Терапевт обучает родителей с помощью разнообразных приемов, включающих краткие лекции, демонстрации, моделирование, ролевую игру, отработку отдельных навыков, конструктивную обратную связь и подкрепление. Терапевт описывает базовые умения, необходимые для игровой сессии и обсуждает их значение для развития ребенка и удовлетворения потребности родителей в помощи. Обучение происходит в такой последовательности:
а) демонстрация игровой сессии,
б) освоение первоначальных умений,
в) проведение игровых сессий по подражанию.
Демонстрация игровой сессии.
Терапевт проводит индивидуальные игровые сессии с каждым из детей данной семьи (в возрасте приблизительно от 3 до 12 лет), в то время как родители наблюдают (желательно) через односторонне прозрачное зеркало либо через открытую дверь игровой комнаты или внутри нее, если другое место для наблюдения невозможно. Терапевт настаивает, чтобы родители не вмешивались в процесс игровой сессии. Важно, чтобы каждый из родителей посмотрел игровую сессию хотя бы с одним из своих детей.
Терапевт проводит краткие 15-20-минутные сессии, центрированные на ребенке, с каждым из детей. После этого он встречается с родителями наедине и обсуждает появившиеся вопросы, сомнения и наблюдения, эмпатически выслушивая все комментарии, делясь своими собственными впечатлениями и указывая на те умения, которые были показаны в ходе сессии.
Первичное обучение родителей.
Обучение четырем основным терапевтическим умениям (см. выше) начинается с описания их терапевтом. Терапевт с помощью нескольких игрушек быстро организует игровую ситуацию, в которой каждый из родителей имеет возможность попрактиковаться в эмпатическом слушании и отражении эмоций ребенка. В роли ребенка выступает сам терапевт, который может, например, строить из кубиков башню и разрушать ее, побуждая родителей понять его чувства и отразить их. Подобные упражнения повторяются до тех пор, пока каждый из родителей не освоит технику эмпатического поведения и отражения чувств, после чего родители делятся своими переживаниями по поводу нового опыта и задают вопросы. В процессе обучения терапевт также демонстрирует эмпатические способы поведения по отношению к родителям, использует положительное подкрепление в процессе обратной связи.
На этой стадии обучения предметом обсуждения также становятся способы поведения родителей в случае негативных реакций или вопросов ребенка во время игровой сессии. Важно научиться отражать враждебные чувства ребенка, сохраняя эмпатию и при этом настаивая на соблюдении ограничений. Отвечая на вопросы ребенка важно понять и выразить мотив, переживание, лежащее за каждым вопросом, избегая по возможности прямого ответа, который мог бы повредить недирективной атмосфере сессии. Рефлексивное и недирективное реагирование на вопросы особенно важно, если ребенок постоянно ждет от родителей разрешения или указаний, как играть.
Игровые сессии по подражанию.
Родители практикуются в проведении игровых сессий с терапевтом, выступающим в роли ребенка. Регулируя уровень сложности, терапевт начинает с роли "правильного" ребенка и на протяжении первой 10-15-минутной сессии с каждым из родителей "ведет себя хорошо".
Терапевт руководствуется рядом соображений:
- стремлением побуждать родителей к применению своих умений в меру их способностей, чтобы первые попытки увенчались успехом,
- необходимостью дать каждому из родителей попрактиковаться во всех основных моментах игровой сессии (вхождение в игровую комнату, эмпатическое реагирование на разнообразные игровые стили, включая умеренно агрессивную игру, разыгрывание простой воображаемой роли, умение справиться с нарушением хотя
бы одного ограничения, вынесение предупреждений, выход из игровой комнаты),
- выбор терапевтом темы игры определяется наличными проблемами в семье.
На второй аналогичной игровой сессии, которая также длится 10-15 минут, терапевт усложняет задачу, изображая ребенка с более сложными нарушениями поведения. Иногда требуется более двух игровых сессий по подражанию, если у родителей есть трудности с усвоением базовых умений и понятий терапии, центрированной на ребенке.
Во время каждой из "подражательных" сессий и после них чрезвычайно важна обратная связь терапевта с позиций супервизора по отношению к каждому из родителей (для этого терапевту иногда необходимо в ходе сессии ненадолго выйти из роли ребенка).
В процессе обратной связи терапевт демонстрирует искусство эмпатического слушания, принятия и понимания чувств, которые испытывали родители в ходе сессии. Обеспечивая позитивное подкрепление, терапевт подчеркивает все положительные стороны поведения родителей в игре. После этого можно обозначить 1-2 возможные точки роста в терапевтических умениях для каждого из родителей.
После того, как родители научатся сохранять эмпатическую позицию на протяжении "подражательной" игровой сессии, следовать за ребенком и устанавливать ограничения по трехступенчатой схеме (см. выше), они могут начать игровые занятия со своими детьми под руководством супервизора. Решение о переходе к этому этапу принимается терапевтом совместно с родителями. Период отработки основных умений в ДРО обычно занимает несколько сессий с одним или парой родителей и около двух месяцев в случае работы с группой из 6-8 родителей..
Дата: 2019-12-10, просмотров: 273.