РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Агрессивные действия у ребенка можно на­блюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исклю­чительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, ку­санием, драчливостью. И хотя такие реакции ре­бенка неприятны и не поощряются, но и не счи­таются ненормальными. Причиной такого пове­дения является блокирование желаний или на­меченной программы действий в результате при­менения воспитательных воздействий. Поэтому со­вершенно ясно, что такое поведение ребенка вы­звано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его и агрессив­ным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окру­жающим.

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ро­весниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у по­луторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрас­тает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся бо­лее целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения.

В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и вы­ражать их в приемлемых рамках. Проявления аг­рессивности в этом возрасте, главным образом, зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители от­носятся нетерпимо к любым проявлениям откры­той агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и дру­гие виды сопротивления.

Следует также отметить, что в старшем дошкольном возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и зна­чительно расширяются социальные контакты ре­бенка.

Кросскультурные исследования показывают, что если взять наиболее простые и часто встреча­емые формы детской агрессии, как то реакции обидеть или ударить, то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9 агрес­сивных актов в час. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет ро­ста более «социализированных» форм, таких как оскорбление или соперничество.

Результаты показывают, что у дошкольников и младших школьников соотно­шение форм выражения агрессии прямо противо­положно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек — вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрес­сия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выраже­ния негативных чувств, чем девочки того же воз­раста. Вместе с тем отмечается и одна примеча­тельная особенность поведения детей: с возрас­том агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску .

Впоследствии при переходе от младшего школьного к юношескому возрасту соотношение таких поведенческих реакций, как физическая, вер­бальная, косвенная агрессия и негативизм, сущес­твенно меняется. У мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физи­ческая агрессия и негативизм, а у девочек — нега­тивизм и вербальная агрессия. В возрастном аспекте следует отметить общее нарас­тание агрессивных и негативистских тенденций.

Существуют и половые различия в силе про­явления агрессивных реакций. Мальчики отли­чаются преобладанием реакций физической агрес­сии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения аг­рессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с тем, что агрессия маль­чиков направлена «наружу», а девочек — «во­внутрь».

Традиционные представления о мужской и женской агрессивности сказываются и на даль­нейшем поведении: и мальчики, и девочки в той или иной степени научаются подавлять собствен­ные агрессивные побуждения, однако мальчики все же имеют больше возможностей для свобод­ного проявления агрессивности.

Кроме того, если в процессе развития, ребе­нок не научается контролировать свои агрессив­ные импульсы, то в дальнейшем это грозит пре­имущественной ориентацией на сверстников,— в подростковом возрасте и склонностью к разгуль­ному поведению — в юношеском. Так, например, установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, влече­нию в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противополож­ным полом — в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет — к деструктивным поступкам, конфликтам с роди­телями, потребности во встречах с друзьями, вы­пивке, курении и половых связях.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 290.