Противоречия в Священном Писании

 

При анализе параллельных мест Священного Писания экзегет может столкнуться с такими отрывками, которые, говоря об одном и том же, по‑видимому противоречат один другому.

По святоотеческому мнению, в Священном Писании не может быть действительных противоречий (ἀντιλογία [антилоги́я]), так как оно все есть произведение Духа Божия, Который не может противоречить Самому Себе. Если же встречаются в Библии места, противоречащие одно другому, то экзегет должен знать способ объяснить его. Решить противоречия можно несколькими способами.

Во‑первых  , нужно обращать внимание на цели писателя. Если цели у авторов были разными, то и описание будет разное. Поэтому один автор может говорить кратко или вовсе умолчать о событии, подробно рассказанном другим писателем. Например, св. ев. Матфей говорит, что «и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27:44), а св. ев. Лука повествует, что только «один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» (Лк. 23:39–40). Но между этими повествованиями нет противоречия. Св. ев. Матфей высказывал ту мысль, что все поносили Иисуса Христа, даже распятые разбойники, а св. ев. Лука уточняет, что после один покаялся, а другой остался нераскаянным. Еще один подобный пример – Мф. 8:28–34 и Мк. 5:1‑20; Лк. 8:26–39.

Во‑вторых  , требуется выяснить главную мысль противоречивых мест. Например, в одном месте сказано, что «Бог искушал Авраама» (Быт. 22:1, см. Исх. 15:25, 16:4, 20:20; Втор. 13:3. Пс. 25:2), а в другом «Бог… не искушает никого» (Иак. 1:13). Объяснить это можно следующим образом. В первом месте говорится об искушении в добре, а во втором – об искушении во зле. «Искушение» в Священном Писании – это приведение в такое состояние, в котором бы открылись в действии сокровенные свойства. Оно может быть двояким: искушение во зле, или открытие злых склонностей, и искушение в добре – и оно уже не искушение, а испытание. Первое не от Бога, а от дьявола или от собственных желаний, и оно приходит вследствие оставления Богом (2 Пар. 32:31) или попущения Божия. Второе от Бога, и Сам Иисус Христос искушен во всем (Евр. 4:15).

Еще один пример. Св. ев. Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), и то же самое пишет св. ап. Павел: Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). Но в другом месте св. ев. Иоанн пишет: «увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2), и св. ап. Павел говорит: «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13:12). Эти места нельзя считать взаимно противоречащими. В первых двух говорится о телесном видении Бога в настоящей жизни (см. Исх. 33:11, 18, 20), а во вторых – об особенном познании Его в жизни будущей.

Также нет противоречия между следующими местами: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5), «сын не понесет вины отца» (Иез. 18:20) и «дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). В первом отрывке говорится о сынах, которые подражают в нечестии своим нечестивым отцам, а в последних – о сынах благочестивых, которые не повторяют грехов своих отцов (см. Иез. 18 гл.).

Если же никакими способами никак нельзя решить противоречий, то можно предположить, что текст испорчен. По мнению текстологов, таких мест не много, они все описаны и предложены варианты их восстановления. Например, в еврейском тексте 4 Цар. 8:26 сказано, что Охозия воцарился, когда ему было двадцать два года, а в 2 Пар. 22:2 – сорок два, тогда как отец его Иорам умер сорока лет (2 Пар. 21:20). Очевидно, что в последнем месте текст изменен, и, вероятно, это произошло от невнимания переписчиков, которые вместо (בכ (22 написали (מב (42. Похожий пример в 3 Цар. 4:26 и 2 Пар. 9:25 в русском переводе, где смешаны числа 40 000 и 4 000.

Наконец, надо понимать , что есть противоречия, которые человек, живя на земле, не в состоянии разрешить. Эти неразрешимые противоречия в богословии называются антиномиями. Вот несколько примеров библейских антиномий. В Рим. 2:6–9 и 2 Кор. 5:10 сказано о загробном воздаянии всем по делам, а Рим. 4:5, 9:11–12, 11:6 – о прощении искупленных благодатью. В Рим. 8:19–23, 11:32; 1 Кор. 15:28 говорится о всеобщем восстановлении и блаженстве, а в других местах разъясняется и определяется разный конец (Рим. 2:5‑12), несомненная погибель (2 Кор. 2:15–16) и вечные муки для тех, кто этого заслужил. Мф. 25:41–46 и 1 Кор. 9:27 подчеркивают необходимость личного подвига для спасения, а Рим. 9:16 говорит, что спасение не зависит от подвига. Еще примеры антиномий – 1 Ин. 3:6, 9 и 1 Ин. 1:8; Ин. 9:39 и 12:47[430].

 

Окончательный вывод

 

Главная цель при составлении окончательного вывода – это выразить как можно точнее и вернее намерение автора.

После того как был собран весь экзегетический материал и проведен сравнительный анализ, нужно прийти к заключению по поводу значения данного текста. Экзегетический разбор отрывка несет в себе научный характер, т. к. имеет свои правила, но вывод требует искусства. Дело в том, что надо решить, как материал, собранный в ходе исследования, использовать в понимании текста. Также нужно решить, как изложить собранную информацию в ясную и легко понимаемую форму. И самое важное – донести авторский замысел до сегодняшних слушателей, иначе весь труд экзегета не принесет никакой пользы. Вот для этого и нужен талант и помощь свыше.

 

Библейская герменевтика. СПб., 1859.

Осборн Г. Р. Герменевтическая спираль. Общее введение в библейское толкование. Одесса, 2009.

Хедриксен У., Джексон Г. Изучение, толкование и применение Библии. СПб.: Мирт, 2005.

 

1. Объясните, что такое дедуктивный и индуктивный способы историко‑грамматического толкования.

2. Назовите подходы к изучению Библии в историко‑грамматическом методе и опишите их.

3. Опишите шаги в процессе наблюдения над текстом.

4. Что именно включает в себя историко‑культурный анализ?

5. Назовите уровни контекста.

6. Назовите виды библейских переводов.

7. Как провести семантический анализ слов?

8. Дайте определение терминам «семантика», «этимология», «морфология» и «синтакис».

9. Изложите ваши мысли о том, как провести структурный разбор текста.

10. Подумайте о тех критериях, которыми вы будете пользоваться при выборе комментариев.

 

 


[1] Августин, блж. Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. К., 1835. С. 1.

 

[2] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1903. Т. IX. Кн. 2. С. 484.

 

[3] Савваитов П. И. Православное учение о способе толкования Священного Писания. СПб., 1857. С. 3.

 

[4] Шульга Е. Н. Когнитивная герменевтика. М., 2002. С. 7.

 

[5] Юревич Д, свящ., Неклюдов К. В., Петров А. Е. Герменевтика библейская // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 360.

 

[6] Борее Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. С. 430.

 

[7] Скрижанская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. К., 2009. С. 192.

 

[8] Агапов О. Д. Герменевтический и феноменологический подходы к пониманию интерпретации // Вестник ТИСБИ. 2003. № 3. С. 125.

 

[9] Игнатий (Семенов), архиеп. Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований святоотеческих. СПб., 1848. С. 9.

 

[10] Юревич Д., прот. Курс лекций по библейской герменевтике, читанный студентам Московской духовной академии в 2007–2008 учебном году // Библейский сайт «Синай». URL: http://sinai.spb.ru/herm/yureherm.pdf. (дата обращения: 10.11.2016).

 

[11] См.: Платон . Кратил // Сочинения: в 3 т. М.: Мысль, 1968. Т. 1. С. 639–640.

 

[12] Мень А., прот. Герменевтика библейская // Библиологический словарь. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 1. С. 250–251.

 

[13] Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика… С. 99.

 

[14] Юревич Д, прот . Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[15] Верклер Г А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Гранд Рапиде: Бэйкер Бук Хаус, 1995. С. 8.

 

[16] Ramm В. Protestant Biblical Interpretation. Grand Rapids: Baker Book House, 1970. P. 1.

 

[17] Фи Г. Д, Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. СПб.: Логос, 1993. С. 13.

 

[18] Немцев В. С. Возлюбите чистое словесное молоко. Пособие по гомилетике. Минск: Церковь Пробуждение, 2007. С. 6.

 

[19] Савваитов П. И. Библейская герменевтика. СПб., 1859. С. 13.

 

[20] Более подробно см.: Brown R. Е. The Sensus Plenior of Sacred Scripture. Baltimore: St. Mary’s University, 1955. P. 92.

 

[21] Варнава (Беляев), en. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Нижний Новгород: Издание братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. Т. 1. С. 89.

 

[22] Верклер Г А. Герменевтика… С. 10–11.

 

[23] Менъ А., прот. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. С. 42.

 

[24] Десницкий А. С. Писание‑Предание‑современность. К.: Центр православной книги, 2007. С. 34.

 

[25] Элуэлл У, Камфорт Ф. Ирод, династия Ирода // Большой библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 618.

 

[26] Хазел Г. Постигая живое слово Божие // Электронная библиотека «Грамотей». URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269095410 (дата обращения: 02.07.2016).

 

[27] Rowley Η. Н. The Servant of the Lord. London: Lutterworth Press, 1952. P. 302.

 

[28] Цит. по: Дориани Д. М. Постигая смысл Писания. Черкассы: Коллоквиум, 2006. С. 9.

 

[29] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1904. Т. 10. Кн. 1. С. 284.

 

[30] Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости… С. 103.

 

[31] Дэвидсон Р. М. Истолкование Библии // Настольная книга по теологии. Заокский: Источник жизни, 2010. Т. 12. С. 73.

 

[32] Иов (Гумеров), иером. О допустимости толкования Библии // Сайт «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/o‑dopustimosti‑tolkovaniya־biblii (дата обращения: 02.07.2016).

 

[33] Хазел Г. Постигая живое слово Божие // Электронная библиотека «Грамотей». URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269095410 (дата обращения: 02.07.2016).

 

[34] Арсеньев К, свящ. Саддукеи (происхождение этой иудейской партии и религиозно‑политические ее воззрения). М., 1911. С. 32–36.

 

[35] Новая Женевская учебная Библия. Hanssler‑Verlag, 1998. С. 1296, 1337.

 

[36] Мень А., прот. Жанры литературные в Библии // Библиологический словарь. Т. 1. С. 439.

 

[37] Там же. С. 443.

 

[38] Более подробно о различии современных жанров и библейских см.: Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов). М.: Coda, 1998.

 

[39] Дэвидсон Р.М. Истолкование Библии… С. 57.

 

[40] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1898. Т. 4. Кн. 1. С. 374.

 

[41] Там же. С. 376.

 

[42] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1900. Т. 6. Кн. 2. С. 798.

 

[43] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 376.

 

[44] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 1. С. 309.

 

[45] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 376.

 

[46] Верклер Г. А. Герменевтика… С. 18.

 

[47] Принципы святоотеческой герменевтики взяты из: Мень А., прот. Святоотеческая экзегеза // Библиологический словарь. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 3. С. 84–86.

 

[48] Юревич Д. прот. Введение в Новый Завет. СПб.: Изд‑во СПбДА, 2016. С. 141.

 

[49] Менъ А., прот. Исагогика… С. 22.

 

[50] Тихомиров Б. А. Богодухновенность // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 5. С. 443.

 

[51] Василий Великий, свт. Творения. М., 1891. Ч. 1. С. 100.

 

[52] Августин, блж. Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия… С. 77.

 

[53] Августин, блж. Исповедь. СПб.: Наука, 2013. С. 77.

 

[54] Григорий Богослов, свт. Творения. М., 1889. Ч. 1. С. 61–62.

 

[55] Верклер Г. А. Герменевтика… С. 19.

 

[56] Там же. С. 20.

 

[57] Подробнее о теории богодухновенности см.: Добыкин Д. Г. Введение в Ветхий Завет. Курс лекций по ветхозаветной исагогике. Изд. 2‑е, перераб. и допол. СПб.: Изд‑во СПбДА, 2016. С. 40–59.

 

[58] Алипий (Кастальский‑Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Свято‑Троицкая Сергиева лавра, 1998. С. 20.

 

[59] Дэвидсон Р.М. Истолкование Библии… С. 59.

 

[60] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 10. Кн. 1. С. 372.

 

[61] Василий Великий, свт. Творения. Репринт. М.: Паломник, 1993. Ч. 2. С. 10.

 

[62] Лепорский П. Боговдохновенность // Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь. Пг., 1901. Т. 2. Кол. 743.

 

[63] Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. К., 1892. Т. 1. С. 287–288.

 

[64] Юревич Д, прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[65] Цит. по: Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. С. 146.

 

[66] Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 года) // «Путь». 1936–1937. № 52. С. 68.

 

[67] Флоровский Г., прот. Ветхий Завет и Отцы Церкви // Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000. С. 245.

 

[68] Брек И., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов // Православие и Библия сегодня. Сборник статей. К.: Центр православной книги, 2006. С. 161.

 

[69] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996. С. 338.

 

[70] Там же. С. 414.

 

[71] Иларион (Троицкий) свщмч. Без Церкви нет спасения. М.: Сретенский монастырь; Знамение, 1999. С. 3–4.

 

[72] Ириней Лионский, свщмч. Творения… С. 414.

 

[73] Дэвидсон Р.М. Истолкование Библии… С. 62.

 

[74] Десницкий А. С. Аллегория и типология в Библии и у экзегетов древности // Восток (Oriens). 2010. № 2. С. 22.

 

[75] Беннет Д Библия: копни поглубже. Как правильно истолковывать Слово Божье. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 54.

 

[76] Иванов В., прот. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для студентов 2 класса. Сергиев Посад, 2004. С. 16 (Электронный вариант: Сайт для скачивания учебных материалов по дисциплинам, преподаваемым в православных учебных заведениях. URL: https://www.russayt.narod.ru/vz/Ivanov.doc (дата обращения 03.07.2016)).

 

[77] Пётр Дамаскин, прп. Творения. М.: Московское подворье Свято‑Троицкой Сергиевой лавры, 2001. С. 115.

 

[78] Августин, блж. Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия… С. 207.

 

[79] Василий Великий, свят . Творения. Репринт. М.: Паломник, 1993. Ч. 2. С. 62.

 

[80] Уолтон Д. Богодухновенная субъективность и герменевтическая объективность // Сайт «Проповеди. Сообщество проповедников Библии». URL: http://www.propovedi.ru/resource/inspired‑subjectivity‑hermeneutical‑objectivity/ (дата обращения: 03.07.2016).

 

[81] Максимов Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет // Православие и современность. 2008. № 7 (Электронная версия: Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/neinteresnyj‑vetxij‑zavet (дата обращения: 29.05.2016)).

 

[82] Иоанн Дамаскин, прп. Творения. М.: Индрик, 2002. Т. 5.

 

[83] Составлено на основании: Пратт Р. Царство, заветы и канон: обзор Ветхого Завета // Сайт «III тысячелетие». URL: http://old.thirdmill.org/files/russian/ric_pratt/KOTl. doc (дата обращения: 29.05.2016).

 

[84] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб, 1901. Т. 7. Кн. 1. С. 171–172.

 

[85] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1904. Т. 10. Кн. 2. С. 783.

 

[86] Розанов Η. П. К Римлянам послание святого апостола Павла / Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина // Сайт «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/otechnik/7Lopuhin/tolkovaja_biblija_63=10 (дата обращения: 29.05.2016).

 

[87] Муди Д. Л. Польза и наслаждение от изучения Библии // Сайт «Благовестник». URL: http://www.blagovestnik.org/books/00068.htm (дата обращения: 29.05.2016).

 

[88] Герман (Лытус), иером. Отменяет ли Новый Завет Ветхий. Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2014. VIII. С. 36.

 

[89] Феофан Затворник, свт. Толкование на послание к Галатам // Сайт «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie‑na‑poslanie‑k‑galatam/4_2 (дата обращения: 29.05.2016); Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла // Сайт «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie‑na‑poslanie‑k‑galatam (дата обращения: 29.05.2016).

 

[90] См: Штаудингер, R, диак. Зачем читать Ветхий Завет? // Альфа и Омега. 2007. № 2. С. 24.

 

[91] Афанасий Великий, свт. Творения. Свято‑Троицкая Сергиева лавра, 1902. Т. 2. С. 14–15.

 

[92] Фаст Г, прот. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Красноярск: Енисейский благовест, 2007. Кн. 1. С. 8.

 

[93] Брек И., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов… С. 160.

 

[94] Юревич Д, прот., Неклюдов К. В., Петров А.Е. Герменевтика библейская… С. 361.

 

[95] БрекИ., протопресв. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов… С. 165.

 

[96] См.: Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов / под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1904. Т. I. С. XI.

 

[97] Цит. по: Даниель‑Ропс А. Общее введение в Священное Писание // Библия. Брюс‑сель, 1973. С. 15.

 

[98] Симеон Новый Богослов. Творения. М., 1892. Т. I. С. 67–68.

 

[99] Платон (Левишн), митр. Полное собрание сочинений. СПб., 1913. С. 720.

 

[100] Ириней Лионский, сщмч. Творения. М., 1996. С. 386.

 

[101] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М., 1993. С. 408.

 

[102] Ефрем Сирин, прп. Творения. М., 1912. Ч. 3. С. 99.

 

[103] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 374.

 

[104] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Свято‑Троицкая Сергиева лавра, 1898. С. 218.

 

[105] Александр (Семёнов‑Тянъ‑Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. Нью‑Йорк: Изд‑во им. Чехова, 1955. С. 110.

 

[106] См.: Софроний (Сахаров), иером. Старец Силуан. М., 1991. С. 153.

 

[107] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1899. Т. 1. Кн. 2. С. 800–803.

 

[108] Макарий Египетский, прп. Творения. М., 2002. С. 434.

 

[109] Цит. по: Алеманов Г., прот. Руководство к изъяснению Слова Божьего. Казань, 1876. С. 97.

 

[110] Филарет (Дроздов), свт. Избранные труды, письма, воспоминания. М.: Православный Свято‑Тихоновский богословский институт, 2003. С. 349.

 

[111] Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Как читать Библию. Б/м, б/г. С. 1.

 

[112] Carson D.A. Hermeneutics: A Brief Assessment of Some Recent Trends // Themelios. 1980. № 5/2. P. 20.

 

[113] Мень A., npom. К истории Русской православной библеистики // Богословские труды. 1987. № 28. С. 272.

 

[114] Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о Православной вере. Свято‑Троицкая Сергиева лавра, 1995. С. 146–148.

 

[115] Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис православной кафолической Восточной Церкви. М., 1839. С. 8.

 

[116] Ириней Лионский, сщмч. Творения… С. 221.

 

[117] Цит. по: Савваитов П.И. Библейская герменевтика… С. 40.

 

[118] Там же.

 

[119] Цит. по: Иустин Попович, прп. Догматика Православной Церкви // Он же. Собрание творений. М.: Паломник, 2006. Т. II. С. 30.

 

[120] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: Паломник, 2007. Т. VIII. С. 218.

 

[121] Никодим (Милош), еп. Правила (ΚΑΝΟΝΕΣ) Православной Церкви с толкованиями. СПб., 1911. Т. 1. С. 490.

 

[122] См. Иларион (Троицкий), сщмч. Священное Писание и Церковь // Он же. Творения. М., 2004. Т. 2. С. 154.

 

[123] Цит. по: Ведерников А. Проблема предания в православном богословии // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 10. С. 64.

 

[124] Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Как читать Библию… С. 8.

 

[125] Ириней Лионский, сщмч. Творения… С. 387.

 

[126] Florovsky G. Bible, Church, Tradition: an Eastern Orthodox View. Collected Works of George Florovsky. Belmont, 1972. Vol. 1. P. 78.

 

[127] Ириней Лионский, сщмч. Творения… С. 389.

 

[128] Негров А. О принципах толкования Священного Писания в Русской православной церкви // Хронограф. 2000. № 3 (7). С. 109.

 

[129] Цит. по: Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. М.: Паломник, 1996. С. 158.

 

[130] Иероним Стридонский, блж. Творения. К., 1894. Ч. 2. С. 77.

 

[131] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения… С. 169.

 

[132] Ириней Лионский, сщмч. Творения… С. 313.

 

[133] Брек К, протопресв. Православие и Библия сегодня // Православие и Библия сегодня. Сб. статей. К.: Центр православной книги, 2006. С. 262–263.

 

[134] Негров А. О принципах толкования Священного Писания в Русской православной церкви… С. 107.

 

[135] Булгаков С. Православие. Париж, 1985. С. 73.

 

[136] Князев А. О. Богодухновенность Священного Писания // Православная мысль. 1951. С. 126.

 

[137] Савваитов П.И. Библейская герменевтика… С. 45.

 

[138] Там же. С. 40–45.

 

[139] Василий Великий, свят. Творения… Ч. 3. С. 14.

 

[140] Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Общедоступный и изложенный в связи с новейшими научными изысканиями курс Священного Писания. Ветхий Завет. М., 1916. Т. 1: Общее введение. Пятикнижие. С. 218.

 

[141] Никодим (Милош), еп. Правила (ΚΑΝΟΝΕΣ) Православной Церкви с толкованиями… Т. 2. С. 258.

 

[142] «…евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости» (Послание к смирнянам. VII).

 

[143] «Ибо мы принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть – как мы научены – плоть и кровь того воплотившегося Иисуса» (Апология. I. 86).

 

[144] «Почему со всякою уверенностью примем сие, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь? дабы, приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам» (Тайноводственные поучения. IV. 4. 3). «Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовы» (Тайноводственные поучения. IV. 6).

 

[145] «И сам пил из чаши, для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? – и от того не смутились» (Беседы по Евангелию от Матфея. Беседа LXXXII).

 

[146] «Хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное тело Господа, так как Сам Господь сказал: «сие есть» не образ тела, но „тело Мое“, и не образ крови, но „кровь Моя“ (Точное изложение православной веры. IV. 13).

 

[147] Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М.: Мартис, 1997. С. 250.

 

[148] Каллист (Уэр), еп. Как читать Библию… С. 9–10.

 

[149] Нестерова О. Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 24.

 

[150] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1903. Т. 5. Кн. 1. С. 215.

 

[151] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. М.: Молодая гвардия, 1993. С. 654

 

[152] Максим Исповедник, прп. Творения. Книга 1: Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993. С. 269.

 

[153] Там же. С. 235.

 

[154] Менъ А., прот. Как читать Библию. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М., Фонд имени Александра Меня, 2005. Т. I. С. 54.

 

[155] Юревич Д, прот. Введение в Новый Завет… С. 148.

 

[156] Terry М. 5. Biblical Hermeneutics. Grand Rapids: Zondervan, n.d. R 173.

 

[157] Цит. по: Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии… Т. I: Общее введение. Пятикнижие. С. 223.

 

[158] Kaiser W. С. Toward an Exegetical Theology: Biblical Exegesis for Preaching and Teaching. Grand Rapids: Baker Book, 1998. P. 88.

 

[159] Савваитов П.И. Библейская герменевтика… С. 16–17.

 

[160] Елеонский Ф. Г. Разбор мнений так называемой высшей критики о ветхозаветной истории // Христианское чтение. 1899. № 7. С. 67–96.

 

[161] Стюарт Д. Экзегетика Ветхого Завета. СПб.: Богомыслие, 1997. С. 87.

 

[162] Бейли Р. Бытие // Введение в Ветхий Завет с заметками по истории толкования Ветхого Завета и историей библейской археологии / под ред. Марка Мангано. М.: Духовная академия апостола Павла, 2007. С. 67.

 

[163] Арапов А. В. Протестантская библейская герменевтика: основные парадигмы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 1. С. 44–45.

 

[164] Дэвидсон Р.М. Истолкование Библии… С. 80.

 

[165] Подробнее о разновидностях историко‑критического метода см.: Десницкий А. Источники и составные части «библейской критики» // Альфа и Омега. 2010. № 1 (57). С. 15–40.

 

[166] Подробнее см.: Грин Д. Евангельская герменевтика и концепция ipsissima vox // Сайт «Проповеди. Сообщество проповедников Библии». URL: http://www.propovedi.ru/resource/evangelicals‑and‑ipsissima/ (дата обращения: 03.07.2016).

 

[167] Дэвидсон Р.М. Истолкование Библии… С. 81.

 

[168] Стилианопулос Т. Новый Завет: Православная перспектива. Писание, предание, герменевтика. М.: Библейско‑богословский институт св. ап. Андрея, 2008. С. 143–146.

 

[169] Стюарт Д. Экзегетика Ветхого Завета. СПб.: Богомыслие, 1997. С. 121.

 

[170] Стилианопулос Т. Новый Завет: Православная перспектива… С. 147.

 

[171] Осборн Г. Герменевтическая спираль: общее введение в библейское толкование. Одесса: Евро‑Азиатская аккредитационная ассоциация, 2009. С. 14.

 

[172] Ванхузер К. Искусство понимания текста: Литературоведческая этика и толкование Писания. Черкассы: Коллоквиум, 2007. С. 30.

 

[173] Пименов Е. Ожидаемая польза и фактическая опасность историко‑критического метода // Сайт «Проповеди. Сообщество проповедников Библии». URL: http://www.propovedi.ru/wp‑content/uploads/2008/09/Pimenov‑criticism.pdf (дата обращения: 03.07.2016).

 

[174] Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии… С. 212.

 

[175] Августин, блж. Творения. СПб.: Алетейя, 1998. Т. 4: О граде Божием. Книги XIV–XXII. С. 179–180.

 

[176] См.: Шпет Г. Г. Мысль и слово. Избранные труды. М., 2005. С. 460.

 

[177] Мареев С. К, Мареева Е. В. История философии (общий курс). М.: Академический проект, 2004. С. 126.

 

[178] Арапов А. В. Библейская герменевтика от Патристики до Просвещения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2005. № 2. С. 75.

 

[179] Слесинский R, свящ. Поиски в понимании. Введение в философскую герменевтику. СПб.: Издательство СЦДБ, 2001. С. 28.

 

[180] Антология кинизма: Философия неприятия и протеста. М., 1996. С. 133.

 

[181] См.: Корсунский И. Н. Иудейское толкование Ветхого Завета (в отношении к новозаветному) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1879. № 2. С. 46.

 

[182] Миллер Т.А. Византийская экзегеза. 1: Истоки // Альфа и Омега. 1994. № 2. С. 48.

 

[183] Киреева М. В. Критика и защита аллегорического метода экзегезы в III–IX вв. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято‑Тихоновского богословского института. М., 1998. С. 39.

 

[184] Шулъга Е.Н. Когнитивная герменевтика… С. 134.

 

[185] Подробнее о Филоне см.: Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско‑богословской мысли. М.: КомКнига, 2011.

 

[186] Филон Александрийский. О созерцательной жизни // Амусин И. Д. Тексты Кумрана. М.: Наука, 1971. С. 376–391.

 

[187] Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. О сотворении мира согласно Моисею. М.: Греко‑латинский кабинет М. Ю. Шичалина, 2000. С. 51.

 

[188] Там же.

 

[189] Там же. С. 52.

 

[190] Верклер Г. А. Герменевтика… С. 35.

 

[191] Там же. С. 34.

 

[192] Десницкий А. С. Аллегория и типология в Библии и у экзегетов древности // Восток (Oriens). 2010. № 2. С. 19–20.

 

[193] Об аллегорических толкованиях в иудаизме см.: Каценельсон Л. Аллегоризм // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб.: Общество для научных еврейских изданий и изд‑во Брокгауза‑Ефрона, 1908. Т. 1. Кол. 904–928.

 

[194] Слесинский Р, свящ. Поиски в понимании… С. 30.

 

[195] См.: Поснов М. Э. История христианской Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. С. 185.

 

[196] Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Изд. 2‑е. Сергиев Посад, 1914. Т. I. С. 133.

 

[197] Миртов Д. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1900. С. 197.

 

[198] Верклер Г. А. Герменевтика… С. 37.

 

[199] Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. С. 97.

 

[200] Ориген. Творения. Вып. 1: О началах. Казань, 1899. С. 343–348.

 

[201] Нестерова О. Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции. Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 27.

 

[202] Ориген. Творения. Вып. 1… С. 327.

 

[203] Цит. по: Нестерова О.Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции… С. 27.

 

[204] Ориген. Творения. Вып. 1… С. 348–351.

 

[205] Кирилл Александрийский, свт. Творения. Ч. 2: О поклонении и служении в духе и истине. Кн. 7‑12. СПб., 1880. С. 139–140.

 

[206] Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. СПб., 1910. С. 348–350.

 

[207] Цит. по: Киреева М. В. Критика и защита аллегорического метода экзегезы в III–IX вв… С. 41.

 

[208] Феодорит Киррский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М: Издательский совет РПЦ, 2003. С. 126.

 

[209] Там же. С. 72.

 

[210] Десницкий А.С. Экзегеза Святителя Григория Нисского («О жизни Моисея»): заметки на полях // Альфа и Омега. 2003. № 2(36). С. 32.

 

[211] Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя / Пер. А. С. Десницкого. М.: Храм св. Косьмы и Дамиана, 1999. С. 21.

 

[212] Ориген. Творения. Вып. 1… С. 322.

 

[213] Киреева М.В. Критика и защита аллегорического метода экзегезы в III–IX вв… С. 39.

 

[214] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. М.: Молодая гвардия, 1993. С. 374.

 

[215] Василий Великий, свт. Творения. Репринт. М.: Паломник, 1993. Ч. 1. С. 157–158.

 

[216] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания… С. 429.

 

[217] Киреева М. В. Критика и защита аллегорического метода экзегезы в III–IX вв… С. 40.

 

[218] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания… С. 281.

 

[219] Киреева М. В. Критика и защита аллегорического метода экзегезы в III–IX вв… С. 41.

 

[220] Древний Патерик. М., 1991. С. 14.

 

[221] Добротолюбие: в 5 т. М.: Изд‑во Сретенского монастыря, 2010. Т. I. С. 90.

 

[222] Марк Подвижник, прп., Исайя Отшельник, прп., Симеон Новый Богослов, прп. Слова духовно‑нравственные. М.: Московское подворье Св. – Успенского Псково‑Печерского монастыря, Паломник, Правило веры, 1995. С. 9, 12, 17–18.

 

[223] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 9. Кн. 2. С. 515.

 

[224] Там же. С. 521.

 

[225] Там же. С. 548.

 

[226] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 99.

 

[227] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 5. Кн. 1. С. 215.

 

[228] Феодорит Кирский, блж. Творения. Свято‑Троицкая Сергиева лавра, 1905. Ч. 1: Изъяснение трудных мест Божественного Писания по выбору. С. 127.

 

[229] Исидор Пелусиот, прп. Письма. М.: Изд‑во имени святителя Игнатия Ставропольского, 2001. Ч. 2–3. С. 75.

 

[230] Цит. по: Барицкий Д., свящ. Герменевтический анализ экзегетического наследия прп. Симеона Нового Богослова. Дисс… канд. богословия. М.: МДА, 2011. С. 196.

 

[231] Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд‑во Сретенского монастыря, 2007. С. 298.

 

[232] Нил Синайский, прп. Письма. М.: Благовест, 2010. С. 436–437.

 

[233] Василий Великий, свят. Творения. Репринт. М.: Паломник, 1993. Ч. 2. С. 176–177.

 

[234] Рафаил (Карелин), архим. Путь христианина. Проповеди. Московское подворье Свято‑Троицкой Сергиевой лавры, 1999. С. 51. См. также: Григорий Богослов, свт. Слово 40. На Святое Крещение // Он же. Собрание творений: в 2 т. Мн.: Харвест – М.: ACT, 2000. Т. 1. С. 677.

 

[235] Цит. по: Барицкий Д., свящ. Герменевтический анализ экзегетического наследия прп. Симеона Нового Богослова… С. 196.

 

[236] Там же. С. 204.

 

[237] Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. СПб., 1910. С. 385.

 

[238] Иларион (Алфеев), еп. Православие. М.: Изд‑во Сретенского монастыря, 2008. Т. 1: История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. С. 347.

 

[239] Юревич Д, прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[240] Тихомиров Б. А. Ветхий Завет // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 56.

 

[241] Барицкий Д, свящ. Герменевтический анализ экзегетического наследия прп. Симеона Нового Богослова… С. 102.

 

[242] Верклер Г. А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии… С. 130.

 

[243] Цит. по: Рождественский А. Я., прот. Лекции. СПб., 1902. С. 3.

 

[244] Верклер Г. А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии… С. 131.

 

[245] Корсунский И. Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885. С. 31–34. См. также: Юревич Д, диак. Методы толкования Ветхого Завета в Новозаветной Церкви // Портал «Слово». URL: http://www.portal‑slovo.ru/theology/39707.php (дата обращения: 02.07.2016).

 

[246] Цит. по: Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. Париж: YMCA‑PRESS, 1990. С. 221.

 

[247] Там же.

 

[248] Василий Великий, свят. Творения… Ч. 3. С. 279.

 

[249] Цит. по: Сидоров А. И. Подход Климента Александрийского к Священному Писанию и церковному Преданию // Библейский сайт «Синай». URL: http://www.sinai.spb.ru/cor/kliment/sid_kliment.html (дата обращения: 02.07.2016).

 

[250] Барицкий Д, свящ. Герменевтический анализ экзегетического наследия прп. Симеона Нового Богослова… С. 103.

 

[251] Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета… С. 34.

 

[252] Там же.

 

[253] Young F. Biblical Exegesis and the Formation of Christian Culture. Cambridge, 1997. P. 152, 153. Цит. по: Барицкий Д, свящ . Герменевтический анализ экзегетического наследия прп. Симеона Нового Богослова… С. 110.

 

[254] Брек И., протопресв. Православие и Библия сегодня… С. 280.

 

[255] Юревич Д, прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[256] Нестерова О.Е. Типологическая экзегеза в «Tractatus Mysteriorum» Илария Пикта‑вийского // Раннехристианская и византийская экзегеза. М., 2008. С. 101–102.

 

[257] Юревич Д, прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[258] Василий Великий, свт. Творения… Ч. 3. С. 277.

 

[259] Корсунский И. Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета… С. 35.

 

[260] Там же.

 

[261] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 4. Кн. 2. С. 524.

 

[262] См.: Корсунский И. Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета… С. 37.

 

[263] Там же.

 

[264] Составлено по: Савваитов П.И. Библейская герменевтика… С. 33–36.

 

[265] Филарет (Дроздов), свт. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. СПб., 1835. Ч. 3. С. 102–163.

 

[266] Цит. по: Савваитов П. И. Православное учение о способе толкования Священного Писания… С. 35.

 

[267] Классификация дана по: Верклер Г. А. Герменевтика… С. 132–133.

 

[268] Там же. С. 133.

 

[269] Там же. С. 134.

 

[270] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 10. Кн. 2. С. 792.

 

[271] Верклер Г. А. Герменевтика… С. 133.

 

[272] Юревич Д., диак. Методы толкования Ветхого Завета в Новозаветной Церкви // Портал «Слово». URL: http://www.portal‑slovo.ru/theology/39707.php (дата обращения: 02.07.2016).

 

[273] Юревич Д, диак. Типологический метод толкования Священного Писания в рукописях Мёртвого моря и христианской церкви // XIV Ежегодная богословская конференция Православного Свято‑Тихоновского богословского института. М., 2004. С. 151.

 

[274] Там же.

 

[275] Цит. по: Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета… С. 28.

 

[276] Сидоров А. К Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II – начало VIII вв.) // Экзегетика и герменевтика Священного Писания. Вып. 1. Сборник материалов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Сергиев Посад, 2007. С. 20.

 

[277] Писания мужей апостольских. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 97–98.

 

[278] Юревич Д, прот., Неклюдов К.В., Петров А.Е. Герменевтика библейская… С. 367.

 

[279] Барицкий Д, свящ. Герменевтический анализ экзегетического наследия прп. Симеона Нового Богослова… С. 107–108.

 

[280] Там же. С. 108.

 

[281] Юревич Д, прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[282] Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: Отчий дом, 1995. Т. 7. С. 83.

 

[283] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. М.: Правило веры, 2006. С. 445.

 

[284] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 10. Кн. 1. С. 224–225.

 

[285] Барицкий Д., свящ. Герменевтический анализ экзегетического наследия прп. Симеона Нового Богослова… С. 107–108.

 

[286] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 10. Кн. 1. С. 792.

 

[287] Ефрем Сирин, прп. Творения… Т. 7. С. 168–169.

 

[288] Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, составленные по древним святоотеческим толкованиям византийским. СПб.: Общество свт. Василия Великого, 2000. С. 159–160.

 

[289] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 10. Кн. 1. С. 453.

 

[290] Феодорит Киррский блж. Еранист // Христианское чтение. 1846. I. С. 358–359.

 

[291] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 382.

 

[292] Цит. по: Юревич Д, диак. Типологический метод толкования Священного Писания в рукописях Мёртвого моря и христианской церкви… С. 150.

 

[293] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. С. 184.

 

[294] Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. М., Изд‑во Сретенского монастыря, 2002. Кн. 3: Толкования на послания св. ап. Павла. С. 797.

 

[295] Юревич Д, прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[296] Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник… Кн. 3. С. 797.

 

[297] Филарет (Дроздов), свт. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. СПб., 1835. Ч. 2. С. 126.

 

[298] Юревич Д., прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[299] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 12. Кн. 1. С. 40.

 

[300] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Благовест, 2010. С. 39.

 

[301] Аржанов Ю.Н. Илия // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. XXII. С. 241.

 

[302] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные… С. 226.

 

[303] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1896. Т. 2. Кн. 1. С. 41.

 

[304] Юревич Д., прот. Обрядовые постановления Моисеева Закона: их историческое значение и типологическое толкование в святоотеческой традиции // Экзегетика и герменевтика Священного Писания. Сборник материалов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Сергиев Посад, 2007. С. 100.

 

[305] Там же.

 

[306] Там же. С. 102.

 

[307] Кирилл Александрийский, свт. Творения… СПб., 1880. Ч. 2: О поклонении и служении в духе и истине. Кн. 7‑12. С. 371.

 

[308] Там же. С. 160–161.

 

[309] Ефрем Сирин, при. Творения. М.: Отчий Дом, 1995. Т. 6. С. 387.

 

[310] Кирилл Александрийский, свт. Творения. СПб., 1884. 4. 3: О поклонении и служении в духе и истине. Кн. 13–17. С. 139.

 

[311] Юревич Д., прот. Обрядовые постановления Моисеева Закона: их историческое значение и типологическое толкование в святоотеческой традиции… С. 102.

 

[312] Кирилл Александрийский, свт. Творения… 4. 2. С. 245.

 

[313] Кирилл Александрийский, свт. Творения. СПб., 1887. Ч. 5: Глафира, или Искусные объяснения избранных мест из книги Исход, Левит, Чисел, Второзакония. С. 179.

 

[314] Феодорит Кирский, блж. Творения. Свято‑Троицкая Сергиева лавра, 1905. Ч. 1: Изъяснение трудных мест божественного писания по выбору. С. 148, 152.

 

[315] Ефрем Сирин, прп. Творения… Ч. 6. С. 532.

 

[316] Кирилл Александрийский, свт. Творения… Ч. 2. С. 222.

 

[317] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 12. Кн. 1. С. 269.

 

[318] Кирилл Александрийский, свт. Творения… Ч. 3. С. 129.

 

[319] Григорий Нисский, свт. Творения. М., 1861. Ч. 1. С. 321.

 

[320] Кирилл Александрийский, свт. Творения. СПб., 1880. Ч. 1: О поклонении и служении в духе и истине. Кн. 1–6. С. 265.

 

[321] Там же. Ч. 2. С. 131.

 

[322] Там же. С. 135.

 

[323] Климент Александрийский. Строматы. Т. 2 (Книги 4–5). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. С. 167.

 

[324] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 12. Кн. 1. С. 76–85.

 

[325] Кирилл Александрийский, свт. Творения… Ч. 2. С. 268.

 

[326] Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов на Мессианские места Библии. М: Московское Подворье Троице‑Сергиевой лавры, 2000. С. 3.

 

[327] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 6. Кн. 2. С. 696.

 

[328] Епифаний Кипрский, свт. Творения. М., 1882. Ч. 5: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. С. 264–265.

 

[329] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1896. Т. 2. Кн. 2. С. 790.

 

[330] Там же. СПб., 1902. Т. 8. Кн. 1. С. 170.

 

[331] Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: Отчий Дом, 1995. Ч. 2. С. 336.

 

[332] Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов на Мессианские места Библии… С. 53–54.

 

[333] Григорий Нисский, свт. Творения. М., 1861. Ч. 1. С. 265.

 

[334] Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов на Мессианские места Библии… С. 56.

 

[335] Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М.: Мартис, 1997. С. 254.

 

[336] Билык К, свящ. Ветхозаветные прообразования Божией Матери. Дипломная работа. Л.: Ленинградская духовная академия, 1990. С. 14.

 

[337] Цит. по: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород: Издание братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. С. 95.

 

[338] Михаил Дронов, прот. Анагогическое толкование // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 208.

 

[339] Цит. по: Десницкий А. С. Аллегория и типология в Библии и у экзегетов древности // Восток (Oriens). 2010. № 2. С. 19.

 

[340] Михаил Дронов, прот. Анагогическое толкование… С. 208.

 

[341] Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику. М.: Изд‑во ПСТГУ, 2011. С. 43.

 

[342] Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики… Т. 1. С. 105106־.

 

[343] Составлено по: Михок В. Актуальность библейской экзегезы отцов Церкви // Библия в Церкви. Толкование Нового Завета на Востоке и Западе. М.: Библейско‑богословский институт св. ап. Андрея, 2011. С. 11–39.

 

[344] Подробнее см.: Корсунский И. Н. Теория аккомодации в отношении о новозаветном толковании Ветхого Завета // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1877. Сентябрь‑декабрь. С. 371–376.

 

[345] Юревич Д, прот., Неклюдов К. В., Петров А.Е. Герменевтика библейская… С. 364.

 

[346] Юревич Д, прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[347] Димитрий Ростовский, свт. Сочинения. М., 1840. Т. 3, содержащий в себе поучения на разные праздничные дни. С. 20–21.

 

[348] Игнатий (Семёнов), архиеп. Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований святоотеческих… С. 13.

 

[349] Августин, блж. Христианская наука, или Основания св. герменевтики и церковного красноречия… С. 128.

 

[350] Василий Великий, свт. Творения. М., 2008. Т. 1. С. 719–729.

 

[351] Блэк Д. А. Использование греческого языка Нового Завета в служении. Практическое руководство для студентов и пасторов. Черкассы: Смирна, 2004. С. 38.

 

[352] В интернете инициал отчества Штейнберга приводится неправильно: М. вместо Н.

 

[353] Классификация комментариев составлена по: Прокопенко А. Бытие. Комментарий. СПб.: Библия для всех, 2014. С. 11–13.

 

[354] Протасов П. Слово Божие for Windows // Компьютерра. 2003. № 38 (Электронный вариант: Сайт журнала «Компьютерра». URL: http://old.computerra.ru/2003/513/203455/ (дата обращения: 07.07.2016)).

 

[355] Юревич Д, свящ. Инструментарий библеиста. Обзор программного обеспечения для библейских исследований // Встреча. 2007. N91 (24). С. 26.

 

[356] Ермаков А. Электронная служанка богословия // Сайт «БиблияБоЛ. Магазин библейского софта». URL: http://www.biblesoft.narod.ru/libr.htm (дата обращения: 07.07.2016).

 

[357] Юревич Д. прот. Введение в Новый Завет… С. 148.

 

[358] Артур К. Как изучать Библию. СПб., 1998. С. 9–11.

 

[359] Юревич Д. прот. Введение в Новый Завет… С. 162.

 

[360] Подробнее об этом см.: Уайтфорд Д. диак. Только одно Писание? Нижний Новгород: Издательство братства святого князя Александра Невского, 2000.

 

[361] Как изучать Библию. Учебное пособие. М.: Триада, 1996. Ч. I. С. 18–19.

 

[362] Софроний (Сахаров), схиархим. Старец Силуан. Свято‑Троицкая Сергиева лавра, 2011. С. 97.

 

[363] Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 150.

 

[364] Нил Синайский, прп. Творения. М., 1859. Ч. 3. Кн. 2. С. 376.

 

[365] Ефрем Сирин, прп. Творения. Сергиев Посад, 1912. Ч. 3. С. 97.

 

[366] В библеистике единицу текста принято называть «перикопой» (περικοπή [перикопи] – «отделение»).

 

[367] Линкольн У. Как самостоятельно изучать Библию // Сайт «Благовестник». URL: http://www.blagovestnik.org/books/00333.htm (дата обращения: 25.07.2016).

 

[368] Цит. по: Зайцева Т. Евангельские группы: это всё протестантизм? // Сайт «Предание. ру». Группы чтения Священного Писания. URL: http://bible.predanie.ru/groups/info/i/106951/ (дата обращения: 25.07.2016).

 

[369] Линкольн У. Как самостоятельно изучать Библию…

 

[370] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 1. Ч. 2. С. 813.

 

[371] Маннучи В. Библия – Слово Божие. Общее введение в Священное Писание. М.: ЭЛИА‑АРТ‑О, 1996. С. 100. Эту формулировку предложил Герман Гункель – создатель метода истории форм, который прослеживает связь библейских текстов с исторической средой, окружавшей библейских авторов.

 

[372] Мень А., прот. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. С. 50.

 

[373] Янг Э. Введение в Ветхий Завет. Заокский: Заокская духовная академия, 1998. С. 126–127.

 

[374] Составлено по: Савваитов П.И. Библейская герменевтика… С. 64–77.

 

[375] Цит. по: Там же. С. 64. Свт. Димитрий Ростовский, опровергая превратное толкование пророческих слов Дан. 3:38–39, говорил: «отверзите умныя очеса ваша, а разсмотрите сами сия: 1) кто та словеса глагола? 2) где глагола? 3) в кая лета глагола? 4) чесо ради глагола? Та егда добре разсмотрите, сами свое толкование криво быти познаете». В другом месте, при объяснении Гал. 1:8: «Разумейте убо безумнии в людех, и буии некогда умудритеся, и разсмотрите сие трое: 1) к кому Апостол та словеса написа? 2) когда написа? 3) о чёсом написа?» (Там же).

 

[376] Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики… Т. 1. С. 119.

 

[377] Свт. Василий Великий при объяснении слов Исаии: «в лето, в неже умре Ахаз царь, бысть глагол сей» (14:28), говорил: «Если всё сказанное у пророков написано Духом Святым, то явно, что и надписание времени сего пророчества не напрасно вставлено. Какая же польза узнать, что это слово к иноплеменникам было в лето „в неже умре Ахаз, царь Иудейский?“. <…> Посему и здесь пророческое слово надписывает, что умер Ахаз, государь недобрый, дабы известно было, что при удалении худшего бывает глагол к иноплеменникам от благодеющего Бога».

 

[378] Существуют издания Нового Завета, в которых слова Христа выделены красным цветом.

 

[379] Разницу легко понять на следующем примере: феноменологически мы говорим: «Солнце садится», ноуменологически же это значит, что земля вращается вокруг своей оси, при этом одна сторона ее становится недоступной для прямых солнечных лучей.

 

[380] Основы изучения Библии: Наблюдение и толкование // Сайт Библиотеки Полтав‑ской богословской семинарии. URL: http://pbsu‑library.org/wp‑content/uploads/2015/02/Osnovi_vivchennya_Bibliyi.Sposterezhennya_i_tlumachennya.doc (дата обращения: 25.07.2016).

 

[381] Составлено по: Хендрикс X. Д, Хендрикс У. Д. Жить по Книге. Черкассы: Смирна, 2004. С. 135–154.

 

[382] Иоанн Златоуст. свт. Творения. СПб., 1903. Т. 9. Ч. 2. С. 736.

 

[383] Составлено по: Савваитов П.И. Библейская герменевтика… С. 59–64.

 

[384] Скопич Н. Как верно понимать Божье Слово? Курс № 2: Герменевтика. Б/м, б/г. С. 98.

 

[385] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. М.: Паломник, 2007. Т. VIII. С. 218.

 

[386] Основы герменевтики. М.: Московский богословский институт евангельских христиан‑баптистов, б/г. С. 6.

 

[387] Шесть правил толкования Библии // Вестник Центра Апологетических Исследований. 2002. № 18. С. 10.

 

[388] Юревич Д. прот. Введение в Новый Завет… С. 156.

 

[389] Исагогика сообщает вводные сведения о происхождении священных книг. Она занимается вопросами авторства, времени написания, устанавливает адресата, рас‑сказывает об исторической, культурной, религиозной и политической ситуации во время создания книги, говорит о процессе передачи текста на протяжении истории, о содержании и методах его раскрытия, а также о существующей справочной и толковательной литературе. Название науки происходит от греческого глагола άγω [аго] – «ввожу, привожу» и приставки εἰς‑ [ис‑] обозначающей действие, направленное внутрь, – и отсюда название εἰσαγωγή [исагоги́]: «введение», «начальное руководство». Поэтому исагогику называют также «Введением в Священное Писание».

 

[390] Первая стихира на хвалитех на Пятидесятницу.

 

[391] 1 песнь канона 23 октября.

 

[392] См. Савваитов П. И. Библейская герменевтика… С. 66.

 

[393] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 9. Ч. 2. С. 484, 486.

 

[394] Дэвидсон Р.М. Истолкование Библии… С. 65.

 

[395] Мень А., прот. Новая исагогика // Библиологический словарь. Т. II: (К‑П). М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 287.

 

[396] Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., 1935. Т. 2. С. 7.

 

[397] Рождественский А. П. Откровение Даниилу о семидесяти седьминах. Опыт толкования 24–27 стихов 9 главы книги пророка Даниила. СПб., 1896. С. 35–36.

 

[398] Юревич Д. прот. Введение в Новый Завет… С. 156.

 

[399] Урбанович Г., прот. Толкование Откр. 2:13 («…Ты живёшь там, где престол сатаны») в свете современных археологических исследований // Сайт Кафедры библеистики Санкт‑Петербургской православной духовной академии. URL: http://bible‑spbda.info/researches/20111005/20111005.html (дата обращения: 19.07.2016).

 

[400] См. например: Популярная библейская энциклопедия / под ред. Т. Даули. М.: Российское библейское общество, б/г.; Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии. М.: Российское библейское общество, 1998.

 

[401] См. например: Уолтон Д. Мэтьюз В. Чавалес М. Библейский культурно‑исторический комментарий. Ч. 1: Ветхий Завет. СПб.: Мирт, 2003; Кинер К. Библейский культурно‑исторический комментарий. Ч. 2: Новый Завет. СПб.: Мирт, 2005.

 

[402] Василий Великий, свт. Творения. М., 1849. Ч. 6. С. 103.

 

[403] Иоанн Златоуст, свт. Творения… Т. 6. Ч. 1. С. 445.

 

[404] Немцев В. С. Возлюбите чистое словесное молоко. Пособие по гомилетике. Минск: Церковь Пробуждение, 2007. С. 117.

 

[405] Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1905. Т. И. Ч. 1. С. 36.

 

[406] Юревич Д. прот. Введение в Новый Завет… С. 138–139. См. также: Осборн Г.Р. Герменевтическая спираль. Общее введение в библейское толкование. Одесса, 2009.

 

[407] Подробнее см.: Тов. Э. Текстология Ветхого Завета. М.: Библейско‑богословский институт св. ап. Андрея, 2001; Вайнгрин Дж. Введение в текстологию Ветхого Завета. М.: Библейско‑богословский институт св. ап. Андрея, 2002; Мецгер Б. Текстология Нового Завета. М.: Библейско‑богословский институт св. ап. Андрея, 1996.

 

[408] О методологии библейских переводов см.: Десницкий А. С. Современный библейский перевод – теория и методология. М.: Изд‑во Православного Свято‑Тихоновского гуманитарного университета, 2015.

 

[409] Ианнуарий (Ивлиев), архим. Проблемы библейского перевода // Сайт Санкт‑Петербургской духовной академии. URL: http://spbda.ru/publications/arhimandrit‑iannuariy‑ivliev‑problemy‑bibleyskogo‑perevoda/ (дата обращения: 26.07.2016).

 

[410] Обычно произносится «гапакс» или, реже, «хапакс».

 

[411] Pillon A. Handbook of Greek synonymes. London: F. & J. Rivington, 1850.

 

[412] Классен Б., Коломийцев А. Введение в герменевтику. Рабочие материалы. Новороссийск, 2001. С. 43.

 

[413] Описание еврейской грамматики: Коган Л. Е., Лёзов С. В. Древнееврейский язык // Языки мира: Семитские языки. Аккадский язык. Северозападносемитские языки. М.: Academia, 2009. С. 296–375.

Описание арамейской грамматики: Лёзов С. В. Арамейские языки // Языки мира: Семитские языки. I. Аккадский язык. Северозападносемитские языки. Москва: Academia, 2009. С. 414–496; Цолин Д. В. Арамейский язык библейских текстов и Таргума Онкелоса. Черкассы: Коллоквиум, 2013.

Описание грамматики койне: Соболевский С. И. Греческий язык библейских текстов Κοινή. М.: Изд־во Московского подворья Свято‑Троицкой Сергиевой лавры, 2013; Глубоковский Н. Н. Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. К., 1914.

 

[414] Клеон Л. Роджерс‑младший, Клеон Л. Роджерс‑III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2001; Подстрочный греческо‑русский Новый Завет. Дословный современный перевод [LCV] / под ред. В. Журомского. Виннипег, 2007.

 

[415] Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику. М.: Изд‑во ПСГТУ, 2011. С. 204.

 

[416] Юревич Д, прот. Курс лекций по библейской герменевтике…

 

[417] Снигирёв, Р. прот. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие. Вып. 1: Введение в изучение Священного Писания Ветхого Завета. Саратов: Изд‑во Саратовской епархии, 2006. С. 59.

 

[418] Иоанн Дамаскин, прп. Полное собрание творений. СПб., 1913. Т. 1. С. 177–178.

 

[419] Хендрикс Х.Д, Хендрикс У.Д. Жить по Книге… С. 241–245.

 

[420] Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 2. С. 656.

 

[421] Исидор Пелусиот, прп. Творения. М., 1859. 4.1. С. 446.

 

[422] Правила толкования притч составлены по: Савваитов П. И Библейская герменевтика… С. 23–26.

 

[423] Каменецкий А. С. Притчи Соломона // Еврейская энциклопедия. СПб., 1912. Т. 12. С. 938.

 

[424] Составлено по: Подолея М., свящ. Виды смысла в Священном Писании Ветхого Завета и основные принципы православного истолкования. Курсовое сочинение на соискание степени кандидата богословия. СПб., 1996. С. 50–59. Подробнее о понятии «символ» см.: Иванов М. С. К вопросу о богословии символа // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 4. С. 69–72.

 

[425] Самборский Н. О книге пророка Захарии // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872. № 2. С. 244.

 

[426] О классификации символов см.: Мартини К. М., Бонатти 17. Общее введение. Весть о спасении. Турин, 1972. Т. 1. С. 248–251 (машинопись).

 

[427] Составлено по: Савваитов П.И. Библейская герменевтика… С. 77–97.

 

[428] Библейский параллелизм нужно отличать от стихотворного параллелизма, который встречается в еврейской поэзии.

 

[429] Цит. по: Савваитов П.И. Библейская герменевтика… С. 79.

 

[430] Все примеры антиномий взяты из: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики… Т. 1. С. 117.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 21.