Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология

методические рекомендации
для самостоятельной работы
и самопроверки студентов

 

Москва 2009


Зоопсихология и сравнительная психология:
методические рекомендации для самостоятельной работы и самопроверки студентов

Автор-составитель А.В. Гагарин

 

 

содержание:

Конспекты лекций и дополнительные методические материалы для подготовки к занятиям по темам:

Вве­де­ние в зоо­пси­хо­ло­гию и сравнительную психологию     

История и теории зоопсихологии       

Проблема происхождения психики и критерии психического

Особенности образа жизни животных

Эволюция психики: характеристика стадий





Уточнение понятий

Проверочный  тест

Рекомендуемая литература   


 

Конспекты лекций и дополнительные методические материалы для подготовки к занятиям

Лекция и дополнительные методические материалы по теме:

 

«Введение в зоопсихологию
и сравнительную психологию »

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Понятие о психике, поведении, психической деятельности животных. Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии.

3. Понятие и предмет сравнительной психологии.

4. Задачи и проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.

5. Взаимосвязь с другими науками

6. Прикладное значение зоопсихологии.

7. Понятие о методах зоопсихологии и общие особенности зоопсихологических исследований.

8. Характеристика традиционных методов зоопсихологии, сводимых к постановке задач перед животными.

9. Некоторые особенности современных методов зоопсихологии.



Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики

Понятие и предмет сравнительной психологии

 

Сравнительная психология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука. В то же время, Владимир Александрович Вагнер считал зоопсихологию лишь частью сравнительной пси­хологии, в которую в качестве второй составной части он включал и психологию человека.

 

С равнительная психология сегодня – это наука о законо­мерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

Предмет сравнительной пси­хологии, выходя за пределы зоопсихологических исследова­ний, включает как обязательный компонент сравнительное (по отношению к животным) изучение психической дея­тельности человека.

 

Поэтому сравнительно-психологи­ческий анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онто- и филогенезе как сходных психических компонентов, сви­детельствующих об общности происхождения психических процессов животных и человека, так и качественных от­личий человеческой психики.

 

Для педагогической психологии.

Общение детей с животными имеет большое воспита­тельное и познавательное значение. При таком общении устанавливается сложный психический контакт и взаимо­действие между обоими партнерами, что может быть эф­фективно использовано для умственного и нравственного воспитания детей.

Для решения проблемы происхождения человека.

Без данных о высших психических функциях животных и особенностях поведения приматов, не может обойтись антропология при выяснении биологических предпосы­лок и основ антропогенеза, а также при изучении предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, общественной жизни и членораздельной речи.

Для медицинской практики.

Моделирование на животных психопатологических состояний человека. Изуче­ние расстройств психической деятельности животных помо­гает изучать и лечить нервные и психические болезни людей. Для психофармакологических экспериментов.

Для анимотерапии.

В процессе взаимодействия человека и животных повышается и улучшается эмоциональное состояние человека; снижается стресс; снижается давление (это особенно важно для гипертоников); оказывается положительное воздействие на шизофреников (например, ламы); достигаются лучшие результаты в работе с аутичными детьми (если в процессе лечения, реабилитации участвуют животные, например, организация «Живая нить» использует для этого лошадей), детьми, страдающими раковыми заболеваниями (для улучшения эмоционального состояния) и т.д.

7. Для практики рыболовства и рыбоводства, охотничьего хозяйства, сельского хозяйст­ва, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и опасными для здоровья человека животными (например, крысами), животноводства, охраны животного мира, акклиматизации и одомашнивания диких животных, для служебного и домашнего собаководства, зоопаркового дела и т.д.

Эти исследования приобретают в настоящее время осо­бое значение в связи с далеко идущими преобразованиями в животноводстве и резкими изменениями в среде обита­ния полезных диких животных. Так, например, при перехо­де к «промышленному» животноводству существенно ухудшаются условия, необходимые для нормальной пси­хической деятельности сельскохозяйственных животных, что влечет за собой значительное уменьшение их продук­тивности (несмотря на хороший уход и полноценное удов­летворение всех их физиологических потребностей). Задачи зоопсихологов заключаются здесь в том, чтобы изыскать возможности компенсации этих неблагоприятных условий и восстановить нормальное поведение животных в столь экстремальных условиях. Что касается промышленного рыболовства, то и здесь важны данные зоопсихологии: рыбы, например, учатся избегать орудия ловли, отличают корабли по типу двигателя. Стайные животные учатся на основе подражания, такое импринтинциональное научение происходит быстро и легко.

 

Собака является основным социальным партнером человека, чаще других животных вступающим в контакт с социумом и, следовательно, она представляет собой социально значимое явление. Именно поведение собаки в социуме вызывает максимальное количество осложнений и конфликтных ситуаций; в отношении к проблемам собак в городе, как в капле воды, отражаются социальные и психологические напряжения другого происхождения. Значительная часть проблем, связанных с домашним собаководством, определяется спецификой психики и поведения собак. Это, в частности, социально значимые формы поведения, к которым относятся не только проявления агрессии, но и лай, вой, беспокоящие граждан, резкие движения, пугающие детей и стариков и способные причинить им реальный вред, и т.п. Это и стрессовое поведение животных, которое может выражаться в социально значимых формах, но может приводить и к вреду для самого животного. Даже такая опасная форма поведения, как агрессия самозащиты, подготавливается и обуславливается другими видами стресса, коренящимися в аномалиях развития психики собаки и отношений с хозяином. В проблемах психики и поведения животных есть и другая сторона - это разнообразные моральные и материальные издержки, которые несут владельцы животных, например, при необходимости избавиться от любимого животного, которое стало опасным в семье.

Современные методы зоопсихологии позволяют решить бoльшую часть таких проблем, сохраняя животное и оберегая его владельца. Одновременно решаются проблемы "немотивированной" агрессии, диктуемой отчасти видовыми законами поведения собаки, а отчасти - поведением человека (и владельца, и потенциальной жертвы).


Анализируя поведение собаки, вскрывая его первопричины можно получить сведения, необходимые для целенаправленного формирования желательного поведения, опираясь как на видовые законы, так и на партнерство собаки с человеком; для учета действия человека (например, так называемую "скрытую агрессию" владельца, провоцирующую собаку на конфликтное поведение). Зоопсихология позволяет использовать перспективные научные результаты в практических целях, в том числе - и для решения социальных проблем. Большинство таких ситуаций связано с психологической и моральной сторонами усыпления животного и уничтожения собак, оставленных владельцами и считающихся социально опасными; со снятием стрессов и с избавлением от страданий самого животного. Бывает необходимой помощь и гражданам, не являющимся владельцами животных, - зоопсихологи в данной связи призваны анализировать социально значимые ситуации, давать советы по адекватному поведению и "технике безопасности", снимать напряжения при конфликтах.

Кроме того, исследования в данной области необходимо использовать для реализации принципиально новой идеологии отношений человека с домашним животным, которая строится на истинно гуманных основах и максимально учитывает как психологические потребности человека, удовлетворяемые в общении с животным, так и психологические потребности самого животного, недостаточное внимание к которым приводит к большому количеству стрессов и страданий животного. В данном случае имеются в виду обе стороны проблемы - безопасность и комфорт людей и истинный гуманизм в отношении к животным.

(По материалам Законопроекта "О содержании домашних животных в Санкт-Петербурге";

http://elita-centre.by.ru/zakon-com1.htm).

7. Понятие о методах зоопсхиологии и общие особенности
зоопсихологических исследований

 

Методы зоопсихологии — способы изучения поведения животных, включающие эксперимент и наблюдение. Наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания дополняются изучением их отношения к различным, отчасти специально подбираемым экспериментатором предметам, которые иногда предъявляются подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях; анализируются формы манипулирования этими предметами.

 

Материалистическая зоопсихо­логия исходит в своем научном поиске из того, что осно­вой и источником психического отражения является у животных их поведение
(по А.Н. Леонтьеву, поведение есть источник знаний о психике), «животная практика».

Пример 1. Двигаясь вдоль преграды, крыса уподобляется в своих движениях объективной метрике среды. Через это и происходит отражение среды. Новое, незнакомое место (квадратное поле) имеет отрицательное значение. Животное «застывает» (фризинг). По степени его деятельности (уринация, дефекация) определяется его эмоциональность. По тому, как меняется поведение крысы в открытом поле, делают выводы о том, как она отражает среду. Крыса двигается медленно, ползком, ощупывая вибриссами стены. Одного обхода бывает достаточно, чтобы отразить поле. Если в определенном месте (А) напугать животное, делающее первый круг, крыса вернется к началу круга. Если она уже знакома с местностью, то побежит вперед вдоль стены (или, сократив путь, через середину). Можно сделать вывод о том, что именно отразило животное.

Пример 2. В центр уже изученного крысой пола помещаются новые предметы. Животное ощупывает их вибриссами: касаясь поверхности, крыса определяет ее характер. Мягкие предметы она хватает зубами, твердые покусывает. Затем поворачивает предмет, грызет. По характеру действий можно определить, как она отражает предмет. Если это проволока, которая, упав, издает звук, крыса снова совершает действие, вызвавшее звук. Научившись перекатывать голыш, крыса показывает, что отразила его способность перекатываться.

 

Важное место в зоопсихологии занимает исследование манипулятивной активности животных — воздействия на окружающую среду с помощью конечностей. Через свои действия животные отражают свойства изучаемых ими объектов.

Пример 3 (наблюдения Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс). Примат строит гнездо, ему подкладывают различные материалы. Животное использует их в адекватно их свойствам. Шимпанзе несет сосновые ветки аккуратно, чтобы не испачкаться. Фанеру обезьяна несет на спине, распластав руки. Опилки собирает во втянутый живот. Когда из множества объектов надо выбрать нечто, чем можно вытереть глаза, шимпанзе всегда выбирает тончайшие бумажные салфетки, чтобы почесать спину, использует шишки.

 


Качествен­ное различие между «животной практикой» и практикой человека зак­лючается в том, что животные не поднимаются выше уровня общей приспособительной предметной деятельности, в то время как у человека решающее значение имеет недоступ­ная животным высшая, продуктивная форма предметной деятельности — труд. Вместе с тем психологический анализ конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий, актов их поведения, направленных на отдельные компоненты среды, дает четкое представле­ние о тех или иных психических качествах или процессах. Анализируя поведение животных, можно сделать вывод о том, какие характеристики окружающей среды они отражают, в зависимости от типа поведения.

 





Метод лабиринта

(нахождение пути к непосредственно не воспринимаемому

МЕТОД ОБХОДНОГО ПУТИ

(нахождение пути к воспринимаемому целевому объекту
в обход одной или нескольких преград)

 

В этом случае животному приходится для достижения «цели» обойти одну или не­сколько преград. В отличие от метода «лабиринта» животное в данном случае непосредственно воспринимает объект (приманку), на который направлены его действия уже в начале опыта. Учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения при поиске обходного пути вокруг преграды.

 

С помощью данного метода изучается большинство перечисленных выше вопросов.

 

В несколько измененном виде Л.В.Крушинский использовал метод «обходного пути» для изуче­ния способности разных животных к экстраполяции.

 


Метод выбора на образец

(выбор среди объектов, при этом предъявляется образец)

 

Является вариантом дифференцировочной дрессировки, приме­нимым лишь к высшим животным. Животному предлагается произвести выбор среди ряда объектов, руководствуясь образцом, который показывается ему непосредственно экспериментатором или в специальном аппарате. Правильный выбор подкрепляет­ся.

 

Метод применяется преимущественно для изучения сенсорной сферы животных.

 

МЕТОД ОТКРЫТОГО ПОЛЯ

(предоставление животному возможности свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами — предметами, убежищами и т. п.);

 

Метод проблемной клетки (ящика)

(нахождение возможности выхода из клетки или проникновения в нее путем открывания более или менее сложных запирающих приспособлений)

 

Перед животным ставится задача или открыть для себя выход из клетки, приводя в действие различные приспособления (рычаги, педали, затворы и т.п.), или же, наоборот, проникнуть в клетку, где находится подкорм, отмыкая запирающие ус­тройства. Иногда применяются и небольшие ящики или шкатулки с затворами, отмыкание которых дает подопыт­ному животному доступ к корму. При более сложной по­становке эксперимента все механизмы и устройства действуют лишь в строго определенной последовательнос­ти, которая должна усваиваться и запоминаться живот­ным.

 

Этим методом исследуются сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения жи­вотных. Особенно удобно применять этот метод, естествен­но, для изучения животных с развитыми хватательными конечностями — крыс, енотов, обезьян и др. Это относит­ся и к постановке экспериментов, в которых животным приходится пользоваться орудиями для достижения прикор­ма. Эти эксперименты также служат преимущественно для выявления высших психических способностей животных.

 

Элементы орудийных действий отчетливо выступают уже в опытах с применением привязанной к веревке при­манки; животное может овладеть кормовым объектом, лишь притянув его за веревку к себе. Усложняя ситуацию раз­личными сочетаниями веревок и варьируя их взаимное расположение, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и о сенсорных (зрительных и осяза­тельных) компонентах интеллекта животных. И в этом случае можно говорить о методе употребления орудий.

 

МЕТОД УПОТРЕБЛЕНИЯ ОРУДИЙ

(решение задач с помощью посторонних предметов, которые должны включаться в экспериментальную ситуацию между животным и целевым объектом)

 

Чаще всего в экспериментах приме­няются палки простые или составные, с помощью кото­рых животные (обычно обезьяны) могут придвинуть к себе или сбить кормовой объект. Широко применяются в опы­тах с обезьянами (особенно человекообразными) ящики и другие предметы, из которых они должны соорудить «пирамиды» для доставания высоко подвешенного плода. И в этом случае наибольшее значение имеет анализ струк­туры предметной деятельности животного в ходе решения задачи.

 



РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

 

Наряду с такими более или менее сложными экспе­риментами большую роль играет в зоопсихологических исследованиях анализ обычного, неподкрепляемого мани­пулирования различными предметами. Такие исследо­вания позволяют судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятель­ности, игровом поведении, способностях к анализу и син­тезу и др., а также проливают свет на предысторию трудовой деятельности человека.

 

9. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
МЕТОДОВ ЗООПСИХОЛОГИИ

 

Современные методы зоопсихологии направлены, прежде всего, на то, чтобы решить определенную часть проблем зоопсихологии гуманными, щадящими методами, сохраняя животное, его здоровье.

Используются методы, связанные с не включенным наблюдением за животными. В этой связи во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и видеосъемка, звукозапись и другие современные технические средства фиксации поведения животных.

Конечно, технические средства не могут заменить зоркий глаз ис­следователя и живой человеческий ум, от которых в пер­вую очередь зависит успех в работе с животными.

В целом, современные  методы зоопсихологии с использованием традиционных, позволяют комплексно анализировать поведение животного, вскрывая его первопричины.

Лекция и дополнительные методические материалы по теме:

« ИСТОРИЯ И ТЕОРИИ ЗООПСИХОЛОГИИ»

 

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Классификация теорий зоопсихологии

2. Креационные теории зоопсихологии.

3. Предыстория формирования и развития рациональных гипотез в зоопсихологии.

4. Рациональные теории в зоопсихологии:

4.1. Теории зоопсихологического антропоморфизма («монизма сверху»)

4.2. Теории атомистической зоопсихологии

4.3. Детерминистические теории в зоопсихологии

4.4. Теории, построенные на анализе форм поведения

5. Проблемы совреенной теоретической зоопсихологии

Зоопсихология - мо­ло­дая нау­ка. Ее ис­то­рия на­счи­ты­ва­ет чуть бо­лее 200 лет. Тем не ме­нее, тра­ди­ции тре­бу­ют по­ис­ка зна­чи­тель­но бо­лее глу­бо­ких кор­ней. В этом слу­чае мож­но сме­ло на­чи­нать ис­то­рию это­ло­гии с одо­маш­ни­ва­ния ди­ких жи­вот­ных. Эм­пи­ри­че­ские зна­ния о по­ве­де­нии, пи­та­нии и раз­мно­же­нии жи­вот­ных по­зво­ли­ли че­ло­ве­че­ст­ву при­ру­чить раз­но­об­раз­ных су­ществ. Од­на­ко до нас не дош­ли столь дав­ние сви­де­тель­ст­ва об ус­пе­хах прак­ти­че­ской это­ло­гии, что по­зво­ля­ет ог­ра­ни­чить­ся бо­лее позд­ни­ми вре­ме­на­ми.


Зна­чи­тель­ную часть сво­ей ис­то­рии зоопихология раз­ви­ва­лась не как са­мо­стоя­тель­ная нау­ка, а как ча­ст­ный слу­чай при­ме­не­ния то­го или ино­го ми­ро­воз­зре­ния. По­ве­де­ние жи­вот­ных изу­ча­лось и оце­ни­ва­лось фи­ло­со­фа­ми боль­ше, чем ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­ля­ми. Это при­ве­ло к то­му, что до на­стоя­ще­го вре­ме­ни воз­ни­ка­ют тео­ло­ги­че­ские, ме­та­фи­зи­че­ские, ме­ха­ни­сти­че­ские и ан­тро­по­морф­ные под­хо­ды к ана­ли­зу по­ве­де­ния жи­вот­ных. Ни один мыс­ли­тель про­шло­го не ос­та­вил без вни­ма­ния по­ве­де­ние жи­вот­ных. Под­роб­ный ана­лиз их за­ни­ма­тель­ных фан­та­зий мо­жет за­нять весь объ­ем кни­ги, что за­став­ля­ет ме­ня оха­рак­те­ри­зо­вать толь­ко наи­бо­лее зна­чи­тель­ные лич­но­сти и их тео­рии.



Сенсорная психика

 

Низший уровень /низшие животные/.

Высший уровень / кишечнополостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие/.

На уровне отражения проявляются только отдельные свойства предметов. Преобладание инстинктивных форм поведения. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию.

Перцептивная психика

 

Низший уровень /головоногие моллюски, членистоногие/

Высший уровень /хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие/

Стадия интеллекта

 

Высшие позвоночные животные.

Отражение отношений между предметами. Деятельность отражает причинно-следственные связи, орудийна. Быстро формируются навыки. Появляется подготовка к действию. Способность переноса опыта в другие условия.

 

 

Здесь важно еще раз отметить, что известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри посчитал подобное разделение слишком крупным и убрал стадию интеллекта. Действительно, очень сложно провести грань между высшим уровнем перцептивной психики и стадией интеллекта, а наличие стадии подготовления действия (критерий интеллекта) встречается в разных формах и в разной степени у разных животных.

 

Стадия сознания

 

Современный человек, или неоантроп.

Отражение объективной действительности, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности .



Уточнение понятий

Деятельность – совокупность действий человека (животного), направленных на удовлетворение его потребностей и интересов; активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Игра у животных - активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим, особенно хищникам и обезьянам, направленная на условное моделирование той или иной биологической формы взаимодействия с окружающим миром. Как правило, она возникает как сенсорно-двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, направленная на предметы, которые в процессе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение сенсорных эталонов, совершенствование движений, координация элементов видоспецифического поведения.

Импринтинг — понятие, введенное К. Лоренцом, обозначающее раннее запечатление у животных. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей.

Инстинкт - (от лат. instinctus – побуждение) — генетически запрограммированная форма поведения животных, включая человека, связанная, прежде всего, с пищевой, защитной, репродуктивной сферами, характерные для данного вида. Инстинкты обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности.

Интеллект - (от лат. intellectus понимание, познание) способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.

Манипулирование (у животных) (от лат. manipulatio — ручной прием, действие) — проявления двигательной активности, охватывающие все формы активного перемещения животными компонентов среды в пространстве (в противоположность локомоции — перемещению самих животных в пространстве). У высших животных М. осуществляется преимущественно при помощи ротового аппарата и передних конечностей (обследование предметов, питание, защита, конструктивные действия и др.). М. и манипуляционное решение задач дают животному наиболее глубокие, разнообразные и существенные для психического развития сведения а предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. В ходе эволюции прогрессивное развитие М. играло решающую роль в развитии познавательных способностей животных и легло в основу формирования их интеллекта. У ископаемых приматов — предков человека М., особенно «биологически нейтральными» предметами, явилось основой зарождения трудовой деятельности.

Мо­тив — сиг­нал о на­ли­чии пред­ме­та по­треб­но­сти в объ­ек­те дея­тель­но­сти (свой­ст­во объ­ек­та или про­из­во­ди­мое им из­ме­нен» в сре­де, ко­то­рое не яв­ля­ет­ся био­ло­ги­че­ски зна­чи­мым для субъ­ек­та, свя­за­но с био­ло­ги­че­ски зна­чи­мым для субъ­ек­та свой­ст­вом от­ра­жа­ет­ся субъ­ек­том). Об­ла­да­ет по­бу­ди­тель­ной и на­прав­ляю­щей функ­ци­ей.

Мышление — это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изу­чают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невклю­ченным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является органи­зованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Научение (автор — Э.Л. Торндайк) — приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды: привыкание, импринтинг, запечатление, образование рефлексов, формирование сложных поведенческих реакций, социальное научение и др.

Общение - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности.

Объ­ект — внеш­ний по от­но­ше­нию к субъ­ек­ту член сис­те­мы взаи­мо­дей­ст­вия. Объ­ект мо­жет быть лю­бым вещ­ным ком­по­нен­том сре­ды или ком­по­нен­том об­раза ми­ра субъ­ек­та. Ча­ст­ным слу­ча­ем су­ще­ст­во­ва­ния объ­ек­та мо­жет быть жи­вой объ­ект, об­ла­даю­щий пси­хи­кой (дру­гой субъ­ект).

Объ­ект дея­тель­но­сти — то, в чем за­клю­чен пред­мет по­треб­но­сти и на что объ­ек­тив­но на­прав­ле­на ак­ту­аль­ная дея­тель­ность субъ­ек­та. Объ­ект дея­тель­но­сти все­гда кон­кре­тен и еди­ни­чен.

Онтогенез — индивидуальное развитие организма на протяжении всей его жизни.

Опе­ра­ция — сен­со­мо­тор­ная ко­ор­ди­на­ция, осу­ще­ст­в­ляе­мая субъ­ек­том и на­прав­лен­ная на из­ме­не­ние по­ло­же­ния субъ­ек­та от­но­си­тель­но объ­ек­та. Ре­зуль­тат опе­ра­ции — из­ме­нен­ное в ре­зуль­та­те осу­ще­ст­в­ле­ния опе­ра­ции со­от­но­ше­ние субъ­ек­та и объ­ек­та.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (от франц. orientation — установка, ориентация) — совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Термин «О. д.» восходит к И.П.Павлову, который в качестве особой формы активности организма выделил ориентировочный рефлекс из ряда других рефлексов, указав на его специфическую функцию (установление связи между сигналом, реакцией и подкреплением) и происхождение из рефлекса «биологической осторожности». Различают собственно ориентировочный рефлекс (настройка анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности) и ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую) деятельность. Основными и самыми общими задачами О. д. являются: анализ проблемной ситуации, установление отношения между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действия, а по ходу выполнения действия — его контроль и коррекция. Необходимым условием осуществления О. д. является наличие различных форм психического отражения, которые, будучи включенными в структуру О. д., обеспечивают реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существенное отличие О. д. человека от О. д. животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, их социальном значении и общественные формы отношений.

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер О. зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах. На уровне организма О. первично проявляется в раздражимости как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям источника. Такое допсихическое О. в процессе развития органического мира преобразуется в чувствительность как способность иметь ощущения — первичные психические образы, среды, служащие целям ориентации в ней и регуляции адекватных ее экологическому своеобразию и потребностям организма действий. Эти простейшие формы О. служат предпосылкой развития более сложных форм, включающих как сенсорные, так и умственные образы реальности, которые позволяют воспроизводить ее пространственно-временные и причинные связи, придавая поведению все более адаптивный и активный характер. О. становится опережающим прямую ответную реакцию организма на непосредственно действующий раздражитель.

Поведение – внешние проявления психической деятельности, поступки и действия животного, человека; целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.

Подражание — самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи.

ПОДРАЖАНИЕ У ЖИВОТНЫХ — особая форма научения (см. Научение у животных) в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого. Различают инстинктивное П. у ж. — взаимную стимуляцию (присоединение животных к кормящимся особям, совместный взлет птиц и т. п.) и имитациончое научение. В последнем случае, как правило, расширяются и обогащаются врожденные формы поведения путем заимствования чужого опыта (особенно в процессе онтогенеза — П. детенышей действиям взрослых особей). Высшее проявление имитационного научения — имитационное решение задач (на основе одного лишь созерцания соответствующих действий другой особи) встречается редко, преимущественно в экспериментальных условиях. П. у ж. является важным компонентом группового поведения.

ПотребностЬ - форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности , необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты , в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний , влечений , стремлений , а их реализации в виде оценочных эмоций .

По­треб­но­ст­ное со­стоя­ние — со­от­не­се­ние пе­ре­жи­ва­ния ну­ж­ды с пред­вос­хи­ще­ни­ем со­стоя­ния сня­тия этой ну­ж­ды (т. е. с пе­ре­жи­ва­ни­ем удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти). Пе­ре­ход от со­стоя­ния ну­ж­ды к со­стоя­нию удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти пред­по­ла­га­ет ак­тив­ность субъ­ек­та.

Пред­мет дея­тель­но­сти — со­дер­жа­ние субъ­ек­тив­но­го опы­та, обоб­щен­ная фор­ма объ­ек­тов дея­тель­но­сти, не­су­щих пред­мет ка­кой-ли­бо оп­ре­де­лен­ной по­треб­но­сти.

Пред­мет по­треб­но­сти — то, что не­по­сред­ст­вен­но ис­поль­зу­ет­ся для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти. Пред­мет по­треб­но­сти обыч­но не от­ра­жа­ет­ся субъ­ек­том, а пред­став­лен в субъ­ек­тив­ном опы­те мо­ти­вом, био­ло­ги­че­ски свя­зан­ным с пред­ме­том по­треб­но­сти.

Психика (от греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Психическая деятельность животных - весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внеш­ней активности животного.

РАЗДРАЖИМОСТЬ — изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Минимальная величина раздражителя, достаточная для возникновения такого изменения, называется порогом Р. Свойство Р. относится к фундаментальным свойствам живых систем: ее наличие служит классическим критерием жизни вообще. Уже Р. простейших (одноклеточных) организмов характеризуется определенной направленностью их перемещений: к источнику воздействия или от него. Вместе со способностью к образованию элементарных условных реакций Р. протоплазмы одноклеточных лежит в основе всех наблюдаемых у них форм поведения. Р., или возбудимость, органов чувств является важнейшей предпосылкой отражения организмом объективных свойств окружающей его среды, что составляет сущность процессов чувствительности (см. также Ощущение).

Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, отраженный) – ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какого–либо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор, проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно выделяются условные и безусловные рефлексы.

Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности. Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Сти­мул — свой­ст­во объ­ек­та или про­из­во­ди­мое объ­ек­том из­ме­не­ние в сре­де, ко­то­рое от­ра­жа­ет­ся субъ­ек­том в про­цес­се субъ­ект­но-объ­ект­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

Субъ­ект — субъ­ект пси­хи­ки, оп­ре­де­ляе­мый как ин­стан­ция, в ко­то­рой в фор­ме субъ­ек­тив­но­го пе­ре­жи­ва­ния пред­став­ле­на своя соб­ст­вен­ная це­ло­ст­ность (по Г.В.Ф.Ге­ге­лю). В кон­тек­сте анализa эво­лю­ции пси­хи­ки — жи­вые су­ще­ст­ва, об­ла­даю­щие пси­хи­кой

Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение) — понятие, введенное Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов.

Цель — ан­ти­ци­пи­руе­мое из­ме­не­ние си­туа­ции, дос­ти­гае­мое ре­зуль­та­те дей­ст­вия.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкци­ей; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Экстраполяция - способность животного предвидеть направление и скорость движения объекта, предвидение событий на рефлекторно-инстиктивной основе. Экстраполяция позволяет животным ориентироваться в изменяющейся среде, иногда предвидя жизненно важные события, например стихийные бедствия. Смотри рефлекс, инстинкт.


 


Тест для самопроверки

 

Выберите один, два или три варианта правильных ответов.

 

№№ Вопросы Ответ

 

1. Объектом зоопсихологических исследований является: а) поведение животных; б) психика животных; в) морфология животных.  
2. Предметом зоопсихологических исследований является: а) физиология животных; б) психика животных; в) практическая деятельность животных.  
3. Для зоопсихологических исследований используются животные: а) обитающие в естественной природной среде; б) обитающие в специально созданных условиях; в) выведенные в лаборатории.  
4. Источником знаний о психике животных являются, прежде всего: а) поведение животных; б) «животная практика»; в) морфология животных.  
5. К методам, сводимым к постановке задач перед животными можно отнести: а) метод «лабиринта»; б) метод «обходного пути»; в) метод «выбора на образец».  
6. Знания о поведении животных имеют значение: а) для практики сельского хозяйства; б) для понимания особенностей функционирования внутренних органов животного; в) для педагогической психологии.  
7. Одно из прикладных значений зоопсихологии и сравнительной психологии заключается: а) в выведении новых пород животных; б) во вкладе в детскую психологию; в) в решении коренных задач биологии животных.  
8. Без данных зоопсихологии и сравнительной психологии не может обойтись: а) химия, б) физика; в) антропология.  
9. Среди проблем, которыми занимается зоопсихология и сравнительная психология: а) происхождение психического отражения и его эволюция; б) периодизация его развития; в) антропогенез.  
10. Среди проблем, которыми занимается зоопсихология и сравнительная психология: а) врождённое и приобретённое у животных (научение, изменение поведения в онтогенезе и его границы); б) закономерность онтогенеза поведения, психики у различных таксономических групп животных; в) антропогенетически значимые черты в поведении и психике животных.  
11. Существует несколько точек зрения на уровни развития материи. Так, согласно панпсихизму: а) психикой обладает все; б) психика есть только у человека; в) психикой обладает живая материя.  
12. Существует несколько точек зрения на уровни развития материи. Так, согласно антропопсихизму: а) психикой обладает все; б) психика есть только у человека; в) психикой обладает живая материя.  
13. Существует несколько точек зрения на уровни развития материи. Так, согласно биопсихизму: а) психикой обладает все; б) психика есть только у человека; в) психикой обладает живая материя.  
14. В группу животных с высшим уровнем элементарной сенсорной психики входят: а) кишечнополостные; б) иглокожие; в) членистоногие.  
15. В группу животных с низшим уровнем перцептивной входят: а) головоногие моллюски; б) насекомые; в) ракообразные.  
16. Отражение только отдельных свойств предметов характерно для: а) сенсорной психики; б) перцептивной психики; в) стадии интеллекта.  
17. Деятельность отражает причинно-следственные связи: а) на уровне сенсорной психики; б) на уровне перцептивной психики; в) на стадии интеллекта.  
18. В группу животных с высшим уровнем перцептивной психики входят: а) хрящевые рыбы; б) амфибии; в) членистоногие.  
19. В онтогенезе позвоночных животных выделяют следующие периоды: а) эмбриональный; б) ювенильный; в) зрелость.  
20. Предпосылками и основой развития интеллекта в направлении, ведущем к человеческому сознанию, являются способности высших позвоночных: а) к разнообразному манипулированию; б) к широкому чувственному (зрительному) обобщению; в) к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации.  

Проблемные области зоопсихологии и сравнительной психологии
для подготовки к экзаменационному тестированию

 

Объект и предмет зоопсихологии

Основные понятия и категории зоопсихологии ­

Теоретические и прикладные задачи зоопсихологии       

Основные проблемы зоопсихологии     

Прикладное значение зоопсихологии

Методы зоопсихологии       

Историогенез зоопсихологии       

Теории и современные течения зоопсихологии       

Проблема происхождения психики в психологии

Особенности изучения образа жизни и психической деятельности животных

Формы регуляции психической деятельности животных

Особенности индивидуальных взаимоотношений субъекта со средой        

Основные стадии эволюции психики и их содержательная характеристика.


Использованная при составлении МАТЕРИАЛОВ
и рекомендуемая литература:

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972

Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001 (или 1976, 1993).

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2005.

Хейс Ники. Принципы сравнительной психологии. М.: «Когито-Центр», 2006.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 – «Психология». – М.: Российское психологическое общество, 1997.

 

 

 

Э лектронны е продукты

1. Сотская М.Н. Электронный УМК «Зоопсихология»: учебное пособие, биографии ученых, словарь терминов, список литературы по курсу, хрестоматия, электронный тест на самопроверку

http://www.ido.edu.ru/psychology/animal_psychology/

 

2. Гагарин А.В. «Зоопсихология и сравнительная психология»: Электронная версия учебно-методического комплекса; база ссылок на сайты зоопсихологической тематики

http://www.ag-students.narod.ru/links3.html






Для заметок



Для заметок

Психология

методические рекомендации
для самостоятельной работы
и самопроверки студентов

 

Москва 2009


Зоопсихология и сравнительная психология:
методические рекомендации для самостоятельной работы и самопроверки студентов

Автор-составитель А.В. Гагарин

 

 

содержание:

Конспекты лекций и дополнительные методические материалы для подготовки к занятиям по темам:

Вве­де­ние в зоо­пси­хо­ло­гию и сравнительную психологию     

История и теории зоопсихологии       

Проблема происхождения психики и критерии психического

Особенности образа жизни животных

Эволюция психики: характеристика стадий





Уточнение понятий

Проверочный  тест

Рекомендуемая литература   


 

Конспекты лекций и дополнительные методические материалы для подготовки к занятиям

Лекция и дополнительные методические материалы по теме:

 

«Введение в зоопсихологию
и сравнительную психологию »

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Понятие о психике, поведении, психической деятельности животных. Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии.

3. Понятие и предмет сравнительной психологии.

4. Задачи и проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.

5. Взаимосвязь с другими науками

6. Прикладное значение зоопсихологии.

7. Понятие о методах зоопсихологии и общие особенности зоопсихологических исследований.

8. Характеристика традиционных методов зоопсихологии, сводимых к постановке задач перед животными.

9. Некоторые особенности современных методов зоопсихологии.



Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 379.