Психоаналитическая игровая техника (Мелани Клейн)
Важной характеристикой техники игротерапии в психоанализе – метод интерпретации, который соответствует фундаментальному для психоаналитической концепции личности принципу свободных ассоциаций. Игротерапия руководствуется двумя фундаментальными положениями психоаналитической доктрины:
1. Исследование бессознательного — главная задача психоаналитической процедуры,
2. Анализ трансфера, или переноса — средство решения этой задачи.
М. Клейн подчеркивает фундаментальное значение открытия Фрейда, объяснившего, что "пациент переносит свои чувства и мысли по отношению прежде всего к своим родителям, а также к другим людям на психоаналитика, в результате анализа этого переноса становится возможным исследование прошлого и бессознательного".
Игровые материалы.
Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются следующие простые немеханические игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, обычно двух размеров, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дома, изгороди, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей, мячи и наборы шариков, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяют ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Важно, чтобы игрушки были не механические и чтобы человеческие фигурки, различающиеся только по цвету и размеру, не символизировали конкретных профессий и занятий. Их простота и позволяет ребенку использовать их во многих различных ситуациях, реальных или вымышленных, в соответствии с тематикой игры. Важно, что ребенок может таким образом одновременно выразить разнообразные ситуации из своего опыта.
Простоте игрушек соответствует и простота оборудования игровой комнаты. В ней не должно быть ничего, кроме того, что необходимо для психоанализа. В ней должен быть моющийся пол, проточная вода, стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся запертыми в конкретном ящике, что позволяет ему верить, что его игрушки и игра с ними, являющаяся в психоанализе эквивалентом свободных ассоциаций взрослого, будут известны только психоаналитику и ему самому. (Индивидуальный ящик — часть личностных и глубоко интимных отношений между аналитиком и пациентом, характеристика ситуации трансфера).
Игрушки не являются единственным компонентом детского психоанализа. Важную роль играет вода, деятельность детей разворачивается возле небольшого бассейна (или таза), рядом с которым есть пара мисок, стаканов и ложек. Кроме того, существуют такие занятия, как рисование, вырезание, письмо и ремонт сломанных игрушек. Иногда ребенок играет в ролевые игры, наделяя терапевта определенной ролью (продавца, ученика, врача или пациента, матери или ребенка). В таких играх сам он часто берет на себя роль взрослого, показывая, как ведут и должны себя вести по отношению к нему люди, обладающие властью.
Для того, чтобы уменьшить тревожность ребенка с помощью интерпретации ее содержания, М. Клейн использовала "архаический язык символов", который она рассматривала как существенную сторону детского самовыражения. Игрушки не только интересуют ребенка сами по себе, но выступают в игре носителями "разнообразных символических значений, которые связаны с детскими фантазиями, желаниями и актуальным опытом".
Этот архаический способ выражения знаком нам также в качестве языка сновидений. Подход к детской игре, аналогичный фрейдовским интерпретациям сновидений открыл М. Клейн доступ к бессознательному ребенка. Интерпретация символов должна быть в каждом отдельном случае конкретной, учитывать специфические эмоции, тревоги и всю ситуацию в целом, которая становится материалом для работы с отдельным ребенком.
Теоретическое осмысление процесса формирования символов привело Клейн к заключению, что способность ребенка использовать символы позволяет ему осуществлять перенос своих фантазий, тревог и чувства вины, равно как и своих интересов, на объекты, отличные от людей. Это позволяет детям выражать чувства и желания, которые они не могут реализовать по отношению к живым людям.
Одним из важных результатов детского психоанализа, основанного на игровой технике, было углубление понимания самых ранних стадий развития, особенно роли фантазий, тревог и защит в эмоциональной жизни маленьких детей. Поскольку в этих процессах обнаруживаются истоки психотических заболеваний взрослых, более глубокие знания и обеспечивающие их достижение игровые техники открыли новое направление в лечении психотических явлений с помощью психоанализа. Познание детской психики на основе применения игровой техники внесло существенный вклад в понимание нормы и отклонений от нее у взрослых.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.