МЕТОД КОНГРУЭНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия "ребенок — взрослый" базируется на идеях принципах гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу Р. Дрейкурс). Метод был создан в работах Н. Ginott (1965, 1972) получил дальнейшее развитие в работах Т. Gordon (1975).

Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечений системы психологических условий позитивного личностного раз вития ребенка. Данная цель реализуется через систему задач включающих:

— установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе эмпатического принятия ребенка;

— формирование позитивного "образа Я" у ребенка, основан­ного на адекватном представлении о своих качествах и возможностях и самопринятии и признании самоценности;

— обеспечение ориентировки ребенка в чувствах, пережива­ниях, эмоциональных состояниях, более высокий уровень осозна­ния ребенком своих чувств и потребностей на основе отражения и вербализации в речи психолога чувств и переживаний ребенка;

— стимулирование и поддержка активности ребенка, направленной на исследование проблемных ситуаций и самостоятельно­го выбора пути их разрешения на основе кооперации и сотрудни­чества со взрослыми.

Принципы конгруэнтной коммуникации:

 1. любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного "образа Я", не ронять достоинства и самоуважения ребенка. 2. коммуникация должна строиться как коммуникация безоценочная, т.е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагноз, "навешивать ярлыки", делать негативные прогнозы на будущее раз­витие ребенка. Даже похвала в психокоррекиионной работе не должна содержать прямых оценок, а носить описательный харак­тер. Необходимо избегать в коммуникации высказываний, могущих стать помехой и препятствием для взаимопонимания и кооперации.

3. основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятель­ности ребенка.

4. взрослый в коммуникатив­ном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций. При этом взрослый должен избегать советов, готовых рецептов и рекомендаций, а стремиться к такой организации сотрудничества с ребенком, в котором последний мог бы с помощью взрослого на­метить возможные пути выхода из проблемной ситуации и само­стоятельно осуществить оптимальный выбор ее решения.

 

Реализация намеченных принципов требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического ("активно­го") слушания, техники использования "Я-высказываний" и тех­ники разрешения конфликтных ситуаций.

Техника эмпатического "активного" слушания (эмпатического принятия). 

Техника "активного слушания" составляет ядро психологической помощи ребенку в его личностном развитии, поскольку обеспечивает формирование у ребенка позиции доверия к миру, открытости и готовности к сотрудничеству с ним, а значит, открывает возможности для усво­ения культурно-исторического опыта в сотрудничестве со взрос­лым, создает условия для формирования базовых психологических структур личности путем интериоризации внешних форм обще­ния и деятельности. Препятствием для формирования такой позицииявляются неэффектив­ные способы коммуникации, типичные для взаимодействия и общения ребенка со взрослым в семье, детском саду, школе и оказывающие неблагоприятное влияние на развитие личности ре­бенка. Эти двенадцать типичных способов коммуникации можно разбить на четыре группы в зависимости от направленности речевого высказывания взрослого в коммуникации с ребенком: высказывания с целью воздействия на поведение ребенка; высказывания, направленные на оценку личности ребенка; высказывания ставящие целью интерпретацию поведения и личности ребенка, , высказывания, представляющие по сути уход от коммуникации ребенком. Рассмотрим эти способы коммуникации более подробно.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.