Вирджиния М. Экслайн.
Общей целью разнообразных принципов и методов гуманистической психотерапии является "создание отношений с клиентом, которые позволяют ему использовать собственные возможности для более конструктивной и счастливой жизни как индивиду и члену общества". Степень приближения к этой цели существенно различается в отдельных случаях.
Основные условия терапии.
Многообразие возможных процедур, происходящих в игровой комнате, имеет в своей основе ряд условий. Терапевты должны:
1. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованными в нем как в целостной личности;
2. Оноситься с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка;
3.Достаточно хорошо знать самих себя, чтобы быть в состоянии сохранятьэмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка;
4. Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование ко все более глубокому познанию ребенком самого себя;
5. Обладать сензитивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.
Ребенок значительно в большей степени, по сравнению со старшими, принимает других, понимает и проявляет терпимость. Он не имеет предубеждений, пока не почувствует их по отношению к себе от тех, кто небезопасен и вызывает страх. Встреча терапевта и ребенка в игровой комнате — это "опыт, обучающий того и другого", это "совместные усилия, в результате которых каждый познает что-то такое, что становится объединяющим началом для обоих" (там же). Это зона безопасности, и ребенок постепенно осознает это благодаря последовательности терапевта, стабильности ограничений, дружескому пониманию, ласковому, но твердому указанию границ и терпению, которое сдерживает давление со стороны общества, выражающееся в требовании поторапливаться. Ребенок имеет время во всей глубине и полноте почувствовать свою способность быть человеком, обладающим собственными правами, благодаря возрастающему пониманию своих чувств и отношений, способности действовать и взаимодействовать честно и решительно.
Процесс игровой терапии.
"Кажется правдоподобным предположение, что люди постоянно чему-нибудь учатся, но лишь изредка тому, чему, как полагает учитель, учит их он". В психотерапии процесс обучения очевиден. Однако возникает много вопросов относительно адекватности каждой из существующих теорий, объясняющих опыт обучения, который происходит в процессе психотерапии.
В игровом терапевтическом опыте ребенку дается возможность узнать о самом себе в отношениях с терапевтом. Терапевт обеспечивает ребенку безопасность и возможность исследовать в этом опыте и отношениях не только комнату и игрушки, но и себя самого.
В. Экслайн ставит ряд проблем, которые, с ее точки зрения, должны стать предметом осмысления специалистов. "Если игровая терапия является опытом самоисследования, изучения себя в отношении к другим, самореализации, самовыражения — как можно достигнуть обобщения ребенком этого опыта, принятия ребенком не только себя, но и других, умения использовать свободу с чувством ответственности за эту привилегию... Как помочь ребенку научиться пониманию себя, которое перерастает в попытку понимать других? Как ребенок учится выходить за пределы эгоцентризма к признанию и высокой оценке других? Если психотерапия должна быть опытом социального и эмоционального научения ребенка, то какие процедуры могут обеспечить достижение этой цели?".
В. Экслайн выступает против упрощения смысла терминов, используемых в психотерапии. В частности, понятие "дозволенность", как иногда кажется, ставит печать одобрения на совершенно бесконтрольное поведение. Экслайн считает более подходящим функциональное определение этого термина как означающего возможность использовать способности индивида — для выражения эмоционального отношения, мыслей и чувств в символических формах деятельности — с помощью аккуратных ограничений в надежде, что ребенок научится ответственной свободе выражения.
Экслайн отмечает значение ограничений для чувства безопасности и стабильности терапевтических отношений у ребенка. "Если эмоциональные отношения находят выход в приемлемой форме выражения вовне, вероятно он научится познавать эти чувства объективно, без сопутствующей вины, страха или тревоги, которые могут усиливаться в условиях недостатка символического выражения" (там же). В. Экслайн подчеркивает необходимость сенситивного общения между терапевтом и ребенком, которое в большей степени происходит на невербальном уровне, нежели на вербальном.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.