В самом общем виде все теории поведения животных можно разделить на две большие группы, креационные (теологические) и рациональные (естественнонаучные).
Креационными теориями поведения принято считать гипотезы, в которых предусматривается наличие нематериального и внетелесного мыслящего и принимающего решения начала. Они подразделяются на две группы и множество вариаций внутри каждой из групп:
- к артезианство ;
- м етафизические теории поведения .
Рациональными теориями обычно называют гипотезы, признающие, что источником поведения животных служит мозг, обладающий набором врожденных инстинктов, которые сочетаются с индивидуальным опытом, приобретаемым в течение жизни, и нестандартными адаптивными реакциями.
Последние из перечисленных свойств у человека называются творчеством или импровизацией. Эти гипотезы являются в своей основе материалистическими. Вместо жесткой программы поведения рациональные модели предлагают инстинктивное и адаптивное развитие индивидуальной психики животных с соблюдением наследуемых видоспецифических, но эволюционирующих ограничений.
Рациональные (естественнонаучные) теории поведения можно разделить на несколько основных групп и подгрупп:
- теории с использованием антропоморфного подхода;
- атомистические теории поведения (теории тропизмов, рефлексологические теории поведения);
- детерминистические теории (бихевиоризм, гештальтпсихология);
- теории, построенные на анализе форм поведения (методологическая теория В.Вагнера, объективистская теория поведения К.Лоренца).
Креационные теории зоопсихологии
Креационизм ( от лат. creator - создатель) - это направление в естественных науках, которое предполагает, что существует форма нематериального мирового сознания, и произошёл акт божественного творения. С этой точки зрения все развитие (или статическое состояние) природы зависит от промысла божьего, а поведение контролируется наличием или отсутствием души. Современные ученые, разделяющие эту точку зрения, занимаются преимущественно поисками внебиблейских доказательств актов божественного творения и этологией интересуются весьма редко. Однако это было не всегда так. В те времена, когда креационизм не был относительно самостоятельной дисциплиной, а входил в общее Теологическое мировоззрение человечества, анализ поведения животных вызывал большой интерес. Теологическое мировоззрение базируется на общей идеалистической идее, аксиомой которой является мысль о том, что все в природе является результатом сознательного действия «Высшего разума» и совершается по предопределенным планам. Теология - это форма отношения к предметам, существам и событиям, целесообразность которых не обнаруживается посредством наблюдения и опыта, но может быть определена только путем размышления.
Научную формулировку теологической точки зрения на этологию сделал крупнейший мыслитель и лучший фехтовальщик Европы XVII в. Р. Декарт ( Rene Decartes 1596-1650). Обычно Р.Декарт подписывался по латыни Renatus Cartesius, что послужило причиной названия его психологического учения к артезианством. Основой его теории является христианское учение о бессмертии души. Эта идея доминировала в его время среди просвещенной части Европы. Р.Декарт допускал существование души вне тела, а мышление относил к свойствам души. Для души, с его точки зрения, характерно наличие особых мыслительных способностей, которые Р.Декарт называл «мыслящей субстанцией». Возможность существования души вне тела он допускал только для людей. Животные, по его мнению, это своего рода «бесчувственные химические машины».
Дата: 2019-12-10, просмотров: 360.