Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния - чтобы предотвратить конфликт или его погасить.
В первом случае разрешить конфликтную ситуацию можно, установив взаимопонимание между людьми, устранив различные недоразумения, недомолвки.
Выйти за границы своего «я» и приблизиться к внутреннему «я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.
Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов психологического анализа строится во взаимодействие с человеком.
Метод интроспекции довольно эффективен. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если вы перенесли свое субъективное видение на другого человека и как бы заменили его психику своей, не оставив себе возможности отказаться от принятой схемы, то вы можете построить неправильный образ человека и между вами возникнет непонимание. Наш совет: когда вы ставите себя на место другого, проверяйте ваши схемы, сопоставляйте действия и поведение человека с вашим представлением о нем. Изменяйте ваши представления при несоответствии.
Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. Метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации. Действительно, человек часто не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. Но жизнь затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующие рассуждения «от головы» - ошибочными.
Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник.
Глава 4 МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
4.1. Конфликты в школе
{Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-■ за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся рбез интереса, по принуждению. Имея в своей основе моти-,.вационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и |в конечном итоге между учителями и ребятами возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.
Послушайте, например, о ком педагоги говорят в учительских. Конечно, об учениках: «Они ничего не умеют и г ничего не понимают», «они не хотят учиться», «не слушают->: ся». Нетрудно догадаться, о ком говорят школьники - разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Пришедший в школу психолог вынужден выслушивать жалобы с обеих сторон и, поверьте, часто ему трудно решить «кто -прав, а кто - виноват». Конечно, учителя устают, а ребята Не хотят учиться. Много усилий требует класс, в котором около или более 30 человек; можно понять также и тех, кто скучает на уроке. По существу мотивационные конфликты возникают потому, что в нашей школе учителя и ученики разобщены, противопоставлены, у них разные цели и разная направленность.
Во второй группе - конфликты, связанные с плохой ор-' ганизацией обучения в школе. Мы имеем в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе. Представим себе, что школа - это «труба», в которую входит ученик I класса и из которой выходит выпускник (см. рис 2.)
Начиная обучение, первоклассник переживает доволь-* но сложный и даже болезненный этап в своей жизни (1-ый конфликтный период): происходит смена его ведущей деятельности (с игровой на учебную), меняется его социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возникают новые для него требования и обязанности. В среднем
53
психологическая адаптация к школе может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.
Конфликтные периоды II III
IV
I
I класс II класс III класс IV класс
Классы
Рис 2. Организация обучения в школе.
Только ученик привыкает к своей новой роли, учителю, как наступает новый конфликтный период: он переходит в четвертый класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников. И если учитель начальных классов, как правило, опекает своих подопечных, помогает им и заботится о них, то учителя средних классов относятся к ребятам более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.
Следующий конфликтный период. В начале девятого класса возникает новая болезненная проблема: нужно решить, что делать после девятого класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в десятом классе. Те, кто идут в техникумы и училища, часто переживают «комплекс неполноценности». Нередко ребята хотят идти в десятый класс, но получают в школе отказ из-за низкой успеваемости. И очень жаль, когда способный ученик вынужден идти в среднее специальное заведение из-за того, что ему необходимо как можно раньше начать работать, чтобы помочь семье. Таким образом, для многих молодых людей девятый класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами.
54
И наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ■уз, начало личной и интимной жизни. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит |ребят к вступлению во взрослую жизнь, к роли работника, |;студента, мужа, отца. Поэтому этот период часто бывает остро конфликтным: неудачи, срывы, проблемы.
Третья группа педагогических конфликтов — конфлик-пы взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей'и администрации школы (завучей, директоров). Эти конфликты происходят по причине чаще субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.
Наиболее распространены среди школьников конфлик-
|.ты лидерства, в которых отражается борьба 2-3 лидеров и
^их группировок за свое первенство в классе. В средних клас-
|сах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек.
|Может резко обозначиться конфликт 3-4 подростков с це-
пым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние
одного школьника и класса.
Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик», помимо мотивационных, могут вспыхнуть как конфликты нравственно-этического характера. Проводя консультационную работу в школе, психолог сталкивается с тем обстоятельством, что учителя не придают должного значения этой хтороне их взаимодействия с ребятами: нарушают данное им слово, открывают ребячьи секреты. Многие подростки и старшие школьники высказывают учителю недоверие. Так, по нашим данным, только у 3-8% школьников бывают доверительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.
!. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личного порядка. В большинстве школ, особенно городских, существует типичный конфликт между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензий учителей друг к другу кратко можно обозначить так. Учителя-предметники говорят о том, что дети, пришедшие к ним из третьих классов, недостаточно самостоятельны и привыкли
55
к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорят о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Учителей-предметников они упрекают в недостатке у них внимания и тепла к детям. По-видимому, этот конфликт обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.
Во взаимодействиях «учитель - администрация школы» (завучи, директор) возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. В последнее время появляются конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введения новшеств в школу).
...Итак, мы убедились, что школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами. Поэтому каждому учителю необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных способах разрешения.
4.2. Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика
Любой конфликт, в том числе и педагогический, имеет определенные структуру, сферу и динамику '.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта (см. рис. 3).
йнутренняя позиция
Внешняя позиция
Объект конфликта
Внешняя позиция
Внутренняя позиция
Рис. 3. Структура конфликтной ситуации.
Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно
См. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликта. - М., 1990; Бород-кин М., Буряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 1989; Ли-шин О. В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986.
56
влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы «за кадром» и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.
| Различать внутреннюю и внешнюю позицию участвующих в конфликте людей необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным - внутреннее, существенное. Например, в вашем классе - трудный подросток. На уроках он ведет себя вызывающе, грубит, демонстративно непослушен, да и выглядит, на ваш взгляд, просто ужасно: гщинные волосы, разлохмаченная прическа, на лацканах пиджака приколота целая коллекция значков. Но если вы будете ориентироваться только на поведение подростка и на |го внешний облик, то напряжение в ваших взаимоотношениях не только не уменьшится, но и обострится. Чем строже вы будете, тем более агрессивным будет школьник. Он начнет бунтовать и все сделает наоборот. Вы потребуете тишины на уроке - он начнет громко говорить с соседом; вызовете его к доске - он будет молчать или стоять с подчеркнуто независимым видом.
Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы. У большинства подростков 10-13 лет возникает «комплекс самоутверждения»: они стремятся быть взрослыми и требуют равенства в отношениях, они хотят выделиться и утвердить свое «Я». Если вы хотите помочь подростку, постарайтесь подыскать, подсказать ему такой вид деятельности, в которой он сможет добиться успеха. Как только молодой ■человек проявит себя и получит призвание, он станет увереннее и спокойнее.
Объект конфликта определить бывает непросто. Вернемся к нарушению дисциплины на уроке. В этом случае учитель и школьник имеют разные объекты конфликтной ! ситуации. Для учителя объект - дисциплина в классе, для ученика - стремление к самоутверждению. Улаживание Конфликта может начаться с объединения объектов: для го, чтобы поддержать хорошую дисциплину в классе, | учитель поручает подростку интересное дело, выполняя
57
которое подросток может удовлетворить свою потребность в самоутверждении.
Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не «перетекал» в личностную. Проще говоря, не переходите «на личности».
Нельзя говорить:
«Ты грубый и невоспитанный! По русскому языку ты получаешь одни двойки! Лентяй! Не можешь заставить себя выучить домашнее задание! А еще разговариваешь, когда надо сидеть и слушать, хотя бы на уроке!»
Нужно говорить:
«Давай вместе подумаем,
почему у тебя проблемы с
русским языком?» «Тебе
неинтересно или ты что-то
не понял?» «Тебе нужна
помощь?»
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (стадия I), реализация (стадия II), затухания (стадия III) (см. рис. 4).
Уровень напряженности
Время
Рис. 4. Динамика конфликта.
Помните, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации вы можете на стадии ее возникновения (стадии I). Один их эффективных способов «блокировки» конфликта - переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно деятельную. Например, в тот момент, когда вы заметили, что нарастает напряженность между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение. Лучше, чтобы это был физический труд (уборка классной комнаты, чистка снега и т.п.) Тогда, «отрицательная энергия» будет потрачена и не вызовет конфликта.
58
Но если конфликт все же разгорелся (стадия II), то подавить его уже не удается: страсти бушуют, участники воз-
, буждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».
Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затуханш (стадия III). Помните, что воспитательная коррекция эффек тивна именно на данной стадии, когда произошла разрядка \ участники «выплеснули» свои эмоции. У них возникают чув
; ства вины, сожаления и даже раскаяния '. На этой стадии мо жно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранят] причины конфликтов. В этот период участники, как правило
| готовы к позитивным изменениям и хотят стать лучше.
4.3- Игровые методы разрешения конфликтов
Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может на I править свою активность либо на то, чтобы лучше понят [• своего собеседника, либо на регуляцию собственного пси
хологического состояния - чтобы предотвратить конфлик Вили его погасить.
В первом случае разрешить конфликтную ситуацш I можно, установив взаимопонимание между людьми, устрг .;■ нив различные недоразумения, недомолвки. Проблема пс Ё нимания другого человека (ученика, коллеги по работ*
супруга или собственного ребенка) очень сложна. Останс ■вимся на ней поподробнее.
Человек существует в двух «измерениях»: своем вну ■реннем мире и во взаимодействиях с другими людьми. Эт \ сферы человеческого бытия психологически принципиальн ■различны. Все, что происходит в сфере личного я, есть неп< ■средственная, близкая и очевидная реальность для человек
он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п. «Я» другого человека в известной степени закрыто ■выступает некой загадкой, которую необходимо отгадат Г Чувства, мысли, переживания, желания и стремления друг
го не представлены непосредственно, в каких-то видимь ■-«формах», о них можно только догадываться - по повед I нию, словесным и символьным средствам выражения.
Мы основываемся на фактах, полученных в исследованиях американа го психолога Л. Уолтера.
Выйти за границы своего «я» и приблизиться к внутреннему «я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.
Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов психологического анализа строится во взаимодействие с человеком.
В нашей книге на основе метода интроспекции разработаны упражнения № 5 «Мария Ивановна», № 36 «Поставь себя на место другого».
Метод интроспекции довольно эффективен. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если вы перенесли свое субъективное видение на другого человека и как бы заменили его психику своей, не оставив себе возможности отказаться от принятой схемы, то вы можете построить неправильный образ человека и между вами возникнет непонимание. Наш совет: когда вы ставите себя на место другого, проверяйте ваши схемы, сопоставляйте действия и поведение человека с вашим представлением о нем. Изменяйте ваши представления при несоответствии.
Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. Как мы могли заметить, к типу «художников» -людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Для них более эффективными будут упражнения № 13 «Ритм», №14 «Резервуар», №38 «Монолог с двойником», №74 «Первая фраза».
Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации. Действительно, человек часто не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, осно-
60
вываясь на мыслительных схемах. Но жизнь затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующие рассуждения «от головы» - ошибочными.
Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуа-1ции, в которой находится собеседник. Школьные учителя математики часто относятся к типу «мыслителей». Заметим, что метод логического анализа положен в основу упражнений № 40 «Равенство», № 41 «Взаимодействие». Полистайте дальше эту подглавку. Здесь представлено упражнение № 51 «Переключись на собеседника», в основу которого также положен метод логического анализа.
Во втором случае учитель старается сохранить внутренне спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из партнеров по збщению сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой лишается возможности начать конфликт дли дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухнет, а потенциально конфликтные отношения нормализуются. Любопытно, что данный метод нейтрализации конфликта известен с цревних времен и оформлен в русских народных сказках. вспомните, например, сказку «Волшебная водица»: ссоры лежду мужем и женой прекратились, как только жена перестала отвечать на раздраженные реплики мужа, каждый раз тбирая в рот «волшебной водицы».
На автокоррекцию собственных психологических состояний и сложных, напряженных и конфликтных ситуациях направлены упражнения № 2 «Пресс», № 3 «Дерево», № 6 «Логово» № 7 «Руки», № 8 «Настроение», № 9 «Пословицы», № 25 «Перед сложным разговором», № 52 «Мудрец».
Предупредить конфликтные взаимодействия можно с юмощью упражнений, представленных в этой подглавке: V» 45 «Равновесие», № 46 «Контексты», № 47 «Модальность», № 48 «Терапия общения», № 49 «Остановите моно-чог, организуйте диалог», № 50 «Организация».
61
11:11! I
Упражнение № 45. «Равновесие»
До сих пор наши рекомендации были направлены главным образом на то, чтобы помочь вам дипломатично улаживать конфликтные ситуации, «сглаживать» углы, снимать напряжение. Но не всегда в жизни и на работе надо идти на компромиссы и смягчение острых проблем. Нередко возникают обстоятельства и ситуации, в которых вы должны достичь своей цели, убедить собеседника в своей правоте, добиться того, чтобы приняли вашу точку зрения.
Как сделать так, чтобы сложный разговор с учеником, его родителями, коллегой по работе или администрацией школы не закончился конфликтом и в то же время победа была за вами? Ведь по сути дела, конфликт - это поражение, а ваша задача состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие и в то же время добиться согласия с вашей позицией.
Опишем психотехническую сторону такого разговора. Ваша беседа должна быть «хождением по канату» и удерживание на нем равновесия. Наклон в одну сторону - конфликт, крен в другую - мирное, но нее конструктивное решение проблемы.
Смело и уверено ведите разговор - «идите по канату!» Уступая своему собеседнику в деталях, не уступайте ему в главном. Проявляйте дипломатичность в тех моментах беседы, которые касаются ваших с ним взаимоотношений, но будьте «тверды как скала» в том, что затрагивает главный предмет разговора. Узнайте аргументы, пожелания вашего партнера по общению и только после этого раскрывайте «чемодан» с собственными предложениями.
Например, вы ведете деловые переговоры с завучем и директором школы и хотите получить разрешение на преподавание нового предмета по экспериментальной программе. Для этого нужно выделить дополнительное учебное время, закупить пособия, наглядные материалы, размножить, экспериментальный учебник для каждого ученика, апробировать программу нового курса, увеличить время урока, запланировать серии экскурсий и т.п. Допустим также, что у администрации школы есть свои резоны сдерживать вашу активность (неуверенность в том, что новый курс будет понятен детям, опасения, что он вызовет отсев слабых и т.д.).
62
Если вы будете излишне жестко, напористо и прямолинейно отстаивать свои позиции, может возникнуть конфликт и вы не добьетесь успеха. И, наоборот, если вы во §всем станете уступать, лавировать идти на компромиссы, то, возможно, вы получите разрешение на введение нового школьного предмета, но вам придется сделать столько уступок, что не будет смысла и начинать эту работу.
Стратегия делового разговора здесь - «хождение по канату», балансирование на одной линии разговора, ведущей к цели: не допустить обострения беседы и в то же время добиваться признания своей позиции.
Мы сознательно не рассказываем здесь о деталях разговора, ведущегося по методике «Равновесие». Каждый раз ры будете оказываться в различных ситуациях и учесть все .возникающие условия просто невозможно. Выше мы писали и еще раз подчеркиваем, что для успеха деятельности не-Сважно точно и в деталях знать, что делать, важно правильно ^подобрать внутреннее состояние и овладеть им, а затем уже фразы, действия и форму поведения вы будете использовать кто ситуации». Важно выбрать правильный образ, который будет эффективно регулировать вашу деятельность и прочено удерживать этот образ в своем сознании. В данном случае образ «хождения по канату» и фиксации равновесия всегда поможет вам отстоять собственную точку зрения в ^•-сложной остро проблемной ситуации.
Упражнение № 46. «Контексты»
Наше общение осуществляется с помощью слов, мими-кки и пантомимики, психоэнергетического воздействия. Примем, информация, которая передается по несловесным кана-|Лам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами |слова. Поэтому, если вы, как учитель, говорите своим вос-[питанникам необходимые и в целом правильные слова о том, что надо хорошо учиться и быть дисциплинированны-■ш, но через несловесные средства передаете им эмоцио-|нально-отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, ВОтстраненность), то ребята не услышат ваших слов, но сразу ;оке почувствуют ваше отношение к ним. Они мгновенно раймут «оборону перед боем». Именно так часто и начинается конфликт между учителем и учениками.
63
Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект, если они сказаны откровенно, если учитель искренне озабочен учебой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их проступки.
Следовательно, ваше словесное поведение может осуществляться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но ваш несловесный «язык» должен строиться только на одной эмоционально теплой ноте - открытости.
Станьте перед зеркалом. Проиграйте сценку, в которой вы хвалите ученика. Скажите несколько фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на свои интонации.
А теперь проиграйте сценку, в которой выразите порицание. Произнесите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.
Задумайтесь: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношение с учениками? Напряженность часто несут не ваши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация.
Меняйте контексты! Откажитесь от эмоционально-отрицательных несловесных средств общения со школьниками.
Упражнение № 47. «Модальность»
Попробуйте на минутку почувствовать себя подростком мили старшеклассником. Что они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!» Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право....», «Тебе интересно...»
А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...»
64
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), - в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них - одни запреты, а взрослые - «могут все», у них - полная свобода действий.
Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимодействие со взрослыми и в ряде случаев становится причиной конфликтов. Нельзя забывать о том, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Давайте потренируемся!
Типичная фраза:
«Ты должен хорошо !, учиться!»
«Ты должен думать о будущем!»
«Ты должен уважать старших!»
I «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
Лучше сказать:
«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться».
«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию думаешь выбрать?»
«Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека».
«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться».
А теперь поупражняйтесь самостоятельно! Слева даны типичные фразы, которые учителя и роди-рели часто говорят подросткам и юношам. Справа напиши-Ке другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
«Мы в твои годы жили гораздо хуже! Ты должен ценить заботу старших.»
65
«Сколько можно бездельничать!
Ты должен, наконец, заняться учебой!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
Упражнение 48. «Терапия общения»
Вы успели заметить, что большинство примеров, описанных нами, касаются взаимоотношений с подростком. Это не случайно. Именно с ребятами 10-13 лет начинаются серьезные проблемы. Послушный, дисциплинированный ученик начальных классов вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка.
Как «погасить» возбужденного ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним?
Предлагаем эффективный прием. Известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков усиливается потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем, предметом разговора часто выступает их собственное Я: как Я отношусь к тому или иному человеку, какой Я - сильный или слабый, как Я выгляжу и т.п. Рождается личность подростка, его индивидуальность. Он еще и сам не знает: какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологических костюмов». Молодой человек примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему комфортнее, что ему больше всего подходит.
Не обвиняйте подростка в эгоизме! Помогите ему идти сложным путем самоопределения и вы увидите, как назревавший между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием.
Заведите правило разговаривать с трудными подростками. Ваша беседа может длиться 40-50 минут. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности.
66
Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не «учите жизни», обращайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо станут эффективными психотерапевтическими средствами для вашего воспитанника. Уже через ме-сяц-полтора вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, начнет лучше учиться.
Упражнение № 49. «Остановите монолог, организуйте диалог»
В московской школе нам пришлось наблюдать такую сцену. Молодая учительница решила провести классный час со своими ребятами, желая осуществить идеи педагогики сотрудничества. В течение урока она многократно повторя-
»'ла фразы: «Давайте вместе подумаем...», «Давайте обсудим», «Давайте сделаем сообща...», «Что вам интересно?» При этом, однако, она говорила без пауз, ведя непрерывный монолог и не давая ребятам возможности поддержать бесе-
вгу: ответить на вопросы, рассказать о своих интересах. По существу, новую форму общения с классом, учительница пыталась осуществить только на словах, а поведение осталось прежним: она все время говорила, а класс молчал.
Многие конфликты между учителями и учениками начинаются с того, что ребята не могут участвовать в равноправном диалоге. Энергия и активность подростков и юношей остается невостребованной и в какие-то моменты прорывается наружу. «Вулкан» бушующих чувств, мыслей и эмоций неожиданно начинает действовать: ученик пререкается на уроке, он упрям, агрессивен и легко вступает в конфликт. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для общения нет, подросток захватывает «коммуникативный плацдарм», как умеет: грубит, отказывается
>: подчиниться, нарушает дисциплину.
Как организовать диалог с учениками? Чтобы между вами и школьниками возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:
! 1.Если вы задаете вопрос, подождите, когда ваш собеседник
I ответит на него.
2. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением учеников.
67
З.Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов учениками.
4.Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство».
5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
6.Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!»
Упражнение № 50. «Организация»
Мы редко задумываемся об организационных условиях обучения в школе, однако они имеют большое значение. Посмотрим, например, как размещены столы и стулья в пространстве класса (см. рис. 5 а, б)
Стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты закрепляет директивную, воздействующую позицию учителя. Столы учеников поставлены в несколько рядов и производят впечатление «Общей массы». В классе ученик чувствует себя внутри коллектива, его маленькой частицей. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» приводят к напряженному состоянию.
00
Стол | |||||
учителя | |||||
1—1 1—| | 1—1 | аз | ш аз | И СП | аз |
сп аз | сз | аз | I—1 | аз | аз |
аз аз | сз | аз | аз | аз | 133 |
аз аз | аз | 133 | аз | аз | 133 |
аз аз | аз | сз | аз | I—1 | 133 |
пп
133
а) б) в)
Рис. 5. Формы организации пространства в классе.
Давайте подумаем вместе: всегда ли хорошо то, что привычно? А если поменять традиционную организацию пространства в классе и сделать ее более демократичной? Например, как показано на рисунке 5(в)? Что изменилось? На этом рисунке позиция учителя не противопоставлена классу. Он становится ведущим и одновременно «одним из всех». Как вы думаете, какие уроки можно вести, организовав пространство таким образом?
68
Упражнение № 51. «Переключись на собеседника»
Предлагаем вам описание поэтапной технологии переключения на собеседника, основанной на методе логического анализа.
1 шаг. Укрепите в себе положительное отношение к че-I довеку, которого вы хотите понять. Это делается для того,
чтобы раздражение и неприязнь, которые вы можете испытывать к нему, не исказили вашего понимания. Выполните одно из упражнений: № 2 «Внутренний луч», № 4 «Книга», № 16 «Дыхание».
2 шаг. Опишите в своем воображении ситуацию, в которой оказался интересующий вас человек.
3 шаг. Ответьте на вопросы: Что он делает? Почему он это делает? Зачем (с какой целью) он это делает?
4 шаг. Какие пожелания и потребности человек стремится удовлетворить с помощью своих действий?
5 шаг. Каким образом надо строить общение или взаимодействие с человеком, чтобы учесть его и свои цели и не вызвать конфликта? От чего он мог бы отказаться? От чего могли бы отказаться вы?
Такая рациональная «проработка» проблемной или 5 конфликтной ситуации поможет лучше понять собеседника, ученика, коллегу по работе.
Приведем пример из нашей консультационной практики. Ученик четвертого класса стал хуже учиться. На уроке он мог встать и выйти из класса, не объясняя своего поведения. Часто брал в школу игрушки. На уроке, даже во время опроса, мальчик играл. Ребята отвлекались, учительница расстраивалась. В школу вызывали родителей, но разговоры с ними не помогали. Назревал довольно болезненный 1 конфликт учительницы с ребенком и его родителями. Она ^жаловалась, что мальчик «специально срывает уроки», а ро-нители «отстранились от воспитания сына».
Познакомившись с ситуацией, психологи применили
метод логического анализа. К ребенку отнеслись «заочно»
положительно: приняли как абсолютную данность, что он
\ нарушает дисциплину и плохо учится не «специально», а по
Вакой-то причине, возможно, от него не зависящей. Сам
■альчик «по природе» - хороший и умный.
Далее они стали анализировать ситуацию, в которой находился ученик. Его родители: отец - военный, мать -
69
II
т
библиотекарь. Мать любит сына, подчеркнуто бережно заботится о нем. Отношение отца к сыну долго оставалось непонятным. По некоторым фактам можно было судить о том, что мальчик боится папу, избегает его.
Чтобы ответить, почему ребенок так ведет себя в классе, надо было понять его отношения с отцом, прояснить общую семейную ситуацию. В беседах с родителями выявилось, что супруги находятся в длительном конфликте друг с другом, фактически они живут порознь и намерены развестись. Ребенок, конечно, не понимал взаимоотношений родителей, но чувствовал эмоциональный дискомфорт в семье. Неблагополучие, вызванное обстановкой в семье, не давало мальчику сосредоточиться в классе. Он терял внутреннюю стабильность, ощущал постоянную напряженность и чтобы хоть как-то восстановить психологическое равновесие, как к спасательному средству, прибегал к игре.
Ученик это делал не «специально», срабатывал механизм психологической защиты ', игра для ребенка была способом ухода от травмирующей ситуации на уроке.
Таким образом, при помощи логического анализа психологи поставили правильный диагноз. Психологическая коррекция была направлена на развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и на оптимизацию взаимоотношений его родителей.
Упражнение № 52. «Мудрец»
Безусловно, учитель должен быть хорошо знаком с рекомендациями психологов и уметь правильно их осуществлять в практической педагогической работе. Но прикладные разработки ученых не могут помочь во всех случаях, жизнь намного богаче и разнообразнее самой содержательной концепции.
Мы предполагаем, что наши советы помогут вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых найти очень трудно. Что делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета?
1 О механизме психологической защиты читайте в кн.: Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник для учителя. М., 1991 - с. 142-145.
70
Опыт показывает, что лучший советник для себя - вы сами, точнее, ваше подсознательное. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного внутреннего Я '.
Сядьте в удобное кресло. Выполните релаксационное
^упражнение № 1 «Внутренний луч». Затем представьте поляну, на ней - большой дуб. Под дубом сидит старый муд-
|рец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос. «Выслушайте» ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом - ответом, а можно организовать
.диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.
4.4. Посредничество учителя в конфликте
Вы познакомились с методами улучшения понимания друг друга в общении и взаимодействиях, с методами погашения и профилактики конфликта с помощью автокоррекции собственных психических состояний. Эти методы эффективны "'. тогда, когда учитель выступает одним из участников реаль-■ ной или потенциальной конфликтной ситуации. Но в своей ■■ педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший , между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества 2.
Посредническая роль отличается от роли судьи или арбитра. Их деятельность направлена на то, чтобы обосно-; ванно ответить на вопрос: кто прав и кто виноват. Посред-;' ник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улажи-свает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения |ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтраль-гным относительно объекта конфликта. Важно также сохранить спокойное, сбалансированное и доброжелательное настроение и не попасть под воздействие негативных эмоций участников.
1 См.: Рудестам Н. Групповая психотерапия. М., 1990.
2 В основу положены исследования Международного института обучения посреднической деятельности (США) и его директора Д. Дана.
71
г
II11/
Методика посредничества в конфликте состоит из четырех шагов.
1 шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров.
Помните при этом, что должны выполняться следующие условия:
а) разговор должен быть длительным (2-4 часа);
б) помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, случайные заглядывания и проч.);
в) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).
Когда вы договариваетесь о переговорах, для участников необходимо сформулировать два главных правила-запрета. Первое: если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!»
Второе: запрещается использовать «силовые приемы» (заставлять другого человека уступать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.
Конкретный пример из нашей консультационной практики.
В одной подмосковной школе в классе вспыхнули «мальчишечьи бои». Почти каждый день после уроков подростки собирались во дворе школы и под возгласы других школьников - зрителей, начинали «выяснять отношения». В результате дети возвращались домой из школы с синяками, в разорванной одежде, и родители приходили в школу с жалобами. Проблема неоднократно обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях, детей наказывали. Однако если вовремя начало конфликта не было замечено, он опять выливался в драку.
В чем причина? Попытки учителей уладить конфликт были неэффективны потому, что пытались устранить внешние формы проявления конфликта, но не снимали внутренней причины. Чтобы устранить скрытые пружины кон-
72
'фликтной ситуации, можно организовать переговоры конфликтующих подростков, в которых учитель выступит посредником. Вы можете предложить ребятам поиграть в игру : «Американский конгресс». Во время этой игры на заседании I «американского конгресса» улаживается «конфликт между ! разными американскими штатами». Подросткам будет ин-? тересно также поиграть в ООН, на заседании которого раз-; бирается конфликт, вспыхнувший «между двумя странами». Договаривайтесь с учениками о дне и времени перего-1 воров, находите свободное помещение, формулируйте для Них два правила-запрета. Эти правила можно написать на '-. плакате и повесить в комнате, в которой будут проходить переговоры.
2 шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале раз-■ говора важно его правильно «запустить». В нашем примере |,учитель выступает с «вводной речью». Он говорит пример-1но следующее: «Конфликты и столкновения возникают часто. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда 1не удается. Наша с вами задача заключается в том, чтобы . перевести возникшее противоречие в конструктивное русло. | Если мы сможем вместе найти пути улаживания конфликта, |мы станем более развитыми и творческими людьми, и будем I улаживать любые конфликты. Я уверен, что мы сможем найти правильное решение».
Установка, которую вы осуществляете на переговорах, : заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Ваши переговоры будут успешными в том случае, если ребята уйдут уверенные Г.в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.
И последнее. Знайте, что в предстоящих переговорах надо - избежать трех основных ошибок.
Первая ошибка. «Либо выиграешь, либо проиграешь» («Либо только я прав, а ты не прав; либо только ты прав, а , я не прав»). Иллюзия того, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая -всегда не права, мешает людям договориться. Действительно, никому не хочется признать себя неправым. Если вы
73
увидите, что взаимодействие между ребятами принимает направление «Я прав, ты не прав», объясните им, что здесь нет правых и виноватых. Каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других.
Вторая ошибка: «Ты - плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник - плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер. Например, от одного из своих воспитанников вы слышите такую реплику: «А Сережка сам во всем виноват! Он всегда первый начинает! Он - злой человек!» Эту фразу вы корректно парируете: «Давай не будем никого обвинять! Все люди имеют как хорошие, так и плохие черты характера, - и вы, и я! Давайте выработаем общее решение!»
Третья ошибка: «Камень преткновения». Возможно, в процессе переговоров выяснилось, что объект конфликта -довольно серьезное препятствие к достижению соглашения. Тогда у многих присутствующих может возникнуть ощущение, что необходимо либо терпеть, либо разорвать отношения.
Вернемся к нашему примеру. Допустим, вы столкнулись с таким случаем: один из подростков взял у другого велосипед без разрешения и, катаясь, сломал его. Сломанный велосипед и его обиженный владелец - это довольно сложное препятствие к улаживанию конфликта. Что делать? Попробуйте найти пути конструктивного решения вопроса. С одной стороны, вы можете предположить, что подросток хотел покататься, но не был уверен, что ему позволят это сделать. И тогда владелец велосипеда получит жизненный урок: быть добрым и идти навстречу желаниям товарищей - хорошо в нравственном отношении и «выгодно» в материальном. С другой стороны, можно отметить и то, что провинившийся не хотел ломать велосипед, он упал, врезавшись в дерево.
Если вы найдете подобные объяснения, то уменьшите напряжение разговора, тем самым поможете принять общее решение ребят: починить велосипед вместе. В результате будет не только отремонтирован велосипед, но и укреплена дружба в классе.
74
3 шаг: «Выговорись». На этом этапе перед участниками [конфликта и перед вами как посредником стоит задача: [выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Так, в |нашем примере такой объективной проблемой выступает [недоверие детей друг к другу, их неумение пойти навстречу [желаниям друг друга. Дайте подросткам выговориться, [полностью высказать свою позицию и выслушать позицию [другого. При формулировании проблемы учите детей быть ! доброжелательными друг к другу, показывайте, что надо
уважать достоинство друг друга.
4 шаг: «Соглашение». В разговоре наступает момент, [когда участники выговорились, «облегчили душу». Они [психологически готовы к примирению. Они успокаиваются, (снижается напряженность. Им самим надоело ссориться или |они просто устали. Но в любом случае наступает момент
для составления соглашения.
Приготовьте бумагу и ручки. Текст документа должен
[содержать решение переговоров и описание того, что, как и
' когда должны делать каждая из конфликтующих сторон для
осуществления принятия решения. Пусть каждый участник
напишет свой текст: чего он ждет от своих партнеров и что
|он мог бы сделать сам. Затем организуйте обсуждение, в
I котором тексты будут совмещены и возникает общий еди-
: ный текст. Полезно повесить соглашение в классе, чтобы все
его видели. Через некоторое время организуйте вторичное
обсуждение: как выполняется решение, сформулированное в
| соглашении.
Заканчивая описание методики посредничества в конфликте, позволим себе дать вам несколько полезных советов.
Совет первый: подготовьтесь к посреднической роли. Действительно, посредничество в нашей педагогической практике - дело непривычное. Чтобы поверить в эффектив-, ность предлагаемого метода, предварительно используйте его дома, если возникает конфликт. И только после того, ! как вы попробовали свои силы в посреднической деятельности и убедились в силе методики, начинайте работу со школьниками.
Совет второй: стимулируйте диалог. Если кто-то из I подростков замолчал, задайте ему нейтральный вопрос. Если разговор зашел в тупик, можете повторить одну из последних сказанных фраз: «Сережа, ты сказал, что...»
75
Совет третий: поддерживайте тенденцию к позитиву который начал проявляться в разговоре. Например, один их ваших воспитанников сказал: «Ладно, я понимаю Сережу он хотел просто покататься, а надо было попросит у Вадика, чтобы он разрешил...» Укрепите возникшее взаимопонимание, покажите ребятам способы, помогающие им лучше понять друг друга.
Совет четвертый: не принимайте решения сами, а только осторожно поддерживайте диалог. Выработка соглашения - задача, которую ребята должны решить самостоятельно.
Какие позитивные воспитательные результаты достигаются при использовании методики посредничества в конфликте? Во-первых, ваши воспитанники, да и вы сами, получили личный опыт разрешения конфликтной ситуации не с помощью наказаний, упреков и выговоров, а «мирным» путем. Во время беседы ребята смогут понять не только друг друга, но и вас, как учителя и как посредника. Они поймут, например, что вы заботитесь о них, что сложности в их отношениях вас беспокоят. Они смогут понять, наконец, что вы искренне хотите им помочь.
Во-вторых, ребята получат опыт участия в конфликте без взаимных упреков и угроз, без применения силовых приемов. Несомненно также, что умение анализировать собственную позицию и позицию оппонента пригодятся им в жизни.
В-третьих, как мы могли убедиться на собственном опыте, достаточно один-два раза разобрать школьный конфликт между детьми, как затем уже они сами, без вашего участия, смогут разобраться в своих делах, не прибегая к кулачному бою. Кроме того, класс, как правило, становится более дружным ■
Глава 5
игры - защпта от мАнипулировАния
Что такое педагогическое манипулирование? Не отве-|чая пока на этот вопрос, проанализируем несколько кон-: кретных ситуаций, взятых из школьной жизни.
Пример 1. Ученик седьмого класса демонстративно нагрубил учительнице.
Она сделала замечание. Подросток в ответ снова ос-
!корбил педагога. Обиженная учительница не нашлась, что
> ответить и пригрозила пожаловаться в милицию. Парень,
' чувствуя интерес всего класса, расхрабрился и крикнул: «Ну
и что мне будет?» Учительница ответила:
«Как что! Посадят в тюрьму за оскорбление личности!» Анализ ситуации. Безусловно, учительница должна бы-! ла прореагировать на оскорбление. Она могла сделать вид, |что не слышит и вообще не хочет разговаривать с учеником, ^выразить обиду или удалить его с урока. Наверное, она могла бы предпринять что-нибудь еще. Но чтобы эти действия были педагогически эффективны, они должны соответствовать ситуации и направляться на конкретного школьника - нарушителя дисциплины.
В нашем примере педагог воздействовал на подростка так, чтобы вызвать у него чувство страха. На короткий период ей это удалось: ученик замолчал и весь конец урока просидел, решая только одну проблему: посадят его в тюрьму или не посадят? После урока он обошел всех своих школьных друзей, зашел в кабинет к школьному психологу, ; обратился к родителям. И везде получил ответ: нет, не поса-|дят. Таким образом, избавившись от страха, он перестал верить учительнице.
Какая педагогическая ошибка была допущена в этом |с |\;<и' Преподавательница отнеслась к ученику отстранении. <\■■ (различно и формально, как к некой помехе. Для уст-■ ранения этой помехи, «выключения ее из урока», она ис-I пользовала первое подвернувшееся под руку средство, не задумываясь о возможных последствиях.
Пример 2. Одно из обязательных требований в начальных классах - аккуратность. Учитель строго следит за тем, чтобы дети чисто и красиво писали, правильно размещали
77
Дата: 2019-12-10, просмотров: 617.