Освобождающаятерапия (терапия отреагированием)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Д.Леви

Игра выступает важной основой в психотерапевтической работе с детьми, поскольку она является естественной для ребенка формой преодоления эмоцио­нальных затруднений.

Критерии отбора случаев.

1. Наличие выраженного симптома, которому предшествовало конкретное событие, вызвавшее испуг, либо рождение еще одного ребенка в семье, развод ро­дителей и др.

2. Проблемы не должны быть слишком запущенными (если проблема сущест­вует долго, она оказывает влияние на всю систему взаимоотношений, а иногда и
на интеллектуальные функции ребенка). Предпочтительный возраст детей — не старше 10 лет (позже проблемы больше связаны со структурой личности).

3. Важно, чтобы ситуация, вызвавшая проблему, была уже в прошлом, а не существовала параллельно с процессом лечения. Освобождающую терапию не
следует применять, например, в случаях материнского отвержения или гиперпро­текции по отношению к ребенку (в этих ситуациях подвергаться терапии должна
прежде всего мать). Предполагается, что отношения в семье у ребенка, в лечении которого применяется освобождающая терапия, являются нормальными или, по
крайней мере, проблема ребенка не связана в первую очередь с семейной ситуаци­ей, существующей в данный момент.

Основные принципы.

Важнейшим принципом освобождающей терапии является отыгрывание, вы­ражение вовне с помощью действия в игре.

В случаях, когда ребенок, например, страдает тиком, не требуется восстановле­ния патогенной ситуации, как в случаях с ночными страхами, поскольку сама ситуа­ция тика налицо. Однако бывают случаи, когда тик репрезентирует действие, кото­рое было осуществлено частично или подверглось замещению (см. там же).

В освобождающей терапии функция интерпретации терапевтом происходя­щих событий сведена к минимуму и может вообще отсутствовать, особенно в ра­боте с детьми 2-4 лет. Примеры терапии, в которых отсутствует какая-либо ин­терпретация, представлены в случаях работы с деструктивным поведением и с тем, что принято называть "плохим поведением" вообще.

Бывают случаи, когда важной задачей терапии является предоставление ребен­ку возможности осознать собственную мотивацию, испытать инсайт. Это случаи, когда ребенок страдает не от самих симптомов, а от их следствий (например, неспо­собность заснуть в течение нескольких часов может служить симптомом тревоги, и здесь терапия освобождения может оказаться полезной. Однако, возможно, это спо­соб контроля ребенка по отношению к родителям. Тогда средством достижения те­рапевтического инсайта является проигрывание его поведения с помощью кукол).

В сложных случаях, когда отношение ребенка к терапевту слишком подозри­тельное или тревожное, не следует применять освобождающую терапию. Кроме того, в ситуациях, когда у детей встречаются тяжелые формы неврозов, порож­денных проблемами, которые нуждаются в психоаналитической проработке, — более эффективной оказывается свободная игра или интерпретативная терапия.

Хотя "свободная игра" (в смысле свободного выбора ребенком материалов и способов действия) является частью освобождающей терапии, она характеризует­ся определенным контролем над ситуацией со стороны терапевта, который может отбирать материал и предлагать определенный сюжет, как, например, в случае соперничества детей в семье, — с целью довести игру до ее драматической куль­минации. Это бывает важно даже в простых случаях, предполагающих примене­ние освобождающей терапии, например, когда цель ребенка состоит в том, чтобы много раз подряд устраивать "взрывы" наполненных водой шариков — до тех пор, пока не происходит естественного завершения этого ряда действий. Иногда, наоборот, бывает необходимо быстро остановить игру, если она оказывается че­ресчур волнительной или же скучной для ребенка.

Освобождающая терапия может использоваться в сочетании с другими мето­дами. В инсайт-терапии бывает важно сначала дать выход, освобождение чувст­вам (например, враждебности), прежде чем ребенок ощутит инсайт по поводу природы собственных отношений с другими людьми. Использование освобож­дающей терапии бывает эффективным также на определенных этапах психоана­лиза (для устранения побочных симптомов — тика и т.п.).

Работа с переносом.

Эта работа касается использования эмоционального отношения ребенка к те­рапевту, что дает возможность использовать игру в ее терапевтической функции. Терапевт создает безопасную обстановку, в которой ребенок взаимодействует с различным игровым материалом. Средством преодоления детской тревоги является позиция взрослого, который не просто разрешает, а воодушевляет ребенка на игровое поведение, способствующее его освобождению.

Чаще всего ребенок различными способами атакует терапевта: брызгает во­дой в его сторону, угрожает или реально нападает. Если это поведение носит по­вторяющийся характер, можно использовать кукол, чтобы понять, кому в дейст­вительности адресована враждебность. Обычно правила поведения в игровой комнате исключают прямые нападения на терапевта.

Атаки на терапевта могут означать нападение на взрослого, персонифици­рующего родительский мир запретов. Терапевт может интерпретировать поведе­ние ребенка, предложив ему сначала отыграть свою агрессию в игре с семьей ку­кол. Иногда нападение на терапевта может отражать детскую проекцию самона­казания (см. р.98).

Наиболее простые случаи освобождающей терапии требуют участия терапевта в спектакле, разыгрываемом ребенком, лишь в роли владельца реквизита и иногда в роли суфлера. Роль терапевта, однако, может сильно варьироваться и в случае необ­ходимости существенно возрастать. Когда проблема переноса приобретает перво­степенное значение, задачи лечения выходят за рамки освобождающей терапии.

В случаях, когда ребенок покидает игровую комнату с незначительными остат­ками тревоги или вообще без нее, обычно он испытьшает симпатию к терапевту. По мере продолжения терапии могут происходить изменения отношений и это является ключом к перемене темпа терапевтического процесса. Интерпретация "требует бо­лее искусного применения метода ее вербализации, умения применить его вовремя, зная, готов ли к этому ребенок, и, если готов, то когда".

Обычно терапия завершается на стадии позитивного переноса. Существуют опасения, что симптомы могут вновь возникнуть, если ребенок не хочет прекра­щения встреч с терапевтом. Д. Леви утверждает, что опыт работы со многими детьми показал, что это не так.

Формы проявления освобождающей терапии.

Можно выделить три формы работы, которые происходят в игровой комна­те, в процессе освобождающей терапии:

1. Простые способы освобождения:

—от агрессивного поведения. (Выражаются в бросании объектов и т.п.).

—от инфантильных форм получения удовольствия — сосания воды из детской бутылочки, выплескивания воды на пол, чтобы потом сесть в нее и шлепать по ней ладонями...

2. Освобождение чувств в стандартных ситуациях, например, воспроизводящих в кукольных фигурках обнаженных мальчика и девочку, уединившихся вдвоем родителей, соперничество сиблингов и т.п.

3. Освобождение чувств в специфических игровых ситуациях, создаваемых с целью воссоздания конкретного опыта из жизни пациента.

Во всех этих техниках не существует однозначных формул, методы видоизме­няются благодаря пониманию терапевтом индивидуального отклика ребенка в каждой конкретной ситуации.

4. Д. Леви приводит описание конкретных случаев, демонстрирующих методы, применявшиеся терапевтом, и результаты, полученные в процессе освобождаю­щей терапии





Дата: 2019-12-10, просмотров: 232.