Игровые методы разрешения конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния - чтобы предотвратить конфликт или его погасить.

В первом случае разрешить конфликтную ситуацию можно, установив взаимопонимание между людьми, устранив различные недоразумения, недомолвки.

Выйти за границы своего «я» и приблизиться к внут­реннему «я» другого не так-то просто. Существуют различ­ные способы, помогающие понять другого человека.

Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На осно­ве результатов психологического анализа строится во взаи­модействие с человеком.

Метод интроспекции довольно эффективен. Но возни­кает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если вы перенесли свое субъективное видение на другого человека и как бы замени­ли его психику своей, не оставив себе возможности отка­заться от принятой схемы, то вы можете построить непра­вильный образ человека и между вами возникнет непонима­ние. Наш совет: когда вы ставите себя на место другого, проверяйте ваши схемы, сопоставляйте действия и поведе­ние человека с вашим представлением о нем. Изменяйте ваши представления при несоответствии.

Метод эмпатии основан на технике вникания пере­живания другого человека. Если вы эмоциональны, склон­ны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. Метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему на­чальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации. Действитель­но, человек часто не верит своему чувству, начинает раз­мышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. Но жизнь затем показы­вает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующие рассуждения «от головы» - оши­бочными.

Метод логического анализа подходит для тех, кто ра­ционален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник.

 

 

Глава 4 МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

4.1. Конфликты в школе

{Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе - мотивационные конф­ликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-■ за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся рбез интереса, по принуждению. Имея в своей основе моти-,.вационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и |в конечном итоге между учителями и ребятами возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

Послушайте, например, о ком педагоги говорят в учи­тельских. Конечно, об учениках: «Они ничего не умеют и г ничего не понимают», «они не хотят учиться», «не слушают->: ся». Нетрудно догадаться, о ком говорят школьники - разу­меется, об учителях: их неумении и нежелании понять, не­справедливых оценках, неуважении к ученикам. Пришед­ший в школу психолог вынужден выслушивать жалобы с обеих сторон и, поверьте, часто ему трудно решить «кто -прав, а кто - виноват». Конечно, учителя устают, а ребята Не хотят учиться. Много усилий требует класс, в котором около или более 30 человек; можно понять также и тех, кто скучает на уроке. По существу мотивационные конфликты возникают потому, что в нашей школе учителя и ученики разобщены, противопоставлены, у них разные цели и разная направленность.

Во второй группе - конфликты, связанные с плохой ор-' ганизацией обучения в школе. Мы имеем в виду четыре кон­фликтных периода, через которые проходят ученики в про­цессе обучения в нашей школе. Представим себе, что школа - это «труба», в которую входит ученик I класса и из кото­рой выходит выпускник (см. рис 2.)

Начиная обучение, первоклассник переживает доволь-* но сложный и даже болезненный этап в своей жизни (1-ый конфликтный период): происходит смена его ведущей дея­тельности (с игровой на учебную), меняется его социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возни­кают новые для него требования и обязанности. В среднем

53

 

психологическая адаптация к школе может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.

Конфликтные периоды II               III

IV

 

I

 

I класс    II класс       III класс   IV класс

Классы

Рис 2. Организация обучения в школе.

Только ученик привыкает к своей новой роли, учителю, как наступает новый конфликтный период: он переходит в четвертый класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников. И если учитель начальных классов, как правило, опекает своих подопечных, помогает им и заботится о них, то учителя средних классов относятся к ребятам более строго и требовательно. Да и приспосо­биться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более слож­ные по сравнению с предметами начальной школы.

Следующий конфликтный период. В начале девятого класса возникает новая болезненная проблема: нужно ре­шить, что делать после девятого класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в десятом классе. Те, кто идут в техникумы и училища, часто переживают «комплекс неполноценности». Нередко ребята хотят идти в десятый класс, но получают в школе отказ из-за низкой успеваемости. И очень жаль, когда способный ученик вынужден идти в среднее специальное заведение из-за того, что ему необходимо как можно раньше начать ра­ботать, чтобы помочь семье. Таким образом, для многих молодых людей девятый класс становится чертой, за кото­рой они вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами.

54

И наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ■уз, начало личной и интимной жизни. К сожалению, обес­печивая базовое среднее образование, школа не готовит |ребят к вступлению во взрослую жизнь, к роли работника, |;студента, мужа, отца. Поэтому этот период часто бывает остро конфликтным: неудачи, срывы, проблемы.

Третья группа педагогических конфликтов — конфлик-пы взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей'и админист­рации школы (завучей, директоров). Эти конфликты проис­ходят по причине чаще субъективного характера, личност­ных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.

Наиболее распространены среди школьников конфлик-

|.ты лидерства, в которых отражается борьба 2-3 лидеров и

^их группировок за свое первенство в классе. В средних клас-

|сах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек.

|Может резко обозначиться конфликт 3-4 подростков с це-

пым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние

одного школьника и класса.

Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик», по­мимо мотивационных, могут вспыхнуть как конфликты нравственно-этического характера. Проводя консультаци­онную работу в школе, психолог сталкивается с тем обстоя­тельством, что учителя не придают должного значения этой хтороне их взаимодействия с ребятами: нарушают данное им слово, открывают ребячьи секреты. Многие подростки и старшие школьники высказывают учителю недоверие. Так, по нашим данным, только у 3-8% школьников бывают до­верительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.

!. Конфликты между учителями могут возникать по раз­личным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личного порядка. В большинстве школ, особенно городских, существует типичный конфликт между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензий учи­телей друг к другу кратко можно обозначить так. Учителя-предметники говорят о том, что дети, пришедшие к ним из третьих классов, недостаточно самостоятельны и привыкли

55

к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорят о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Учите­лей-предметников они упрекают в недостатке у них внима­ния и тепла к детям. По-видимому, этот конфликт обуслов­лен объективными причинами: отсутствием преемственнос­ти в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.

Во взаимодействиях «учитель - администрация школы» (завучи, директор) возникают конфликты, вызванные про­блемами власти и подчинения. В последнее время появляют­ся конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введения новшеств в школу).

...Итак, мы убедились, что школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами. Поэтому каждо­му учителю необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных спосо­бах разрешения.

4.2. Педагогический конфликт: структура, сфе­ра, динамика

Любой конфликт, в том числе и педагогический, имеет определенные структуру, сферу и динамику '.

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодей­ствий и объекта конфликта (см. рис. 3).

йнутренняя позиция

Внешняя позиция

Объект конфликта

Внешняя позиция

Внутренняя позиция

Рис. 3. Структура конфликтной ситуации.

Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно

См. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликта. - М., 1990; Бород-кин М., Буряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 1989; Ли-шин О. В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и пре­дупреждения. - М., 1986.

56

влияет на течение конфликтной ситуации, но находится как бы «за кадром» и часто не проговаривается в ходе кон­фликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

| Различать внутреннюю и внешнюю позицию участ­вующих в конфликте людей необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным - внутреннее, сущест­венное. Например, в вашем классе - трудный подросток. На уроках он ведет себя вызывающе, грубит, демонстративно непослушен, да и выглядит, на ваш взгляд, просто ужасно: гщинные волосы, разлохмаченная прическа, на лацканах пиджака приколота целая коллекция значков. Но если вы будете ориентироваться только на поведение подростка и на |го внешний облик, то напряжение в ваших взаимоотноше­ниях не только не уменьшится, но и обострится. Чем строже вы будете, тем более агрессивным будет школьник. Он нач­нет бунтовать и все сделает наоборот. Вы потребуете тиши­ны на уроке - он начнет громко говорить с соседом; вызове­те его к доске - он будет молчать или стоять с подчеркнуто независимым видом.

Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориен­тироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы. У большинства подростков 10-13 лет возникает «комплекс самоутверждения»: они стремятся быть взрослыми и требу­ют равенства в отношениях, они хотят выделиться и утвер­дить свое «Я». Если вы хотите помочь подростку, постарай­тесь подыскать, подсказать ему такой вид деятельности, в которой он сможет добиться успеха. Как только молодой ■человек проявит себя и получит призвание, он станет уве­реннее и спокойнее.

Объект конфликта определить бывает непросто. Вер­немся к нарушению дисциплины на уроке. В этом случае учитель и школьник имеют разные объекты конфликтной ! ситуации. Для учителя объект - дисциплина в классе, для ученика - стремление к самоутверждению. Улаживание Конфликта может начаться с объединения объектов: для го, чтобы поддержать хорошую дисциплину в классе, | учитель поручает подростку интересное дело, выполняя

57

которое подросток может удовлетворить свою потребность в самоутверждении.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не «перетекал» в личностную. Проще говоря, не переходите «на личности».

Нельзя говорить:

«Ты грубый и невоспитанный! По рус­скому языку ты получаешь одни двойки! Лентяй! Не можешь заставить себя вы­учить домашнее задание! А еще разгова­риваешь, когда надо сидеть и слушать, хотя бы на уроке!»

Нужно говорить:

«Давай вместе подумаем,

почему у тебя проблемы с

русским языком?» «Тебе

неинтересно или ты что-то

не понял?» «Тебе нужна

помощь?»

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (стадия I), реализация (стадия II), зату­хания (стадия III) (см. рис. 4).

Уровень напряженности

Время

Рис. 4. Динамика конфликта.

Помните, что успешно «блокировать» развитие кон­фликтной ситуации вы можете на стадии ее возникновения (стадии I). Один их эффективных способов «блокировки» конфликта - переведение его из плоскости коммуникатив­ных взаимодействий в плоскость предметно деятельную. Например, в тот момент, когда вы заметили, что нарастает напряженность между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение. Лучше, чтобы это был физический труд (уборка классной комнаты, чистка снега и т.п.) Тогда, «отрицательная энергия» будет потрачена и не вызовет конфликта.

58

Но если конфликт все же разгорелся (стадия II), то по­давить его уже не удается: страсти бушуют, участники воз-

, буждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затуханш (стадия III). Помните, что воспитательная коррекция эффек тивна именно на данной стадии, когда произошла разрядка \ участники «выплеснули» свои эмоции. У них возникают чув

; ства вины, сожаления и даже раскаяния '. На этой стадии мо жно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранят] причины конфликтов. В этот период участники, как правило

| готовы к позитивным изменениям и хотят стать лучше.

4.3- Игровые методы разрешения конфликтов

Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может на I править свою активность либо на то, чтобы лучше понят [• своего собеседника, либо на регуляцию собственного пси

хологического состояния - чтобы предотвратить конфлик Вили его погасить.

В первом случае разрешить конфликтную ситуацш I можно, установив взаимопонимание между людьми, устрг .;■ нив различные недоразумения, недомолвки. Проблема пс Ё нимания другого человека (ученика, коллеги по работ*

супруга или собственного ребенка) очень сложна. Останс ■вимся на ней поподробнее.

Человек существует в двух «измерениях»: своем вну ■реннем мире и во взаимодействиях с другими людьми. Эт \ сферы человеческого бытия психологически принципиальн ■различны. Все, что происходит в сфере личного я, есть неп< ■средственная, близкая и очевидная реальность для человек

он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п. «Я» другого человека в известной степени закрыто ■выступает некой загадкой, которую необходимо отгадат Г Чувства, мысли, переживания, желания и стремления друг

го не представлены непосредственно, в каких-то видимь ■-«формах», о них можно только догадываться - по повед I нию, словесным и символьным средствам выражения.

Мы основываемся на фактах, полученных в исследованиях американа го психолога Л. Уолтера.

Выйти за границы своего «я» и приблизиться к внут­реннему «я» другого не так-то просто. Существуют различ­ные способы, помогающие понять другого человека.

Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На осно­ве результатов психологического анализа строится во взаи­модействие с человеком.

В нашей книге на основе метода интроспекции разра­ботаны упражнения № 5 «Мария Ивановна», № 36 «Поставь себя на место другого».

Метод интроспекции довольно эффективен. Но возни­кает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если вы перенесли свое субъективное видение на другого человека и как бы замени­ли его психику своей, не оставив себе возможности отка­заться от принятой схемы, то вы можете построить непра­вильный образ человека и между вами возникнет непонима­ние. Наш совет: когда вы ставите себя на место другого, проверяйте ваши схемы, сопоставляйте действия и поведе­ние человека с вашим представлением о нем. Изменяйте ваши представления при несоответствии.

Метод эмпатии основан на технике вникания пере­живания другого человека. Если вы эмоциональны, склон­ны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. Как мы могли заметить, к типу «художников» -людей с эмоциональным складом психики, обычно отно­сятся словесники, учителя рисования и музыки. Для них более эффективными будут упражнения № 13 «Ритм», №14 «Резервуар», №38 «Монолог с двойником», №74 «Первая фраза».

Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему на­чальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации. Действитель­но, человек часто не верит своему чувству, начинает раз­мышлять, что-то додумывать и принимает решение, осно-

60

вываясь на мыслительных схемах. Но жизнь затем показы­вает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующие рассуждения «от головы» - оши­бочными.

Метод логического анализа подходит для тех, кто ра­ционален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуа-1ции, в которой находится собеседник. Школьные учителя математики часто относятся к типу «мыслителей». Заметим, что метод логического анализа положен в основу упражне­ний № 40 «Равенство», № 41 «Взаимодействие». Полистайте дальше эту подглавку. Здесь представлено упражнение № 51 «Переключись на собеседника», в основу которого также положен метод логического анализа.

Во втором случае учитель старается сохранить внут­ренне спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой кон­фликт. Опыт показывает, что если один из партнеров по збщению сохраняет сдержанность, равновесие и отстранен­ность, то другой лишается возможности начать конфликт дли дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухнет, а потенциаль­но конфликтные отношения нормализуются. Любопытно, что данный метод нейтрализации конфликта известен с цревних времен и оформлен в русских народных сказках. вспомните, например, сказку «Волшебная водица»: ссоры лежду мужем и женой прекратились, как только жена пере­стала отвечать на раздраженные реплики мужа, каждый раз тбирая в рот «волшебной водицы».

На автокоррекцию собственных психологических со­стояний и сложных, напряженных и конфликтных ситуа­циях направлены упражнения № 2 «Пресс», № 3 «Дерево», № 6 «Логово» № 7 «Руки», № 8 «Настроение», № 9 «По­словицы», № 25 «Перед сложным разговором», № 52 «Мудрец».

Предупредить конфликтные взаимодействия можно с юмощью упражнений, представленных в этой подглавке: V» 45 «Равновесие», № 46 «Контексты», № 47 «Модаль­ность», № 48 «Терапия общения», № 49 «Остановите моно-чог, организуйте диалог», № 50 «Организация».

61

 

11:11! I

 

Упражнение № 45. «Равновесие»

До сих пор наши рекомендации были направлены главным образом на то, чтобы помочь вам дипломатично улаживать конфликтные ситуации, «сглаживать» углы, сни­мать напряжение. Но не всегда в жизни и на работе надо идти на компромиссы и смягчение острых проблем. Нередко возникают обстоятельства и ситуации, в которых вы долж­ны достичь своей цели, убедить собеседника в своей право­те, добиться того, чтобы приняли вашу точку зрения.

Как сделать так, чтобы сложный разговор с учеником, его родителями, коллегой по работе или администрацией школы не закончился конфликтом и в то же время победа была за вами? Ведь по сути дела, конфликт - это поражение, а ваша задача состоит в том, чтобы организовать бескон­фликтное взаимодействие и в то же время добиться согласия с вашей позицией.

Опишем психотехническую сторону такого разговора. Ваша беседа должна быть «хождением по канату» и удержи­вание на нем равновесия. Наклон в одну сторону - конф­ликт, крен в другую - мирное, но нее конструктивное реше­ние проблемы.

Смело и уверено ведите разговор - «идите по канату!» Уступая своему собеседнику в деталях, не уступайте ему в главном. Проявляйте дипломатичность в тех моментах бе­седы, которые касаются ваших с ним взаимоотношений, но будьте «тверды как скала» в том, что затрагивает главный предмет разговора. Узнайте аргументы, пожелания вашего партнера по общению и только после этого раскрывайте «чемодан» с собственными предложениями.

Например, вы ведете деловые переговоры с завучем и директором школы и хотите получить разрешение на препо­давание нового предмета по экспериментальной программе. Для этого нужно выделить дополнительное учебное время, закупить пособия, наглядные материалы, размножить, экспе­риментальный учебник для каждого ученика, апробировать программу нового курса, увеличить время урока, запланиро­вать серии экскурсий и т.п. Допустим также, что у админист­рации школы есть свои резоны сдерживать вашу активность (неуверенность в том, что новый курс будет понятен детям, опасения, что он вызовет отсев слабых и т.д.).

62

Если вы будете излишне жестко, напористо и прямоли­нейно отстаивать свои позиции, может возникнуть кон­фликт и вы не добьетесь успеха. И, наоборот, если вы во §всем станете уступать, лавировать идти на компромиссы, то, возможно, вы получите разрешение на введение нового школьного предмета, но вам придется сделать столько усту­пок, что не будет смысла и начинать эту работу.

Стратегия делового разговора здесь - «хождение по канату», балансирование на одной линии разговора, веду­щей к цели: не допустить обострения беседы и в то же время добиваться признания своей позиции.

Мы сознательно не рассказываем здесь о деталях раз­говора, ведущегося по методике «Равновесие». Каждый раз ры будете оказываться в различных ситуациях и учесть все .возникающие условия просто невозможно. Выше мы писали и еще раз подчеркиваем, что для успеха деятельности не-Сважно точно и в деталях знать, что делать, важно правильно ^подобрать внутреннее состояние и овладеть им, а затем уже фразы, действия и форму поведения вы будете использовать кто ситуации». Важно выбрать правильный образ, который будет эффективно регулировать вашу деятельность и проч­ено удерживать этот образ в своем сознании. В данном слу­чае образ «хождения по канату» и фиксации равновесия всегда поможет вам отстоять собственную точку зрения в ^•-сложной остро проблемной ситуации.

Упражнение № 46. «Контексты»

Наше общение осуществляется с помощью слов, мими-кки и пантомимики, психоэнергетического воздействия. При­мем, информация, которая передается по несловесным кана-|Лам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами |слова. Поэтому, если вы, как учитель, говорите своим вос-[питанникам необходимые и в целом правильные слова о том, что надо хорошо учиться и быть дисциплинированны-■ш, но через несловесные средства передаете им эмоцио-|нально-отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, ВОтстраненность), то ребята не услышат ваших слов, но сразу ;оке почувствуют ваше отношение к ним. Они мгновенно раймут «оборону перед боем». Именно так часто и начина­ется конфликт между учителем и учениками.

63

 

Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприят­ные слова могут иметь воспитательный эффект, если они сказаны откровенно, если учитель искренне озабочен уче­бой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их проступки.

Следовательно, ваше словесное поведение может осу­ществляться в широком диапазоне: от симпатии и поощре­ний до порицаний и наказаний. Но ваш несловесный «язык» должен строиться только на одной эмоционально теплой ноте - открытости.

Станьте перед зеркалом. Проиграйте сценку, в которой вы хвалите ученика. Скажите несколько фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на свои интонации.

А теперь проиграйте сценку, в которой выразите пори­цание. Произнесите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.

Задумайтесь: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосоз­нанно, не имея перед собой цели обострить отношение с учениками? Напряженность часто несут не ваши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжа­тые руки, вибрирующая интонация.

Меняйте контексты! Откажитесь от эмоционально-отри­цательных несловесных средств общения со школьниками.

Упражнение № 47. «Модальность»

Попробуйте на минутку почувствовать себя подрост­ком мили старшеклассником. Что они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и родителей они слышат при­мерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты дол­жен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!» Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право....», «Тебе интересно...»

А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...»

64

Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к уче­нику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), - в модаль­ности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них - одни запреты, а взрослые - «могут все», у них - полная свобода действий.

Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимо­действие со взрослыми и в ряде случаев становится причи­ной конфликтов. Нельзя забывать о том, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состоя­ния, страх оказаться несостоятельным. Безусловно, модаль­ность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

Давайте потренируемся!

Типичная фраза:

«Ты должен хорошо !, учиться!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Ты должен уважать старших!»

I «Ты должен слушаться учителей и родителей!»

Лучше сказать:

«Я уверен, что ты можешь хо­рошо учиться».

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую про­фессию думаешь выбрать?»

«Ты знаешь: уважение к стар­шим - это элемент общей куль­туры человека».

«Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно при­слушаться».

А теперь поупражняйтесь самостоятельно! Слева даны типичные фразы, которые учителя и роди-рели часто говорят подросткам и юношам. Справа напиши-Ке другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении об­щего смысла высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже! Ты должен ценить заботу старших.»

65

«Сколько можно бездельничать!

Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»

Упражнение 48. «Терапия общения»

Вы успели заметить, что большинство примеров, описан­ных нами, касаются взаимоотношений с подростком. Это не случайно. Именно с ребятами 10-13 лет начинаются серьезные проблемы. Послушный, дисциплинированный ученик на­чальных классов вдруг превращается в неуправляемого, бун­тующего, всегда готового на резкость и грубость подростка.

Как «погасить» возбужденного ученика? Как успоко­ить и сбалансировать его психику? Как снять нарождаю­щийся конфликт во взаимоотношениях с ним?

Предлагаем эффективный прием. Известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков усиливается потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем, предметом разговора часто выступает их собствен­ное Я: как Я отношусь к тому или иному человеку, какой Я - сильный или слабый, как Я выгляжу и т.п. Рождается лич­ность подростка, его индивидуальность. Он еще и сам не знает: какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологичес­ких костюмов». Молодой человек примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему комфортнее, что ему больше всего подходит.

Не обвиняйте подростка в эгоизме! Помогите ему идти сложным путем самоопределения и вы увидите, как назре­вавший между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием.

Заведите правило разговаривать с трудными подрост­ками. Ваша беседа может длиться 40-50 минут. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности.

66

Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не «учите жизни», обращай­тесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо станут эффективными психотерапевтиче­скими средствами для вашего воспитанника. Уже через ме-сяц-полтора вы сможете заметить положительные измене­ния в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержан­нее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, начнет лучше учиться.

Упражнение № 49. «Остановите монолог, организуйте диалог»

В московской школе нам пришлось наблюдать такую сцену. Молодая учительница решила провести классный час со своими ребятами, желая осуществить идеи педагогики сотрудничества. В течение урока она многократно повторя-

»'ла фразы: «Давайте вместе подумаем...», «Давайте обсу­дим», «Давайте сделаем сообща...», «Что вам интересно?» При этом, однако, она говорила без пауз, ведя непрерывный монолог и не давая ребятам возможности поддержать бесе-

вгу: ответить на вопросы, рассказать о своих интересах. По существу, новую форму общения с классом, учительница пыталась осуществить только на словах, а поведение оста­лось прежним: она все время говорила, а класс молчал.

Многие конфликты между учителями и учениками на­чинаются с того, что ребята не могут участвовать в равно­правном диалоге. Энергия и активность подростков и юно­шей остается невостребованной и в какие-то моменты про­рывается наружу. «Вулкан» бушующих чувств, мыслей и эмоций неожиданно начинает действовать: ученик пререка­ется на уроке, он упрям, агрессивен и легко вступает в кон­фликт. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для общения нет, подросток захватывает «комму­никативный плацдарм», как умеет: грубит, отказывается

>: подчиниться, нарушает дисциплину.

Как организовать диалог с учениками? Чтобы между вами и школьниками возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:

! 1.Если вы задаете вопрос, подождите, когда ваш собеседник

I ответит на него.

2. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением учеников.

67

 

З.Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов учениками.

4.Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе за­хватывать все «коммуникативное пространство».

5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6.Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!»

Упражнение № 50. «Организация»

Мы редко задумываемся об организационных условиях обучения в школе, однако они имеют большое значение. Посмотрим, например, как размещены столы и стулья в пространстве класса (см. рис. 5 а, б)

Стол учителя стоит перед классом и как бы противо­поставлен ему. Такое организационное решение простран­ства классной комнаты закрепляет директивную, воздейст­вующую позицию учителя. Столы учеников поставлены в несколько рядов и производят впечатление «Общей массы». В классе ученик чувствует себя внутри коллектива, его ма­ленькой частицей. Поэтому вызов к доске и общение с учи­телем «один на один» приводят к напряженному состоянию.

00

Стол          
учителя          
1—1 1—| 1—1 аз ш аз И СП аз
сп аз сз аз I—1 аз аз
аз аз сз аз аз аз 133
аз аз аз 133 аз аз 133
аз аз аз сз аз I—1 133

пп

133

а)                       б)                               в)

Рис. 5. Формы организации пространства в классе.

Давайте подумаем вместе: всегда ли хорошо то, что привычно? А если поменять традиционную организацию пространства в классе и сделать ее более демократичной? Например, как показано на рисунке 5(в)? Что изменилось? На этом рисунке позиция учителя не противопоставлена классу. Он становится ведущим и одновременно «одним из всех». Как вы думаете, какие уроки можно вести, организо­вав пространство таким образом?

68

Упражнение № 51. «Переключись на собеседника»

Предлагаем вам описание поэтапной технологии пере­ключения на собеседника, основанной на методе логическо­го анализа.

1 шаг. Укрепите в себе положительное отношение к че-I довеку, которого вы хотите понять. Это делается для того,

чтобы раздражение и неприязнь, которые вы можете испы­тывать к нему, не исказили вашего понимания. Выполните одно из упражнений: № 2 «Внутренний луч», № 4 «Книга», № 16 «Дыхание».

2 шаг. Опишите в своем воображении ситуацию, в ко­торой оказался интересующий вас человек.

3 шаг. Ответьте на вопросы: Что он делает? Почему он это делает? Зачем (с какой целью) он это делает?

4 шаг. Какие пожелания и потребности человек стре­мится удовлетворить с помощью своих действий?

5 шаг. Каким образом надо строить общение или взаи­модействие с человеком, чтобы учесть его и свои цели и не вызвать конфликта? От чего он мог бы отказаться? От чего могли бы отказаться вы?

Такая рациональная «проработка» проблемной или 5 конфликтной ситуации поможет лучше понять собеседника, ученика, коллегу по работе.

Приведем пример из нашей консультационной практи­ки. Ученик четвертого класса стал хуже учиться. На уроке он мог встать и выйти из класса, не объясняя своего поведе­ния. Часто брал в школу игрушки. На уроке, даже во время опроса, мальчик играл. Ребята отвлекались, учительница расстраивалась. В школу вызывали родителей, но разгово­ры с ними не помогали. Назревал довольно болезненный 1 конфликт учительницы с ребенком и его родителями. Она ^жаловалась, что мальчик «специально срывает уроки», а ро-нители «отстранились от воспитания сына».

Познакомившись с ситуацией, психологи применили

метод логического анализа. К ребенку отнеслись «заочно»

положительно: приняли как абсолютную данность, что он

\ нарушает дисциплину и плохо учится не «специально», а по

Вакой-то причине, возможно, от него не зависящей. Сам

■альчик «по природе» - хороший и умный.

Далее они стали анализировать ситуацию, в которой находился ученик. Его родители: отец - военный, мать -

69

II

т

библиотекарь. Мать любит сына, подчеркнуто бережно заботится о нем. Отношение отца к сыну долго оставалось непонятным. По некоторым фактам можно было судить о том, что мальчик боится папу, избегает его.

Чтобы ответить, почему ребенок так ведет себя в клас­се, надо было понять его отношения с отцом, прояснить общую семейную ситуацию. В беседах с родителями выяви­лось, что супруги находятся в длительном конфликте друг с другом, фактически они живут порознь и намерены развес­тись. Ребенок, конечно, не понимал взаимоотношений ро­дителей, но чувствовал эмоциональный дискомфорт в семье. Неблагополучие, вызванное обстановкой в семье, не давало мальчику сосредоточиться в классе. Он терял внутреннюю стабильность, ощущал постоянную напряженность и чтобы хоть как-то восстановить психологическое равновесие, как к спасательному средству, прибегал к игре.

Ученик это делал не «специально», срабатывал меха­низм психологической защиты ', игра для ребенка была способом ухода от травмирующей ситуации на уроке.

Таким образом, при помощи логического анализа пси­хологи поставили правильный диагноз. Психологическая коррекция была направлена на развитие личности и эмо­ционально-волевой сферы ребенка, но и на оптимизацию взаимоотношений его родителей.

Упражнение № 52. «Мудрец»

Безусловно, учитель должен быть хорошо знаком с ре­комендациями психологов и уметь правильно их осуществ­лять в практической педагогической работе. Но прикладные разработки ученых не могут помочь во всех случаях, жизнь намного богаче и разнообразнее самой содержательной концепции.

Мы предполагаем, что наши советы помогут вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы можете столкнуться со сложными вопросами, решение ко­торых найти очень трудно. Что делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета?

1 О механизме психологической защиты читайте в кн.: Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник для учителя. М., 1991 - с. 142-145.

70

Опыт показывает, что лучший советник для себя - вы сами, точнее, ваше подсознательное. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного внутреннего Я '.

Сядьте в удобное кресло. Выполните релаксационное

^упражнение № 1 «Внутренний луч». Затем представьте по­ляну, на ней - большой дуб. Под дубом сидит старый муд-

|рец, который может ответить на любой вопрос. Сформули­руйте свой вопрос. «Выслушайте» ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом - ответом, а можно организовать

.диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.

4.4. Посредничество учителя в конфликте

Вы познакомились с методами улучшения понимания друг друга в общении и взаимодействиях, с методами пога­шения и профилактики конфликта с помощью автокоррекции собственных психических состояний. Эти методы эффективны "'. тогда, когда учитель выступает одним из участников реаль-■ ной или потенциальной конфликтной ситуации. Но в своей ■■ педагогической практике школьный учитель может столк­нуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший , между учениками, родителем и учеником, учителем и дирек­цией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества 2.

Посредническая роль отличается от роли судьи или ар­битра. Их деятельность направлена на то, чтобы обосно-; ванно ответить на вопрос: кто прав и кто виноват. Посред-;' ник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конст­руктивные элементы в общении и взаимодействиях, улажи-свает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения |ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтраль-гным относительно объекта конфликта. Важно также сохра­нить спокойное, сбалансированное и доброжелательное настроение и не попасть под воздействие негативных эмо­ций участников.

 

1 См.: Рудестам Н. Групповая психотерапия. М., 1990.

2 В основу положены исследования Международного института обучения посреднической деятельности (США) и его директора Д. Дана.

71

г

II11/

Методика посредничества в конфликте состоит из че­тырех шагов.

1 шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о вре­мени и месте переговоров.

Помните при этом, что должны выполняться следую­щие условия:

а) разговор должен быть длительным (2-4 часа);

б) помещение выбирается так, чтобы исключались раз­личные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, случайные заглядывания и проч.);

в) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спе­шил).

Когда вы договариваетесь о переговорах, для участни­ков необходимо сформулировать два главных правила-запрета. Первое: если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!»

Второе: запрещается использовать «силовые приемы» (заставлять другого человека уступать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

Конкретный пример из нашей консультационной прак­тики.

В одной подмосковной школе в классе вспыхнули «мальчишечьи бои». Почти каждый день после уроков под­ростки собирались во дворе школы и под возгласы других школьников - зрителей, начинали «выяснять отношения». В результате дети возвращались домой из школы с синяками, в разорванной одежде, и родители приходили в школу с жалобами. Проблема неоднократно обсуждалась на класс­ных часах с ребятами и на родительских собраниях, детей наказывали. Однако если вовремя начало конфликта не было замечено, он опять выливался в драку.

В чем причина? Попытки учителей уладить конфликт были неэффективны потому, что пытались устранить внеш­ние формы проявления конфликта, но не снимали внутрен­ней причины. Чтобы устранить скрытые пружины кон-

72

'фликтной ситуации, можно организовать переговоры кон­фликтующих подростков, в которых учитель выступит по­средником. Вы можете предложить ребятам поиграть в игру : «Американский конгресс». Во время этой игры на заседании I «американского конгресса» улаживается «конфликт между ! разными американскими штатами». Подросткам будет ин-? тересно также поиграть в ООН, на заседании которого раз-; бирается конфликт, вспыхнувший «между двумя странами». Договаривайтесь с учениками о дне и времени перего-1 воров, находите свободное помещение, формулируйте для Них два правила-запрета. Эти правила можно написать на '-. плакате и повесить в комнате, в которой будут проходить переговоры.

2 шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале раз-■ говора важно его правильно «запустить». В нашем примере |,учитель выступает с «вводной речью». Он говорит пример-1но следующее: «Конфликты и столкновения возникают час­то. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда 1не удается. Наша с вами задача заключается в том, чтобы . перевести возникшее противоречие в конструктивное русло. | Если мы сможем вместе найти пути улаживания конфликта, |мы станем более развитыми и творческими людьми, и будем I улаживать любые конфликты. Я уверен, что мы сможем найти правильное решение».

Установка, которую вы осуществляете на переговорах, : заключается в том, что вы не заставляете ни одного из уче­ников полностью отказаться от собственной позиции. Вме­сте с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Ваши переговоры будут успешными в том случае, если ребята уйдут уверенные Г.в том, что к мнению каждого из них прислушались при раз­работке общего соглашения.

И последнее. Знайте, что в предстоящих переговорах надо - избежать трех основных ошибок.

Первая ошибка. «Либо выиграешь, либо проиграешь» («Либо только я прав, а ты не прав; либо только ты прав, а , я не прав»). Иллюзия того, что только одна из конфлик­тующих сторон может быть права в конфликте, а другая -всегда не права, мешает людям договориться. Действитель­но, никому не хочется признать себя неправым. Если вы

73

увидите, что взаимодействие между ребятами принимает направление «Я прав, ты не прав», объясните им, что здесь нет правых и виноватых. Каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои же­лания, важно только добиваться этого так, чтобы учиты­вать цели и желания других.

Вторая ошибка: «Ты - плохой человек». Часто конфлик­ты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник - плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер. Например, от одного из своих воспитанников вы слышите такую реплику: «А Се­режка сам во всем виноват! Он всегда первый начинает! Он - злой человек!» Эту фразу вы корректно парируете: «Давай не будем никого обвинять! Все люди имеют как хорошие, так и плохие черты характера, - и вы, и я! Давайте вырабо­таем общее решение!»

Третья ошибка: «Камень преткновения». Возможно, в процессе переговоров выяснилось, что объект конфликта -довольно серьезное препятствие к достижению соглашения. Тогда у многих присутствующих может возникнуть ощуще­ние, что необходимо либо терпеть, либо разорвать отноше­ния.

Вернемся к нашему примеру. Допустим, вы столкнулись с таким случаем: один из подростков взял у другого велоси­пед без разрешения и, катаясь, сломал его. Сломанный вело­сипед и его обиженный владелец - это довольно сложное препятствие к улаживанию конфликта. Что делать? Попро­буйте найти пути конструктивного решения вопроса. С одной стороны, вы можете предположить, что подросток хотел по­кататься, но не был уверен, что ему позволят это сделать. И тогда владелец велосипеда получит жизненный урок: быть добрым и идти навстречу желаниям товарищей - хорошо в нравственном отношении и «выгодно» в материальном. С другой стороны, можно отметить и то, что провинившийся не хотел ломать велосипед, он упал, врезавшись в дерево.

Если вы найдете подобные объяснения, то уменьшите напряжение разговора, тем самым поможете принять общее решение ребят: починить велосипед вместе. В результате будет не только отремонтирован велосипед, но и укреплена дружба в классе.

74

3 шаг: «Выговорись». На этом этапе перед участниками [конфликта и перед вами как посредником стоит задача: [выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Так, в |нашем примере такой объективной проблемой выступает [недоверие детей друг к другу, их неумение пойти навстречу [желаниям друг друга. Дайте подросткам выговориться, [полностью высказать свою позицию и выслушать позицию [другого. При формулировании проблемы учите детей быть ! доброжелательными друг к другу, показывайте, что надо

уважать достоинство друг друга.

4 шаг: «Соглашение». В разговоре наступает момент, [когда участники выговорились, «облегчили душу». Они [психологически готовы к примирению. Они успокаиваются, (снижается напряженность. Им самим надоело ссориться или |они просто устали. Но в любом случае наступает момент

для составления соглашения.

Приготовьте бумагу и ручки. Текст документа должен

[содержать решение переговоров и описание того, что, как и

' когда должны делать каждая из конфликтующих сторон для

осуществления принятия решения. Пусть каждый участник

напишет свой текст: чего он ждет от своих партнеров и что

|он мог бы сделать сам. Затем организуйте обсуждение, в

I котором тексты будут совмещены и возникает общий еди-

: ный текст. Полезно повесить соглашение в классе, чтобы все

его видели. Через некоторое время организуйте вторичное

обсуждение: как выполняется решение, сформулированное в

| соглашении.

Заканчивая описание методики посредничества в кон­фликте, позволим себе дать вам несколько полезных советов.

Совет первый: подготовьтесь к посреднической роли. Действительно, посредничество в нашей педагогической практике - дело непривычное. Чтобы поверить в эффектив-, ность предлагаемого метода, предварительно используйте его дома, если возникает конфликт. И только после того, ! как вы попробовали свои силы в посреднической деятельно­сти и убедились в силе методики, начинайте работу со школьниками.

Совет второй: стимулируйте диалог. Если кто-то из I подростков замолчал, задайте ему нейтральный вопрос. Если разговор зашел в тупик, можете повторить одну из последних сказанных фраз: «Сережа, ты сказал, что...»

75

Совет третий: поддерживайте тенденцию к позитиву который начал проявляться в разговоре. Например, один их ваших воспитанников сказал: «Ладно, я понимаю Сережу он хотел просто покататься, а надо было попросит у Вади­ка, чтобы он разрешил...» Укрепите возникшее взаимопо­нимание, покажите ребятам способы, помогающие им луч­ше понять друг друга.

Совет четвертый: не принимайте решения сами, а только осторожно поддерживайте диалог. Выработка со­глашения - задача, которую ребята должны решить само­стоятельно.

Какие позитивные воспитательные результаты дости­гаются при использовании методики посредничества в кон­фликте? Во-первых, ваши воспитанники, да и вы сами, по­лучили личный опыт разрешения конфликтной ситуации не с помощью наказаний, упреков и выговоров, а «мирным» путем. Во время беседы ребята смогут понять не только друг друга, но и вас, как учителя и как посредника. Они поймут, например, что вы заботитесь о них, что сложности в их от­ношениях вас беспокоят. Они смогут понять, наконец, что вы искренне хотите им помочь.

Во-вторых, ребята получат опыт участия в конфликте без взаимных упреков и угроз, без применения силовых приемов. Несомненно также, что умение анализировать собственную позицию и позицию оппонента пригодятся им в жизни.

В-третьих, как мы могли убедиться на собственном опыте, достаточно один-два раза разобрать школьный кон­фликт между детьми, как затем уже они сами, без вашего участия, смогут разобраться в своих делах, не прибегая к кулачному бою. Кроме того, класс, как правило, становится более дружным ■

Глава 5

игры - защпта от мАнипулировАния

Что такое педагогическое манипулирование? Не отве-|чая пока на этот вопрос, проанализируем несколько кон-: кретных ситуаций, взятых из школьной жизни.

Пример 1. Ученик седьмого класса демонстративно на­грубил учительнице.

Она сделала замечание. Подросток в ответ снова ос-

!корбил педагога. Обиженная учительница не нашлась, что

> ответить и пригрозила пожаловаться в милицию. Парень,

' чувствуя интерес всего класса, расхрабрился и крикнул: «Ну

и что мне будет?» Учительница ответила:

«Как что! Посадят в тюрьму за оскорбление личности!» Анализ ситуации. Безусловно, учительница должна бы-! ла прореагировать на оскорбление. Она могла сделать вид, |что не слышит и вообще не хочет разговаривать с учеником, ^выразить обиду или удалить его с урока. Наверное, она могла бы предпринять что-нибудь еще. Но чтобы эти дейст­вия были педагогически эффективны, они должны соответ­ствовать ситуации и направляться на конкретного школь­ника - нарушителя дисциплины.

В нашем примере педагог воздействовал на подростка так, чтобы вызвать у него чувство страха. На короткий пе­риод ей это удалось: ученик замолчал и весь конец урока просидел, решая только одну проблему: посадят его в тюрьму или не посадят? После урока он обошел всех своих школьных друзей, зашел в кабинет к школьному психологу, ; обратился к родителям. И везде получил ответ: нет, не поса-|дят. Таким образом, избавившись от страха, он перестал верить учительнице.

Какая педагогическая ошибка была допущена в этом |с |\;<и' Преподавательница отнеслась к ученику отстранен­ии. <\■■ (различно и формально, как к некой помехе. Для уст-■ ранения этой помехи, «выключения ее из урока», она ис-I пользовала первое подвернувшееся под руку средство, не задумываясь о возможных последствиях.

Пример 2. Одно из обязательных требований в началь­ных классах - аккуратность. Учитель строго следит за тем, чтобы дети чисто и красиво писали, правильно размещали

77

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 617.