Характеристика методик по коррекции координационных способностей на занятиях художественной гимнастикой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Одной из положительных сторон художественной гимнастики является обеспечение гармоничности развития организма девочек благодаря многообразию ее средств. Упражнения художественной гимнастики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия [45]. Динамичность упражнений способствует оживлению кровообращения, улучшению обмена веществ и повышению функциональных возможностей дыхательного аппарата, сердечнососудистой системы и увеличению работоспособности. Занятия художественной гимнастикой одновременно содействует формированию более полноценной личности, воспитывают трудолюбие, волю, настойчивость и упорство. Художественная гимнастика положительно влияет на развитие таких чисто женских качеств, как мягкость, грациозность и плавность. Отсутствие этих качеств часто болезненно ощущают девочки подросткового возраста. Угловатость, нескладность фигуры движений в этом периоде развития ведут к застенчивости и часто к нежеланию заниматься физической культурой. Упражнения художественной гимнастики помогают девочкам освобождаться от скованности и неловкости [8].

Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствуют эстетическому воспитанию занимающихся. Зрелищность её упражнений, заключающаяся в четкости и ритмичности действий, красочности предметов и костюмов, а также эмоциональной выразительности движений, развивает чувство прекрасного [15].

Упражнения художественной гимнастики делятся на два раздела: подготовительные и основные.

В подготовительный раздел входят: строевые, общеразвивающие, акробатические, прикладные упражнения и элементы классического тренажа.

Упражнения основного раздела, в свою очередь, делятся на три группы: а) пружинные движения, волны, взмахи, ходьба и бег, прыжки, равновесия,

повороты, элементы народного танца и упражнения с предметами; б) специальные упражнения на согласование движений с музыкой и игры под музыку; в) комбинации упражнений с предметами и без них [9].

Чтобы правильно научить занимающихся, выполнять упражнения художественной гимнастики, надо понять их специфику, т.е. знать, чем они отличаются от других видов гимнастики. Основными их особенностями являются целостность и динамичность [20].

Целостность заключается в участии всех звеньев тела в выполняемом движении. Это значит, что заданное ученику основное движение должно обязательно сопровождаться дополнительными движениями. Например, основное движение; из исходного положения руки влево перевести их другой книзу-вправо. Дополнительными движениями будут: а) движения головы, опускающиеся и поднимающиеся вслед за движениями рук; б) движения плечевого пояса, сначала слегка опускаются, затем чуть поднимается, соответствуя движению рук; в) чуть заметные наклоны туловища в сторону движения рук. В целом упражнение выполняется слитно, мягко, с небольшим сгибанием рук в суставах. Движения кистей слегка отстают от движения рук. Наиболее ярко целостность движений проявляется в таких упражнениях, как волна и взмах[9].

Гимнастки выполняют упражнения динамично, активно передвигаясь по площадке, постоянно изменяя темп, ритм, силу и амплитуду движений [50]. Художественная гимнастика тесно связана с музыкой. Благодаря слиянию характера движения с характером музыкального сопровождения движения получают различную эмоциональную окраску и приобретают танцевальность. Эта связь осуществляется не только в согласовании движений с размером и темпом музыкального сопровождения. Она заключается в воспитании у занимающихся умения правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее содержанием и формой. Музыка создает более яркое представление о характере движения, чем слово, и тоньше дифференцирует его эмоциональные нюансы [9].

Особенностью методики художественной гимнастики является стремление вовлечь занимающихся в творческий процесс как для проявления своих эмоциональных переживаний при выполнении упражнений, так и для самостоятельного составления различных комбинаций с предметами и без предметов, при записи упражнений указана форма музыкального произведения, в соответствии с характером которой следует выполнять данное движение. Это необходимо не только для точного понимания содержания предлагаемого упражнения, но и для изменения интонации голоса при подсчете. Так, например, счет под польку всегда будет более быстрый, четкий и веселый, а счет под вальс более плавный, слитный и медленный. Разнообразие темпа в счете и богатство голосовых интонаций помогут занимающимся почувствовать характер движения, что особенно важно при отсутствии на уроке музыкального сопровождения [10].

На занятиях, перед включением музыки, дается команда тренера для исполнения того или иного упражнения. После объяснения упражнения и опробования его без музыки тренер предупреждает детей о выполнении под музыку. По команде «Внимание!» включается музыка, и через 2-3 сек, дается команда тренера. Например: «Шагом МАРШ» или «Начи-НАЙ!», после чего звучит музыка, под которую занимающиеся выполняют упражнение. В конце музыкального отрывка также должна прозвучать команда «СТОЙ!». Особенно это относиться к упражнениям в ходьбе и беге [9].

Во время выполнения упражнения тренер делает короткие замечания и иногда посчитывает, помогая уточнить темп и ритм движения. Тренировка освоенных ранее упражнений может осуществляться сразу под музыку [9].

Основные принципы ловкости – высокоразвитое двигательное чувство. Чем лучше гимнаст ощущает и воспринимает собственные двигательные действия, тем скорее наступает процесс овладения новыми упражнениями. Большую роль при этом влияет ранний двигательный опыт. Новые упражнения осваивают быстрее те гимнастки, у которых имеется опыт разнообразных двигательных действий и навыков [40].

Уровень координационных способностей характеризуется двигательными действиями во время возникшей ситуации данной обстановке. Ловкость проявляется основными подразделениями координационных способностей:

способность овладевать новыми двигательными действиями, способность дифференцировать, способность управления разнообразными показателями движений, способность импровизировать и комбинировать во время проявления двигательной активности [15].

Постоянное и систематическое овладение новыми упражнениями – является основой в развития координации [11]. Специальные упражнения являются наиболее благоприятными, особенностями которых являются:

1. Правильность выполнения движений, зависит от согласования мышечных усилий в задаваемом направлении движений.

2. Слаженность двигательных действий, осуществляемых разнообразными частями тела в пространстве и по силе.

Упражнения развивающие координационные способности могут быть актуальными, только после постоянной смены и усложнения, вследствие чего появляется возможность совершенствоваться суставно-мышечной чувствительности, которая в свою очередь оказывает положительное влияние на двигательные дифференцировки [33].

Общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, является основной группой средств воспитывающих координационных способностей. Сюда относятся упражнения без предметов и с предметами (мячами, обручами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.). Они могут быть сравнительно простыми и достаточно сложными, выполняя их в постоянно меняющихся условиях или различных положениях тела. Сюда относятся различные элементы акробатики и упражнения в равновесии [39].

Огромное воздействие на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных двигательных действий: разновидности бега, разнообразие прыжков, метания.

Составляющими еще одной группы средств являются упражнения, направленные на развитие отдельных психофизиологические функций, дающие возможность управлять и регулировать двигательные действия. Сюда включаются упражнения развивающие чувства пространства, времени [24].

В художественной гимнастики для развития координационных способностей применяют: подвижные игры, большое разнообразие акробатических и гимнастических упражнения, а наиболее часто применяемым средством является упражнения с предметами [43].

При подготовки гимнасток в качестве основных предметов используют мячи, скакалки, обручи, ленты и булавы. Дополнительно, для разнообразия, используются шарфы, веера, флажки, вымпелы и др [25].

Упражнения координационной направленности в основном планируются в основной части занятия, так как они способствуют быстрому утомлению.

Тренеру по художественной гимнастики, при выборе средств, направленных на повышение координационных способностей, следует помнить, что их совершенствование напрямую связано с накапливанием количества разнообразных движений и организации их в упражнения, либо комплексы [12].

Дата: 2019-12-10, просмотров: 389.