ции. На ос­но­ве это­го уже при­ни­ма­ет­ся ре­ше­ние: ог­ра­ни­чи­вать­ся ли от­дель­ны­ми ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ски­ми ре­ак­ция­ми или дей­ст­вия­ми, или при­сту­пать к бо­лее тща­тель­но­му, раз­вер­ну­то­му ис­сле­до­ва­нию объ­ек­та. Са­мо на­зва­ние очень точ­но от­ра­жа­ет то, что де­ла­ет в дан­ном слу­чае субъ­ект: он со­вме­ща­ет ори­ен­ти­ров­ку с ис­сле­до­ва­ни­ем объ­ек­та, по­сто­ян­но ори­ен­ти­ро­воч­ны­ми ре­ак­ция­ми кор­рек­ти­руя по­лу­чае­мый эф­фект (умень­ше­ние но­виз­ны сти­му­ла и по­строе­ние но­вой ин­фор­ма­ци­он­ной мо­де­ли).

Ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ское по­ве­де­ние (вне за­ви­си­мо­сти от его ста­ту­са — ре­ак­ция, опе­ра­ция, дей­ст­вие, дея­тель­ность) мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми, ко­то­рые да­ют субъ­ек­ту раз­ную «глу­би­ну» по­зна­ния объ­ек­та. Сна­ча­ла обыч­но про­из­во­дит­ся об­сле­до­ва­ние с по­мо­щью дис­тант­ных ор­га­нов чувств (про­дол­же­ние раз­вер­ну­тых и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных ори­ен­ти­ро­воч­ных ре­ак­ций, но уже с са­мо­стоя­тель­ной за­да­чей ис­сле­до­ва­ния объ­ек­та), а за­тем мо­жет вклю­чать­ся кон­такт­ное об­сле­до­ва­ние (субъ­ект ма­ни­пу­ли­ру­ет с объ­ек­том — ма­ни­пу­ля­ци­он­ное ис­сле­до­ва­ние), в ре­зуль­та­те че­го по­зна­ют­ся не толь­ко бо­лее глу­бо­ко свой­ст­ва объ­ек­та, но и дей­ст­вия с ним и взаи­мо­дей­ст­вие его с дру­ги­ми объ­ек­та­ми. В та­кой фор­ме ори­ен­ти­ро­воч­ное по­ве­де­ние су­ще­ст­ву­ет у мно­гих жи­вот­ных, а как са­мо­стоя­тель­ная ори­ен­ти­ро­воч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность пред­став­ле­но у выс­ших мле­ко­пи­таю­щих и птиц.

 

5. Об­ще­ние

 

В пси­хо­ло­гии про­бле­ма оп­ре­де­ле­ния и изу­че­ния об­ще­ния яв­ля­ет­ся од­ной из слож­ней­ших. Ниже приведены не­об­хо­ди­мые для ана­ли­за эво­лю­ции пси­хи­ки све­де­ния­ми.

Об­ще­ни­ем на­зы­ва­ет­ся вза­им­но на­прав­лен­ный про­цесс об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей ме­ж­ду субъ­ек­та­ми.

 

Из оп­ре­де­ле­ния следует, что об­ще­ние — это про­цесс об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей.

1. Есть са­ма ин­фор­ма­ция, т.е. «со­об­ще­ние о чем-то». Ин­фор­ма­ция — это све­де­ние о чем-то (яв­ле­нии, со­бы­тии и т.п.), а не са­мо это со­бы­тие. Ин­фор­ма­ция долж­на быть пред­став­ле­на в ка­кой-то фор­ме. Фор­ма ин­фор­ма­ции в об­щем ви­де есть сиг­нал, ко­ди­рую­щий са­мо со­бы­тие. Ко­ди­рую­щие сиг­на­лы на­зы­ва­ют­ся сред­ст­ва ин­фор­ма­ции (или ин­фор­ма­ци­он­ные сред­ст­ва).

2. Есть субъ­ек­ты об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей — субъ­ек­ты об­ще­ния. Субъ­ек­ты пе­ре­да­ют ин­фор­ма­цию друг дру­гу и по­лу­ча­ют ее друг от дру­га — об­ме­ни­ва­ют­ся ин­фор­ма­ци­ей. В ка­ж­дом ак­те об­ме­на инфор­ма­ци­ей субъ­ек­ты вы­сту­па­ют во взаи­мо­до­пол­няю­щих функ­ци­ях. Тот, кто пе­ре­да­ет ин­фор­ма­цию, на­зы­ва­ет­ся экс­пе­ди­ент. Тот, кто по­лу­ча­ет ин­фор­ма­цию, — ре­ци­пи­ент.

3. Есть про­цесс об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей, еди­ни­цей ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный акт (или акт обще­ния). Ком­му­ни­ка­тив­ный акт вклю­ча­ет мо­мент по­сы­ла­ния со­об­ще­ния экс­пе­ди­ен­том, про­цесс дви­же­ния (пе­ре­хо­да) ин­фор­ма­ции от экс­пе­ди­ен­та к ре­ци­пи­ен­ту и мо­мент при­ня­тия ин­фор­ма­ции ре­ци­пи­ен­том. Субъ­ек­ты об­ще­ния мо­гут ме­нять­ся функ­ция­ми в по­сле­до­ва­тель­ных ак­тах об­ще­ния, но воз­мож­но и не­сколь­ко ак­тов под­ряд с од­ни­ми и те­ми же функ­ция­ми парт­не­ров (экс­пе­ди­ент по­сле­до­ва­тель­но не­сколь­ко раз пе­ре­да­ет со­об­ще­ние, ре­ци­пи­ент по­лу­ча­ет).

4. Субъ­ек­ты об­ще­ния долж­ны вла­деть сред­ст­ва­ми об­ще­ния (уметь пе­ре­да­вать ин­фор­ма­цию в со­от­вет­ст­вую­щей фор­ме) и об­ла­дать спо­соб­но­стью «рас­шиф­ро­вы­вать» ин­фор­ма­цию, т.е. со­от­но­сить по­лу­чае­мые сиг­на­лы с тем, ка­кое со­бы­тие ими ко­ди­ру­ет­ся.

 

Об­ще­ние иг­ра­ет раз­ную роль в жиз­ни жи­вот­ных на раз­ных ста­ди­ях эво­лю­ции. Ос­нов­ны­ми функ­ция­ми об­ще­ния яв­ля­ют­ся:

- син­хро­ни­за­ция ак­тив­но­сти осо­бей;

- рас­ши­ре­ние опы­та дея­тель­но­сти.

Пер­вое в эво­лю­ции по­яв­ля­ет­ся рань­ше, при­хо­дя на сме­ну ин­ди­ви­ду­аль­ной ори­ен­та­ции субъ­ек­тов на оди­на­ко­во для всех зна­чи­мые воз­дей­ст­вия сре­ды, в ре­зуль­та­те че­го все ока­зы­ва­ют­ся «в нуж­ный мо­мент в нуж­ном мес­те» да еще и «в нуж­ном со­стоя­нии» (на­при­мер, во вре­мя раз­мно­же­ния, не тре­бую­ще­го кон­так­та осо­бей ме­ж­ду со­бой, — внеш­нее оп­ло­до­тво­ре­ние у низ­ших бес­по­зво­ноч­ных). Впо­след­ст­вии жи­вот­ные син­хро­ни­зи­ру­ют свое по­ве­де­ние, ори­ен­ти­ру­ясь на по­сы­лае­мые друг дру­гу ком­му­ни­ка­тив­ные сиг­на­лы (как уже ука­зы­ва­лось, по­ни­ма­ние зна­че­ния этих сиг­на­лов так­же на оп­ре­де­лен­ной ста­дии раз­ви­тия при­хо­дит на сме­ну ин­стинк­тив­ной ре­ак­ции на них). Ис­поль­зо­ва­ние об­ще­ния для ос­вое­ния но­во­го опы­та воз­ни­ка­ет с по­яв­ле­ни­ем за­бо­ты о по­том­ст­ве (ро­ди­те­ли яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми ин­фор­ма­ции и при об­ще­нии с ни­ми у де­те­ны­шей фор­ми­ру­ют­ся не­об­хо­ди­мые фор­мы по­ве­де­ния), а за­тем под­ра­жа­ния (в фор­ме ал­ле­ло­ми­ме­ти­че­ско­го по­ве­де­ния и нау­че­ния по под­ра­жа­нию). У че­ло­ве­ка об­ще­ние ста­но­вит­ся не­об­хо­ди­мым для всех форм жиз­не­дея­тель­но­сти и при­об­ре­та­ет ста­тус са­мо­стоя­тель­ной дея­тель­но­сти (со­от­вет­ст­вен­но по­яв­ля­ет­ся по­треб­ность в об­ще­нии).


6. Он­то­ге­нез

Он­то­ге­нез — это ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие ор­га­низ­ма, его су­ще­ст­во­ва­ние от ро­ж­де­ния до смер­ти.

 

На раз­ных ста­ди­ях эво­лю­ции ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие жи­вот­ных пред­став­ле­но по-раз­но­му. Нас ин­те­ре­су­ет та сто­ро­на он­то­ге­не­за, ко­то­рая свя­за­на с фор­ми­ро­ва­ни­ем всех сис­тем по­ве­де­ния, обес­пе­чи­ваю­щих жиз­не­дея­тель­ность субъ­ек­та. Эти сис­те­мы (и пси­хи­ка в том чис­ле) мо­гут быть пол­но­стью го­то­вы­ми к мо­мен­ту по­яв­ле­ния осо­би, а мо­гут стро­ить­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни в те­че­ние жиз­ни. Пе­ри­од при­жиз­нен­но­го раз­ви­тия сис­тем обес­пе­че­ния жиз­не­дея­тель­но­сти и слож­ность это­го раз­ви­тия уве­ли­чи­ва­ют­ся в эво­лю­ции в со­от­вет­ст­вии с ус­лож­не­ни­ем взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­та со сре­дой. Вся жизнь ин­ди­ви­да ог­ра­ни­че­на мо­мен­том на­ча­ла его су­ще­ст­во­ва­ния как са­мо­стоя­тель­но­го су­ще­ст­ва и мо­мен­том окон­ча­ния это­го су­ще­ст­во­ва­ния. Эти мо­мен­ты при­ня­то рас­смат­ри­вать как ро­ж­де­ние и смерть. При изу­че­нии всех эво­лю­ци­он­ных форм жи­вот­ной жиз­ни дан­ные по­ня­тия не­об­хо­ди­мо уточ­нить.

По­яв­ле­ни­ем ин­ди­ви­да как са­мо­стоя­тель­ной еди­ни­цы жиз­ни счи­та­ет­ся на­ча­ло его су­ще­ст­во­ва­ния как ин­ди­ви­ду­аль­но­го ор­га­низ­ма. Та­кое на­ча­ло мо­жет про­ис­хо­дить дву­мя пу­тя­ми.

1. По­яв­ле­ние ин­ди­ви­да как ре­зуль­тат раз­мно­же­ния од­но­кле­точ­но­го жи­вот­но­го. Не­по­ло­вое раз­мно­же­ние — де­ле­ние, при ко­то­ром ро­ди­тель­ский ор­га­низм пе­ре­ста­ет су­ще­ст­во­вать, а два до­чер­них по­яв­ля­ют­ся как са­мо­стоя­тель­ные ин­ди­ви­ды. При по­ло­вом раз­мно­же­нии од­но­кле­точ­ных де­ло в прин­ци­пе не ме­ня­ет­ся, так как сна­ча­ла две ро­ди­тель­ские клет­ки сли­ва­ют­ся вме­сте (т.е. пе­ре­ста­ют су­ще­ст­во­вать как са­мо­стоя­тель­ные ин­ди­ви­ды), за­тем де­лят­ся на две до­чер­ние.

2. Оп­ло­до­тво­ре­ние — слия­ние по­ло­вых кле­ток ро­ди­тель­ских осо­бей, из ко­то­рых по­лу­ча­ет­ся но­вый ор­га­низм. При этом ро­ди­тель­ские осо­би ос­та­ют­ся как са­мо­стоя­тель­ные ин­ди­ви­ды. В дан­ном слу­чае про­ис­хо­дит раз­ви­тие ин­ди­ви­да из оп­ло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки, в про­цес­се это­го раз­ви­тия стро­ит­ся ор­га­низм (фи­зи­че­ское раз­ви­тие) и пси­хи­ка (пси­хи­че­ское раз­ви­тие). Та­кое раз­ви­тие про­хо­дит ряд эта­пов: сна­ча­ла оно осу­ще­ст­в­ля­ет­ся внут­ри ог­ра­ни­чи­ваю­щей яй­це­клет­ку обо­лоч­ки и на­зы­ва­ет­ся эм­брио­наль­ный пе­ри­од (или пре­на­таль­ный — до­ро­до­вый). Этот пе­ри­од на раз­ных эта­пах эво­лю­ции по­стро­ен по-раз­но­му, он мо­жет иметь раз­лич­ную дли­тель­ность, слож­ность, про­ис­хо­дить в раз­ных ус­ло­ви­ях.

Ос­нов­ные фор­мы эм­брио­ге­не­за сле­дую­щие: в ик­рин­ке (все­гда в вод­ной сре­де, так как обо­лоч­ка ик­рин­ки не пре­до­хра­ня­ет раз­ви­ваю­щий­ся ор­га­низм от вы­сы­ха­ния); в яй­це (у жи­вот­ных, раз­мно­жаю­щих­ся вне вод­ной сре­ды яй­це­клет­ка име­ет по­ми­мо ос­нов­ной кле­точ­ной мем­бра­ны до­пол­ни­тель­ную обо­лоч­ку раз­ной плот­но­сти и же­ст­ко­сти); в ор­га­низ­ме ма­те­рин­ской осо­би (в ут­ро­бе — внут­ри­ут­роб­ное раз­ви­тие). Есть та­кие ва­ри­ан­ты эм­брио­наль­но­го раз­ви­тия, ко­гда ик­рин­ка или яй­цо со­хра­ня­ет­ся внут­ри по­лос­ти те­ла ма­те­ри, где соз­да­ют­ся не­об­хо­ди­мые за­щит­ные ус­ло­вия (но не внут­ри ее ор­га­низ­ма и не свя­за­ны с ним фи­зио­ло­ги­че­ски). В этом слу­чае вы­лу­п­ле­ние де­те­ны­шей про­ис­хо­дит внут­ри те­ла ма­те­рин­ской осо­би. Та­кие жи­вот­ные на­зы­ва­ют­ся «жи­во­ро­дя­щие» (не­ко­то­рые ры­бы, пре­смы­каю­щие­ся). За­кан­чи­ва­ет­ся эм­брио­наль­ный пе­ри­од вы­хо­дом ин­ди­ви­да из ог­ра­ни­чи­ваю­щей его пер­вич­ной обо­лоч­ки — акт ро­ж­де­ния. В за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий эм­брио­наль­но­го пе­рио­да акт ро­ж­де­ния при­ня­то на­зы­вать вы­лу­п­ле­ни­ем (из ик­рин­ки ч или яй­ца) или соб­ст­вен­но ро­ж­де­ни­ем (вы­ход из ор­га­низ­ма ма­те­рин­ской осо­би). Пе­ри­од по­сле ро­ж­де­ния на­зы­ва­ет­ся по­ст­на­таль­ным (по­стэм­брио­наль­ным) и так­же мо­жет иметь раз­ное строе­ние, слож­ность и про­ис­хо­дить в раз­лич­ных ус­ло­ви­ях на раз­ных ста­ди­ях фи­ло­ге­не­за.


Окон­ча­ние су­ще­ст­во­ва­ния ин­ди­ви­да как са­мо­стоя­тель­но­го ор­га­низ­ма так­же мо­жет про­ис­хо­дить дву­мя пу­тя­ми.

1. При раз­мно­же­нии од­но­кле­точ­ных не­по­сред­ст­вен­но из ро­ди­тель­ско­го ор­га­низ­ма (или двух ро­ди­тель­ских) об­ра­зу­ют­ся до­чер­ние клет­ки, и ро­ди­тель­ские клет­ки про­дол­жа­ют свое су­ще­ст­во­ва­ние как со­став­ная часть до­чер­них (их те­ло — со­ма — не раз­ру­ша­ет­ся). Мож­но ска­зать, что это не­кий ва­ри­ант фи­зи­че­ско­го бес­смер­тия, хо­тя ин­ди­ви­ды до ак­та раз­мно­же­ния и по­сле не­го бу­дут раз­ные.

2. Фи­зи­че­ское су­ще­ст­во­ва­ние ин­ди­ви­да как жи­во­го су­ще­ст­ва окан­чи­ва­ет­ся, и его ор­га­низм раз­ру­ша­ет­ся. Имен­но это и при­ня­то на­зы­вать окон­ча­ни­ем ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни (смер­тью). Это при­су­ще обя­за­тель­но всем мно­го­кле­точ­ным ор­га­низ­мам и не­обя­за­тель­но од­но­кле­точ­ным (из ко­то­рых толь­ко часть раз­ру­ша­ют­ся, а часть про­дол­жа­ют су­ще­ст­во­вать по­сле раз­мно­же­ния де­ле­ни­ем).

 

Внут­ри гра­ниц на­ча­ла и кон­ца су­ще­ст­во­ва­ния ин­ди­ви­да мо­гут быть вы­де­ле­ны раз­ные пе­рио­ды, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют­ся раз­лич­ны­ми фор­ма­ми взаи­мо­от­но­ше­ния субъ­ек­та со сре­дой. Ко­ли­че­ст­во этих пе­рио­дов по­сле­до­ва­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся в эво­лю­ции, а их строе­ние и со­дер­жа­ние ус­лож­ня­ют­ся. Глав­ной эво­лю­ци­он­ной функ­ци­ей лю­бо­го жи­во­го су­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся вос­про­из­ве­де­ние. По­это­му спо­соб­ность к раз­мно­же­нию — это тот мо­мент в ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни, ко­то­рый дол­жен воз­ник­нуть обя­за­тель­но и на ко­то­рый на­прав­ле­но строе­ние все­го он­то­ге­не­за (хо­тя с ус­лож­не­ни­ем эво­лю­ции по­яв­ля­ют­ся и та­кие фор­мы со­об­ществ жи­вот­ных, где ре­про­дук­тив­ная функ­ция мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся за счет уча­стия од­них не­раз­мно­жаю­щих­ся осо­бей в обес­пе­че­нии ус­пеш­но­го раз­мно­же­ния дру­гих). Как бу­дет вид­но ни­же, ус­лож­не­ние раз­ви­тия осо­би до дос­ти­же­ния по­ло­вой зре­ло­сти на выс­ших ста­ди­ях эво­лю­ции по­тре­бо­ва­ло вклю­че­ния дру­гих осо­бей в обес­пе­че­ние это­го раз­ви­тия и по­яв­ле­ния спе­ци­аль­ной фор­мы по­ве­де­ния и кон­крет­ной по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры — ро­ди­тель­ской, — вы­де­лив­шей­ся в рам­ках пер­вич­ной ре­про­дук­тив­ной сфе­ры.

 

Ос­но­вы­ва­ясь на спо­соб­но­сти к раз­мно­же­нию как глав­ной за­да­че ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни, мож­но вы­де­лить три ос­нов­ных эта­па пре­об­ра­зо­ва­ния он­то­ге­не­за в эво­лю­ции.

1. Са­мая про­стая ор­га­ни­за­ция ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни вклю­ча­ет все­го два пе­рио­да: 1) от по­яв­ле­ния ин­ди­ви­да до дос­ти­же­ния им спо­соб­но­сти к раз­мно­же­нию; 2) ре­про­дук­тив­ной ак­тив­но­сти. В этом слу­чае субъ­ект сра­зу по­сле сво­его по­яв­ле­ния спо­со­бен са­мо­стоя­тель­но осу­ще­ст­в­лять пол­но­цен­ную жиз­не­дея­тель­ность. Пер­вый пе­ри­од пред­став­ля­ет со­бой гор­мо­наль­ное со­зре­ва­ние и на­ко­п­ле­ние ре­сур­сов для раз­мно­же­ния. Вто­рой пе­ри­од (спо­соб­ность субъ­ек­та к раз­мно­же­нию) мо­жет быть по­стро­ен как един­ст­вен­ный акт раз­мно­же­ния (де­ле­ние у од­но­кле­точ­ных или та­кое раз­мно­же­ние, при ко­то­ром ро­ди­тель­ские осо­би по­ги­ба­ют по­сле од­но­крат­но­го ак­та раз­мно­же­ния). Воз­мож­но су­ще­ст­во­ва­ние не­сколь­ких цик­лов раз­мно­же­ния в те­че­ние ре­про­дук­тив­но ак­тив­но­го пе­рио­да.

2. Пер­вый пе­ри­од (до дос­ти­же­ния спо­соб­но­сти к раз­мно­же­нию) раз­де­ля­ет­ся на два. А. Ин­ди­вид по­яв­ля­ет­ся не спо­соб­ным са­мо­стоя­тель­но осу­ще­ст­в­лять ка­кие-то фор­мы сво­ей жиз­не­дея­тель­но­сти. В те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни про­ис­хо­дит по­строе­ние не­об­хо­ди­мых от­но­ше­ний со сре­дой, на­ко­п­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та, пре­об­ра­зо­ва­ние фи­зио­ло­ги­че­ских и пси­хи­че­ских про­цес­сов и ме­ха­низ­мов и т. п. Б. Про­ис­хо­дит гор­мо­наль­ное со­зре­ва­ние и на­ко­п­ле­ние ре­сур­сов для раз­мно­же­ния. Вто­рой пе­ри­од (ре­про­дук­тив­ной ак­тив­но­сти) в це­лом не из­ме­ня­ет­ся по струк­ту­ре. На этом эта­пе про­грес­сив­но ус­лож­ня­ет­ся и раз­де­ля­ет­ся на раз­лич­ные са­мо­стоя­тель­ные пе­рио­ды пер­вая часть он­то­ге­не­за — при­жиз­нен­ное по­строе­ние от­но­ше­ний со сре­дой, в ре­зуль­та­те че­го эти от­но­ше­ния дос­ти­га­ют струк­ту­ры и со­дер­жа­ния, ха­рак­тер­ных для по­ло­воз­ре­лых осо­бей дан­но­го ви­да. Именно спо­соб­ность к раз­мно­же­нию яв­ля­ет­ся глав­ным кри­те­ри­ем, оп­ре­де­ляю­щим гра­ни­цы этой час­ти он­то­ге­не­за, так как есть жи­вот­ные, ко­то­рые мо­гут дос­та­точ­но ус­пеш­но осу­ще­ст­в­лять пи­ще­вое и ком­форт­ное по­ве­де­ние, но долж­ны прой­ти оп­ре­де­лен­ный путь фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, что­бы дос­тичь по­ло­воз­ре­ло­го со­стоя­ния. Этот путь мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся как по­сту­па­тель­ный про­цесс рос­та и раз­ви­тия или в фор­ме ме­та­мор­фо­за, ха­рак­тер­но­го для на­се­ко­мых, ко­гда пер­вый этап, на ко­то­ром ин­ди­вид не мо­жет раз­мно­жать­ся (ли­чин­ка), со­всем не по­хож по строе­нию и об­ра­зу жиз­ни на вто­рой, на ко­то­ром про­ис­хо­дит раз­мно­же­ние (взрос­лая фор­ма, има­го). У жи­вот­ных, раз­ви­тие ко­то­рых до дос­ти­же­ния по­ло­вой зре­ло­сти про­ис­хо­дит без ме­та­мор­фо­за, пер­вая часть жиз­ни (до по­ло­вой зре­ло­сти) на­зы­ва­ет­ся пре­адульт­ная (пред­взрос­лая), а вто­рая — адулъ­тная (взрос­лая). Пре­адульт­ный пе­ри­од так­же мо­жет быть раз­ным: ин­ди­вид мо­жет сра­зу сам осуще­ст­в­лять жиз­не­дея­тель­ность, раз­ви­вать­ся и на­ка­п­ли­вать не­об­хо­ди­мый опыт са­мо­стоя­тель­но, или это мо­жет про­ис­хо­дить при уча­стии ро­ди­тель­ских осо­бей, ко­то­рые удов­ле­тво­ря­ют часть его по­треб­но­стей и соз­да­ют ус­ло­вия для фор­ми­ро­ва­ния взрос­ло­го ви­до­ти­пич­но­го по­ве­де­ния сво­их де­те­ны­шей. По­яв­ле­ние пре­адульт­но­го пе­рио­да важ­но с пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния: в этом пе­рио­де про­ис­хо­дит из­ме­не­ние от­но­ше­ний субъ­ек­та со сре­дой, фор­ми­ро­ва­ние взрос­лых форм пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния, струк­ту­ры дея­тель­но­сти, на­ко­п­ле­ние опы­та и т.п. Сам этот пе­ри­од так­же раз­де­ля­ет­ся на ряд са­мо­стоя­тель­ных пе­рио­дов, ко­то­рые вы­де­ля­ют­ся по кри­те­рию струк­ту­ры и со­дер­жа­ния взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­та со сре­дой и по-раз­но­му пред­став­ле­ны на раз­ных ста­ди­ях фи­ло­ге­не­за.

 

3. По­яв­ля­ет­ся еще один пе­ри­од, сле­дую­щий по­сле окон­ча­ния ре­про­дук­тив­но­го. Жизнь ин­ди­ви­да про­дол­жа­ет­ся по­сле то­го, как он те­ря­ет спо­соб­ность к раз­мно­же­нию. Это по­яв­ля­ет­ся толь­ко у выс­ших при­ма­тов и у че­ло­ве­ка, в пер­вую оче­редь в свя­зи с ус­лож­не­ни­ем и уд­ли­не­ни­ем пре­адульт­но­го пе­рио­да и не­об­хо­ди­мо­стью дли­тель­ной за­бо­ты о по­том­ст­ве и во вто­рую оче­редь с по­яв­ле­ни­ем у осо­би но­вых функ­ций в со­об­ще­ст­ве, вы­хо­дя­щих за рам­ки от­но­ше­ний ме­ж­ду ро­ди­тель­ски­ми осо­бя­ми и их де­те­ны­ша­ми: пе­ре­да­чи опы­та дру­гим осо­бям ви­да и ока­за­ния им по­мо­щи в за­бо­те о де­те­ны­шах. Осо­бое зна­че­ние эти функ­ции при­об­ре­ли у че­ло­ве­ка, что при­ве­ло к зна­чи­тель­ным из­ме­не­ни­ям в жиз­ни со­об­ще­ст­ва и в ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни. В ча­ст­но­сти, функ­ции ин­ди­ви­да уже не ис­чер­пы­ва­ют­ся ро­ж­де­ни­ем сво­их по­том­ков, он вклю­ча­ет­ся в вы­ра­щи­ва­ние и вос­пи­та­ние дру­гих де­тей, что мо­жет стать про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­стью.

Осо­бен­но­сти он­то­ге­не­за, глав­ным об­ра­зом его пре­адульт­но­го пе­рио­да, бу­дут рас­смот­ре­ны и обоб­ще­ны по­сле ана­ли­за ста­дий раз­ви­тия пси­хи­ки.

Лек­ция и дополнительные методические материалы по теме :

«ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ: ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ»

 

ВОПРОСЫ:

1. Стадиальные и уровневые концепции развития психики в филогенезе.

2. Краткая характеристика стадий эволюционного развития психики.





Дата: 2019-12-10, просмотров: 331.