Проблемы современной теоретической зоопсихологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В со­вре­мен­ной этологии и зоо­пси­хо­ло­гии су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во тео­рий, ги­по­тез, мо­де­лей и про­сто мне­ний, ко­то­рые но­сят фи­ло­соф­ский или лин­гвис­ти­че­ский ха­рак­тер. Прак­ти­че­ски при­ме­нить их, хо­тя бы фраг­мен­тар­но, поч­ти не­воз­мож­но, за­то они мо­гут ус­пеш­но объ­яс­нить уже со­сто­яв­шее­ся со­бы­тие лю­бой слож­но­сти.

 

Современные взгляды на зоопсихологическое направление в психологической науке исследования раз­ли­чают­ся в сре­де исследователей поведения и психики животных.

По мне­нию од­них ис­сле­до­ва­те­лей, ведущим методом изучения поведения и психики животных является на­блю­де­ние за по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных в ди­кой при­ро­де.

С дру­гой точ­ки зре­ния, данные исследования сле­ду­ет проводить, прежде всего, в рамках экс­пе­ри­мен­таль­ной («лабораторной») зоо­пси­хо­ло­гии, что со­вер­шен­но от­ри­ца­ет­ся сто­рон­ни­ка­ми клас­си­че­ско­го «со­зер­ца­тель­но­го» на­прав­ле­ния.

Тре­тья точ­ка зре­ния рас­смат­ри­ва­ет зоо­пси­хо­ло­гию как ин­те­гра­тив­ное слия­ние не­сколь­ких на­ук. В этом слу­чае она вклю­ча­ет в се­бя на­блю­де­ние за жи­вот­ны­ми в при­ро­де (этологию), по­ве­ден­че­ские экс­пе­ри­мен­ты (собственно зоопсихологию) и мор­фо-функ­цио­наль­ные ис­сле­до­ва­ния моз­га (физиологию).

 

Си­ло­вое раз­де­ле­ние этих на­прав­ле­ний на это­ло­гию, экс­пе­ри­мен­таль­ную пси­хо­ло­гию и фи­зио­ло­гию до­воль­но ис­кус­ст­вен­но. Ес­ли мы от­бро­сим хо­тя бы од­ну из со­став­ляю­щих, то не смо­жем за­ме­нить ее ни­ка­ки­ми ак­сио­ма­ми или лин­гвис­ти­че­ски­ми кон­ст­рук­ция­ми. По­ве­де­ние мож­но изу­чить толь­ко то­гда, ко­гда по­сту­пок жи­вот­но­го че­рез при­чи­ны и ме­ха­низ­мы про­сле­жен вплоть до сво­их фи­зи­че­ских пер­во­ис­точ­ни­ков в го­лов­ном моз­ге. Ес­ли это­го не де­лать, то это­ло­гия на­все­гда ос­та­нет­ся на­бо­ром слу­чай­ных фак­тов и умо­зри­тель­ных фан­та­зий.

К со­жа­ле­нию, зоопсхиология по­ка да­ле­ка от ми­ро­по­ни­ма­ния фи­зи­ки, про­ду­ман­но­сти ма­те­ма­ти­ки или ор­га­ни­зо­ван­но­сти сис­те­ма­ти­ки. По мнению современных исследователей ей уго­то­ван рас­цвет в XXI ве­ке, ко­гда са­мих объ­ек­тов нау­ки ос­та­нет­ся на­мно­го мень­ше, чем в XIX сто­ле­тии - вре­ме­ни ее за­ро­ж­де­ния. В зоопсихологии сей­час су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во тео­рий и ги­по­тез, ко­то­рые мо­гут воз­бу­ж­дать ин­те­рес, в тоже время все они представлены в рамках сло­жи­вшихся трех ос­нов­ных тен­ден­ций, ко­то­рые пре­тво­ря­ют­ся в жизнь раз­лич­ны­ми груп­па­ми пси­хо­ло­гов.

 

Са­мым по­пу­ляр­ным сре­ди них яв­ля­ет­ся би­хе­вио­ризм. Не­смот­ря на раз­но­об­ра­зие форм, сто­рон­ни­ки би­хе­вио­риз­ма изу­ча­ют по­ве­де­ние жи­вот­ных с по­мо­щью раз­лич­ных объ­ек­тив­ных ме­то­дов, а их тео­ре­ти­че­ским ба­зи­сом слу­жит на­уч­ный по­зи­ти­визм. В со­от­вет­ст­вии с этим стро­ят­ся на­уч­ные экс­пе­ри­мен­ты, при­во­дят­ся объ­яс­не­ния, вно­сят­ся ме­та­фи­зи­че­ские до­пу­ще­ния с внут­рен­ни­ми пе­ре­мен­ны­ми, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют связь ме­ж­ду сти­му­лом и ре­ак­ци­ей.

Не ме­нее при­вле­ка­те­лен и рас­про­стра­нен функ­цио­на­лизм. Он изу­ча­ет струк­ту­ру и ак­тив­ность ор­га­низ­ма с био­ло­ги­че­ской и фи­ло­ге­не­ти­че­ской то­чек зре­ния. Сто­рон­ни­ки этой тео­рии до­пус­ка­ют, что зна­нии о струк­ту­ре ор­га­низ­ма впол­не дос­та­точ­но для пред­ска­за­ния его по­ве­де­ния. Ут­вер­жда­ет­ся ис­клю­чи­тель­но адап­тив­ная при­ро­да по­ве­де­ния, из­ме­няе­мость струк­тур и функ­ций в те­че­ние жиз­ни.

Этим двум на­прав­ле­ни­ям про­ти­во­сто­ит ког­ни­тив­ная пси­хо­ло­гия, ко­то­рая изу­ча­ет про­цес­сы пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. Ког­ни­тив­ная пси­хо­ло­гия до­пус­ка­ет, что су­ще­ст­ву­ет внут­рен­няя ре­пре­зен­та­ция внеш­ней ин­фор­ма­ции. Для де­мон­ст­ра­ции струк­тур соз­на­ния жи­вот­ных ис­поль­зу­ют­ся «че­ло­ве­че­ские» ме­то­ды ин­трос­пек­ции, что час­то не вы­дер­жи­ва­ет кри­ти­ки.

 

Несомненно, все эти под­хо­ды не долж­ны про­ти­во­пос­тав­лять­ся друг дру­гу, по­сколь­ку они за­тра­ги­ва­ют толь­ко не­ко­то­рые взаи­мо­до­пол­няю­щие сто­ро­ны по­ве­де­ния и от­ра­жа­ют ме­то­до­ло­ги­че­ские, а не прин­ци­пи­аль­ные раз­ли­чия. Взаи­мо­дей­ст­вие этих под­хо­дов да­ет на­де­ж­ду на раз­ви­тие тео­ре­ти­че­ской зоо­пси­хо­ло­гии, по­сколь­ку на­стоя­щий про­то­па­ра­диг­ма­ти­че­скии уро­вень яв­ля­ет­ся пер­вым эта­пом ее ста­нов­ле­ния.

Лек­ция и дополнительные методические материалы по теме :

«ПРОБЛЕМ А ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПСИХИКИ
и критерии психического »

 

ВОПРОСЫ:

1. Возникновение и эволюция жизни на планете Земля: вводные замечания.

2. Про­бле­ма про­ис­хо­ж­де­ния пси­хи­ки в пси­хо­ло­гии.

3. Пред­став­ле­ние о воз­ник­но­ве­нии пси­хи­ки на различных уров­нях раз­ви­тия ма­те­рии.

4. Проблема критерия психического в подходах различных авторов.


1. Возникновение и эволюция жизни на планете Земля: вводные замечания

Существовало и существует множество теорий о происхождении жизни на Земле.

Часть ученых считала, что жизнь была создана Творцом.

Другие же полагали, что существуют некие «семена жизни», переносимые с планеты на планету метеоритами. В 1865 г. немецкий врач Г.Рихтер выдвинул гипотезу космозоев (космических зачатков), в соответствии с которой жизнь является вечной и зачатки, населяющие мировое пространство, могут переноситься с одной планеты на другую. Сходную гипотезу в 1907 г. выдвинул известный шведский естествоиспытатель С.Аррениус, предположив, что во Вселенной вечно существуют зародыши жизни - гипотезу панспермии. Панспермия - гипотеза о повсеместном распространении во Вселенной зародышей живых существ. Согласно панспермии, в мировом пространстве рассеяны зародыши жизни (например, споры микроорганизмов), которые движутся под давлением световых лучей, а попадая в сферу притяжения планеты, оседают на ее поверхности и закладывают на этой планете начало живого.

Третья группа ученых считала, что жизнь зародилась сама собой, благодаря «жизненной силе». По их мнению, эта «жизненная сила» существует везде. Идея виталистов господствовала в средние века. Теория самозарождения включала в себя то, что рыбы могли зарождаться из ила, черви из почвы, мыши из грязи, мухи из мяса и т. д.

Против этой теории выступил Франческо Реди, который на основе опытов доказал не возможность существования мифической «силы жизни». Но виталисты не сдавались, утверждая, что в опыте Реди не было доступа кислорода, а следовательно не могла проникнуть и «жизненная сила».

Независимо от Франческо Реди французский ученый Луи Постер, принимая во внимание утверждения виталистов, проделал эксперимент: он взял две колбы с S-образными горлышками, в которых содержалась питательная среда, после длительного кипячения, при котором погибали не только микроорганизмы, но их споры. Колба с целым горлом долго оставалась стерильной, а в сосуде с удаленным S-горлом быстро появились микроорганизмы, этот опыт показал, что «живительная сила» не существует.

В отношении самозарождения организмов необходимо отметить, что Французская Академия наук еще в 1859 г. назначила специальную премию за попытку осветить по-новому вопрос о самопроизвольном зарождении жизни. Эту премию в 1862 г. и получил знаменитый французский ученый, основоположник современной микробиологии Луи Пастер. Своими опытами он доказал невозможность самозарождения микроорганизмов.

В развитии учений о происхождении жизни существенное место занимает теория, утверждающая, что все живое происходит только от живого - теория биогенеза. Эту теорию в середине XIX века противопоставляли ненаучным представлениям о самозарождении организмов (червей, мух и др.). Однако как теория происхождения жизни биогенез несостоятелен, поскольку принципиально противопоставляет живое неживому, утверждает отвергнутую наукой идею вечности жизни.

 

Современная наука считает наиболее вероятной теори ю абиогинеза («зарождения жизни из неживого»). Основоположником ее был Александр Иванович Опарин. В 1924 г. он высказал предположение, что при мощных электрических разрядах в земной атмосфере, которая 4-4,5 млрд. лет назад состояла из аммиака, метана, углекислого газа и паров воды, могли возникнуть простейшие органические соединения, необходимые для возникновения жизни. Предсказание академика Опарина оправдалось. В 1955 г. американский исследователь С. Миллер, пропуская электрические заряды через смесь газов и паров, получил простейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты и несколько аминокислот. Таким образом, в середине XX века был экспериментально осуществлен абиогенный синтез белковоподобных и др. органических веществ в условиях, воспроизводящих условия первобытной Земли.

 

Земля образовалась около 5 миллиардов лет назад. Когда ее поверхность достаточно остыла, появились вулканы, которые извергали в атмосферу большое количество пепла и газов (водорода, мера). Высокая температура способствовала образованию огромных облаков, которые вызывали сильные бури. Первые органические молекулы были смыты дождями и сосредоточились в океанах, где они сгруппировались и образовали первые живые существа. Воссоздав и лабораторных условиях удушливую атмосферу Земли, которая существовала 3,5 миллиарда лет назад, ученый Стенли Л. Миллер подтвердил эту теорию, получив путем использования электрических разрядов несколько органических соединений (аминокислот), имеющих важнейшее значение для жизни.


Гипотеза А.И. Опарина о возникновении жизни на Земле опирается на представление о постепенном усложнении химической структуры и морфологического облика предшественников жизни (пробионтов) на пути к живым организмам. На стыке моря, суши и воздуха создавались благоприятные условия для образования сложных органических соединений. В концентрированных растворах белков, нуклеиновых кислот могут образовываться сгустки подобно водным растворам желатина. А.И. Опарин назвал эти сгустки коацерватными каплями или коацерватами. Коацерваты - это обособленные в растворе органические многомолекулярные структуры. Это еще не живые существа. Их возникновение рассматривают как стадию развития преджизни. Наиболее важным этапом в происхождении жизни было возникновение механизма воспроизведения себе подобных и наследования свойств предыдущих поколений. Это стало возможным благодаря образованию сложных комплексов нуклеиновых кислот и белков. Нуклеиновые кислоты, способные к самовоспроизведению, стали контролировать синтез белков, определяя в них порядок аминокислот. А белки-ферменты осуществляли процесс создания новых копий нуклеиновых кислот. Так возникло главное свойство, характерное для жизни - способность к воспроизведению подобных себе молекул.

 Абиогенез состоит из 3-х основных этапов развития жизни:

1. Абиогенное возникновение биологических мономеров.

2. Образование биологических полимеров.

3. Формирование мембранных структур и первичных организмов (пробионтов).

Абиогенное, или небиологическое, возникновение органических молекул из неорганических доказывали ещё в 1924 г. русский учёный академик Александр Иванович Опарин (1894 – 1980) и в 1929г. английский естествоиспытатель Джон Холдейн (1892 – 1964). Они исходили из того, что на первых этапах формирования Земля имела очень высокую температуру. По мере остывания планеты тяжелые металлы перемещались к ее центру, а более легкие оставались на поверхности. Атмосфера состояла из свободного водорода и его соединений (H2O, CH4, NH3, HCN), что служило предпосылкой возникновению органических молекул небиологическим путем. До начала 20в. многие ученые предполагали, что такие соединения могут возникать только в живых организмах, их называли органическими веществами в противоположность веществам неживой природы – минералам, названным неорганическими соединениями.

В 1953г. американский ученый Стенли Ллойд Миллер, пропуская электрические разряды напряжением до 60000В. через смесь H2O, CH4, NH3 , H2 под давлением в несколько Па и температуре 80С получил простейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную, муравьиную кислоты и несколько аминокислот – вещества, из которых строятся молекулы белков. Возможность абиогенного синтеза органических соединений подтверждается также тем, что они обнаружены в космическом пространстве.

Образование биологических полимеров. По мере смягчения условий на Земле стало возможным образование сложных органических соединений – полимеров. Не исключено, что синтез полимеров катализировался на поверхности минеральных глин. Экспериментально показано, что раствор аминокислоты аланина в водной среде в присутствии особого вида глинозема и АТФ может давать полимерные цепочки полиаланина. Органические молекулы имеют большую молекулярную массу и сложную пространственную конфигурацию. Такие высокомолекулярные комплексы, окруженные водной оболочкой, могут объединяться в коацерваты. Дальнейшая прогрессивная эволюция предбиологических структур могла происходить только при усложнении обменных процессов и в условиях пространственного разделения различных синтетических и энергетических процессов внутри коацерватов. Более прочную изоляцию внутренней среды от внешних воздействий могла осуществить лишь биологическая мембрана.

Формирование мембранных структур и первичных организмов (пробионтов). Вокруг коацерватов, богатых органическими соединениями, возникли слои липидов, отделивших коацерват от окружающей водной среды. Липиды преобразовались в ходе эволюции в наружную мембрану, существенно повысившую жизнеспособность и устойчивость организмов. Возникновение мембраны, обладающей способностью к избирательной проницаемости, содействовало развитию все более совершенных саморегулирующихся систем вплоть до возникновения первых клеток. Появляются первые примитивные безъядерные клетки – прокариоты. Первые живые организмы были гетеротрофными, они использовали в качестве энергии (пищи) органические соединения, находящиеся в растворенном виде в водах первичного океана.

Развитие жизни на Земле. Биологическая эволюция на Земле длится более 3 млрд. лет. С момента возникновения первых примитивных клеточных организмов благодаря естественному отбору появилось бесчисленное множество форм живых организмов. Историю Земли принято делить на промежутки времени – эры и периоды, границами которых являются крупные геологические события, связанные с историей развития планеты как космического тела. Геохронологическая история Земли состоит из 5 эр (архей – 3500 млн л.н., протерозой - 2600, палеозой - 570, мезозой - 230, кайнозой - 66).


2. Про­бле­ма про­ис­хо­ж­де­ния пси­хи­ки в пси­хо­ло­гии

 

Про­бле­ма воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия пси­хи­ки в пси­хо­ло­гии все­гда бы­ла не­раз­рыв­но свя­за­на с оп­ре­де­ле­ни­ем пси­хи­ки как яв­ле­ния и как пред­ме­та на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния.

Вы­даю­щий­ся рус­ский пси­хо­лог кон­ца про­шло­го ве­ка Н.Я. Грот счи­тал, что от­ли­чие пред­ме­та пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки от пред­ме­тов дру­гих на­ук со­сто­ит в том, что его не­воз­мож­но, как в дру­гих нау­ках, сна­ча­ла он­то­ло­ги­че­ски опи­сать, а за­тем изу­чать. Не­об­хо­ди­мо сна­ча­ла тео­ре­ти­че­ски оп­ре­де­лить этот пред­мет, и толь­ко в ре­зуль­та­те та­ко­го оп­ре­де­ле­ния он мо­жет быть под­верг­нут на­уч­но­му ис­сле­до­ва­нию. Это свя­за­но с не­воз­мож­но­стью пря­мо­го объ­ек­тив­но­го изу­че­ния пси­хи­ки и не­об­хо­ди­мо­стью при­ме­не­ния для это­го кос­вен­ных ме­то­дов.

 

Пси­хи­ка изу­ча­ет­ся по ее про­яв­ле­ни­ям, про­дук­там и фи­зио­ло­ги­че­ским ме­ха­низ­мам, ле­жа­щим в ее ос­но­ве.

П си­хи­ка проявляется в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­та с ми­ром (по­ве­де­ние как объ­ект пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния) и в фор­ме ре­зуль­та­тов ак­тив­но­сти субъ­ек­та (да­же вер­баль­ный от­вет и ре­зуль­та­ты ин­трос­пек­тив­но­го ис­сле­до­ва­ния яв­ля­ют­ся не са­мой пси­хи­кой, а ее про­дук­том).

 

Все эти труд­но­сти еще бо­лее усу­губ­ля­ют­ся при изу­че­нии пси­хи­ки жи­вот­ных, от ко­то­рых нель­зя по­лу­чить све­де­ний в фор­ме опи­са­ния сво­их субъ­ек­тив­ных со­стоя­ний. В определенной мере это ка­са­ет­ся и изу­че­ния пси­хи­ки ре­бен­ка на до­вер­баль­ной ста­дии раз­ви­тия, что яв­ля­ет­ся од­ним из ос­но­ва­ний по­сто­ян­но­го сбли­же­ния фи­ло- и он­то­ге­не­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний и тра­ди­ци­он­но­го об­ра­ще­ния пси­хо­ло­гии ран­не­го дет­ско­го воз­рас­та к срав­ни­тель­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­му ме­то­ду ана­ли­за.

 

Та­кая спе­ци­фи­ка пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния ста­вит пси­хо­ло­гию в осо­бое по­ло­же­ние сре­ди всех на­ук, оп­ре­де­ляя не­об­хо­ди­мость ис­поль­зо­ва­ния под­хо­дов, при­ме­няе­мых как ес­те­ст­вен­ны­ми, так и гу­ма­ни­тар­ны­ми дис­ци­п­ли­на­ми, ко­то­рые не все­гда мо­гут гар­мо­нич­но со­че­тать­ся друг с дру­гом.

 

Это от­ра­зи­лось в ис­то­рии пси­хо­ло­гии в пе­рио­ди­че­ски во­зоб­нов­ляю­щих­ся раз­но­гла­си­ях по по­во­ду объ­ек­та и ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния, осо­бен­но в пе­ри­од ста­нов­ле­ния объ­ек­тив­ной пси­хо­ло­гии, и на­дол­го по­ста­ви­ло зоо­пси­хо­ло­гию в по­ло­же­ние нау­ки, не за­ни­маю­щей­ся ис­тин­но пси­хо­ло­ги­че­ским пред­ме­том — со­дер­жа­ни­ем субъ­ек­тив­но­го ми­ра и пе­ре­жи­ва­ния­ми жи­вот­ных. Как уже ука­зы­ва­лось, ис­сле­до­ва­ния по­след­них де­ся­ти­ле­тий по­зво­ля­ют пре­одо­леть это ог­ра­ни­че­ние.

 

По са­мо­му оп­ре­де­ле­нию пси­хо­ло­гия — нау­ка о ду­ше (пси­хи­ке), и, по мет­ко­му вы­ра­же­нию С.Л. Ру­бин­штей­на, вся­кая пси­хо­ло­гия, ко­то­рая по­ни­ма­ет, что она де­ла­ет, изу­ча­ет пси­хи­ку и толь­ко пси­хи­ку. Не­об­хо­ди­мость по­строе­ния кон­цеп­та, мо­де­ли, по­ня­тия до изу­че­ния са­мо­го яв­ле­ния с це­лью оп­ре­де­лить, что же изу­чать, не­од­но­крат­но при­во­ди­ла к раз­лич­ным ук­ло­не­ни­ям от этой труд­ной те­мы. X. Хек­хау­зен от­ме­ча­ет в этой свя­зи, что пси­хо­ло­гия пе­рио­ди­че­ски те­ря­ла пред­мет сво­его ис­сле­до­ва­ния (ду­шу), что от­ра­жа­лось в том, что она пол­но­стью от­ри­ца­лась (би­хе­вио­ризм, реф­лек­со­ло­гия) или рас­чле­ня­лась на от­дель­ные эле­мен­ты, функ­ции, про­цес­сы и т.п.

В пси­хо­ло­гии нет еди­но­го оп­ре­де­ле­ния пси­хи­ки. Она оп­ре­де­ля­ет­ся че­рез ее функ­ции (от­ра­же­ние ре­аль­но­сти, ре­гу­ля­ция дея­тель­но­сти и т.п.), че­рез обес­пе­чи­ваю­щие ее фи­зио­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы (пси­хи­ка — функ­ция моз­га или нерв­ной сис­те­мы), фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски (пси­хи­че­ские яв­ле­ния), че­рез объ­ект ис­сле­до­ва­ния (по­ве­де­ние, че­ло­век как субъ­ект пси­хи­ки). Все эти оп­ре­де­ле­ния от­ра­жа­ют раз­лич­ные сто­ро­ны пси­хи­ки и не ис­клю­ча­ют, а до­пол­ня­ют друг дру­га. Од­на­ко в ка­ж­дом слу­чае ис­сле­до­ва­те­ли при­дер­жи­ва­ют­ся оп­ре­де­лен­ных взгля­дов на то, что та­кое пси­хи­ка, как она воз­ник­ла и раз­ви­ва­лась в эво­лю­ции и как воз­ник­ло че­ло­ве­че­ское соз­на­ние. И все­гда цен­траль­ным в про­бле­ме воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия пси­хи­ки был во­прос о со­от­но­ше­нии то­го, что за­ло­же­но в че­ло­ве­ке эво­лю­ци­он­но, и то­го, что воз­ни­ка­ет с по­яв­ле­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния как «над­био­ло­ги­че­ское», от­ли­чаю­щее че­ло­ве­ка от всех ос­таль­ных жи­вот­ных и свя­зан­ное с со­ци­аль­но-куль­тур­ной сущ­но­стью че­ло­ве­ка (про­бле­ма «био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го» в пси­хи­ке че­ло­ве­ка). Лю­бая нау­ка, и пси­хо­ло­гия в том чис­ле (а зна­чит, зоо­пси­хо­ло­гия и срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия, как ее от­расль, то­же), на­прав­ле­на на по­зна­ние са­мо­го че­ло­ве­ка и его мес­та в ми­ре. По­это­му, не­смот­ря на ка­жу­щее­ся «при­ми­ре­ние» про­ти­во­по­лож­ных то­чек зре­ния по это­му во­про­су в со­вре­мен­ной нау­ке, по­ни­ма­ние су­ти взаи­мо­от­но­ше­ний этих со­став­ляю­щих ос­та­ет­ся ак­ту­аль­ным и не­воз­мож­но без со­пос­тав­ле­ния взгля­дов на фи­ло- и он­то­ге­нез че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки. Бо­лее то­го, вся ис­то­рия пси­хо­ло­гии раз­ви­тия свя­за­на с та­ким со­пос­тав­ле­ни­ем, и са­мые ак­ту­аль­ные про­бле­мы зоо­пси­хо­ло­гии и срав­ни­тель­ной пси­хо­ло­гии ло­ка­ли­зу­ют­ся имен­но в об­лас­ти со­пос­тав­ле­ния раз­ви­тия пси­хи­ки в эво­лю­ции и он­то­ге­не­зе че­ло­ве­ка.


О с­нов­ные про­бле­мы изу­че­ния в пси­хо­ло­гии воз­ник­но­ве­ния че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния из ге­не­ти­че­ски бо­лее ран­них форм пси­хи­ки:

1. Воз­ник­но­ве­ние соз­на­ния в фи­ло­ге­не­зе (из не-соз­на­ния как фор­мы пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния, не ста­но­вя­щей­ся соз­на­тель­ной в он­то­ге­не­зе).

2. Воз­ник­но­ве­ние соз­на­ния в он­то­ге­не­зе (из до-соз­на­ния как фор­мы пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния, ста­но­вя­щей­ся соз­на­тель­ной в он­то­ге­не­зе).

 

Оп­ре­де­ле­ние био­ло­ги­че­ских и со­ци­аль­ных фак­то­ров раз­ви­тия тре­бу­ет об­ра­ще­ния к двум раз­лич­ным уров­ням ге­не­ти­че­ско­го ана­ли­за (фи­ло- и он­то-).

По­след­нее в свою оче­редь пред­по­ла­га­ет на­ли­чие тео­ре­ти­че­ско­го и ка­те­го­ри­аль­но­го ап­па­ра­та, по­зво­ляю­ще­го та­кой ана­лиз про­из­во­дить. Это оз­на­ча­ет, что долж­ны быть вы­де­ле­ны струк­тур­ные еди­ни­цы и сис­те­ма по­ня­тий и оп­ре­де­ле­ний, по­зво­ляю­щие рас­смат­ри­вать ана­ли­зи­руе­мые фе­но­ме­ны на раз­ных ге­не­ти­че­ских ста­ди­ях раз­ви­тия: что из­ме­ня­ет­ся, как, по­че­му, ка­кие ка­че­ст­ва и как при­об­ре­та­ют­ся и как они пре­вра­ща­ют­ся в ве­ду­щие на но­вом уров­не раз­ви­тия.

При изу­че­нии пси­хо­ло­гии че­ло­ве­ка объ­ек­том ис­сле­до­ва­ния обыч­но яв­ля­ет­ся че­ло­век (и про­яв­ле­ния его пси­хи­ки) как один уро­вень фи­ло­ге­не­ти­че­ско­го раз­ви­тия. К дру­гим он­то­ге­не­ти­че­ским уров­ням пси­хо­ло­гия ча­ще все­го под­хо­дит с по­зи­ций ме­то­да ак­туа­лиз­ма, пред­по­ла­гая (по умол­ча­нию), что це­лью раз­ви­тия лич­но­сти в он­то­ге­не­зе яв­ля­ет­ся то, чем она ста­ла. Фи­ло­ге­не­ти­че­ский план ог­ра­ни­чен кон­крет­ным об­ще­ст­вен­но-куль­тур­ным со­дер­жа­ни­ем, за­даю­щим со­дер­жа­ние и са­му струк­ту­ру лич­но­сти. В смыс­ле до че­ло­ве­че­ско­го фи­ло­ге­не­за так­же по умол­ча­нию пред­по­ла­га­ет­ся, что це­лью эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са яв­ля­ет­ся «про­из­вод­ст­во че­ло­ве­ка», что есть пря­мой ан­тро­по­цен­тризм (или фи­ло­ге­не­ти­че­ский ак­туа­лизм). Ис­поль­зо­ва­ние в этом слу­чае био­ло­ги­че­ских дан­ных и за­ко­но­мер­но­стей ока­зы­ва­ет­ся не со­всем кор­рект­ным по от­но­ше­нию к воз­зре­ни­ям эво­лю­ци­он­ной био­ло­гии, так как эво­лю­ци­он­ная тео­рия, как био­ло­ги­че­ская нау­ка, оп­ре­де­ляя ме­сто че­ло­ве­ка в эво­лю­ции, во­все не го­во­рит об окон­ча­нии это­го про­цес­са.

 

Выделяют об­щее на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии раз­ви­тия как ге­не­ти­че­ски ог­ра­ни­чен­ное и стоя­щее на по­зи­ции ак­туа­лиз­ма в двух пла­нах:

ан­тро­по­цен­тризм — ак­туа­лизм с точ­ки зре­ния Homo sapiens как це­ли эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са;

взрос­ло­цен­тризм — ак­туа­лизм с точ­ки зре­ния кон­крет­но-куль­тур­но­го ва­ри­ан­та лич­но­сти как це­ли он­то­ге­не­ти­че­ско­го раз­ви­тия.

Можно рассмотреть обе ли­нии раз­ви­тия с це­лью оты­скать точ­ки пе­ре­се­че­ния ука­зан­ных про­блем, где не­об­хо­ди­мо, а зна­чит, и воз­мож­но сня­тие этих ог­ра­ни­че­ний.

В оз­мож­но­сти ана­ли­за пси­хи­ки че­ло­ве­ка как пред­ста­ви­те­ля сво­его ви­да.

Пер­вый спо­соб — ана­лиз с по­зи­ций чис­то­го ан­тро­по­цен­триз­ма, где пси­хи­ка че­ло­ве­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся толь­ко внут­ри этой ста­дии раз­ви­тия, без со­пос­тав­ле­ния с пре­ды­ду­щи­ми ста­дия­ми. Сю­да мо­жет быть вклю­чен толь­ко бли­жай­ший ан­тро­по­ге­нез — при­ми­тив­ное соз­на­ние, но все же соз­на­ние.

Вто­рой спо­соб — эво­лю­ци­он­ный ан­тро­по­цен­тризм, при­ни­маю­щий всю ис­то­рию раз­ви­тия пси­хи­ки — от ее воз­ник­но­ве­ния в жи­вот­ном ми­ре до по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка. Вся ар­гу­мен­та­ция стро­ит­ся с по­зи­ций ори­ен­та­ции эво­лю­ции пси­хи­ки имен­но на раз­ви­тие соз­на­ния, ко­то­рое при­зна­ет­ся выс­шей фор­мой пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния, и все дру­гие фор­мы от­ра­же­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся как стре­мя­щие­ся к не­му.

Тре­тий спо­соб пред­по­ла­га­ет бо­лее об­щий под­ход, рас­смат­ри­ваю­щий пси­хи­ку как фор­му от­ра­же­ния в ря­ду дру­гих форм. При этом сни­ма­ет­ся «ниж­няя гра­ни­ца» ана­ли­за. Од­на­ко все, что ка­са­ет­ся даль­ней­ше­го (по­сле ста­дии соз­на­ния) раз­ви­тия пси­хи­ки, вы­гля­дит так же, как в пре­ды­ду­щем спо­со­бе ана­ли­за. Это наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный (на­ря­ду с пре­ды­ду­щим) взгляд на эво­лю­цию пси­хи­ки.

Чет­вер­тый спо­соб ана­ли­за пред­став­ля­ет со­бой рас­смот­ре­ние пси­хи­ки че­ло­ве­ка как од­но­го из ва­ри­ан­тов и сту­пе­ней раз­ви­тия пси­хи­ки, при этом пред­по­ла­га­ет­ся даль­ней­шее раз­ви­тие про­цес­са. В пси­хо­ло­гии та­кой под­ход поч­ти не при­сут­ст­ву­ет. Ви­ди­мо, вви­ду не­ак­ту­аль­но­сти его для ре­ше­ния за­дач, ко­то­рые в дан­ное вре­мя пе­ред этой нау­кой сто­ят. По­след­нее вре­мя поя­ви­лись от­дель­ные ра­бо­ты, в ко­то­рых эта те­ма воз­ни­ка­ет (в ча­ст­но­сти, в по­след­ней кни­ге В.Б. Швыр­ко­ва, ста­тье В.В. Глаз­ко­ва, где ста­вит­ся во­прос о том, «кто по­сле­ду­ет за Homo Sapiens» и что воз­мож­но за гра­нью фи­зи­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка). С точ­ки зре­ния ге­не­ти­че­ско­го ме­то­да ис­сле­до­ва­ния про­цесс раз­ви­тия не мо­жет быть ко­неч­ным, а ис­тин­ное по­ни­ма­ние то­го, что про­ис­хо­дит на дан­ной ста­дии, воз­мож­но толь­ко при зна­нии всей пер­спек­ти­вы и за­ко­но­мер­но­стей это­го раз­ви­тия. Дру­ги­ми сло­ва­ми, ге­не­ти­че­ская тео­рия раз­ви­тия (в дан­ном слу­чае пси­хи­ки) долж­на не толь­ко опи­сы­вать имею­щую­ся он­то­ло­ги­че­скую кар­ти­ну (что и про­ис­хо­дит сей­час), но и объ­яс­нять за­ко­но­мер­но­сти это­го раз­ви­тия, что пред­по­ла­га­ет про­гноз по­сле­дую­щих ста­дий. По­это­му су­ще­ст­вую­щие ва­ри­ан­ты (1, 2 и 3) и ока­зы­ва­ют­ся стоя­щи­ми на по­зи­ции ан­тро­по­цен­триз­ма, или «фи­ло­ге­не­ти­че­ско­го ак­туа­лиз-ма» с точ­ки зре­ния це­ли раз­ви­тия как «про­из­вод­ст­ва че­ло­ве­ка».


В ана­ли­за раз­ви­тия пси­хи­ки в он­то­ге­не­зе. Здесь мож­но вы­де­лить сле­дую­щие гра­ни­цы ана­ли­за: оп­ло­до­тво­ре­ние, воз­ник­но­ве­ние субъ­ек­тив­но­сти (в его эле­мен­тар­ной фор­ме — ощу­ще­нии), ро­ж­де­ние, воз­ник­но­ве­ние соз­на­ния (как фор­мы от­ра­же­ния, ос­но­ван­ной на ис­поль­зо­ва­нии ис­кус­ст­вен­ных зна­ко­вых средств) и смерть.

Пер­вый спо­соб ана­ли­за — от воз­ник­но­ве­ния соз­на­ния до смер­ти — пси­хо­ло­гия «нор­маль­но­го взрос­ло­го че­ло­ве­ка» (как оп­ре­де­лил ее Л. С. Вы­гот­ский). Об­ра­ще­ние к он­то­ге­не­зу ос­но­ва­но на ме­то­де ак­туа­лиз­ма и ак­цен­ти­ру­ет­ся на воз­ник­но­ве­нии и раз­ви­тии соз­на­тель­ных со­дер­жа­ний субъ­ек­тив­но­го опы­та.

Вто­рой спо­соб вклю­ча­ет до­соз­на­тель­ную ста­дию раз­ви­тия (от­прав­ной пункт — ро­ж­де­ние). Сю­да вклю­ча­ет­ся про­бле­ма со­циа­ли­за­ции и взаи­мо­от­но­ше­ния до­соз­на­тель­ных и соз­на­тель­ных со­дер­жа­ний субъ­ек­тив­но­го опы­та и их судь­бы в струк­ту­ре по­треб­но­ст­но-мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры субъ­ек­та и лич­но­сти.

Тре­тий и чет­вер­тый спо­со­бы ана­ли­за свя­за­ны со сня­ти­ем ог­ра­ни­че­ния «сни­зу» и вклю­ча­ют не толь­ко субъ­ек­тив­ный опыт до ро­ж­де­ния, но и вне­субъ­ект­ные со­дер­жа­ния (как вне субъ­ек­та су­ще­ст­вую­щие со­дер­жа­ния че­ло­ве­че­ско­го опы­та, яв­ляю­щие­ся ис­точ­ни­ком по­строе­ния ин­ди­ви­ду­аль­ных субъ­ек­тив­ных со­дер­жа­ний, а в бо­лее ши­ро­ком смыс­ле — как фак­то­ры сре­ды, не­об­хо­ди­мые для воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия субъ­ек­тив­но­го опы­та). За точ­ку «смерть» мож­но вый­ти, толь­ко пе­рей­дя в дру­гую плос­кость ана­ли­за, по­ме­няв пред­мет ис­сле­до­ва­ния (пси­хи­ку) на од­ну из форм ее про­дук­та — со­дер­жа­ние субъ­ек­тив­но­го опы­та, оп­ред­ме­чен­ное в пред­ме­тах куль­ту­ры и су­ще­ст­вую­щее по­сле смер­ти са­мо­го субъ­ек­та. Су­ще­ст­во­ва­ние пси­хи­ки по­сле смер­ти ее но­си­те­ля (субъ­ек­та) не вхо­дит в ка­че­ст­ве пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния в пси­хо­ло­гию.

Итак, про­бле­мы фи­ло- и он­то­ге­не­за пси­хи­ки ока­зы­ва­ют­ся тес­но свя­зан­ны­ми друг с дру­гом и со­став­ля­ют об­щую об­ласть пси­хо­ло­гии раз­ви­тия, в ко­то­рой зоо­пси­хо­ло­гия и срав­ни­тель­ная пси­хо­ло­гия при­зва­ны от­ве­тить на фун­да­мен­таль­ные во­про­сы: оп­ре­де­ле­ния пси­хи­ки, ее воз­ник­но­ве­ния в эво­лю­ции и про­ис­хо­ж­де­ния пси­хи­ки че­ло­ве­ка. Как вид­но из при­ве­ден­ной схе­мы, эти про­бле­мы пе­ре­кры­ва­ют­ся в точ­ках воз­ник­но­ве­ния пси­хи­ки (в эво­лю­ции и он­то­ге­не­зе), что тре­бу­ет оп­ре­де­ле­ния пси­хи­ки (для от­де­ле­ния ее от «не пси­хи­ки» и обо­зна­че­ния «точ­ки воз­ник­но­ве­ния») и вы­яв­ле­ния за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия пси­хи­ки (об­щих и раз­лич­ных для фи­ло- и он­то­ге­не­за и для раз­ных ста­дий эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия), что опять-та­ки тре­бу­ет при­ме­не­ния срав­ни­тель­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го ме­то­да ис­сле­до­ва­ния. Мы нач­нем их ана­лиз с рас­смот­ре­ния раз­ных то­чек зре­ния на воз­ник­но­ве­ние пси­хи­ки, ко­то­рые и оп­ре­де­ля­ют взгля­ды уче­ных на оп­ре­де­ле­ние пси­хи­ки, кри­те­рии ее от­де­ле­ния от «не пси­хи­ки» и за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия, а за­тем об­ра­тим­ся к срав­ни­тель­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­му ме­то­ду как ос­нов­но­му ме­то­ду на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния эво­лю­ции пси­хи­ки.

3. Пред­став­ле­ние о воз­ник­но­ве­нии пси­хи­ки на разных

уров­н ях раз­ви­тия ма­те­рии

 

Проблема рас­смат­ри­ва­ет­ся в двух ас­пек­тах:

1 — на ка­ком уров­не раз­ви­тия ма­те­рии мог­ла воз­ник­нуть пси­хи­ка,

2 — в ка­кой пер­во­на­чаль­ной фор­ме про­яв­ля­ет­ся пси­хи­че­ское или что счи­тать кри­те­ри­ем пси­хи­че­ско­го.

 

Ре­ше­ние во­про­са о «точ­ке от­сче­та», мо­мен­те воз­ник­но­ве­ния пси­хи­ки оп­ре­де­ля­ет и пред­став­ле­ние о пси­хи­ке в це­лом, по­сколь­ку тре­бу­ет оп­ре­де­ле­ния соб­ст­вен­но по­ня­тия «пси­хи­ка» и кри­те­ри­ев ее от­ли­чия от «не пси­хи­ки», а так­же от­ве­та на во­прос, как она воз­ник­ла. В пси­хо­ло­гии су­ще­ст­ву­ет не­ма­ло раз­лич­ных пред­став­ле­ний на этот счет, ко­то­рые мож­но обоб­щить в фор­ме пя­ти ос­нов­ных по­зи­ций. Эти по­зи­ции характеризуют возможность зарождения психики на том или ином этапе  раз­ви­тия ма­те­рии (от не­жи­вой — до по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка). Это тра­ди­ци­он­ный при­ем для всей ес­те­ст­вен­ной нау­ки, и эво­лю­ци­он­ной тео­рии в том чис­ле. Нас в дан­ном слу­чае ин­те­ре­су­ет этот путь раз­ви­тия с точ­ки зре­ния воз­ник­но­ве­ния пси­хи­ки. Пре­об­ра­зо­ва­ние форм су­ще­ст­во­ва­ния ма­те­рии (от фи­зи­че­ской, или не­ор­га­ни­че­ской, к жи­вой, или ор­га­ни­че­ской, и ее раз­ные сту­пе­ни — от рас­те­ний до че­ло­ве­ка) рас­смат­ри­ва­ет­ся в фи­ло­со­фии, био­ло­гии и пси­хо­ло­гии как тот про­цесс, в рам­ках ко­то­ро­го воз­ник­ла пси­хи­ка.

Как уже было отмечено, на сегодня можно выделить пять ос­нов­ных то­чек зре­ния на воз­ник­но­ве­ние пси­хи­ки (уров­ни раз­ви­тия ма­те­рии): пан­пси­хизм, био­пси­хизм, ани­ма­лоп­си­хизм, ней­роп­си­хизм и ан­тро­поп­си­хизм.

Пан­пси­хизм

 

Эта по­зи­ция оз­на­ча­ет все­об­щее оду­шев­ле­ние ма­те­рии, од­на­ко в нау­ке та­кое мне­ние, ско­рее, оз­на­ча­ет вы­де­ле­ние об­щих для всей ма­те­рии свойств: спо­соб­но­сти к са­мо­раз­ви­тию, ак­тив­но­сти, взаи­мо­дей­ст­вию. Эти об­щие свой­ст­ва ха­рак­те­ри­зу­ют­ся как «об­щая ду­ша», имею­щая раз­ные фор­мы су­ще­ст­во­ва­ния в раз­ных про­яв­ле­ни­ях ма­те­рии (при­ро­ды).


Био­пси­хизм

 

Дан­ная точ­ка зре­ния ос­но­ва­на на ка­че­ст­вен­ном от­ли­чии жи­вой и не­жи­вой ма­те­рии. При этом кри­те­ри­ем жи­во­го счи­та­ет­ся об­мен ве­ществ. Для со­хра­не­ния се­бя жи­во­му ор­га­низ­му, в от­ли­чие от не­жи­во­го, не­об­хо­ди­мо взаи­мо­дей­ст­во­вать со сре­дой и по­лу­чать из нее не­об­хо­ди­мые для се­бя ком­по­нен­ты. Та­ким об­ра­зом, лю­бое жи­вое су­ще­ст­во об­ла­да­ет по­треб­но­стью в по­лу­че­нии до­пол­ни­тель­ных ве­ществ из сре­ды и ак­тив­но­стью (спо­соб­но­стью ини­ции­ро­вать для это­го взаи­мо­дей­ст­вие со сре­дой), что про­яв­ля­ет­ся по от­но­ше­нию к сре­де в фор­ме раз­дра­жи­мо­сти.

Ани­ма­лоп­си­хизм

 

Дан­ная точ­ка зре­ния в на­стоя­щее вре­мя яв­ля­ет­ся наи­бо­лее обос­но­ван­ной с по­зи­ций фи­ло­со­фии, пси­хо­ло­гии и био­ло­гии. Пси­хи­ка при­пи­сы­ва­ет­ся не все­му жи­во­му, а толь­ко осо­бой фор­ме жи­вой ма­те­рии — жи­вот­ным. Та­кие пред­став­ле­ния свя­за­ны с вы­де­ле­ни­ем ощу­ще­ния в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го кри­те­рия пси­хи­ки в от­ли­чие от раз­дра­жи­мо­сти, при­су­щей всем дру­гим жи­вым ор­га­низ­мам. В со­вре­мен­ной био­ло­гии имен­но это от­ли­чие (свя­зан­ное с ка­те­го­ри­ей «по­ве­де­ние» и от­ли­чи­ем в спо­со­бе пи­та­ния и фор­ме дви­же­ния) по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния двух форм жи­вой ма­те­рии: жи­вот­ных и всех ос­таль­ных жи­вых ор­га­низ­мов (рас­те­ния, гри­бы, во­до­рос­ли, бак­те­рии).

Ней­роп­си­хизм

 

В этом слу­чае пред­по­ла­га­ет­ся, что пси­хи­ка, яв­ля­ясь функ­ци­ей нерв­ной сис­те­мы, по­яв­ля­ет­ся толь­ко у тех жи­вот­ных, у ко­то­рых нерв­ная сис­те­ма есть. Та­кая точ­ка зре­ния, не­смот­ря на ее по­пу­ляр­ность, осо­бен­но в пси­хо­фи­зио­ло­гии, про­ти­во­ре­чит ос­нов­но­му прин­ци­пу ве­ду­щей ро­ли функ­ции по от­но­ше­нию к ор­га­ну (сна­ча­ла в эво­лю­ции по­яв­ля­ет­ся функ­ция и толь­ко вслед за ней ор­ган, ее обес­пе­чи­ваю­щий) и не по­зво­ля­ет объ­яс­нить за­ко­но­мер­ность по­яв­ле­ния пси­хи­ки в эво­лю­ции и спе­ци­фи­ку ее со­дер­жа­ния. Жи­ву­честь ней­роп­си­хиз­ма свя­за­на, в ча­ст­но­сти, с тем, что до­нерв­ный уро­вень раз­ви­тия пси­хи­ки (у од­но­кле­точ­ных и низ­ших од­но­кле­точ­ных — гу­бок) не­обы­чай­но сло­жен для изу­че­ния и в на­стоя­щее вре­мя очень ма­ло ис­сле­ду­ет­ся.

Ан­тро­поп­си­хизм

 

При­зна­ние на­ли­чия пси­хи­ки толь­ко у че­ло­ве­ка на пер­вый взгляд ка­жет­ся со­вер­шен­но ало­гич­ным, од­на­ко все же име­ет ме­сто. Наи­бо­лее же­ст­ко та­кой точ­ки зре­ния при­дер­жи­вал­ся Р. Де­карт, ха­рак­те­ри­зуя жи­вот­ных как «хи­ми­че­ские ма­ши­ны», не об­ла­даю­щие спо­соб­но­стью к ощу­ще­нию и пе­ре­жи­ва­нию, в от­ли­чие от че­ло­ве­ка, об­ла­даю­ще­го соз­на­ни­ем.

 

Обо­зна­чен­ные точ­ки зре­ния на воз­ник­но­ве­ние пси­хи­ки име­ют не толь­ко ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер. Они свя­за­ны с об­щей ме­то­до­ло­ги­ей, оп­ре­де­ле­ни­ем пси­хи­ки и пред­став­ле­ния­ми о спо­со­бах ее изу­че­ния. В со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии ве­ду­щим яв­ля­ет­ся сис­тем­ный под­ход, по­зво­ляю­щий объ­яс­нять раз­ви­тие всех яв­ле­ний (и пси­хи­ки в том чис­ле) как пре­об­ра­зо­ва­ние сис­тем, про­ис­хо­дя­щее по об­щим за­ко­нам раз­ви­тия ма­те­рии. Для объ­яс­не­ния эво­лю­ции пси­хи­ки це­ле­со­об­раз­но ис­поль­зо­вать тот ва­ри­ант сис­тем­но­го под­хо­да, ко­то­рый спе­ци­аль­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся для изу­че­ния об­щих, эво­лю­ци­он­ных за­ко­но­мер­но­стей, — эволю­ци­он­но-сис­тем­ный. С по­зи­ций это­го под­хо­да далее мы об­ра­тим­ся к ана­ли­зу воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия пси­хи­ки в фи­ло­ге­не­зе.










Дата: 2019-12-10, просмотров: 428.