Классификация теорий зоопсихологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В са­мом об­щем ви­де все тео­рии по­ве­де­ния жи­вот­ных мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы, креа­ци­он­ные (тео­ло­ги­че­ские) и ра­цио­наль­ные (ес­те­ст­вен­но­на­уч­ные).

Креа­ци­он­ны­ми тео­рия­ми по­ве­де­ния при­ня­то счи­тать ги­по­те­зы, в ко­то­рых пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся на­ли­чие не­ма­те­ри­аль­но­го и вне­те­лес­но­го мыс­ля­ще­го и при­ни­маю­ще­го ре­ше­ния на­ча­ла. Они под­раз­де­ля­ют­ся на две груп­пы и мно­же­ст­во ва­риа­ций внут­ри ка­ж­дой из групп:

- к ар­те­зи­ан­ст­во ;

- м е­та­фи­зи­че­ские тео­рии по­ве­де­ния .

 

Ра­цио­наль­ны­ми тео­рия­ми обыч­но на­зы­ва­ют ги­по­те­зы, при­знаю­щие, что ис­точ­ни­ком по­ве­де­ния жи­вот­ных слу­жит мозг, об­ла­даю­щий на­бо­ром вро­ж­ден­ных ин­стинк­тов, ко­то­рые со­че­та­ют­ся с ин­ди­ви­ду­аль­ным опы­том, при­об­ре­тае­мым в те­че­ние жиз­ни, и не­стан­дарт­ны­ми адап­тив­ны­ми ре­ак­ция­ми.

 

По­след­ние из пе­ре­чис­лен­ных свойств у че­ло­ве­ка на­зы­ва­ют­ся твор­че­ст­вом или им­про­ви­за­ци­ей. Эти ги­по­те­зы яв­ля­ют­ся в сво­ей ос­но­ве ма­те­риа­ли­сти­че­ски­ми. Вме­сто же­ст­кой про­грам­мы по­ве­де­ния ра­цио­наль­ные мо­де­ли пред­ла­га­ют ин­стинк­тив­ное и адап­тив­ное раз­ви­тие ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хи­ки жи­вот­ных с со­блю­де­ни­ем на­сле­дуе­мых ви­дос­пе­ци­фи­че­ских, но эво­лю­цио­ни­рую­щих ог­ра­ни­че­ний.

 

Ра­цио­наль­ные (ес­те­ст­вен­но­на­уч­ные) тео­рии по­ве­де­ния мож­но раз­де­лить на не­сколь­ко ос­нов­ных групп и под­групп:

- тео­рии с ис­поль­зо­ва­ни­ем ан­тро­по­морф­но­го под­хо­да;

- ато­ми­сти­че­ские тео­рии по­ве­де­ния (тео­рии тро­пиз­мов, реф­лек­со­ло­ги­че­ские тео­рии по­ве­де­ния);

- де­тер­ми­ни­сти­че­ские тео­рии (би­хе­вио­ризм, геш­тальт­пси­хо­ло­гия);

- тео­рии, по­стро­ен­ные на ана­ли­зе форм по­ве­де­ния (ме­то­до­ло­ги­че­ская тео­рия В.Ваг­не­ра, объ­ек­ти­ви­ст­ская тео­рия по­ве­де­ния К.Ло­рен­ца).

Креационные теории зоопсихологии

 

Креа­цио­низм ( от лат. creator - соз­да­тель) - это на­прав­ле­ние в ес­те­ст­вен­ных нау­ках, ко­то­рое пред­по­ла­га­ет, что су­ще­ст­ву­ет фор­ма не­ма­те­ри­аль­но­го ми­ро­во­го соз­на­ния, и про­изо­шёл акт бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния. С этой точ­ки зре­ния все раз­ви­тие (или ста­ти­че­ское со­стоя­ние) при­ро­ды за­ви­сит от про­мыс­ла божь­е­го, а по­ве­де­ние кон­тро­ли­ру­ет­ся на­ли­чи­ем или от­сут­ст­ви­ем ду­ши. Со­вре­мен­ные уче­ные, раз­де­ляю­щие эту точ­ку зре­ния, за­ни­ма­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но по­ис­ка­ми вне­биб­лей­ских до­ка­за­тельств ак­тов бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния и это­ло­ги­ей ин­те­ре­су­ют­ся весь­ма ред­ко. Од­на­ко это бы­ло не все­гда так. В те вре­ме­на, ко­гда креа­цио­низм не был от­но­си­тель­но са­мо­стоя­тель­ной дис­ци­п­ли­ной, а вхо­дил в об­щее Тео­ло­ги­че­ское ми­ро­воз­зре­ние че­ло­ве­че­ст­ва, ана­лиз по­ве­де­ния жи­вот­ных вы­зы­вал боль­шой ин­те­рес. Тео­ло­ги­че­ское ми­ро­воз­зре­ние ба­зи­ру­ет­ся на об­щей идеа­ли­сти­че­ской идее, ак­сио­мой ко­то­рой яв­ля­ет­ся мысль о том, что все в при­ро­де яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том соз­на­тель­но­го дей­ст­вия «Выс­ше­го ра­зу­ма» и со­вер­ша­ет­ся по пре­до­пре­де­лен­ным пла­нам. Тео­ло­гия - это фор­ма от­но­ше­ния к пред­ме­там, су­ще­ст­вам и со­бы­ти­ям, це­ле­со­об­раз­ность ко­то­рых не об­на­ру­жи­ва­ет­ся по­сред­ст­вом на­блю­де­ния и опы­та, но мо­жет быть оп­ре­де­ле­на толь­ко пу­тем раз­мыш­ле­ния.

На­уч­ную фор­му­ли­ров­ку тео­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния на это­ло­гию сде­лал круп­ней­ший мыс­ли­тель и луч­ший фех­то­валь­щик Ев­ро­пы XVII в. Р. Де­карт ( Rene Decartes 1596-1650). Обыч­но Р.Де­карт под­пи­сы­вал­ся по ла­ты­ни Renatus Cartesius, что по­слу­жи­ло при­чи­ной на­зва­ния его пси­хо­ло­ги­че­ско­го уче­ния к ар­те­зи­ан­ст­вом. Ос­но­вой его тео­рии яв­ля­ет­ся хри­сти­ан­ское уче­ние о бес­смер­тии ду­ши. Эта идея до­ми­ни­ро­ва­ла в его вре­мя сре­ди про­све­щен­ной час­ти Ев­ро­пы. Р.Де­карт до­пус­кал су­ще­ст­во­ва­ние ду­ши вне те­ла, а мыш­ле­ние от­но­сил к свой­ст­вам ду­ши. Для ду­ши, с его точ­ки зре­ния, ха­рак­тер­но на­ли­чие осо­бых мыс­ли­тель­ных спо­соб­но­стей, ко­то­рые Р.Де­карт на­зы­вал «мыс­ля­щей суб­стан­ци­ей». Воз­мож­ность су­ще­ст­во­ва­ния ду­ши вне те­ла он до­пус­кал толь­ко для лю­дей. Животные, по его мнению, это своего рода «бесчувственные химические машины».

Дата: 2019-12-10, просмотров: 360.