Человеку необходимо знание о поведении животных с древних времен — при охоте, при одомашнивании, при содержании дома и т. д. Если конкретизировать прикладное значение зоопсихологии, то данные зоопсихологических исследовании необходимы и важны:
1. Для решения коренных проблем общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания.
Как указывал Выготский, современная психология «рассматривает каждую форму поведения как продукт длительного процесса развития, как форму, исторически связанную с предшествующими более низкими формами» (Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. С. 398).
2. Для выявления биологических основ развития детской психики, а в сравнительно-психологическом плане — ее генетических корней.
Для решения чрезвычайно важной и сложной проблемы — развития человеческой психики в онтогенезе — исследователям приходится все обстоятельнее изучать ранние стадии развития, включая и эмбриональный период. А на этих стадиях особенно большую роль играют еще биологические факторы поведения, общие для человека и животных. Так, например, теперь известно, что поведение ребенка, особенно на ранних этапах развития, формируется в большей степени под влиянием «ключевых раздражителей», что существуют «критические периоды», на протяжении которых совершаются процессы «облигатного научения» (преимущественно в форме «запечатления») и т.д. (Эти важные компоненты поведения будут рассмотрены в дальнейшем при характеристике поведения животных.)
Для педагогической психологии.
Общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение. При таком общении устанавливается сложный психический контакт и взаимодействие между обоими партнерами, что может быть эффективно использовано для умственного и нравственного воспитания детей.
Для решения проблемы происхождения человека.
Без данных о высших психических функциях животных и особенностях поведения приматов, не может обойтись антропология при выяснении биологических предпосылок и основ антропогенеза, а также при изучении предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, общественной жизни и членораздельной речи.
Для медицинской практики.
Моделирование на животных психопатологических состояний человека. Изучение расстройств психической деятельности животных помогает изучать и лечить нервные и психические болезни людей. Для психофармакологических экспериментов.
Для анимотерапии.
В процессе взаимодействия человека и животных повышается и улучшается эмоциональное состояние человека; снижается стресс; снижается давление (это особенно важно для гипертоников); оказывается положительное воздействие на шизофреников (например, ламы); достигаются лучшие результаты в работе с аутичными детьми (если в процессе лечения, реабилитации участвуют животные, например, организация «Живая нить» использует для этого лошадей), детьми, страдающими раковыми заболеваниями (для улучшения эмоционального состояния) и т.д.
7. Для практики рыболовства и рыбоводства, охотничьего хозяйства, сельского хозяйства, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и опасными для здоровья человека животными (например, крысами), животноводства, охраны животного мира, акклиматизации и одомашнивания диких животных, для служебного и домашнего собаководства, зоопаркового дела и т.д.
Эти исследования приобретают в настоящее время особое значение в связи с далеко идущими преобразованиями в животноводстве и резкими изменениями в среде обитания полезных диких животных. Так, например, при переходе к «промышленному» животноводству существенно ухудшаются условия, необходимые для нормальной психической деятельности сельскохозяйственных животных, что влечет за собой значительное уменьшение их продуктивности (несмотря на хороший уход и полноценное удовлетворение всех их физиологических потребностей). Задачи зоопсихологов заключаются здесь в том, чтобы изыскать возможности компенсации этих неблагоприятных условий и восстановить нормальное поведение животных в столь экстремальных условиях. Что касается промышленного рыболовства, то и здесь важны данные зоопсихологии: рыбы, например, учатся избегать орудия ловли, отличают корабли по типу двигателя. Стайные животные учатся на основе подражания, такое импринтинциональное научение происходит быстро и легко.
Собака является основным социальным партнером человека, чаще других животных вступающим в контакт с социумом и, следовательно, она представляет собой социально значимое явление. Именно поведение собаки в социуме вызывает максимальное количество осложнений и конфликтных ситуаций; в отношении к проблемам собак в городе, как в капле воды, отражаются социальные и психологические напряжения другого происхождения. Значительная часть проблем, связанных с домашним собаководством, определяется спецификой психики и поведения собак. Это, в частности, социально значимые формы поведения, к которым относятся не только проявления агрессии, но и лай, вой, беспокоящие граждан, резкие движения, пугающие детей и стариков и способные причинить им реальный вред, и т.п. Это и стрессовое поведение животных, которое может выражаться в социально значимых формах, но может приводить и к вреду для самого животного. Даже такая опасная форма поведения, как агрессия самозащиты, подготавливается и обуславливается другими видами стресса, коренящимися в аномалиях развития психики собаки и отношений с хозяином. В проблемах психики и поведения животных есть и другая сторона - это разнообразные моральные и материальные издержки, которые несут владельцы животных, например, при необходимости избавиться от любимого животного, которое стало опасным в семье.
Современные методы зоопсихологии позволяют решить бoльшую часть таких проблем, сохраняя животное и оберегая его владельца. Одновременно решаются проблемы "немотивированной" агрессии, диктуемой отчасти видовыми законами поведения собаки, а отчасти - поведением человека (и владельца, и потенциальной жертвы).
Анализируя поведение собаки, вскрывая его первопричины можно получить сведения, необходимые для целенаправленного формирования желательного поведения, опираясь как на видовые законы, так и на партнерство собаки с человеком; для учета действия человека (например, так называемую "скрытую агрессию" владельца, провоцирующую собаку на конфликтное поведение). Зоопсихология позволяет использовать перспективные научные результаты в практических целях, в том числе - и для решения социальных проблем. Большинство таких ситуаций связано с психологической и моральной сторонами усыпления животного и уничтожения собак, оставленных владельцами и считающихся социально опасными; со снятием стрессов и с избавлением от страданий самого животного. Бывает необходимой помощь и гражданам, не являющимся владельцами животных, - зоопсихологи в данной связи призваны анализировать социально значимые ситуации, давать советы по адекватному поведению и "технике безопасности", снимать напряжения при конфликтах.
Кроме того, исследования в данной области необходимо использовать для реализации принципиально новой идеологии отношений человека с домашним животным, которая строится на истинно гуманных основах и максимально учитывает как психологические потребности человека, удовлетворяемые в общении с животным, так и психологические потребности самого животного, недостаточное внимание к которым приводит к большому количеству стрессов и страданий животного. В данном случае имеются в виду обе стороны проблемы - безопасность и комфорт людей и истинный гуманизм в отношении к животным.
(По материалам Законопроекта "О содержании домашних животных в Санкт-Петербурге";
http://elita-centre.by.ru/zakon-com1.htm).
7. Понятие о методах зоопсхиологии и общие особенности
зоопсихологических исследований
Методы зоопсихологии — способы изучения поведения животных, включающие эксперимент и наблюдение. Наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания дополняются изучением их отношения к различным, отчасти специально подбираемым экспериментатором предметам, которые иногда предъявляются подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях; анализируются формы манипулирования этими предметами.
Материалистическая зоопсихология исходит в своем научном поиске из того, что основой и источником психического отражения является у животных их поведение
(по А.Н. Леонтьеву, поведение есть источник знаний о психике), «животная практика».
Пример 1. Двигаясь вдоль преграды, крыса уподобляется в своих движениях объективной метрике среды. Через это и происходит отражение среды. Новое, незнакомое место (квадратное поле) имеет отрицательное значение. Животное «застывает» (фризинг). По степени его деятельности (уринация, дефекация) определяется его эмоциональность. По тому, как меняется поведение крысы в открытом поле, делают выводы о том, как она отражает среду. Крыса двигается медленно, ползком, ощупывая вибриссами стены. Одного обхода бывает достаточно, чтобы отразить поле. Если в определенном месте (А) напугать животное, делающее первый круг, крыса вернется к началу круга. Если она уже знакома с местностью, то побежит вперед вдоль стены (или, сократив путь, через середину). Можно сделать вывод о том, что именно отразило животное.
Пример 2. В центр уже изученного крысой пола помещаются новые предметы. Животное ощупывает их вибриссами: касаясь поверхности, крыса определяет ее характер. Мягкие предметы она хватает зубами, твердые покусывает. Затем поворачивает предмет, грызет. По характеру действий можно определить, как она отражает предмет. Если это проволока, которая, упав, издает звук, крыса снова совершает действие, вызвавшее звук. Научившись перекатывать голыш, крыса показывает, что отразила его способность перекатываться.
Важное место в зоопсихологии занимает исследование манипулятивной активности животных — воздействия на окружающую среду с помощью конечностей. Через свои действия животные отражают свойства изучаемых ими объектов.
Пример 3 (наблюдения Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс). Примат строит гнездо, ему подкладывают различные материалы. Животное использует их в адекватно их свойствам. Шимпанзе несет сосновые ветки аккуратно, чтобы не испачкаться. Фанеру обезьяна несет на спине, распластав руки. Опилки собирает во втянутый живот. Когда из множества объектов надо выбрать нечто, чем можно вытереть глаза, шимпанзе всегда выбирает тончайшие бумажные салфетки, чтобы почесать спину, использует шишки.
Качественное различие между «животной практикой» и практикой человека заключается в том, что животные не поднимаются выше уровня общей приспособительной предметной деятельности, в то время как у человека решающее значение имеет недоступная животным высшая, продуктивная форма предметной деятельности — труд. Вместе с тем психологический анализ конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий, актов их поведения, направленных на отдельные компоненты среды, дает четкое представление о тех или иных психических качествах или процессах. Анализируя поведение животных, можно сделать вывод о том, какие характеристики окружающей среды они отражают, в зависимости от типа поведения.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 563.