Этап формирования системы психотерапевтических отношений, начала изобразительной деятельности клиента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапевтического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе торой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.

Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального контакта, что является одним из факторов психологической защищенности клиен-и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями.

Следует, однако, подчеркнуть, что с учетом индивидуальных особенностей кли­ента, условий работы, а также стилевых отличий деятельности психотерапевта и его теоретических представлений, его действия и степень директивности и эмо­циональной поддержки клиента на данном этапе могут быть различны. Обычно когда речь идет о работе с клиента­ми с пограничными психическими расстройствами, предпочитают недирективный подход, предполагающий минимальную степень протекционизма в отношениях с клиентом и избегание вторжения в его изобразительную деятельность. Подобная позиция объясняется тем, что избыточный протекционизм и директивность со сто­роны психотерапевта приводят к блокированию способностей клиента к выраже­нию своих чувств и потребностей. Кроме того, чрезмерная поддержка клиента мо­жет вызвать у него негативную реакцию. Однако ориентация на нозологический диагноз при этом недостаточ­на, и необходимо прибегнуть к иной системе оценок, чтобы определить необходи­мый для клиента уровень директивности и эмоциональной поддержки. Фицдже­ральд, в частности, предлагает принять во внимание:

• степень нарушения социального и профессионального функционирования клиента;

• характер имеющихся у него поведенческих нарушений;

• способы его психологической защиты;

• выраженность интраспективных черт личности.

Все это позволяет преодолеть недоверие клиента и помогает ему справиться с имеющейся тревогой и перейти к изобразительной работе.

Во многих случаях, однако, психотерапевту приходится прилагать определен­ные усилия для того, чтобы вовлечь клиента в изобразительную работу. Он может, в частности, еще раз продемонстрировать имеющиеся в арт-терапевтическом ка­бинете изобразительные материалы. У многих клиентов на начальном этапе арт-терапевтического процесса имеется внутреннее сопротивление изобразительной деятельности. Тем не менее дополнительное разъяснение психотерапевтом особен­ностей художественной экспрессии в арт-терапии, ее отличий от профессиональ­ных или любительских занятий изобразительным творчеством, направленных на создание «эстетической продукции», и подчеркивание им допустимости любых форм экспрессивного, связанного с художественной деятельностью поведения, способно во многих случаях помочь клиенту справиться с этим внутренним сопротивлением.

Наблюдения за ходом сессий на начальном этапе арт-терапевтического процесса также свидетельствуют о том, что при переходе клиента к изобразительной работе очень часто имеет место непосредственное отреагирование им своих чувств, поотребностей и фантазий посредством различных манипуляций с изобразительными материалами и в его поведении. В своей изобразительной деятельности и поведении клиент может вновь и вновь переживать связанные с перенесенными им психическими травмами или имеющимися у него внутрипсихическими конфликтами разнообразные сложные чувства, не находя какой-либо возможности для их решения. Экспрессивное поведение клиента и его изобразительная деятельность при этом часто носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психотерапевта. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно «защищенным» и уверенным в своих илах, что вызывает у него сильную тревогу.

С учетом этого имеется необходимость в структурирующем воздействии на поведение и художественную экспрессию клиента со стороны психотерапевта, а также фасилитации выражения клиентом своих чувств и потребностей. Это достигается за счет «эмоционального присоединения» к клиенту, включения психотерапевта в изобразительный процесс и разные виды совместной с клиентом провой деятельности, когда он выступает главным образом в качестве «ведомого», а также за счет привлечения внимания клиента к изобразительной работе и случае необходимости оказания ему «технической» помощи. В тех же случаях, когда аффекты клиента «выплескиваются» в деструктивных реакциях или повторном отреагировании в хаотичном поведении связанных с пере­сенными психическими травмами или внутрипсихическими конфликтами переживаний, психотерапевт использует те или иные приемы «ограничения» клиента частности, путем напоминания ему об основных правилах поведения, ограничения формата бумаги или количества используемых клиентом материалов, задавая ему вопросы, направленные на выяснение мотивов и целей действий клиента).

Таким образом, основные задачи психотерапевта на данном этапе арт-терапев­тического процесса заключаются в следующем:

• в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психотера­певта, формулирования четких пространственно-временных границ арт-те-рапевтической работы;

• в структурировании и организации поведения и изобразительной деятель­ности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом изобразительных материалов и другими способами;

• в фасилитации эмоциональной экспрессии путем «присоединения» к нему в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;

• в установлении и усилении эмоционального резонанса (раппорта) и обме­не с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями.

Используя системные определения, можно считать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

• формирование системы психотерапевтических отношений, включающей в себя клиента, психотерапевта и изобразительные материалы/продукцию, с установлением между ними каналов двухстороннего энергоинформаци­онного обмена (что связано с формированием эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мысля­ми и фантазиями — как напрямую, так и посредством художественной экс­прессии);

• структурно-функциональная организация системы с укреплением ее внеш­них и внутренних границ и началом ее функционирования, направленного на достижение цели (что связано с поддержанием пространственно-времен­ных границ арт-терапевтической работы и правил поведения ее участников; структурированием поведения и изобразительной деятельности клиента; фасилитацией психотерапевтом его эмоциональной экспрессии; выдвиже­нием и проверкой правильности диагностических гипотез, а также посте­пенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом);

• формирование системы динамического равновесия, являющегося предпо­сылкой роста и развития системы и ее адаптации к изменяющимся внутрен­ним и внешним условиям и проявляющегося в наличии в ней определенно­го напряжения (что связано с установлением эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; расширением спектра разных форм психотерапевтического взаимодействия между ними и высокой степенью их взаимной открытости для исследования самых разных аспектов психиче­ской феноменологии и поведения и характерной для арт-терапии работы «посредством» сложных переживаний, а не «в обход» их, а также с методо­логической «воздержанностью» психотерапевта и недирективностью его позиции).

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента

Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапев­тических отношений, консолидацией личности клиента и его постепенным пере­ходом от хаотичного поведения и изобразительной деятельности к созданию бо­лее сложной изобразительной продукции с осознаванием ее психологического со­держания и связи со своим опытом и системой отношений.

Достигнутое на предыдущем этапе ощущение безопасности и доверия к пси­хотерапевту и структурирование его деятельности и поведения в рамках опреде­ленных правил и форм художественной экспрессии дает клиенту достаточную сво­боду самовыражения, благодаря чему он начинает более активно выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в изобразительной работе и общении с психотерапевтом. В процессе его изобразительной работы происходит актуализа­ция переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и теку­щего опыта клиента, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им ху­дожественной продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента порой весьма болезненной. Кроме того, углубление и развитие его отно­шений с психотерапевтом могут служить одним из факторов провокации таких связанных с переносом чувств, как, например, чувства гнева, вины, утраты и др. Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к пси­хотерапевту и возросшая структурированность поведения и художественной дея­тельности клиента являются факторами «удерживания» всех этих переживаний и предупреждения их «выплескивания» в импульсивных или хаотичных действиях. Кроме того, поскольку на данном этапе клиент переходит к созданию более слож­ных, так называемых символических образов, они также выступают в качестве од­ного из факторов «удерживания». «Удерживающая» функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком слож­ных и непонятных для клиента чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или вновь и вновь возвращаясь к одной и той же теме или изображению, он проецирует на них эти переживания, которые «накапливаются» в изобразительной продукции словно в «контейнере» и находятся в ней до тех пор, пока эти чувства не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в бо­лее сложную систему значений, отражающую внутренний мир клиента и систему отношений. Осознание содержания изобразительной продукции и ее связи с утренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря самостоятельной работе клиента с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенций психотерапевта, однако чаще всего это происходит благодаря интерпретации и вербальной обратной связи.

Используемые психотерапевтом на данном этапе арт-терапевтического процес-. приемы работы могут быть различными: разные виды обсуждений, направленные на «прояснение» скрытого смысла изобразительной продукции, а также высказываний и поведения клиента. Воздерживаясь, как правило, от собственных оценок, психотерапевт использует вопросы, метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно скрыть этот смысл. Некоторые вопросы могут быть направлены на «прояснение» смысла эмоциональных реакций или действий клиента, вызванных его взаимодействием с психотерапевтом, и осознание клиентом их связи с его отношениями с близкими ему людьми в прошлом и настоящем. Параллельно с этим психотерапевт внимательно анализирует свои собственные реакции и переживания, связанные с его отношениями с клиентом и его изобразительной продукцией, поскольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в клиенте изменений, а с другой стороны — отражать собственные эмоциональные проблемы психотерапевта.

На данном этапе работы могут также применяться различные виды игровой ятельности, художественные описания изобразительной продукции, движение и танец, работа с голосом, а также различные виды обсуждений.

В зависимости от особенностей клиента, конкретной ситуации и задач работы, также от своих теоретических предпочтений и опыта на данном этапе арт-терапевтического процесса психотерапевт может использовать иные формы интервенций и виды работы, в том числе убеждения, советы или рекомендации; коррекцию мыслительных процессов, помощь в преодолении клиентом чувств вины, стыда, поддержку более адаптивных защитных механизмов и способов поведения, помощь клиенту в установлении и регулировании его социальных связей.

Большинство арт-терапевтов, в особенности использующих недирективный подход, предпочитают не давать клиенту готовых «рецептов» для решения им своих проблем.

По мере происходящих в клиенте изменений и его конфронтации со сложны­ми переживаниями имеют место изменения в его отношениях с психотерапевтом. Они, в частности, становятся «ареной» проявления самых разных переживаний и фантазий клиента, как положительных, так и отрицательных. В то же время про­исходят их постепенная интеграция и осознание клиентом их связи не только с личностью психотерапевта, но и с различными событиями своей жизни и аспекта­ми своего социального и культурного опыта, что ведет к постепенному увеличе­нию межличностной дистанции между психотерапевтом и клиентом и достиже­нию последним большей самодостаточности. Этому во многом способствует изоб­разительная деятельность клиента, являющаяся одним из факторов укрепления его личных границ и развития его психологических защит.

Весьма важным показателем происходящих в клиенте изменений являются из­менения в фокусировке его внимания. Взаимоотношения с психотерапевтом, сохраняя свою значимость, нередко отступают на второй план. Обучаясь самосто­ятельно справляться с неприятными переживаниями и регулировать свое поведе­ние, клиент уже не в такой степени, как раньше, нуждается в поддерживающем, фасилитирующем и структурирующем воздействии со стороны психотерапевта. Все больше погружаясь в изобразительную работу и связанные с ней чувства, ассоци­ации и образы, клиент начинает больше фокусироваться на своем «Я» и внутрен­нем мире и более широкой системе отношений.

Данные изменения находят отражение в динамике изобразительной работы и характере создаваемых клиентом образов. Вовсе не обязательно, что его изобрази­тельная продукция приобретет более значительное эстетическое наполнение, хотя переживания клиентом «прекрасного» нередко имеют место и могут отражать оп­ределенный поворот в настроении клиента и его отношении к окружающему миру.

Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом.

Развивается способность клиента к различению и осознаванию особенностей создаваемой им художественной продукции, ее формы и содержания и уяснению ее связи с содержаниями своего внутреннего мира и системой отношений. Клиен­ты нередко способны при этом испытывать чувство глубокого внутреннего удов­летворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им «красивыми» или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть иногда немаловажно), а потому что они «открывают» для себя в их форме и содержании нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художе­ственной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.

Изобразительная продукция является для многих клиентов «воплощением» пережитого ими нового опыта и свидетельством открытых ими в себе новых воз­можностей. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения. Одной из примет происходящих в клиенте изменений является также более ча­стое использование им так называемых «символических образов».

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что на третьем этапе арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:

• исчезновение импульсивного, хаотичного поведения, связанного с «выплес­киванием» чувств, и переход клиента к изобразительной деятельности, свя­занной с созданием визуальных образов;

• развитие у клиента способности видеть заключенный в создаваемой им изо­бразительной продукции смысл и ее связь с содержанием своего внутрен­него мира и системой отношений;

• получение клиентом удовлетворения от изобразительной деятельности и создаваемых им художественных образов, а также от дальнейшего взаимо­действия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа;

 • в повышении самооценки клиента, развитии механизмов психологической защиты и новом восприятии им самого себя и собственных возможностей;

• в использовании им новых форм поведения, художественной практики и взаимоотношений с психотерапевтом и получении на основе всего этого но­вого опыта;

• в укреплении личных границ клиента и его относительном дистанцирова­нии от психотерапевта, что проявляется, в частности, в его меньшей фоку­сировке на психотерапевтических отношениях и в большей — на изобрази­тельной деятельности, себе и системе своих отношений;

• в усвоении им новой информации о себе и окружающем мире, в частности благодаря «деконструированию» используемых им ранее способов репре­зентации своего опыта и использованию новых.

Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапевтического процесса из­менения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмыслен­ности — к смыслу, от слабости — к силе; от фрагментированности — к интеграции; от дефицитарности — к полноте; от зависимости — к самодостаточности.

Основные же задачи психотерапевта на этом этапе работы заключаются в сле­дующем:

• в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности и четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения клиентом различных чувств, по­требностей и мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;

• в структурировании и организации в случае необходимости деятельности клиента и привлечении его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;

• в фасилитации эмоциональной экспрессии клиента;

• в активизации «диалога» с клиентом посредством использования разных видов интерпретации и вербальной обратной связи;

• в дальнейшем обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями;

• в предоставлении ему новой информации и «деконструировании» прежних форм репрезентации им своего опыта, а также в создании совместно с ним новых форм репрезентаций;

• в укреплении его личных границ и фокусировке его внимания на различ­ных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.

Используя системные определения, можно заключить, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

• развитие каналов энергоинформационной связи как между элементами си­стемы психотерапевтических отношений, так и системой — и внешним ми­ром (что связано с поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной свя­зи; предоставлением клиенту новой информации; «деконструированием» прежних форм репрезентации его опыта и создания новых, а также с его вза­имодействием с созданной им художественной продукцией и осознанием ее смысла);

• прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отноше ний (что связано с постепенным расширением диапазона экспрессивной; в том числе связанного с художественной деятельностью, поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом; с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и относительным дистанцированием от психотерапевта; развитием новых потребностей клиента и освоении им новых форм поведения);

• поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего е адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям (что связе но с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом психотерапевтом; высокой степенью их взаимной открытости для исследования разных аспектов психической феноменологии и поведения клиент; освоением клиентом новых форм поведения и развитием у него новых потребностей);

• достижение системой ее целей (что связано с получением определенно: психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционировав клиента).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 378.