Д.Леви
Игра выступает важной основой в психотерапевтической работе с детьми, поскольку она является естественной для ребенка формой преодоления эмоциональных затруднений.
Критерии отбора случаев.
1. Наличие выраженного симптома, которому предшествовало конкретное событие, вызвавшее испуг, либо рождение еще одного ребенка в семье, развод родителей и др.
2. Проблемы не должны быть слишком запущенными (если проблема существует долго, она оказывает влияние на всю систему взаимоотношений, а иногда и
на интеллектуальные функции ребенка). Предпочтительный возраст детей — не старше 10 лет (позже проблемы больше связаны со структурой личности).
3. Важно, чтобы ситуация, вызвавшая проблему, была уже в прошлом, а не существовала параллельно с процессом лечения. Освобождающую терапию не
следует применять, например, в случаях материнского отвержения или гиперпротекции по отношению к ребенку (в этих ситуациях подвергаться терапии должна
прежде всего мать). Предполагается, что отношения в семье у ребенка, в лечении которого применяется освобождающая терапия, являются нормальными или, по
крайней мере, проблема ребенка не связана в первую очередь с семейной ситуацией, существующей в данный момент.
Основные принципы.
Важнейшим принципом освобождающей терапии является отыгрывание, выражение вовне с помощью действия в игре.
В случаях, когда ребенок, например, страдает тиком, не требуется восстановления патогенной ситуации, как в случаях с ночными страхами, поскольку сама ситуация тика налицо. Однако бывают случаи, когда тик репрезентирует действие, которое было осуществлено частично или подверглось замещению (см. там же).
В освобождающей терапии функция интерпретации терапевтом происходящих событий сведена к минимуму и может вообще отсутствовать, особенно в работе с детьми 2-4 лет. Примеры терапии, в которых отсутствует какая-либо интерпретация, представлены в случаях работы с деструктивным поведением и с тем, что принято называть "плохим поведением" вообще.
Бывают случаи, когда важной задачей терапии является предоставление ребенку возможности осознать собственную мотивацию, испытать инсайт. Это случаи, когда ребенок страдает не от самих симптомов, а от их следствий (например, неспособность заснуть в течение нескольких часов может служить симптомом тревоги, и здесь терапия освобождения может оказаться полезной. Однако, возможно, это способ контроля ребенка по отношению к родителям. Тогда средством достижения терапевтического инсайта является проигрывание его поведения с помощью кукол).
В сложных случаях, когда отношение ребенка к терапевту слишком подозрительное или тревожное, не следует применять освобождающую терапию. Кроме того, в ситуациях, когда у детей встречаются тяжелые формы неврозов, порожденных проблемами, которые нуждаются в психоаналитической проработке, — более эффективной оказывается свободная игра или интерпретативная терапия.
Хотя "свободная игра" (в смысле свободного выбора ребенком материалов и способов действия) является частью освобождающей терапии, она характеризуется определенным контролем над ситуацией со стороны терапевта, который может отбирать материал и предлагать определенный сюжет, как, например, в случае соперничества детей в семье, — с целью довести игру до ее драматической кульминации. Это бывает важно даже в простых случаях, предполагающих применение освобождающей терапии, например, когда цель ребенка состоит в том, чтобы много раз подряд устраивать "взрывы" наполненных водой шариков — до тех пор, пока не происходит естественного завершения этого ряда действий. Иногда, наоборот, бывает необходимо быстро остановить игру, если она оказывается чересчур волнительной или же скучной для ребенка.
Освобождающая терапия может использоваться в сочетании с другими методами. В инсайт-терапии бывает важно сначала дать выход, освобождение чувствам (например, враждебности), прежде чем ребенок ощутит инсайт по поводу природы собственных отношений с другими людьми. Использование освобождающей терапии бывает эффективным также на определенных этапах психоанализа (для устранения побочных симптомов — тика и т.п.).
Работа с переносом.
Эта работа касается использования эмоционального отношения ребенка к терапевту, что дает возможность использовать игру в ее терапевтической функции. Терапевт создает безопасную обстановку, в которой ребенок взаимодействует с различным игровым материалом. Средством преодоления детской тревоги является позиция взрослого, который не просто разрешает, а воодушевляет ребенка на игровое поведение, способствующее его освобождению.
Чаще всего ребенок различными способами атакует терапевта: брызгает водой в его сторону, угрожает или реально нападает. Если это поведение носит повторяющийся характер, можно использовать кукол, чтобы понять, кому в действительности адресована враждебность. Обычно правила поведения в игровой комнате исключают прямые нападения на терапевта.
Атаки на терапевта могут означать нападение на взрослого, персонифицирующего родительский мир запретов. Терапевт может интерпретировать поведение ребенка, предложив ему сначала отыграть свою агрессию в игре с семьей кукол. Иногда нападение на терапевта может отражать детскую проекцию самонаказания (см. р.98).
Наиболее простые случаи освобождающей терапии требуют участия терапевта в спектакле, разыгрываемом ребенком, лишь в роли владельца реквизита и иногда в роли суфлера. Роль терапевта, однако, может сильно варьироваться и в случае необходимости существенно возрастать. Когда проблема переноса приобретает первостепенное значение, задачи лечения выходят за рамки освобождающей терапии.
В случаях, когда ребенок покидает игровую комнату с незначительными остатками тревоги или вообще без нее, обычно он испытьшает симпатию к терапевту. По мере продолжения терапии могут происходить изменения отношений и это является ключом к перемене темпа терапевтического процесса. Интерпретация "требует более искусного применения метода ее вербализации, умения применить его вовремя, зная, готов ли к этому ребенок, и, если готов, то когда".
Обычно терапия завершается на стадии позитивного переноса. Существуют опасения, что симптомы могут вновь возникнуть, если ребенок не хочет прекращения встреч с терапевтом. Д. Леви утверждает, что опыт работы со многими детьми показал, что это не так.
Формы проявления освобождающей терапии.
Можно выделить три формы работы, которые происходят в игровой комнате, в процессе освобождающей терапии:
1. Простые способы освобождения:
—от агрессивного поведения. (Выражаются в бросании объектов и т.п.).
—от инфантильных форм получения удовольствия — сосания воды из детской бутылочки, выплескивания воды на пол, чтобы потом сесть в нее и шлепать по ней ладонями...
2. Освобождение чувств в стандартных ситуациях, например, воспроизводящих в кукольных фигурках обнаженных мальчика и девочку, уединившихся вдвоем родителей, соперничество сиблингов и т.п.
3. Освобождение чувств в специфических игровых ситуациях, создаваемых с целью воссоздания конкретного опыта из жизни пациента.
Во всех этих техниках не существует однозначных формул, методы видоизменяются благодаря пониманию терапевтом индивидуального отклика ребенка в каждой конкретной ситуации.
4. Д. Леви приводит описание конкретных случаев, демонстрирующих методы, применявшиеся терапевтом, и результаты, полученные в процессе освобождающей терапии
Дата: 2019-12-10, просмотров: 271.