Основные направления игровой психотерапии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психоаналитическая игровая техника (Мелани Клейн)

Важной характеристи­кой техники игротерапии в психоанализе – метод интерпретации, который соответствует фундаментальному для психоаналитической концепции личности принципу свободных ассоциаций. Игротерапия руководствуется двумя фундаментальными положе­ниями психоаналитической доктрины:

1. Исследование бессознательного — главная задача психоаналитической процедуры,

2. Анализ трансфера, или переноса — средство решения этой за­дачи.

М. Клейн подчеркивает фундаментальное значение открытия Фрейда, объяс­нившего, что "пациент переносит свои чувства и мысли по отношению прежде всего к своим родителям, а также к другим людям на психоаналитика, в резуль­тате анализа этого переноса становится возможным исследование прошлого и бессознательного".

Игровые материалы.

Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются следующие простые немеханические игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, обычно двух размеров, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дома, изгороди, бумага, ножницы, неост­рый нож, карандаши, мелки, краски, клей, мячи и наборы шариков, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разно­образие позволяют ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Важно, чтобы игрушки были не механические и чтобы человеческие фигурки, различающиеся только по цвету и размеру, не символизировали конкретных про­фессий и занятий. Их простота и позволяет ребенку использовать их во многих различных ситуациях, реальных или вымышленных, в соответствии с тематикой игры. Важно, что ребенок может таким образом одновременно выразить разно­образные ситуации из своего опыта.

Простоте игрушек соответствует и простота оборудования игровой комнаты. В ней не должно быть ничего, кроме того, что необходимо для психоанализа. В ней должен быть моющийся пол, проточная вода, стол, несколько стульев, ма­ленький диван, несколько подушек и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся запертыми в конкретном ящике, что позво­ляет ему верить, что его игрушки и игра с ними, являющаяся в психоанализе эк­вивалентом свободных ассоциаций взрослого, будут известны только психоана­литику и ему самому. (Индивидуальный ящик — часть личностных и глубоко ин­тимных отношений между аналитиком и пациентом, характеристика ситуации трансфера).

Игрушки не являются единственным компонентом детского психоанализа. Важную роль играет вода, деятельность детей разворачивается возле небольшого бассейна (или таза), рядом с которым есть пара мисок, стаканов и ложек. Кроме того, существуют такие занятия, как рисование, вырезание, письмо и ремонт сло­манных игрушек. Иногда ребенок играет в ролевые игры, наделяя терапевта оп­ределенной ролью (продавца, ученика, врача или пациента, матери или ребенка). В таких играх сам он часто берет на себя роль взрослого, показывая, как ведут и должны себя вести по отношению к нему люди, обладающие властью.

Для того, чтобы уменьшить тревожность ребенка с помощью интерпретации ее содержания, М. Клейн использовала "архаический язык символов", который она рассматривала как существенную сторону детского самовыражения. Игруш­ки не только интересуют ребенка сами по себе, но выступают в игре носителями "разнообразных символических значений, которые связаны с детскими фантазия­ми, желаниями и актуальным опытом".

Этот архаический способ выражения знаком нам также в качестве языка сно­видений. Подход к детской игре, аналогичный фрейдовским интерпретациям сно­видений открыл М. Клейн доступ к бессознательному ребенка. Интерпретация символов должна быть в каждом отдельном случае конкретной, учитывать специ­фические эмоции, тревоги и всю ситуацию в целом, которая становится материа­лом для работы с отдельным ребенком.

Теоретическое осмысление процесса формирования символов привело Клейн к заключению, что способность ребенка использовать символы позволяет ему осуществлять перенос своих фантазий, тревог и чувства вины, равно как и своих интересов, на объекты, отличные от людей. Это позволяет детям выражать чувст­ва и желания, которые они не могут реализовать по отношению к живым людям.

Одним из важных результатов детского психоанализа, основанного на игровой технике, было углубление понимания самых ранних стадий развития, особенно роли фантазий, тревог и защит в эмоциональной жизни маленьких детей. По­скольку в этих процессах обнаруживаются истоки психотических заболеваний взрослых, более глубокие знания и обеспечивающие их достижение игровые тех­ники открыли новое направление в лечении психотических явлений с помощью психоанализа. Познание детской психики на основе применения игровой техники внесло существенный вклад в понимание нормы и отклонений от нее у взрослых.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.