Данный принцип также сформулирован гуманистическими психотерапевтами. Рассматривая проблему клиента, психолог параллельно исследует его потенциальные ресурсы. Информацию о потенциале психологу может дать рассказ о своем хобби, о том, что у него получается лучше всего, о чем он мечтает, что делает его счастливым; что нового он приобрел, столкнувшись с проблемной ситуацией и пр. В дальнейшем психолог формулирует свои рекомендации и строит программу консультирования, ориентируясь на ресурс клиента. Согласно данному принципу, психолог постепенно формирует у клиента отношение к проблеме как к важной части его жизненного опыта.
Принцип интегрированности в социальную среду
В процессе консультирования с клиентом происходят определенные изменения: меняется его взгляд на окружающий мир, события, отношения и пр. Если изменения происходят резко, клиент становится дезадаптированным. Кроме того, часто близкие консультируемого не принимают изменений, и это становится источником напряжения в отношениях. Данный принцип предполагает заботу о клиенте не только в кабинете консультанта, но и далеко вне его стен. Психолог предупреждает и готовит клиента к возможным изменениям в окружающей его среде. Помимо этого, данный принцип предполагает рассмотрение Проблем клиента в системе его социальных отношений.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Водонепроницаемый деревянный ящик. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или индивидуально, его размер — 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты «любовно» называют ящик с песком «подносом» — по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако не беда, если ваш ящик будет из другого материала.
Форма песочницы также влияет на бессознательное клиента. Мы заметили, что в прямоугольной песочнице обнаруживается больше проективного диагностического материала. А квадратная песочник располагает занять центр, поэтому хороша для коррекционных занятий. Квадратная и круглая песочница на подсознательном уровне содействуют процессам интеграции личности. .
Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
В набор игрушек могут войти:
□ человеческие персонажи;
□ здания: дома, школы, церкви, замки;
□ животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр.;
□ машины: сухопутные, водные, космические, боевые; ■и растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
□ постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; Ц □ естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;
□ символические предметы: источники для загадывания желаний, 1:. ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
□ сказочные герои: злые и добрые;
□ религиозные предметы и сувениры;
□ живая зелень и пр.;
□ домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Фигурки расставляются либо по темам, либо хаотически. Произвольно расставленные фигурки заставляют клиента более внимательно рассматривать коллекцию. Однако педантичные специалисты все расставляют по темам.
СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Песочница является привлекательной средой для осуществления юнгианского анализа, гештальт-терапии, психосинтетической терапии, когнитивной и поведенческой терапии, арт-терапии, атакже проведения обучающих занятий. Сказкотерапевтический подход не входит в противоречие ни с одним из подходов.
В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и мифов. Сказки, давно живущие в душе, сказки, которые сложились в ответ на событие жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми. Итак, в песочнице происходит таинство мифотворчества и сказкотворчества. При достаточно развитом воображении и интеллекте это происходит спонтанно. Однако в большинстве случаев необходима помощь.
Если попросить обычного человека написать сказку, он посмотрит удивленно. Начать писать, преодолеть страх белого листа непросто. Но когда человек смотрит на фигурки, расставленные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок. Что, в свою очередь, содействует осмыслению жизненного опыта.
Во-вторых, мы рассматриваем песочницу как посредника в установлении контакта с клиентом. Особенно в ситуациях, когда начинающий психолог не знает, с чего, начать, как установить контакт, он может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну.
В-третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, человек, независимо от возраста, чувствует себя настоящим волшебником. И создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет события приходят к развязке, необходимой ему.
В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может сделать художественную композицию, выразив свои чувства в картине песка при помощи готовых фигурок.
В-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений, .только общечеловеческие. Ставка делается на таинство взаимоотношений между клиентом и специалистом.
В-шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого.
Первый коммуникативный опыт ребенок получает опять-таки в процессе игры с песком.
Детское, подростковое и взрослое творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе создания сказочной страны, — это проекция внутреннего мира. Оказывается, что строя картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в поведении человека происходят определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять свой «песочный» опыт в реальности.
вашей работы.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ В ПЕСОЧНИЦЕ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА
Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Если предложить взрослому человеку поиграть в песочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно подробно объяснить историю и назначение метода песочной терапии. Отметить, что процесс решения проблемы требует снятия напряжения. Это достигается при игре в песок. С другой стороны, благодаря игре мы сможем посмотреть на проблему со стороны и найти способы и ресурсы ее разрешения. Обычно такая информация мотивирует.
Что касается детей и подростков, то среди них есть покладистые и идущие на сотрудничество. Однако «как повезет». Бывает, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, демонстрирует явное пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Если ребенок не идет на контакт, ведущий сам начинает играть в песок, строить свою страну. При этом он комментирует происходящее, как бы разговаривая «сам с собой». Обычно заинтригованные дети присоединяются к игре. Подростки могут выдержать более солидную «паузу»: 1-3 занятия смотреть на происходящее с усмешкой, крутить пальцем у виска, но потом все же присоединяются к игре.
Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.
Будем помнить, что сказочная инструкция — не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».
Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все разровнять.
Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.
Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перейти к обсуждению, узнавая у автора:
□ что это за мир, сказочная страна,
□ какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют,
□ откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о I □ каждой фигурке),
□ в каких взаимоотношениях они находятся между собой,
□ всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить,
□ какие события будут происходить в этой стране, что будут герои
□ делать дальше?
Последние два вопроса стимулируют автора вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять, ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.
Некоторые авторы ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист «картины», состояния внутренней стабильности. В этом случае автор желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.
Если автор говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, необходимо спросить: «А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы автор. Не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине можно спросить: «А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попашет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее ^Напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне. | Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной стране. Здесь невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному 'Шкафу, где живут фигурки, и посмотрим: может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — их сразу не заметишь. Но сейчас мы с тобой будем очень внимательны».
Ежели и после этого автор удручен, не может найти себе помощника, это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще «не созрело». В данном случае можно построить раб0 ту по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке и в жизни бывают ситуаций, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы, усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, к 3-5 игре автор уже сможет найти помощников уязвленному герою.
Один пятилетний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди восстанавливали свою страну. На вопрос: «Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебнику?», мальчик отрицательно качал головой. В течении 5 сеансов дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень — он был закопан в песок).
Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз мальчик заявил что к камню может подойти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. «Не победить, а остановить», — подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как непросто остановить дракона. Оказалось, что «просто прошептать» заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала что с ребенком происходит «что-то странное». Дома он стал «кукситься»» что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком заснул. Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.
ГРУППОВАЯ ФОРМА
Представим себе, что на занятие к психологу в первый раз пришла группа подростков — 12 человек. Согласно правилам, первый сеанс посвящается диагностике. Но психологу известно, что среди группы есть человек, нуждающийся в особой помощи. Как организовать занятие, чтобы проработать и навыки позитивной коммуникации, и внутренний конфликт одного из участников? Приведем пример.
Группа, о которой пойдет речь, состояла из девушек и одного юноши. Психолог, познакомившись с участниками занятия, предложил следующее: «Вы, дорогие друзья, Волшебницы и Волшебник. Вы многое знаете и умеете. И вот однажды вам захотелось найти такое место на Земле, где бы еще никто не жил. Вы отправились в путь, долго странствовали и, наконец, нашли такое место. Это была безводная пустыня. Посмотрите, вот она перед вами. Вы решили превратить пустыню в цветущую страну и населить ее разными героями. Оглянитесь, у вас есть все, что для этого нужно. Уже зазвучала чудесная музыка, превращения начались».
Участники группы, демонстрируя СКК «сотрудничество», довольно быстро создали сказочную страну. Лишь молодой человек долго выбирал фигурки. Наконец, он выбрал три мужские оловянные фигурки (самурай, шотландец с волынкой, волшебник) и колокольчик. Все это он поместил в углу песочницы.
Когда началось обсуждение, девушки весело рассказывали о созданной ими стране. Молодой человек оказался последним. Он долго молчал, потом произнес: «Мне все это жутко не понравилось. Мне не хватало места. В этой стране страшное перенаселение. Какое-то глупое веселье...» Надо сказать, что такая обратная связь задела девушек и одна из них сказала: «Ну и что, нас много для одной песочницы, всем было тесно, но мы же нашли возможность приспособиться. Ты мог сделать то же самое!» Молодой человек не возражал, но чувствовалось, что происходящее затронуло в нем что-то важное. Ведущий, почувствовав это, сказал: «Дорогие Волшебницы! Вы совершили чудо. Действительно, место, где не ступала нога человека, оказалось небольшим. Но несмотря на это, вы смогли создать цветущую сказочную страну. Этот опыт, по вашим словам, оказался полезным. Давайте протянем над песочницей руки, скатаем воображаемый золотой шар нашего опыта, и положим его к своему сердцу. Прекрасно! А теперь, если Волшебник ощутил себя «не у дел» в этой стране, давайте спросим его, хотел бы он |что-либо изменить в ней?»
алгоритм групповой и индивидуальной работы, тем самым вая первостепенную роль импровизации.
В заключении обзора психокоррекционной и психотерапевтической работы заметим, что стиль и динамика игры в песочнице у обычных детей и подростков и их сверстников, имеющих проблемы интеллектуального развития, различны. Различия приводим в таблице.
Критерий
Интеллектуальная норма
1. Время создания страны Около 25 мин
Проблема интеллектуального"* ___________развития
!. Динамика эмоционального От возбуждения к торможению, состояния чувству, покоя, иногда усталости
До 60 мин
3. Сюжет 4. Стиль ситуативной коммуникации
Имеется четкий связный сюжет, распределение ролей и функций между жителями созданной страны
От торможения к возбуждениюзатот же период времени. Для перехода от возбуждения к торможению необходимо больше времени
Сюжет не четкий
Чаще всего, что бы ни происходило, осуществляется переход к сотрудничеству или ассимиляции. При спонтанной игре чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, «параллельная игра»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Происхождение агрессивности
В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.
Теория влечений (психоэнергетическая модель).
Одним из основоположников этой теории, без сомнения, является З.Фрейд. Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей является «приводить все органически живущее к состоянию безжизненности». Это злоба, ненависть, деструктивность.
Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З.Фрейда связывается со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности.
Взгляды З.Фрейда во многом разделялись и другими психологами, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека.
Новое звучание эта тема получила благодаря работам одного из основоположников этологии К.Лоренца (7), который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс обогнали естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов агрессии, что неизбежно влечет периодическое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать «давление» внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (принцип выпускания пара из паровозного котла).
Агрессивность — это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном, с целью их покорения или завоевания.
Впоследствии даже многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовой концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии.
Например, согласно А.Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организуюшим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряжения противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, тезиса и антитезиса, любви и войны. Универсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. В сознании заложена интенция триумфа. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса.
Другой представитель психоанализа Э.Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия — это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами (26).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.