Методика развития координационных способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Художественная гимнастика является наиболее доступным видом спорта для девушек, направленном на освоение двигательными действиями и развитии основных физических качеств [11]. При применении специфических упражнений развиваются выносливость, сила, ловкость, гибкость, быстрота. Художественная гимнастика отличается характерным содержанием. Сочетание своеобразных движений художественной гимнастики с музыкой, танцевальный характер большинства упражнений и целенаправленное применение элементов танца, способствуют эстетическому воспитанию занимающихся [1]. Художественная гимнастика привлекает внимание своей красотой и простотой движений, танцевальной программой, сочетанием упражнений с музыкой, а самое главное является основным из средств физического развития занимающихся [25].

В художественной гимнастике центральное место занимает выразительность движений, проявления которых можно увидеть в хорошей осанке, красивых поворотах и в умениях принимать нужное положение тела [15].

Сложно-координационная направленность в гимнастике состоит в демонстрации и оценке сложных двигательных действий без предметов или с предметами. Обязательное присутствие выразительности движений, которые отображают характер композиции вместе с ее музыкальным сопровождением. А в правилах соревнований существуют модельные характеристики оценки [42].

К своеобразным упражнениям для художественной гимнастики относятся: упражнения с предметами и без предметов, акробатические упражнения и элементы танца. Это есть отображение специфики художественной гимнастики и являются ее содержанием [15].

Часто встречающиеся простые упражнения играют роль связующих в комбинациях. К сложным упражнениям относятся элементы, обучение которым напрямую связано в результате образования сложного двигательного навыка. Сюда можно отнести упражнения типа волн, равновесий, поворотов, прыжков, элементов акробатики:

Волны и взмахи – это элементы выразительной пластики, часто применяемые как в упражнениях без предметов, так и с предметами.

Прыжки – относятся к числу наиболее ярких элементов в художественной гимнастике. Они относятся к числу сложнейшего вида двигательной активности и требуют хорошей физической и технической подготовленности от занимающихся. При выполнении прыжков, гимнастка, улаживаясь в минимальное время, отображает запоминающийся образ.

Под поворотами подразумеваются вращательные движения вокруг вертикальной оси тела, выполняемые в стойках на одной или обеих ногах.

Равновесия – относиться к числу упражнений, выполняемых в условиях, требующих развитого навыка сохранить устойчивость. Под это определение попадают положения в усложненных условиях балансирования.

В акробатических элементах выделяются 2 группы двигательной активности: это акробатические и полу акробатические. Акробатические упражнения используются в акробатике и спортивной гимнастике. А в художественной гимнастике - используются полу акробатические.

Основой программы по художественной гимнастике являются упражнения с предметами. Используются такие предметы как: обруч, булавы, скакалка, мяч и лента.

Рассматривая упражнений с предметами, наиболее типичными, простыми и элементарными движениями с предметами являются махи, круги, вращения, при выполнении которых присутствует постоянное контактирование гимнастки со снарядом, а результат выполнения зависят от произвольных движений самой спортсменки. Все остальные движения относятся к числу сложных.

Упражнения с предметами в программе художественной гимнастики являются ведущими. В настоящее время одной из актуальных проблем в художественной гимнастике является «предметная» подготовка гимнасток.

Компонентами технической подготовки в художественной гимнастике является: хореографическая, музыкально-ритмическая, беспредметная и «предметная» подготовка.

В определение «хореография» входят все те компоненты, которые относятся к искусству танца. А под понятием хореографическая подготовкой понимается вся система упражнений и методов, воздействующих на развитие выразительной двигательной культуры гимнасток [10].

В процессе музыкально-ритмических занятий на равных с задачами общего физического развития решаются задачи эстетического воспитания тренирующихся. Хорошо подобранная музыка к движениям, помогает тренирующимся, за счет мышечных усилии и слуха, запоминать движения, постепенно воспитывая музыкальную память и вырабатывая привычку двигаться ритмично и красиво [38].

Беспредметная подготовка включает в себя равновесную, прыжковую и вращательную работу.

Ведущими компонентами технической подготовки гимнасток являются упражнения с предметами, с помощью которых приобретается двигательный опыт, присущий только художественной гимнастике [15].

В процессе обучения, уровень сложности и оригинальности упражнений повышается за счет предметной подготовки спортсменок. На протяжении выполняемого упражнения спортсменки, за короткий промежуток времени, выполняют разнообразные движения в сочетании различных двигательных действий с предметом, что требует четкие двигательные навыки и точности выполнения каждого движения.

Еще одной из проблем при совершенствовании технической предметной подготовки, это вырабатывание морфофункциональной асимметрии рук при выполнении упражнений с предметами. Решением этой проблемы является экзерсис с предметами, выполняемый обеими руками, который на начальных этапах подготовки гимнасток формирует основное содержание «предметной» подготовки, а будучи способствует развитию и поддержанию «чувства предмета» и является важным компонентом в подготовки гимнасток высокого уровня [15].

Период обучение в художественной гимнастике, как и в других видах спорта, проходит в 3 этапа. Этап начального подготовки проходит на первых годах обучения. Он включает в себя типичные методические приемы: правильное объяснение упражнений, правильный показ упражнений, разучивание упражнений и опробование целостного упражнения в общих чертах. После первого этапа наступает второй - углубленного разучивания, в котором рассматриваются отдельные детали техники и устраняются грубые ошибки. И наконец наступает этап совершенствования изученного материала [38].

В процессе обучения в художественной гимнастике используются различные методические приемы. Например, оперативный комментарий необходим для подсказок либо для исправления различных недостатков в технике. Музыка тоже является важным компонентом в обучении. Гимнастки разучивают не только основы музыкальной грамоты, но и осваивают красоту и выразительность движений под музыку. В художественной гимнастике часто используются методы взаимопомощи, когда тренер в зависимости от ситуации помогает занимающимся правильно выполнять элементы такие как: проводка по время прыжка, фиксация в равновесиях или поддержки в полу акробатических упражнениях. Еще один из методических приемов - самоконтроль самой спортсменки, который проходит в результате работы перед зеркалом, или при выполнении элементов с закрытыми глазами [15].

Основой в методике развития координационных способностей является систематическое и последовательное обучение новым двигательным навыкам и создание более сложных координационных движений.

Большое влияние при одновременном развитии координационных и физических способностей оказывают комбинированные упражнения, эстафеты, спорт, игры. Методы сопряженного развития физических и координационных способностей не только улучшают психофизиологические функции, но и повышают уровень развития физических качеств [35].

При развитии координационных движений применяют метод строго регламентированного упражнения в различных вариантах.

Еще среди методов развития координационных способностей можно выделить метод избирательного упражнения, направленного на воздействие сходных координационных способностей [18,19].

Метод вариативного упражнения, часто применяют в практике и выделяют как одним из главных при развитии координационных способностей.

Методы вариативного упражнения можно разделить на два варианта:

1) методы строго регламентированного варьирования

2) методы не строго регламентированного варьирования.

В качестве средств развития координационных способностей, можно использовать разнообразные упражнения, если они:

- Направлены на преодоление координационных трудностей;

- Требуют быстроты и правильности при выполнении сложных координационных двигательных действий;

- являются новыми и необычными, либо привычными, но при выполнении изменяются двигательные действия или условия.

Круг специально подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относится:

а) подводящие,

б) развивающие,

в) развивающие и совершенствующие специфические координационные способности:

г) вырабатывающие специализированные восприятия

При использование координационных упражнений тренер должен соблюдать такие дидактические принципы, как последовательность, систематичность и индивидуализация. Подходящий подбор подводящих упражнений ведет к приросту, быстрому освоению и закрепления двигательных умений и навыков, способствует развитию координационных способностей.

 

Выводы по первой главе

 

Под общими координационными способностями понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к наилучшему управлению различными двигательными способностями.

Специальные координационные способности - это возможности ребенка, определяющие его готовность к оптимальному управлению аналогичными по генезису двигательными действиями.

Специфические координационные способности - это возможности тренирующегося, определяющие его готовность к благоприятному управлению в отдельных заданиями на координацию.

Сенситивные периоды в развитии координационных способностей приходятся на возраст 8-13 лет, а при обучение гимнасток сложно координационным элементам этот период наступает гораздо раньше.

Анализируя научно методическую литературу можно подтвердить то, что возраст 11- 12 лет достаточно благоприятен для развития координационных способностей. В этом возрасте дети быстро овладевают новыми двигательными действиями.

Основными методами оценки координационных способностей являются метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. На сегодняшний день одним из главных методов диагностики координационных способностей, тренирующихся являются специально подобранные двигательные тесты.

Для развития координации движений в художественной гимнастике используются танцевальные движения и акробатические упражнения. Но более эффективным средством является упражнения с предметами, а также с элементами танца, способствующие формированию координационных движений.

Для развития координационных способностей гимнасток необходимо устанавливать новые, непривычные для них условия: изменять направление, выполнять упражнения в различные направления. Можно менять форму привычных предметов: давать мяч большого размера, скакалку – более короткую или более длинную, обруч – легче или тяжелее.

Применение новых методик способствует благоприятному развитию координационных движений, содействует повышению уровня двигательной подготовленности гимнасток, а так - же обеспечивает результативность тренировочного процесса.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 353.