которое предполагает изучение общих и частных исторических обстоятельств.
Общие исторические обстоятельства характеризуют в целом эпоху, в которую происходили события или были написаны отдельные книги. В отличие от Ветхого Завета, события которого происходили в различные периоды, в разных культурах и странах, события Нового Завета достаточно сжаты по времени, их историческая и культурная обстановка хорошо изучена – это Палестина I в. по Р. X.[388]
Частные исторические обстоятельства касаются событий, связанных с конкретным анализируемым фрагментом.
Кроме поиска общих и частных исторических обстоятельств предполагается определить авторство и время написания.
Определением авторства занимается исагогика[389], которая на основании различных аргументов пытается определить автора книги или проверить ее авторство, если автор указан традицией. Но здесь возникает две проблемы: 1) многие книги Писания анонимны, и 2) текст, как правило, дает нам мало информации о том, кто его написал.
Однако без определения авторства трудно, а иногда и невозможно понять текст.
Узнать автора, когда о нем ничего не сказано в тексте Писания, можно, во‑первых, из правил Соборов. Это 60‑е правило Лаодикийского собора 360 г., 36‑е правило Иппонского 393 г., 33‑и правила Карфагенского 397 г. и Карфагенского 419 г., а также 85‑е апостольское правило.
Во‑вторых, из богослужебных текстов, в которых Церковь говорит, например, что писатель книги Деяний есть «богоглаголивый» Лука[390]; что писатель Соборного послания, учащий, что «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак. 1:17) есть св. ап. Иаков[391];
В‑третьих, из творений святых отцов и учителей Церкви. Так, из свидетельств свщмч. Иринея Лионского, мч. Иустина Философа, свщмч. Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского известно, что писатель Апокалипсиса есть Иоанн, написавший Евангелие и три Послания[392].
В‑четвертых, из дополнительной литературы. Информация об авторе обязательно содержится во всех комментариях, в словарях и энциклопедиях. Можно найти ее и в книгах по исагогике.
Дата написания вычисляется несколькими способами. Во‑первых, если в библейском тексте указаны какие‑либо временные ориентиры, то на основании дополнительной литературы возможно определить дату. Чаще всего такими ориентирами служат годы правления того или иного царя. Например, пророк Исаия называет датой своего видения «В год смерти царя Озии» (Ис. 6:1), т. е. 740 г. до Р. X.
Если же дата не указана, то можно обратиться сразу к дополнительной литературе, которая содержит исагогические сведения.
Поиск датировки имеет смысл, так как влияет на толкование. Свт. Иоанн Златоуст в толковании на Послание к Римлянам говорил:
Намеревающимся приступить к посланию этому необходимо сказать и о времени, в которое оно было написано… Никто пусть не считает этот труд излишним и не признаёт такое исследование делом пустого любопытства, потому что время посланий немало содействует нам к объяснению их. Так, я замечаю, что Павел к Римлянам и Колоссянам пишет об одном и том же, но неодинаково… Причину такой разности я нахожу не в чем другом, как в обстоятельствах времени (Толкование на Послание к Римлянам. Предисловие)[393].
Например, существует несколько датировок книги Руфи. По одной, она была написана во времена царствования Давида – и тогда это книга о предках царя. По другой, она датируется временами реформы книжника Ездры – он приказал всем евреям развестись с женами‑иноплеменницами. Если верна вторая датировка, то тогда эта книга – манифест оппозиции реформе Ездры.
При выборе исагогической литературы нужно помнить о том, что вопросы авторства и датировки решаются по‑разному. Обычно говорят о «старой» и «новой» исагогике. «Старая», или «консервативная», исагогика основывает свои взгляды на иудейском и христианском предании. Она исходит из того, что Пятикнижие было написано Моисеем, а не является более поздним текстом, составленным разными редакторами на основании различных исходных документов (см. Исх. 24:4,7, 34:27; Втор. 31:9‑11; Нав. 1:7–8; 3 Цар. 2:3). Пророк Исаия считается автором всей книги, носящей его имя (Ис. 1:1; см. Мф. 3:3; 8:17; 12:17–21). Царь Давид является автором тех псалмов, в которых есть четкие указания на это во вводных фразах и на которые авторы Нового Завета ссылаются как на Давидовы (всего 73 псалма; Мф. 22:41–46; Деян. 2:25–35 и т. д.). Царь Соломон является автором большинства притчей, книги Песни Песней и книги Екклесиаста (Прит. 1:1; 10:1; 25:1; Песн. 1:1; Еккл. 1:1,12,13). Пророк Даниил, пленник и государственный деятель Вавилона, живший в VI веке до Рождества Христова, написал ту книгу, которая носит его имя (Дан. 8:1; 9:2; см. Мф. 24:15). Пророк Захария также написал всю книгу, носящую его имя (Зах. 1:1). Св. ап. Петр был автором Второго послания Петра (2 Пет. 1:1), а Иоанн, написавший Евангелие, был также автором книги Откровение (Откр. 1:4) и трех Посланий[394].
«Новая», или «либеральная», исагогика считает, что Пятикнижие ведет свое происхождение от Моисея, но не было им целиком написано. В том виде, в котором оно существует теперь, оно сложилось постепенно на основе нескольких вариантов Моисеева Предания. Исторические книги Ветхого Завета первого цикла (Второзаконническая история) были написаны в период Вавилонского плена на основе более древних источников, а исторические книги второго цикла (Хрониста) были написаны ок. 300 г. до Р. X. Не все псалмы, надписанные «Давидов», принадлежат ему. Книги Иова, Екклесиаста и Притчей в ее окончательной редакции были написаны в период Второго Храма. Не вся книга пророка Исаии написана им самим: часть принадлежит его последователям, жившим в период Плена (Второисаия) и после Плена (Тритоисаия). Книга пророка Захарии, написанная самим пророком в VI в. до Р. X., была дополнена другим пророком ок. IV в. до Р. X. Книга пророка Даниила написана ок. 165 г. до Р. X., частично на основе более ранних преданий[395]. Второе Послание Петра написано не св. ап. Петром. Апокалипсис написан другим Иоанном, не Иоанном Богословом.
Примером «старой» исагогики может служить «Введение в Ветхий Завет» П. А. Юнгерова, а «новой» – «Введение в Ветхий Завет» Эриха Ценгера.
Определяя общие и частные исторические обстоятельства, нужно помнить, что в Библии история – не просто набор фактов или описание событий, это определенное отношение к ним. Поэтому можно сказать, что Библия содержит историю не как таковую, а определенную интерпретациями событий. Борис Александрович Тураев писал: «Как исторический источник Библия представляет высокую ценность… Однако даже специально исторические книги Ветхого Завета не могут быть названы таковыми с нашей точки зрения: это скорее назидательные писания, имевшие целью на примерах истории воспитывать народ в духе религии»[396].
Бог указывал библейским авторам на то, какие события и как они запишут, а какие пропустят. Например, в 1‑й и 2‑й книге Паралипоменон, в отличие от 1‑й и 2‑й книг Царств, не упоминается ни один из грехов царя Давида, он показан идеальным царем. Также в этих книгах не излагается полная история всех событий со времени царствования Соломона и до конца периода разделенного царства. Выбираются такие события, которые показывают, что Израиль может процветать только тогда, когда он остается верным Божиим заповедям и Завету. Это подчеркивается часто используемой автором фразой: «И делал он угодное (или: неугодное) в очах Господних». Точно так же в Новом Завете св. ев. Матфей изменяет хронологию событий по сравнению со св. ев. Марком.
Поэтому нет ничего удивительного, что авторы Библии упоминают некоторые факты и совершенно игнорируют остальные, детально описывают некоторые происшествия и просто обобщают другие, меняют хронологический порядок событий для того, чтобы иметь возможность достичь своих целей.
То же самое касается интерпретации событий. Несмотря на то, что они могли бы быть объяснены по‑разному, только богодухновенный автор может дать истинное понимание. Например, во Втор. 7:6–8 библейский автор объясняет, почему Бог выводит евреев из рабства. Причина заключается в Божией любви к Израилю, а не в верности евреев. А Распятие Иисуса Христа объясняется тем, что Бог через Христа хотел «…примирить с Собою всё» (Кол. 1:20).
Еще одно важное замечание касается расхождений со светской историей. В течение последних столетий некоторые ученые ставили под сомнение точность или достоверность определенных исторических фактов в библейской истории. Например, они сомневались в исторической подлинности Исхода и завоевания Ханаана, а также в существовании Дария Мидянина, упомянутого в книге пророка Даниила. Основной аргумент – это отсутствие подтверждений библейских событий в исторических документах или археологии.
А. П. Рождественский иронично отмечает: «Если бы такое известие исходило от какого‑нибудь языческого писателя, то никто бы, пожалуй, не сомневался в истинности его слов: о Дарие говорится совершенно определенно, указывается даже его возраст. Но так как известие находится в священных книгах и принадлежит священному писателю, то дело изменяется: говорят, что рассказанное здесь событие не подтверждается ни одним светским писателем и, следовательно, недостоверно, – как будто священный писатель заслуживает веры лишь постольку, по‑скольку его слова подтверждаются языческими авторами»[397].
Прежде всего нужно отметить, что многие из сомнений были разрешены последующими исследованиями. Но Писание не должно быть заложником светской науки. Многие библейские события никогда не будут подтверждены светской историей, особенно чудеса, не оставившие следов. В конечном итоге библейские события принимаются достоверными не потому, что их подтверждает светская историческая наука, но потому, что они записаны в Слове Божием.
Проводя исторический анализ, нужно обращать внимание на персоны, места и события, упомянутые в тексте. На этапе наблюдения уже была собрана информация об этом. Теперь нужно правильно ее интерпретировать. Для этого необходимо обращаться к справочной литературе. При этом литература может быть не только специально библейской, но и светской.
О людях необходимо собрать максимальное количество информации: годы жизни, деятельность, их оценка и т. д. Имеет смысл обратиться к генеалогии. Так, не зная преемства царей и царств после Александра Македонского, нельзя объяснить не‑которые видения пророка Даниила.
Сведения о месте события можно почерпнуть из библейских атласов. Если в Писании дается то или иное географическое название (город, страна, озеро, остров и т. д.), очень полезно локализовать его на карте. После того как на карте или в атласе будет найден географический объект, имеет смысл найти его описание в библейском словаре или энциклопедии. Например, при анализе событий изгнания торгующих из Храма Господом Иисусом Христом (Мф. 21:12–17: Мк. 11:11–12, 15–19; Лк. 19:45–48; Ин. 2:13–23) следует выяснить, что из себя представлял храмовый комплекс во времена Спасителя[398].
О событиях также необходимо собрать всю возможную информацию: когда оно было, как происходило, чем закончилось, каковы были его последствия. Иногда знание этих сведений может лишь косвенно или никак не относиться к тексту, однако оно позволяет более глубоко понять исторический и культурный контекст.
Можно привести несколько примеров того, как исторический анализ помогает понять Священное Писание. Например, в 1‑й главе книги Ездры упомянут Кир, который отпустил евреев на родину, чтобы они перестроили храм и молились за него. Исследовав светскую историю об этом человеке, мы обнаруживаем, что он отпустил не только израильский народ, но и все народы, находящиеся в плену, и попросил у всех народов молиться за него их богам.
В 35‑й главе 2‑й книги Паралипоменон записано, как Нехао, египетский царь, пошел на войну к Кархемису на Евфрате. Из светских источников известно, что там состоялась решающая битва между тогдашними мировыми державами – Ассирией и Вавилоном. Царь Нехао намеревался участвовать на этой битве на стороне Ассирии, но его задержал Иосия, царь Иудеи.
В книге Откровения (1–3 глл.) упомянуты семь Церквей в семи городах Малой Азии. Эти города являлись историческими местами, в чем можно убедиться при помощи исторических и археологических данных. Эти данные проливают свет на слова Господа к общине каждой из местностей. Например, выражение «престол сатаны» в Пергаме (Откр. 2:12–13) имеет отношение, скорее всего, к культу императора, который, как известно, получил свое начало именно в Пергаме[399]. Возле города Фиатира находилось языческое капище, посвященное Сивилле Самбафе, – возможно, именно это капище имеется в виду в Откровении под «Иезавелью» (Откр. 2:20).
Подобную информацию можно узнать, только обратившись к дополнительной литературе.
Кроме всего этого экзегет должен определить духовный уровень аудитории, которой адресован толкуемый текст. Многие книги Библии были написаны во времена, когда уровень духовности и благочестия верующих был очень низким из‑за похотей, разочарования или искушений от неверующих или вероотступников. Как понимать, например, странный поступок пророка Осии, женившегося на блуднице, от которой рождаются трое детей? Он дает им очень странные имена, сокрушается о жене, после того как она, изменив ему, снова начинает блудодействовать, находит ее после того, как она бросает его и снова становится блудницей, и всё же выкупает ее из рабства. Всё это становится понятным, если посмотреть на духовный уровень современников пророка. Своими поступками пророк обличает еврейский народ, впавший в идолопоклонство и безнравственность.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.