Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия "ребенок — взрослый" базируется на идеях принципах гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу Р. Дрейкурс). Метод был создан в работах Н. Ginott (1965, 1972) получил дальнейшее развитие в работах Т. Gordon (1975).
Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечений системы психологических условий позитивного личностного раз вития ребенка. Данная цель реализуется через систему задач включающих:
— установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе эмпатического принятия ребенка;
— формирование позитивного "образа Я" у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих качествах и возможностях и самопринятии и признании самоценности;
— обеспечение ориентировки ребенка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях, более высокий уровень осознания ребенком своих чувств и потребностей на основе отражения и вербализации в речи психолога чувств и переживаний ребенка;
— стимулирование и поддержка активности ребенка, направленной на исследование проблемных ситуаций и самостоятельного выбора пути их разрешения на основе кооперации и сотрудничества со взрослыми.
Принципы конгруэнтной коммуникации:
1. любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного "образа Я", не ронять достоинства и самоуважения ребенка. 2. коммуникация должна строиться как коммуникация безоценочная, т.е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагноз, "навешивать ярлыки", делать негативные прогнозы на будущее развитие ребенка. Даже похвала в психокоррекиионной работе не должна содержать прямых оценок, а носить описательный характер. Необходимо избегать в коммуникации высказываний, могущих стать помехой и препятствием для взаимопонимания и кооперации.
3. основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка.
4. взрослый в коммуникативном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций. При этом взрослый должен избегать советов, готовых рецептов и рекомендаций, а стремиться к такой организации сотрудничества с ребенком, в котором последний мог бы с помощью взрослого наметить возможные пути выхода из проблемной ситуации и самостоятельно осуществить оптимальный выбор ее решения.
Реализация намеченных принципов требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического ("активного") слушания, техники использования "Я-высказываний" и техники разрешения конфликтных ситуаций.
Техника эмпатического "активного" слушания (эмпатического принятия).
Техника "активного слушания" составляет ядро психологической помощи ребенку в его личностном развитии, поскольку обеспечивает формирование у ребенка позиции доверия к миру, открытости и готовности к сотрудничеству с ним, а значит, открывает возможности для усвоения культурно-исторического опыта в сотрудничестве со взрослым, создает условия для формирования базовых психологических структур личности путем интериоризации внешних форм общения и деятельности. Препятствием для формирования такой позицииявляются неэффективные способы коммуникации, типичные для взаимодействия и общения ребенка со взрослым в семье, детском саду, школе и оказывающие неблагоприятное влияние на развитие личности ребенка. Эти двенадцать типичных способов коммуникации можно разбить на четыре группы в зависимости от направленности речевого высказывания взрослого в коммуникации с ребенком: высказывания с целью воздействия на поведение ребенка; высказывания, направленные на оценку личности ребенка; высказывания ставящие целью интерпретацию поведения и личности ребенка, , высказывания, представляющие по сути уход от коммуникации ребенком. Рассмотрим эти способы коммуникации более подробно.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.