«Под координационными способностями следует понимать, во- первых, способность целесообразно строить (формировать, соподчинять, связывать воедино) целостные двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющихся условий» [29].
По выражению Н.А. Берштейна, координационные способности, являются преодолением чрезмерных степеней свободы нашими органами движений, то есть, переводя их в управляемые системы [7].
Долгое время для определения координационных способностей человека при выполнении двигательной деятельности применялся термин «ловкость» [2].
Ловкость – это способность быстро осваивать новые движения и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [22].
По определению Н.А. Берштейна, ЛОВКОСТЬ — это неделимость взаимодействия функций управления двигательной системы человека, преобразовывающей биомеханическую структуру действий в соответствии с перестраивающимися условиями решения двигательной задачи [7].
Широкое использование понятия «координационные способности» началось 25 - 30 лет, как более точная трактовка одного из двигательных качеств -ловкости. В большинстве учебно-методических пособиях и статьях до настоящего времени, физическое качество «ловкость» составляет две основные способности:
· способность быстро обучаться новым двигательным действиям [33];
· способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность при изменяющихся условиях [31];
Подобное представление стало не соответствовать большому числу фактов, встречающихся в практике и полученных экспериментальным путем. Способность к быстрому обучению, ставшая известной еще с 20-х годов, на самом деле оказалась наиболее специфической [17].
В период начала 30-х годов ученые смогли доказать произвольность сведения ловкости всего лишь к нескольким способностям. В итоге на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-8 специальных и специфически проявляемых координационных способностей.
Такое положение выявило то, что вместо термина «ловкость» ввели термин «координационные способности» [7].
Однако понятие координационные способности не является общепринятым, соединяющим упомянутые ранее способности в систему обще-связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить многообразие терминов и понятий общего и узкого плана [26].
Координационные способности - это возможности, определяющие его готовность к наилучшему управлению и регулировке двигательных действий [29]. Многочисленные исследования дают возможность выделить специальные, специфические и общие координационные способности [34].
Специальные координационные способности причисляют к однородным по психофизиологическому устройству группам двигательных действий, сформированных по возрастающей сложности. В этом отношении различают специальные координационные способности: [26,37]
- циклические и ациклические двигательные действия;
- нелокомоторные движения тела в пространстве;
- манипулирования в пространстве отдельными частями тела;
- перемещения вещей в пространстве;
- баллистические (метательных) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания;
- метательные движения на меткость;
- движения прицеливания; подражательные и копирующие движения; атакующие и защитные двигательные действия в единоборствах;
- нападающие и защитные технические и технико-тактические действия в подвижных и спортивных игр;
К наиболее важным из специфических, или отдельно проявляемых, координационных способностей относятся:
· Способность к ориентированию [32];
· Способность к дифференцированию [34];
· Способность к реагированию [31];
· Способность к перестроению [31];
· Способность к согласованию [33];
· Способность к равновесию [34];
· Способность к ритму [32];
· Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость [43]; Дадим краткие определения этих способностей:
Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении [32].
Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений [32].
Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем) [31].
Способность к перестроению двигательных действий - это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям [30].
Способность к согласованию - соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации [32].
Способность к равновесию - сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером) [43].
Способность к ритму - способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями [34].
Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость - способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.) [34].
Специфические координационные способности проявляются в зависимости от спортивной дисциплины и видов предметно-практической деятельности. К примеру, способность к дифференцированию параметров движений проявляется как чувство дистанции в единоборствах и фехтовании, чувство снаряда - в гимнастике и легкой атлетике, чувство мяча – в игровых видах спорта, чувство снега – в лыжном спорте, чувство льда – в фигурном катании и конькобежном спорте, чувство воды – в плаванье и т.п.[43]. Столь же характерна способность к ориентированию в пространстве у борцов и спортсменов игровых видов спорта. В науке пока нет точного определения и названия всех способностей подобного рода и тем более их возможные варианты.
Понятие «Общие координационные способности» появилось в результате развития и обобщения специальных и специфических координационных способностей. В результате многочисленных научных исследований и практических наблюдений сформировалось это понятие [5].
Общая координационная готовность в большей степени проявляется среди детей младшего и среднего возраста. Среди юношей и девушек старшего возраста часть имеющегося общего фактора в структуре координационных способностей уменьшается [30].
Под общими координационными способностями имеется в виду возможности человека, определяющие его готовность к подходящему управлению всевозможными по происхождению и смыслу двигательными действиями [32].
Специальные координационные способности - это возможности, характеризующие готовность к наиболее подходящему управлению похожими по происхождению и смыслу двигательными действиями [32].
Под специфическими координационными способностями характеризуются возможности индивида, обусловливающие его готовность к приемлемому управлению отдельными специфическими заданиями на координацию [37].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 475.