Художественная гимнастика как вид спорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку в регламентированный промежуток времени на ограниченной площадке. Специфика спортивной деятельности в художественной гимнастике заключается в проявлении высокого уровня сложно-координационных способностей, позволяющих создать художественный образ посредством композиционного согласования с музыкой разнообразных технических элементов предметом. Современная программа международных соревнований состоит из: соревнований индивидуальной программы (четырехборье, где гимнастка выступает с каждым предметом); соревнований по групповым упражнениям (двоеборье, где одно упражнение выполняется с одинаковыми для всех участниц предметами, второе – с двумя разными предметами). Оценивают выступления девочек, занимающихся художественной гимнастикой судьи по правилам соревнований Международной федерации гимнастики (FIG) в баллах. Оцениваются следующие компоненты исполнительского мастерства спортсменок: сложность движений тела и предмета, композиция, техническое и артистическое исполнение.

Художественная гимнастика – ациклический, сложно- координированный вид спорта.

Основными ее средствами являются:

- упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);

- танцевальные элементы различных видов и стилей: классического, народного, современного;

- акробатические упражнения;

- ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);

- элементы пантомимы;

- элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);

- упражнения из других видов спорта.

Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя перечисленные выше элементы и упражнения без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею.

Из качеств, являющихся ведущими в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях, не менее важным является

развитие и совершенствование тонкой координации движений, кроме этого, специфика данного вида спорта требует чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют высокие требования к деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма занимающихся. Частота сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы повышается до околопредельной, значительно увеличивается кислородный долг и кислородный запрос. Тренировочные занятия проходят с высокой степенью интенсивности: средняя частота сердечных сокращений составляет 148 уд/мин. В связи с этим высококвалифицированным гимнасткам необходимо уделять особое внимание функциональной подготовке.

Музыкальное сопровождение содействует развитию музыкального слуха, чувства ритма, умения двигаться под музыку. Элементы танца создают условия для расширения общего кругозора занимающихся, способствуют развитию координации движений, двигательному и эмоциональному раскрепощению, совершенствованию физических качеств.

«Гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, воспитываются моральные и волевые качества, формирует понятие о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность» [20].

Сложность упражнений требует от спортсменок разносторонней подготовки и высокого уровня развития координационных способностей. Стимулом для овладения такими упражнениями является спортивная направленность этого вида гимнастики, необходимость участвовать в соревнованиях [20].

Специфика соревнований по художественной гимнастике заключается в том, что наряду с высокопрофессиональным владением предметами и исполнения элементов, судьи и зрители видят грациозное и захватывающее выступление. Оригинальный костюм подчѐркивает красоту движений и индивидуальность каждой спортсменки, подбирается в соответствии с музыкальным сопровождением и характером исполнения, и играет существенную роль при выставлении оценки за выполнение упражнения.

Художественная гимнастика не стоит на месте, программа соревнований с каждым годом усложняется. Работа с предметом и одновременное выполнение элементов телом представляют наибольшую сложность. К ним предъявляются следующие требования:

1. «Трудность» (определенный элемент) не засчитывается, если при выполнении элемента предмет находится в бездействии.

2. «Трудность» без движений тела или части тела должны координироваться с 1 техническим движением или 2-3 мелкими движениями предмета.

Для выполнения современных требований правил соревнований необходимо развивать все физические качества, но особое внимание следует обратить на развитие координационных способностей. Все физические качества находятся в тесной взаимосвязи, следовательно, при развитии одного из них развиваются и другие.

Подготовка гимнастки от новичка до высококвалифицированной спортсменки в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика подразделяется на следующие этапы:

- этап начальной подготовки;

- этап тренировочный (спортивной специализации);

- этап совершенствования спортивного мастерства;

- этап высшего спортивного мастерства.

Задача этапа начальной подготовки – формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков - "школы движений", в понятие которой входит: правильная осанка, основные движения классического танца, владение основными положениями предметов, общая физическая и акробатическая подготовка; теоретическая, общая и специальная физическая подготовка;

освоение основ техники по виду спорта художественная гимнастика; приобретение опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта художественная гимнастика; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменок; отбор перспективных юных спортсменок для дальнейших занятий по виду спорта художественная гимнастика. Чтобы определить способность девочек к занятиям художественной гимнастикой, необходимо иметь представление о факторах, определяющих высокие спортивные достижения в этом виде спорта, а также четко представлять тенденцию его развития в ближайшее десятилетие.

Наблюдается прямая зависимость соревновательных достижений девочек, занимающихся художественной гимнастикой от уровня следующих показателей (в порядке значимости): двигательно-координационные способности, психологические особенности, элементы эстетики, условия соревнований.

Наиболее благоприятным периодом начального этапа спортивного отбора является возраст 6-8 лет. Важное значение имеют не только антропометрические данные, но и физические, в том числе: гибкость, скоростно-силовые качества, координационные способности, статическое равновесие, скорость реакции.

Результатом освоения программы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) являются: общая и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка; стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях; формирование спортивной мотивации; укрепление здоровья спортсменок.

Тренировочный этап рассчитан на 5 лет. Условно его можно разделить на этап начальной специализированной подготовки (9-12 лет) и этап углублѐнной подготовки (13-15 лет). На этапе начальной специализированной подготовки основное внимание уделяется освоению базовых прыжков, поворотов, равновесий, волн, взмахов. Хореография способствует совершенствованию культуры движений, чувства ритма, четкости линий, завершенности при выполнении отдельных элементов и комбинации. Этап углубленной подготовки связан с освоением программы кандидата в мастера спорта и мастера спорта.

На этапе совершенствования спортивного мастерства основными задачами являются: повышение функциональных возможностей организма спортсменок; совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья спортсменок.

На этапе совершенствования спортивного мастерства спортивная тренировка все больше индивидуализируется, определяется специализация девочек, занимающихся художественной гимнастикой. Спортивная подготовка строится в зависимости от того, какого уровня мастерства спортсменка.

На этапе высшего спортивного мастерства решаются следующие задачи: достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации; повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных соревнованиях.

Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменок для достижения высоких спортивных результатов. Спортивный отбор направлен на поиск наиболее одаренных и талантливых детей, способных достичь наивысшего спортивного мастерства. Сущность отбора заключается в установлении соответствия между специфическими требованиями данного вида спорта и способностями претенденток [42]. Выявление спортивного таланта в художественной гимнастике-длительный, сложный процесс, т.к. все больше возрастают требования к двигательным способностям, техническому совершенствованию, выразительности и артистизму гимнасток высшего звена. Система спортивного отбора включает: а) массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентирования их на занятия спортом; б) отбор перспективных юных спортсменок для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика; в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменок на тренировочных сборах и соревнованиях.

 

                                     

Дата: 2019-12-10, просмотров: 442.