Недирективная игровая терапия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вирджиния М. Экслайн.

Общей целью разнообразных принципов и методов гуманистической психотерапии является "создание отношений с клиентом, которые позволяют ему использовать собственные возможности для более конструктивной и счастли­вой жизни как индивиду и члену общества". Степень при­ближения к этой цели существенно различается в отдельных случаях.

Основные условия терапии.

Многообразие возможных процедур, происходящих в игровой комнате, име­ет в своей основе ряд условий. Терапевты должны:

1. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованными в нем как в целост­ной личности;

2. Оноситься с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ре­бенка;

3.Достаточно хорошо знать самих себя, чтобы быть в состоянии сохранятьэмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка;

4. Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы вы­двигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко при­спосабливать свое мышление и реагирование ко все более глубокому познанию ребенком самого себя;

5. Обладать сензитивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в обще­нии.

Ребенок значительно в большей степени, по сравнению со старшими, прини­мает других, понимает и проявляет терпимость. Он не имеет предубеждений, пока не почувствует их по отношению к себе от тех, кто небезопасен и вызывает страх. Встреча терапевта и ребенка в игровой комнате — это "опыт, обучающий того и другого", это "совместные усилия, в результате которых каждый познает что-то такое, что становится объединяющим началом для обоих" (там же). Это зона безопасности, и ребенок постепенно осознает это благодаря последовательности терапевта, стабильности ограничений, дружескому пониманию, ласковому, но твердому указанию границ и терпению, которое сдерживает давление со стороны общества, выражающееся в требовании поторапливаться. Ребенок имеет время во всей глубине и полноте почувствовать свою способность быть человеком, об­ладающим собственными правами, благодаря возрастающему пониманию своих чувств и отношений, способности действовать и взаимодействовать честно и ре­шительно.

Процесс игровой терапии.

"Кажется правдоподобным предположение, что люди постоянно чему-ни­будь учатся, но лишь изредка тому, чему, как полагает учитель, учит их он". В психотерапии процесс обучения очевиден. Однако возникает много вопросов относительно адекватности каждой из существующих теорий, объяс­няющих опыт обучения, который происходит в процессе психотерапии.

В игровом терапевтическом опыте ребенку дается возможность узнать о са­мом себе в отношениях с терапевтом. Терапевт обеспечивает ребенку безопас­ность и возможность исследовать в этом опыте и отношениях не только комнату и игрушки, но и себя самого.

В. Экслайн ставит ряд проблем, которые, с ее точки зрения, должны стать предметом осмысления специалистов. "Если игровая терапия является опытом самоисследования, изучения себя в отношении к другим, самореализации, само­выражения — как можно достигнуть обобщения ребенком этого опыта, принятия ребенком не только себя, но и других, умения использовать свободу с чувством ответственности за эту привилегию... Как помочь ребенку научиться пониманию себя, которое перерастает в попытку понимать других? Как ребенок учится выхо­дить за пределы эгоцентризма к признанию и высокой оценке других? Если пси­хотерапия должна быть опытом социального и эмоционального научения ребен­ка, то какие процедуры могут обеспечить достижение этой цели?".

В. Экслайн выступает против упрощения смысла терминов, используемых в психотерапии. В частности, понятие "дозволенность", как иногда кажется, ставит печать одобрения на совершенно бесконтрольное поведение. Экс­лайн считает более подходящим функциональное определение этого термина как означающего возможность использовать способности индивида — для выраже­ния эмоционального отношения, мыслей и чувств в символических формах дея­тельности — с помощью аккуратных ограничений в надежде, что ребенок нау­чится ответственной свободе выражения.

Экслайн отмечает значение ограничений для чувства безопасности и стабиль­ности терапевтических отношений у ребенка. "Если эмоциональные отношения находят выход в приемлемой форме выражения вовне, вероятно он научится по­знавать эти чувства объективно, без сопутствующей вины, страха или тревоги, которые могут усиливаться в условиях недостатка символического выражения" (там же). В. Экслайн подчеркивает необходимость сенситивного общения между терапевтом и ребенком, которое в большей степени происходит на невербальном уровне, нежели на вербальном.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.