Шаг 2. Исследование культуры

 

Культуру можно определить как совокупность традиций и обычаев какого‑либо народа. Важно подчеркнуть, что культура это не просто набор обычаев, традиций, обрядов, правил поведения, а именно совокупность, единство всего перечисленного. Многое из обычного в древности не только непонятно, но и даже противоречит современным представлениям. При чтении текста необходимо осознавать тот факт, что автор и читатели находились в определенном культур‑ном контексте, который влиял на их произведения.

К культуре можно отнести всю сферу быта человека: одежду, жилища, домашнюю жизнь, общественные устои, устройство семьи и роль мужчин и женщин в обществе, воспитание детей, медицину, еду и питье, земледелие, ремесло, путешествие, экономику, приемы ведения войны и т. д. Даже поверхностное знание подобных деталей проливает свет на многие отрывки Писания.

Традиции и обычаи.  Можно привести несколько примеров традиций и обычаев древнего мира, знание которых позволяет лучше понять содержание текста.

Например, Вооз выходит к городским воротам и там со старейшинами обсуждает вопрос о земле, принадлежавшей Ноемини (Руфь 4:1). Дело в том, что именно у городских ворот заключались все законные сделки и решались различные судебные тяжбы (Втор. 21:18–21; 22:13–15; Нав. 20:4; Иов. 29:7). Ворота были «центром» города, самой главной ее частью. Поэтому Христос и говорит: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). То есть царство смерти в своем могуществе не сможет победить Церковь.

Еще один пример. Господь наш Иисус Христос въезжает в Иерусалим на ослице, а не на коне. В этом Его кротость, но и Его царственность (Мф. 21:5). Лошадей в Палестине обычно использовали на войне. Когда царь отправлялся воевать, он выезжал на боевом животном – коне. Возвращался царь на мирном животном – ослике. Въехав в Иерусалим на ослице, Иисус показал, что Он как царь идет с миром, а не войной.

Семейные отношения  , естественно, в древние времена отличались от современных. Например, в 5‑й главе Послания к Ефесянам св. ап. Павел много написал мужьям по поводу их отношения к женам, и мало женам об их отношении к мужьям. Дело в том, что наставление апостола о том, чтобы муж любил свою жену, было необычно. С другой стороны, наставление Павла женам о повиновении мужьям было общепринятой нормой.

Экономические отношения.   В качестве примера можно при‑вести притчу о немилосердном рабе в Евангелии от Матфея 18:23–35. Если знать соотношение таланта к динарию, притча обретает намного больше смысла. И хотя ценность таланта менялась с течением времени и были различные виды талантов (например, аттическое серебро, еврейское серебро, а также золото), сравнение долгов всё же можно сделать. Римский аттический талант был равноценен шести тысячам динариев. Сумма же в десять тысяч талантов означала бы невероятно большой долг. Если принять притчу в буквальном смысле, то долг немилосердного раба составил бы 60 миллионов динариев, тогда как один из его товарищей задолжал ему одну сотню динариев. Долг немилосердного раба был в шестьсот тысяч раз больше, чем долг, занятый у него. Если рассмотреть динарий в качестве дневной оплаты труда (см. Мф. 20:2), его товарищ был должен сумму, немного превышающую трехмесячную оплату труда, а немилосердный слуга был должен оплату труда приблизительно за 165 тысяч лет.

Религиозные верования.   В Ветхом Завете затронуты многие верования соседних Израилю народов. Например, фраза о том, что евреи проводили своих сыновей «через огонь» (Втор. 18:10; 4 Цар. 16:3, 17:17, 21:6, 23:10; 2 Пар. 28:3, 33:6, Иер. 32:35; Иез. 16:21, 20:26, 20:31, 23:37), описывает языческую практику принесения своих детей во всесожжение. Знание этого поможет объяснить пламенные речи пророков и деяния благочестивых царей, направленные против языческих храмов и капищ.

Одежда и обувь.   Знакомство с формой древней одежды и обычаями носить ее может объяснить несколько отрывков. Например, зачем в Иов. 38:3; 40:7 и в 1 Пет. 1:13 звучит призыв «препоясать чресла»? Когда человек бежал, работал или сражался, ему приходилось заправлять свои длинные одежды за пояс, чтобы облегчить себе свободу передвижения. Таким образом, эта заповедь призывает к готовности к любым обстоятельствам.

Христос рассказал притчу о госте, который пришел на свадебный пир не в брачной одежде (Мф. 22:11). За это его выбросили со связанными руками и ногами, хотя его взяли прямо с дороги. Исследование культурного контекста решает эту загадку. Брачные одежды предоставлялись хозяином, и тот, кто отказывался от одежды, выказывал свое неуважение к нему.

В библейские времена одежда стоила очень дорого. Во времена Нового Завета у обычного человека не было и нескольких предметов одежды. Поэтому слова Господа «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5:40) означали необходимость понести болезненную утрату. Поэтому становится понятным, почему римские солдаты при распятии Христа бросали жребий о запачканной одежде осужденного преступника. Палачи оставляли себе одежду казненных. Это было как бы дополнительным доходом, ведь даже поношенная одежда была недешевой.

Жилища   в библейские времена и жизнь в них не были похожи на современные. Например, в 2 Цар. 11:2 сказано, что «однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома». Как правило, в библейских странах здания строились так, чтобы крыши домов можно было использовать. Крыши обычно были ровными и использовались для сна (см. 1 Цар. 9:25–26), для хранения (см. Нав. 2:6), спасения во времена бедствий (см. Ис. 22:1), проповеди (см. Мф. 10:27; Лк. 12:3), а также как места для молитвы (см. Соф. 1:5; Деян. 10:9). Поэтому нет ничего удивительного, что вечером Давид прогуливался по своей крыше.

В Мф. 26:69 описана еще одна архитектурная особенность восточного дома. Сказано, что св. ап. Петр «сидел вне на дворе». В те времена в богатых домах был внутренний дворик, вокруг которого располагались комнаты. Часто во внутреннем дворе находились колодцы (см. 2 Цар. 17:18–19), а также там можно было жечь костры (см. Ин. 18:15–18). Находясь во внутреннем дворе, человек в действительности находился в пределах дома, но не внутри него.

Знание условий жизни в древнем доме позволит, например, понять притчу о друге (Лк. 11:5–8), который отказался встать с постели для того, чтобы поделиться едой с соседом, к которому внезапно среди ночи пришел гость. В обычном палестинском доме была всего одна комната, в которой вся семья работала, ела и спала большую часть года (летом обычно спали на крыше). Иногда это жилище приходилось делить с домашними животными. Поиски хлеба среди ночи, без света, с детьми, спящими не на кроватях, а на подстилках на полу, привели бы к тому, что проснулся весь дом.

Сведения о культурном фоне можно найти в справочной литературе[400] и в комментариях, написанных с точки зрения культурного контекста[401].

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 13.