ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ.. 6

1.1 Координационные способности как физическое качество. 6

1.2 Художественная гимнастика как вид спорта. 10

1.3 Характеристика методик по коррекции координационных способностей на занятиях художественной гимнастикой. 16

1.4 Методика развития координационных способностей. 21

Выводы по первой главе. 26

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ ВКОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.. 28

2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы.. 28

2.2 Констатирующий этап эксперимента. 37

2.3 Методика с использованием художественной гимнастики по коррекции координационных способностей. 42

2.4 Сравнительная характеристика констатирующего и формирующего этапа эксперимента. 42

Выводы по второй главе. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ. 58

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема развития координационных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.

Скорость, сила, выносливость гибкость представляют из себя базу формирования двигательных навыков, а хорошие координационные способности необходимы для развития и совершенствования двигательных навыков у любого спортсмена, а особенно у девочек, занимающихся таким видом спорта, как художественная гимнастика. В художественной гимнастике координацию характеризуют возможностью управлять движениями с заданными точностными параметрами.

Художественная гимнастика является относительно молодым видом спорта, однако её корни уходят в глубокое прошлое. Истоки художественной гимнастики достаточно разнообразны: гимнастические, пластические и ритмические системы, народные и классические танцы.

Техническая подготовка в современной художественной гимнастике характеризуется сложно-координационными действиями спортсменок, выполняемых одновременно с манипуляциями предметами на фоне музыкального сопровождения. Специфика вида спорта предъявляет высокие требования к спортсменкам в развитии координационных способностей.

В художественной гимнастике воспитанию координационных способностей всегда уделялось пристальное внимание. Лисицкой Т.С. было упомянуто о развитие координационных способностей гимнасток во многолетнем аспекте, Белокопытова Ж.А. и Нестерова Т.В. проанализировали развитие координационных способностей гимнасток – художниц на этапе высших спортивных достижений [32,5, 41].

Проблемы координационной подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практике. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без оптимального развития координационных качеств [18].

В настоящее время актуален поиск методик направленных на повышение эффективности тренировочного процесса без увеличения объема и интенсивности нагрузки.

Выбранная тема является актуальной, так как отсутствуют научно- обоснованные рекомендации, направленные на развитие отдельных видов координационных способностей. Следовательно, наше исследование можно признать актуальным.

Объектом исследования - является тренировочный процесс девочек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Предметом исследования являются составленные комплексы упражнений, направленные на повышение уровня координационных способностей.

Цель исследования – повышение уровня координационных способностей у гимнасток 11 – 12 лет, занимающиеся художественной гимнастикой.

Задачи исследования:

1. Обзор и анализ научно-методической литературы.

2. Определение уровня координационных способностей гимнасток 11-12 лет.

3. Составление комплексов упражнений (опираясь на специальную научно-методическую литературу) направленных на повышение уровня развития координационных способностей.

4. Выявление эффективности составленных комплексов упражнений.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что предложенные комплексы упражнений, повысят уровень координационных способностей у девочек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Методы исследования:

- анализ литературы по теме исследования;

 - анализ опыта тренеров – практиков;

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- тестирование;

- педагогический эксперимент;

 - метод математической статистики.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы тренерами для повышения уровня координационных способностей во время тренировочного процесса.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

     



Выводы по первой главе

 

Под общими координационными способностями понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к наилучшему управлению различными двигательными способностями.

Специальные координационные способности - это возможности ребенка, определяющие его готовность к оптимальному управлению аналогичными по генезису двигательными действиями.

Специфические координационные способности - это возможности тренирующегося, определяющие его готовность к благоприятному управлению в отдельных заданиями на координацию.

Сенситивные периоды в развитии координационных способностей приходятся на возраст 8-13 лет, а при обучение гимнасток сложно координационным элементам этот период наступает гораздо раньше.

Анализируя научно методическую литературу можно подтвердить то, что возраст 11- 12 лет достаточно благоприятен для развития координационных способностей. В этом возрасте дети быстро овладевают новыми двигательными действиями.

Основными методами оценки координационных способностей являются метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. На сегодняшний день одним из главных методов диагностики координационных способностей, тренирующихся являются специально подобранные двигательные тесты.

Для развития координации движений в художественной гимнастике используются танцевальные движения и акробатические упражнения. Но более эффективным средством является упражнения с предметами, а также с элементами танца, способствующие формированию координационных движений.

Для развития координационных способностей гимнасток необходимо устанавливать новые, непривычные для них условия: изменять направление, выполнять упражнения в различные направления. Можно менять форму привычных предметов: давать мяч большого размера, скакалку – более короткую или более длинную, обруч – легче или тяжелее.

Применение новых методик способствует благоприятному развитию координационных движений, содействует повышению уровня двигательной подготовленности гимнасток, а так - же обеспечивает результативность тренировочного процесса.



Тестирование

Анализируя литературные источники (В.И.Лях, 1998 - 2006), были отобраны тесты, при помощи которых определялся уровень развития координационных способностей.

Мы провели тестирование начального уровня координационных способностей у 20 девочек 11 – 12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Общее время тестирование с учетом инструктажа составляет 4 академических часа и включало в себя 8 тестов, определяющих уровень развития координационных способностей:

 

 

Через гимнастическую палку»

Инвентарь. Гимнастическая палка, секундомер.

Положение испытуемого: Испытуемый занимает в И.П. стоя, гимнастическая палка в опущенных руках.

Действия испытуемого: По сигналу тренера-преподавателя испытуемый последовательно перешагивает через палку, по пять раз правой и левой ногой.

Результаты подсчитываются по времени выполнения теста.

Оценивание тестирования: высокий уровень – 9 - 15 очков, средний уровень

– 6 - 9 очков; низкий – 3 - 6;

Общие указания и замечания. Во время тестирования испытуемый удерживает палку параллельно земле в двух руках. Перешагнув палку, он касается пола и возвращается в И.П., далее испытуемый, перешагивает через палку, но уже другой ногой. Общее количество повторений 10 раз.


Таблица 3.

Рекомендации для оценки теста «Перешагивание через гимнастическую

палку», (в сек.)

 

Возраст, (лет)

Не занимающиеся спортом М±м

Гимнасты М±м

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
11 12.48 18.26 24.04 9.75 10.64 11.53
12 11.32 15.20 19.08 8.16 10.22 12.28
13 11.27 16.74 22.21 7.99 9.12 10.25

 


Кувырка вперед»

Оборудование: Секундомер, маты.

Положение испытуемого: Испытуемый занимает И.П. основная стойка у края матов, уложенных в длину.

Действия испытуемого: По команде тренера-преподавателя испытуемый принимает положение упор присев и последовательно, без остановок выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать их за минимальный отрезок времени. Выполнив последнего кувырка, занимает И.П.

Результаты подсчитываются по время выполнения трех кувырков вперед от команда «Можно» до принятия испытуемым и. п.

Оценивание тестирования: высокий уровень – 9 - 15 очков, средний уровень

– 6 - 9 очков; низкий – 3 - 6;

Общие указания и замечания. После сигнала испытуемый в обязательном порядке принимает положение упор присев и лишь только после этого выполняет кувырки и опять принимает И.П., после чего фиксируется время выполнения.


Таблица 4.

Рекомендации для оценки теста «Три кувырка вперед»

 

Возраст, (лет)

Уровень развития координационных способностей (в сек.)

Низкий Средний Высокий

Мальчики

7 9.9 и выше 9.0-7.2 6.3 и ниже
8 7.7-7.1 7.0-5.4 4.6
9 7.3-6.6 6.5-4.9 4.0
10 5.4-5.2 5.1-4.4 4.0
11 5.9-5.5 5.4-4.5 4.0
12 5.4-5.1 5.0-4.3 3.9
13 5.4-5.1 5.0-4.2 3.8

Девочки

7 9.4 и выше 8.4-6.7 5.8 и ниже
8 8.8 7.5-5.3 4.1
9 7.7 6.9-5.4 5.5
10 7.6 6.8-5.2 4.4
11 5.8 5.2-4.4 3.9
12 5.0 4.6-4.2 3.8
13 5.5 5.0-4.2 3.8

 

8. Тест для определения способности к перестроению двигательных действий и моторному приспособлению «Подвижная игра-тест

"Пятнашки"»

Инвентарь: площадка 9 на 12 метров, секундомер.

Процедура тестирования: В игре участвуют 10 человек, которым присваиваются номера от 1 до 10. Тренер-преподаватель дает сигнал называя номер испытуемого (например, №10), который выходит за линию игрового поля и пытается за 20 секунд осалить как можно больше игроков (из 9 человек). Которые перемещаются по площадке, стремясь этого избежать. Осаленный покидает игровое поле и занимает отведенное для него место.

Результаты подсчитываются количеством игроков (из 9 человек), которых осалил каждый участник, и число раз, когда его самого осалили в игре 10 участников.

Оценивание тестирования: высокий уровень – 9 - 15 очков, средний уровень

– 6 - 9 очков; низкий – 3 - 6;

Таблица 5.

Рекомендации для оценки теста «Подвижная игра-тест "Пятнашки"» (кол. чел.)

 

Пол

Оценка

Высокий Средний Низкий

Число раз, когда тестируемый осалил других

Мальчики 5 3-4 2
Девочки 5 3-4 2

Число раз, когда тестируемого самого осалили

Мальчики 2 3-4 5
Девочки 2 3-4 5

 


Выводы по второй главе

 

1. В результате исследования были выявлены уровни развития координационных способностей, гимнасток, 11 – 12 лет. Наибольшее количество человек с высоким уровнем в контрольной группы наблюдается в тесте «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами», со средним уровнем в тесте «Упражнение реакция – мяч», и с низким - «Перешагивание через гимнастическую палку», «Три кувырка вперёд», Подвижная игра-тест «Пятнашки».

2. В экспериментальной группе лучшие результаты (высокий уровень) были показаны в тестах: «Броски мяча в цель, стоя к ней спиной» и «Спринт в

заданном ритме» хуже спортсменки справились (низкий уровень) с тестами «Бег к пронумерованным набивным мячам» и «Три кувырка вперёд».

3. Разработанные комплексы упражнений направленны на развитие отдельных координационных способностей. Упражнения в комплексах выполняются как без предметов, так и с использованием, например, скакалки, мячей различных диаметров, обручей и булав. Использование предметов оказывает направленное воздействие на развитие координационных способностей и повышает интерес к занятиям.

4. Полученные достоверные (Р˃0.01, Р˃0.001, W – 4-27%) показатели улучшения результатов тестирования в экспериментальной группе

 

 

свидетельствуют об эффективности использования разработанных комплексов для развития координационных способностей. На основании полученных результатов выявлен прирост в показателях у гимнасток 11 - 12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Анализ научно-методической литературы проводился с целью создания представлений о координационных способностях, методике развития, возрастных периодов, а также о положительном влиянии и взаимосвязи художественной гимнастики и координационных способностей. Определено, что чем разнообразнее средства, применяемые для развития и совершенствования координационных качеств у детей в возрасте 11-12 лет, тем наивысшего уровня проявления можно достичь.

   В результате исследования были выявлены уровни развития координационных способностей, гимнасток, 11 – 12 лет. Наибольшее количество человек с высоким уровнем в контрольной группы наблюдается в тесте «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами», со средним уровнем в тесте «Упражнение реакция – мяч», и с низким - «Перешагивание через гимнастическую палку», «Три кувырка вперёд», Подвижная игра-тест «Пятнашки». В экспериментальной группе лучшие результаты (высокий уровень) были показаны в тестах: «Броски мяча в цель, стоя к ней спиной» и «Спринт в заданном ритме» хуже спортсменки справились (низкий уровень) с тестами «Бег к пронумерованным набивным мячам» и «Три кувырка вперёд».

Разработанные комплексы упражнений направленны на развитие отдельных координационных способностей. Упражнения в комплексах выполняются как без предметов, так и с использованием, например, скакалки, мячей различных диаметров, обручей и булав. Использование предметов оказывает направленное воздействие на развитие координационных способностей и повышает интерес к занятиям.

Полученные достоверные (Р˃0.01, Р˃0.001, W – 4-27%) показатели улучшения результатов тестирования в экспериментальной группе свидетельствуют об эффективности использования разработанных комплексов для развития координационных способностей. На основании полученных результатов выявлен прирост в показателях у гимнасток 11 - 12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.


Для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса и воспитания детей, различного уровня координационных способностей тренерам необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

При выборе средств и методов, применяемых в тренировочном процессе, необходимо учитывать индивидуальные особенности, возрастные, половые и индивидуальные различия, тренирующихся и правильно дозировать нагрузку. Регулярно (раз в цикл) включать в тренировочный процесс разнообразные комплексы упражнений, направленные на преодоление координационных трудностей, требующие правильности, быстроты, согласованности, целесообразности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий.

Для более эффективного развития координационных способностей тренерам рекомендуется проводить упражнения из нестандартных исходных положений и в условиях ограниченной точки опоры. Применять упражнения, которые являются новыми и необычными для занимающихся, или же оказываются привычными, но при выполнении меняются движения и двигательные действия, либо условия. Проводя упражнения требуется от занимающихся правильного выполнения, принятия правильного исходного положения.

Для контроля за уровнем развития координационных способностей рекомендуется не реже двух раз в год проводить контрольные тестирования и своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс. С целью контроля за уровнем развития специфических координационных способностей гимнасток, занимающихся художественной гимнастикой рекомендуем проводить следующие тестирования: броски мяча в цель, стоя к ней спиной; бег к пронумерованным набивным мячам; упражнение реакция – мяч; стойка на одной ноге с закрытыми глазами; спринт в заданном ритме; перешагивание через гимнастическую палку; три кувырка вперёд; подвижная игра-тест "Пятнашки.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абызова Т.В. Художественная гимнастика как средство улучшения координационных способностей у детей / Т.В/ Абызова, А.А. Акатова, А.Н. Леготкин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 22-24.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М. : ФиС, 2000 г. — 287 с.

3. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей / С. Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2006. —

№ 22 — С. 3 −9.

4. Бандаков М.П. Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6-7 лет в художественной гимнастике / М.П. Бандако, М.Г. Микрюкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 1. - С. 164-169.

5. Белокопытова Ж.А. Эффективность разработанной программы по развитию координационных способностей девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Ж.А. Белокопытова, В.А. Лаврентьева, Л.К. Кожевникова // Физическое воспитание студентов . - 2011.-№3. - С.12-16.

6. Белокопытова Ж.А. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Ж.А. Белокопытова, В.А. Лаврентьева, Л.К. Кожевникова // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 3. - С. 3-8.

7. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М. :

«ФиС», 2001. – 186 с.

8. Бернштейн, Н. А. О построении движений / . А. Бернштейн. – М. : «Книга по требованию», 2012. – 253 с.

9. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе / Г.А. Боброва - М. : Физкультура и спорт, 1978. – 208с.


10. Ботяев В.Л. Индивидуальные особенности развития координационных способностей у спортсменов различной специализации, возраста и квалификации / В.Л. Ботяев // Тория и практика физической культуры. – 2012. - № 1. – С. 58-61.

11. Бочаров М. И. Спортивная метрология / М.И.Бочаров - Ухта : УГТУ, 2012. – 156 с.

12. Варфоломеева З.С., Воробьев В.Ф., Максимихина Е.В., Шивринская С.Е. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте / З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробье, Е.В. Максимихина, С.Е. Шивринская - Учебное пособие. — 2-е изд. — Москва: Флинта, 2012. — 153 с.

13. Винер И.А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне/ И.А. Винер., Р. Н. Терехина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, - 2010. - № 4 (62). - С. 15-18.

14. Власова О.П. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / О.П.Власова, Г.Н.Пшеничникова Омск : Изд-во СибГУФК, 2013 - 189 с.

15. Гульвани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям: Автореф../Р.Ш.Гульвани - М. : 1984.-23 с.

16. Завьялова, Т.П. Научно-исследовательская работа педагога по физической культуре: учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, педагогов образовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. – Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2014 – 100с.

17. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена /В.М. Зациорский. - М. : ФиС, 2005.-200 с.

18. Земсков Е.А. Управление тренировочными нагрузками в недельных циклах подготовки гимнастов высокой квалификации: Учебное пособие для


студентов специализирующихся по гимнастике. / Е.,А. Земсков - М. : 1982.- С. 25-29

19. Зюзько И.Г. Исследование двигательных способностей гимнастов 13-16 лет в связи с совершенствованием методов педагогического контроля: Автореф / И.Г. Зюзько – М. : 1978. 23 с.

20. Ивашина В. В. Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике/ В.В. Ивашина // Молодой ученый. — 2013. —

№11. — С. 592-597.

21. Известия Тульского государственного университета 2013 Физическая культура Спорт Выпуск 1 - Тула: Издательство ТулГУ. — 304 с.

22. Карпенко Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие / Л.А. Карпенко, И.А. Винер, В.А. Сивицкий. – М.: 2007. - 76 с.

23. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика: Учебник / Л. А. Карпенко, И.А.Винер, .Р.Н.Терехина Под ред. проф. Л. А. Карпенко. — М.: 2003. — 382 с.

24. Карпенко Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации / Л.А. Карпенко – Ленинград: 1999 – 25 с.

25. Карпенко, Л.А. Современное состояние эстетической гимнастики / Л.А. Карпенко, Л.П. Морозова // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. – 2010.–

№11. – с. 15-21

26. Карпенко, Л.А., Динамика тренировочных нагрузок в тренировочном процессе в спортивных видах гимнастики / Л. А. Карпенко, Е. А. Пирожкова// Гимнастика: сб. науч. трудов. Вып. 10 / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : 2011. - С. 54-59.


27. Корельская И.Е. Основы физической культуры студенческой молодежи: учеб. Пособие / И.Е. Корельская, И.А. Каркавцева, Н.В. Блохина [и др.] под общ. ред. И.Е.Корельской: ИД САФУ, 2014. - 107 с.

28. Королькова Е.Г. Развитие координационных способностей «особых» детей средствами жонглирования / Е.Г. Королькова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 23. - С. 38-39.

29. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / В.С. кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.

30. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. / Ю.Ф. Курамшин

- М. : Советский спорт, 2010. - 320 с.

31. Ларионова И.А. Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов. / И.А. Ларионова - Ноябрьск : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 110-111.

32. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика / Т.С. Лисицкая – М. : Физкультура и спорт, 2002. – 55 с.

33. Лях В.И. Физическая культура. / В.И. Лях, А.А. Зданевич — М. : Просвещение, 2012. — 207 с

34. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей / В.И. Лях // Физическая культура в школе - 2001. - №2 - с. 7- 14.

35. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 272 с.

36. Лях В.И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №3. - С. 15-18.

37. Лях В.И. Физическая культура. 5-9 классы. Тестовый контроль. Пособие для учителей / В.И. Лях - М.: Просвещение. 2014.208 c.


38. Мальнева, А.С. Анализ тренировочных нагрузок соревновательного периода в групповых упражнениях: Гимнастика: сборник научных трудов. Вып. IV / А. С. Мальнева - СПб., 2006. - С. 71-73.

39. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев - 3-е изд. - СПб. : Издательство «Лань», 2003. 160 с.

40. Муллагильдина А.Я. Развитие координационных способностей девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / А.Я. Муллагильдина, А.Х. Дейнеко, И.В. Красова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - № 2. - С. 78-82.

41. Нестерова Т.В. Фактор совместимости при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики / Т.В Нестерова, О.С. Кожанова // Физическое воспитание студентов. - 2009. - №1. - С. 32-34.

42. Правила соревнований по художественной гимнастике. – М. : Технический комитет FIG, 2013-2016. – С. 3-13, 97-125.

43. Писаренкова Е.П. Дифференцированная методика развития специфических координационных способностей у школьников 7-15 лет / Е.П Писаренкова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 2. - С. 141-148.

44. Рябова Л.Н. Формирование координационных способностей девочек 8-10 лет с задержкой психического развития средствами художественной гимнастики

/ Л.Н. Рябова // Образование и наука. - 2009. - № 9. - С. 102-112.

45. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта / И.Г. Семенова - Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. – 104 с.

46. Сыромятникова О.Г. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика / О.Г. Сыромятникова, Г.В. Поваляева - Омск : Изд-во СибГУФК, 2012 -144 с.


47. Трофимов О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста / О.Н. Трофимов // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. - № 3. - С. 114-118.

48. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.

: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

49. Филиппов А.С. Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с гимнастической направленностью / А.С. Филиппов, А.А. Сергин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 29-31.

50. Физическое воспитание студентов 2012 №03 - Х. : ХГАДИ. — 148 с.

51. Чугрина О.С. Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей школьного возраста / О.С. Чугрина // Научно- методический электронный журнал Концепт. - 2014. - Т. 24. - С. 41-43.

52. Шарипова Ж.Ж. Организация и методика оценки физического состояния студентов / Ж.Ж. Шарипова – Петропавловск : СКГУ, 2012. — 6 с.

53. Щеглов С.Н., Алдарова Л.М. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта. Часть 1. Биология с основами экологии / С.Н. Щеглов, Л.М. Алдарова - Учебное пособие. Краснодар.,Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2012. — 190 с.

54. Шишкарева Ю.Н., Орлов Л.П. Художественная гимнастика / Ю.Н. Шишкарева, Л.П. Орлов – М. : Физкультура и спорт, 2000. - 208 с.








ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Комплекс № 1


 

Приложение А


 

Содержание упражнения Количество повторений
1. I.   И.п. – упор присев, руки вперед. Отвести руки назад, взмахом вперед прыжок на 180º влево (вправо). II.   И.п. - сед на пятках, руки вперед. Отвести руки назад, взмахом вперед прыжок в основную стойку. III.   "Упражнение с обручем" И.п. – о.с При броске обруча правой рукой, три прыжка во второй обруч, вращая его вперед Реагированию 6-8 раз
2. I.     И.п. - о.с, 1 - шаг левой, правая вперед-кверху; 2 - шаг правой, левая вперед-кверху; 3 – шаг левой, правая вперед-кверху, левая вниз, 4 - шаг правой, руки вниз II. И.п. – о.с 1 - шаг левой, правая в сторону; 2 - шаг правой, левая в сторону; 3 – шаг левой, праваяв сторону, левая вниз, 3 - шаг правой, руки вниз III. И.п. – о.с 4 - шаг левой, правая вверх; 5 - шаг правой, левая вверх; 3 – шаг левой, левая вверх, левая вниз, 6 - шаг правой, руки вниз Вестибулярная устойчивость 3-8     раз
3. I. И.п. – руки на пояс. 1. – подскок, левая вперед; 2. – подскок, правая вперед; 3. – подскок, левая вверх; 4. – подскок, правая вверх; 5. – подскок, левая в сторону; 6. – подскок, правая сторону; 7. – подскок, левая вниз; 8. – подскок, правая вниз 5-6 раз с открытыми глазами, 5-6 раз с закрытыми глазами.

 

  И.п.; I. И.п. - о.с 1 – подскок, руки вперед; 2 – подскок, руки вверх; 3 – подскок, руки в стороны; 4 – подскок, левая вверх, правая в сторону; 5 – подскок, левая в сторону, правая вверх; 6 – подскок, левая вниз, правая вперед; 7 – подскок, левая на пояс, правая вниз; 8           – И.п.; II. И.п. - о.с 1. - шаг левой, правая вперед, левая вниз; 2. - шаг правой, правая в сторону, левая вниз; 3. – шаг левой, правая вверх, левая вниз; 4. - шаг правой, правая вниз, левая вперед; 5. шаг правой, правая вниз, левая в сторону; 6. – шаг левой, правая вниз, левая вверх; 7. - шаг правой, руки вниз; 8. И.п. Чувство ритма  
4. I. Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами до ориентира II. Приседания на правой (левой) руки перед собой. III. И.п. –О.с. Отвести руки назад, взмахом вперед прыжок на правую (левую) Равновесие 6-8м     5-10 раз
5. I. Челночный бег II.   Прыжки вверх с увеличением высоты выпрыгивания III.   Выполнение кувырков вперед с увеличением расстояния Ориентирование 3×10м   5-10 раз
6. I.   Прыжки через скакалку с продвижением вперед. II. Прыжки через скакалку с изменением 25-30 раз

 

  темпа III.     Броски одной рукой поочередно двух булав сверху, снизу, сбоку Перестроение  
7. I. И. п. – стойка ноги врозь: правая (левая) впереди на носок, левая (правая) сзади на пятке, руки вниз, глаза закрыты. II. ходьба спиной вперёд(глаза закрыты) III. Бег по кругу (вправо-влево) с изменением диаметра круга Дифференцирование 15-20м 2-3 повторения с открытыми, закрытыми глазами
8 I.     И.п. – О.С. 1 – прыжок вверх, руки на пояс; 2 – прыжок вверх, руки к плечам; 3 – прыжок вверх, руки вверх; 4 – прыжок вверх, хлопок вверху; 5 – то же, что и 4; 6 – прыжок вверх, руки к плечам; 7 – прыжок вверх, руки на пояс; 8 – прыжок вверх в и.п. II.     И.п. – О.С. 1 – Упор присев; 2 – Упор лёжа; 3 – Упор присев; 4 – И.п.; III.     "Жонглирование" (два теннисных мяча) Согласование 5-6 раз

Приложение Б

Комплекс № 2

 

Содержание упражнения Количество повторений
1. I.   И.п. – упор присев, руки вперед. Отвести руки назад, взмахом вперед прыжок на правую (левую). II. "Упражнение с обручем" При броске обруча правой рукой, выполнить кувырок вперед. III. "Упражнение с двумя обручами" При броске обруча левой рукой, вращение на правой руке. Реагированию 6-8 раз
2. I. И.п. - о.с, 1 - полуприсед на носках, правая рука в сторону, 2 - присед, руки в стороны, 3 - полуприсед на носках, левая рука в сторону, 4 - и.п.; II. И.п. – о.с. 1. шаг левой, правая вверх, левая в сторону; 2. - шаг правой, левая вверх, правая в сторону; 3. – шаг левой, правая вверх, левая вниз, 4. - шаг правой, руки вниз И.п. III. И.п. – о.с. 1. шаг левой, правая вниз, левая в вверх; 2. - шаг правой, левая вниз, правая вверх; 3. – шаг левой, правая в сторону, левая вверх, 4. - шаг правой, левая в сторону, правая вверх И.п. Вестибулярная устойчивость 6-8 раз
3. I. И.п. - о.с 1. – подскок, руки вверх, 2. - подскок, руки в стороны, 3. – подскок, руки вперед 4.    - и.п., II. Многоскоки с ноги на ногу 5-6 раз с открытыми глазами, 5-6 раз с закрытыми глазами.

 

  III.     Прыжки через предметы, расположенные на одинаковом и разном расстоянии Чувство ритма  
4. I.   Стоя без опоры, держать равновесие на носке правой, левую назад, руки в стороны. То же с другой ноги II. Кружение в правую (левую) сторону; III. Прыжки на одной ноге (левой, правой) Равновесие 3 раза по 5с
5. I. И. п. – стойка, руки на пояс. 1 – прыжок с поворотом вправо на 90°; 2 – прыжок с поворотом вправо на 90°; II.   Прыжок вперед с уменьшением расстояния выпрыгивания III.   Челночный бег спиной вперед Ориентирование 5-6 раз
6. I.   И.п. – о.с., скакалка сзади. Прыжки через скакалку с чередованием шагов на месте. II. И.п. – стойка, руки на пояс 1. Прыжок вперед 2. Прыжок влево 3. Прыжо вправо 4. Прыжок на 180º 5. Прыжок вправо 6. Прыжок влево 7. Прыжок назад 8. Прыжок на 180º III. "Упражнение с обручем" При броске обруча правой рукой, вращение на левой руке. Перестроение 25-30 раз
7. I.   Прыжок в длину с места, стоя спиной к линии отталкивания II.   Прыжок в длину с места, с приземлением в указанное место. III.   Прыжок вверх с поворотом на заданное расстояние Дифференцирование 5-6 раз
8 I. И.п. – руки на пояс. 1 – подскок, правая вверх; 2 – подскок, левая вверх; 3 – подскок, правая в сторону; 4 – подскок, левая в сторону; 5-6 раз

 

  5 – подскок, правая вперед; 6 – подскок, левая вперед; 7 – подскок, правая на пояс; 8 – подскок, левая на пояс; II.   "Упражнение с обручем и мячом". Правая(левая) рука - отбивы мяча, левая(правая) рука - вращение обруча вперед III.   Прыжок в длину с 3х шагов на максимальный результат и на заданное расстояние Согласование  

Приложение В

Комплекс № 3

 

Содержание упражнения Количество повторений
1. I.   Броски гимнастического мяча с изменением расстояния. II. Упражнение с двумя булавами При броске булавы правой, прыжок на 380º в лево(вправо). III. Упражнение с обручем При броске обруча, выполнить кувырок назад. Реагированию 2-8     раз
2. I. И.п. – о.с. 1. шаг левой, правая вперед, левая вниз; 2. - шаг правой, правая в сторону, левая вниз,; 3. – шаг левой, правая вверх, левая вниз, 4. - шаг правой, руки вверх. И.п. II. И.п. – о.с. 5. шаг левой, правая вниз, левая вперед; 6. - шаг правой, левая в сторну, правая вниз; 7. – шаг левой, левая вверх, правая вниз, 8. - шаг правой, руки вперед. И.п. III. И.п. – о.с. 1. шаг левой, правая в сторону, левая вперед; 2. - шаг правой, левая вверх, правая вниз; 3. – шаг левой, правая вперед, левая в сторону; 4. - шаг правой, правая вверх, левая вниз; И.п. Вестибулярная устойчивость 3-8     раз
3. II.   Прыжки в обручи, расположенные на одинаковом и разном расстоянии. III. И.п. – руки на пояс. 1. – подскок, руки вверх; 2. – подскок, руки вперед;  

 

  3. – подскок, руки в сторону; 4. – подскок, руки вниз; 5. – подскок, правая вперед; 6. – подскок, левая вперед; 7. – подскок, правая вверх; 8. – подскок, левая вверх И.п.; IV. И.п. – руки вперед. 9. – подскок, левая вверх; 10. – подскок, правая вперед; 11. – подскок, руки в стороны; 12. – подскок, руки вниз; 13. – подскок, правая вверх; 14. – подскок, левая вперед; 15. – подскок, руки вверх; 16. – подскок, руки в стороны И.п.; Чувство ритма  
4. I. Балансировка на набивном мяче II.   Прыжки на одной ноге(левой, правой)вперед, назад, влево, вправо. III.   Балансирование обруча на правой (левой) руке. Равновесие  
5. I.   Выполнение кувырков вперед с уменьшением расстояния II.   Прыжки вверх с уменьшением высоты выпрыгивания III.   Прыжок вперед с увеличением расстояния выпрыгивания Ориентирование 5-6 раз
6. I.   И.п. – о.с., скакалка спереди Прыжки через скакалку с продвижением вперед, назад, в лево, в право. II.   Прыжки через скакалку с изменением темпа III.   Прыжки с короткой и длинной скакалкой. Перестроение 25-30 раз
7. I.   Бег с изменением направления по сигналу II.   Бег из различных исходных положений (присед, сед, сед спиной к направлению движения, лёжа) III. Броски одной рукой поочередно двух 5-6 раз

 

  обручей сверху, снизу, сбоку Дифференцирование  
8 I.   "Жонглирование" (две булавы). Броски одной рукой поочередно двух булав на высоту 1-2м, не выходя из лежащего обруча - правая и левая рука II. Упражнения с лентой «Махи и круги», «Восьмерки». III. Упражнения с лентой «Змейки», «Спирали», «Броски лентой» Согласование 5-6 раз

 











СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ.. 6

1.1 Координационные способности как физическое качество. 6

1.2 Художественная гимнастика как вид спорта. 10

1.3 Характеристика методик по коррекции координационных способностей на занятиях художественной гимнастикой. 16

1.4 Методика развития координационных способностей. 21

Выводы по первой главе. 26

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ ВКОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.. 28

2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы.. 28

2.2 Констатирующий этап эксперимента. 37

2.3 Методика с использованием художественной гимнастики по коррекции координационных способностей. 42

2.4 Сравнительная характеристика констатирующего и формирующего этапа эксперимента. 42

Выводы по второй главе. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ. 58

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема развития координационных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.

Скорость, сила, выносливость гибкость представляют из себя базу формирования двигательных навыков, а хорошие координационные способности необходимы для развития и совершенствования двигательных навыков у любого спортсмена, а особенно у девочек, занимающихся таким видом спорта, как художественная гимнастика. В художественной гимнастике координацию характеризуют возможностью управлять движениями с заданными точностными параметрами.

Художественная гимнастика является относительно молодым видом спорта, однако её корни уходят в глубокое прошлое. Истоки художественной гимнастики достаточно разнообразны: гимнастические, пластические и ритмические системы, народные и классические танцы.

Техническая подготовка в современной художественной гимнастике характеризуется сложно-координационными действиями спортсменок, выполняемых одновременно с манипуляциями предметами на фоне музыкального сопровождения. Специфика вида спорта предъявляет высокие требования к спортсменкам в развитии координационных способностей.

В художественной гимнастике воспитанию координационных способностей всегда уделялось пристальное внимание. Лисицкой Т.С. было упомянуто о развитие координационных способностей гимнасток во многолетнем аспекте, Белокопытова Ж.А. и Нестерова Т.В. проанализировали развитие координационных способностей гимнасток – художниц на этапе высших спортивных достижений [32,5, 41].

Проблемы координационной подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практике. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без оптимального развития координационных качеств [18].

В настоящее время актуален поиск методик направленных на повышение эффективности тренировочного процесса без увеличения объема и интенсивности нагрузки.

Выбранная тема является актуальной, так как отсутствуют научно- обоснованные рекомендации, направленные на развитие отдельных видов координационных способностей. Следовательно, наше исследование можно признать актуальным.

Объектом исследования - является тренировочный процесс девочек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Предметом исследования являются составленные комплексы упражнений, направленные на повышение уровня координационных способностей.

Цель исследования – повышение уровня координационных способностей у гимнасток 11 – 12 лет, занимающиеся художественной гимнастикой.

Задачи исследования:

1. Обзор и анализ научно-методической литературы.

2. Определение уровня координационных способностей гимнасток 11-12 лет.

3. Составление комплексов упражнений (опираясь на специальную научно-методическую литературу) направленных на повышение уровня развития координационных способностей.

4. Выявление эффективности составленных комплексов упражнений.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что предложенные комплексы упражнений, повысят уровень координационных способностей у девочек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Методы исследования:

- анализ литературы по теме исследования;

 - анализ опыта тренеров – практиков;

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- тестирование;

- педагогический эксперимент;

 - метод математической статистики.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы тренерами для повышения уровня координационных способностей во время тренировочного процесса.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

     



ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 446.