Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школьная жизнь целиком подчинена овладению знаниями, обу­чению. Она значительно более строго регламентирована и проте­кает по своим, отличным от предыдущей жизни ребенка прави­лам. Чтобы успешно освоиться в новой жизни, ребенок должен быть достаточно зрелым в личностном аспекте; он должен иметь определенный уровень подготовки к школе. Не готовые к школе дети значительно уступают сверстникам. Показательны при этом следующие признаки.

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации.

Подавляющее большинство активно стремится в школу. В гла­зах ребенка она знаменует собой новый этап его взрослости. Ребе­нок осознает, что он уже стал достаточно большим и должен учить­ся. Дети нетерпеливо ждут начала занятий. Их вопросы, разговоры все активнее фокусируются на школе. Они психологически гото­вятся к новой роли, которой им надлежит овладеть, — роли уче­ника. Дети с низкой личностной готовностью к школе всего этого не имеют. Предстоящая школьная жизнь не вошла в их сознание и не возбудила соответствующих переживаний. Их вполне устраивает прежняя жизнь. На вопрос: «Ты хочешь в школу?» — отвечают: «Не знаю», а если дают утвердительный ответ, то, как выясняет­ся, привлекают их в школе не содержание школьной жизни, не возможность научиться читать, писать, узнавать новое, а сугубо внешние стороны — не расставаться с товарищами из группы дет­ского сада, иметь, как и другие, ранец, носить школьную форму и т.д.

Недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться, адекватно вести себя. Основные нормы человеческого общения, правила поведения усваиваются детьми до школы. Тогда же у большинства из них складываются и предпосылки такого важного социального каче­ства, как ответственность. У психологически не готовых к школе детей своевременного формирования соответствующих качеств и умений не произошло. Их поведение характеризуется неорганизо­ванностью: они или излишне, беспорядочно активны или, на­против, чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и по­этому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила. Очень трудно для них участие в сюжетно-ролевых играх. Такие дети безответственны: легко забывают о поручениях, не волнуют­ся по поводу того, что не выполнили обещанного.

Низкая познавательная активность. Непременной предпосылкой успешного включения ребенка в небную деятельность является наличие у него познавательного отношения к действительности. У большинства детей к началу школьного обучения такое отношение сформировано. Дети пере­растают игровые интересы, которые доминировали в дошколь­ном периоде их развития. Они начинают осознавать себя как часть большого мира, в котором живут, и хотят в этом мире разобрать­ся. Они любознательны, задают много вопросов, настойчивы в поисках ответов.

Дети с низким уровнем познавательной активности иные. Круг их интересов сужен, не простирается дальше непосредственно ок­ружающего. Они не задают вопросов, редко сами берут в руки детские книги, журналы, рассматривают картинки. Их внимание

 удерживают познавательные передачи по радио, телевидению. Внутреннее побуждение к знаниям, к учению, характерное для активных детей накануне школы, у них заметно понижено.

Ограниченный кругозор. При нормальном развитии к моменту поступления в школу дети уже усваивают значительный объем информации, приобре­тают ряд умений и навыков, которые позволяют им включиться в целенаправленное, систематическое обучение. Вооружение зна­ниями и умениями происходит как в процессе специальной подготовительной работы в детском саду, дома, так и в непреднаме­ренной, специально не нацеленной на учение деятельности, ког­да ребенок непроизвольно впитывает знания из окружающей жиз­ни, овладевает умениями. Однако у разных детей результаты тако­го подготовительного или стихийного обучения бывают разными. Сказываются при этом не только различия в условиях воспита­ния, но и индивидуальные различия в познавательной деятельно­сти. Чем бы ни был обусловлен ограниченный кругозор ребенка, само по себе это является сигналом, указывающим на необходи­мость специальной коррекционной работы.

Низкий уровень развития речи.

Речь ребенка, как и взрослого человека, является одной из спе­цифических форм человеческого сознания и одновременно его на­глядным выразителем. По тому, как ребенок говорит в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взвол­новавших его явлениях, событиях), можно составить достаточно правильное представление о том, как он думает, как воспринима­ет и осмысливает окружающее. Речь детей с отставанием в разви­тии обычно характеризуется бедностью языковых форм, ограни­ченностью лексического запаса, наличием аграмматических фраз. Страдает логичность, содержательность, выразительность речи.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 271.