Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапевтического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе торой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфликтов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.
Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального контакта, что является одним из факторов психологической защищенности клиен-и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями.
Следует, однако, подчеркнуть, что с учетом индивидуальных особенностей клиента, условий работы, а также стилевых отличий деятельности психотерапевта и его теоретических представлений, его действия и степень директивности и эмоциональной поддержки клиента на данном этапе могут быть различны. Обычно когда речь идет о работе с клиентами с пограничными психическими расстройствами, предпочитают недирективный подход, предполагающий минимальную степень протекционизма в отношениях с клиентом и избегание вторжения в его изобразительную деятельность. Подобная позиция объясняется тем, что избыточный протекционизм и директивность со стороны психотерапевта приводят к блокированию способностей клиента к выражению своих чувств и потребностей. Кроме того, чрезмерная поддержка клиента может вызвать у него негативную реакцию. Однако ориентация на нозологический диагноз при этом недостаточна, и необходимо прибегнуть к иной системе оценок, чтобы определить необходимый для клиента уровень директивности и эмоциональной поддержки. Фицджеральд, в частности, предлагает принять во внимание:
• степень нарушения социального и профессионального функционирования клиента;
• характер имеющихся у него поведенческих нарушений;
• способы его психологической защиты;
• выраженность интраспективных черт личности.
Все это позволяет преодолеть недоверие клиента и помогает ему справиться с имеющейся тревогой и перейти к изобразительной работе.
Во многих случаях, однако, психотерапевту приходится прилагать определенные усилия для того, чтобы вовлечь клиента в изобразительную работу. Он может, в частности, еще раз продемонстрировать имеющиеся в арт-терапевтическом кабинете изобразительные материалы. У многих клиентов на начальном этапе арт-терапевтического процесса имеется внутреннее сопротивление изобразительной деятельности. Тем не менее дополнительное разъяснение психотерапевтом особенностей художественной экспрессии в арт-терапии, ее отличий от профессиональных или любительских занятий изобразительным творчеством, направленных на создание «эстетической продукции», и подчеркивание им допустимости любых форм экспрессивного, связанного с художественной деятельностью поведения, способно во многих случаях помочь клиенту справиться с этим внутренним сопротивлением.
Наблюдения за ходом сессий на начальном этапе арт-терапевтического процесса также свидетельствуют о том, что при переходе клиента к изобразительной работе очень часто имеет место непосредственное отреагирование им своих чувств, поотребностей и фантазий посредством различных манипуляций с изобразительными материалами и в его поведении. В своей изобразительной деятельности и поведении клиент может вновь и вновь переживать связанные с перенесенными им психическими травмами или имеющимися у него внутрипсихическими конфликтами разнообразные сложные чувства, не находя какой-либо возможности для их решения. Экспрессивное поведение клиента и его изобразительная деятельность при этом часто носят хаотический или деструктивный характер, причем деструктивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психотерапевта. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами клиент часто еще не ощущает себя достаточно «защищенным» и уверенным в своих илах, что вызывает у него сильную тревогу.
С учетом этого имеется необходимость в структурирующем воздействии на поведение и художественную экспрессию клиента со стороны психотерапевта, а также фасилитации выражения клиентом своих чувств и потребностей. Это достигается за счет «эмоционального присоединения» к клиенту, включения психотерапевта в изобразительный процесс и разные виды совместной с клиентом провой деятельности, когда он выступает главным образом в качестве «ведомого», а также за счет привлечения внимания клиента к изобразительной работе и случае необходимости оказания ему «технической» помощи. В тех же случаях, когда аффекты клиента «выплескиваются» в деструктивных реакциях или повторном отреагировании в хаотичном поведении связанных с пересенными психическими травмами или внутрипсихическими конфликтами переживаний, психотерапевт использует те или иные приемы «ограничения» клиента частности, путем напоминания ему об основных правилах поведения, ограничения формата бумаги или количества используемых клиентом материалов, задавая ему вопросы, направленные на выяснение мотивов и целей действий клиента).
Таким образом, основные задачи психотерапевта на данном этапе арт-терапевтического процесса заключаются в следующем:
• в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психотерапевта, формулирования четких пространственно-временных границ арт-те-рапевтической работы;
• в структурировании и организации поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом изобразительных материалов и другими способами;
• в фасилитации эмоциональной экспрессии путем «присоединения» к нему в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
• в установлении и усилении эмоционального резонанса (раппорта) и обмене с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями.
Используя системные определения, можно считать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
• формирование системы психотерапевтических отношений, включающей в себя клиента, психотерапевта и изобразительные материалы/продукцию, с установлением между ними каналов двухстороннего энергоинформационного обмена (что связано с формированием эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями — как напрямую, так и посредством художественной экспрессии);
• структурно-функциональная организация системы с укреплением ее внешних и внутренних границ и началом ее функционирования, направленного на достижение цели (что связано с поддержанием пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и правил поведения ее участников; структурированием поведения и изобразительной деятельности клиента; фасилитацией психотерапевтом его эмоциональной экспрессии; выдвижением и проверкой правильности диагностических гипотез, а также постепенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом);
• формирование системы динамического равновесия, являющегося предпосылкой роста и развития системы и ее адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям и проявляющегося в наличии в ней определенного напряжения (что связано с установлением эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; расширением спектра разных форм психотерапевтического взаимодействия между ними и высокой степенью их взаимной открытости для исследования самых разных аспектов психической феноменологии и поведения и характерной для арт-терапии работы «посредством» сложных переживаний, а не «в обход» их, а также с методологической «воздержанностью» психотерапевта и недирективностью его позиции).
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапевтических отношений, консолидацией личности клиента и его постепенным переходом от хаотичного поведения и изобразительной деятельности к созданию более сложной изобразительной продукции с осознаванием ее психологического содержания и связи со своим опытом и системой отношений.
Достигнутое на предыдущем этапе ощущение безопасности и доверия к психотерапевту и структурирование его деятельности и поведения в рамках определенных правил и форм художественной экспрессии дает клиенту достаточную свободу самовыражения, благодаря чему он начинает более активно выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в изобразительной работе и общении с психотерапевтом. В процессе его изобразительной работы происходит актуализация переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и текущего опыта клиента, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента порой весьма болезненной. Кроме того, углубление и развитие его отношений с психотерапевтом могут служить одним из факторов провокации таких связанных с переносом чувств, как, например, чувства гнева, вины, утраты и др. Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психотерапевту и возросшая структурированность поведения и художественной деятельности клиента являются факторами «удерживания» всех этих переживаний и предупреждения их «выплескивания» в импульсивных или хаотичных действиях. Кроме того, поскольку на данном этапе клиент переходит к созданию более сложных, так называемых символических образов, они также выступают в качестве одного из факторов «удерживания». «Удерживающая» функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком сложных и непонятных для клиента чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или вновь и вновь возвращаясь к одной и той же теме или изображению, он проецирует на них эти переживания, которые «накапливаются» в изобразительной продукции словно в «контейнере» и находятся в ней до тех пор, пока эти чувства не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в более сложную систему значений, отражающую внутренний мир клиента и систему отношений. Осознание содержания изобразительной продукции и ее связи с утренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря самостоятельной работе клиента с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенций психотерапевта, однако чаще всего это происходит благодаря интерпретации и вербальной обратной связи.
Используемые психотерапевтом на данном этапе арт-терапевтического процес-. приемы работы могут быть различными: разные виды обсуждений, направленные на «прояснение» скрытого смысла изобразительной продукции, а также высказываний и поведения клиента. Воздерживаясь, как правило, от собственных оценок, психотерапевт использует вопросы, метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно скрыть этот смысл. Некоторые вопросы могут быть направлены на «прояснение» смысла эмоциональных реакций или действий клиента, вызванных его взаимодействием с психотерапевтом, и осознание клиентом их связи с его отношениями с близкими ему людьми в прошлом и настоящем. Параллельно с этим психотерапевт внимательно анализирует свои собственные реакции и переживания, связанные с его отношениями с клиентом и его изобразительной продукцией, поскольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в клиенте изменений, а с другой стороны — отражать собственные эмоциональные проблемы психотерапевта.
На данном этапе работы могут также применяться различные виды игровой ятельности, художественные описания изобразительной продукции, движение и танец, работа с голосом, а также различные виды обсуждений.
В зависимости от особенностей клиента, конкретной ситуации и задач работы, также от своих теоретических предпочтений и опыта на данном этапе арт-терапевтического процесса психотерапевт может использовать иные формы интервенций и виды работы, в том числе убеждения, советы или рекомендации; коррекцию мыслительных процессов, помощь в преодолении клиентом чувств вины, стыда, поддержку более адаптивных защитных механизмов и способов поведения, помощь клиенту в установлении и регулировании его социальных связей.
Большинство арт-терапевтов, в особенности использующих недирективный подход, предпочитают не давать клиенту готовых «рецептов» для решения им своих проблем.
По мере происходящих в клиенте изменений и его конфронтации со сложными переживаниями имеют место изменения в его отношениях с психотерапевтом. Они, в частности, становятся «ареной» проявления самых разных переживаний и фантазий клиента, как положительных, так и отрицательных. В то же время происходят их постепенная интеграция и осознание клиентом их связи не только с личностью психотерапевта, но и с различными событиями своей жизни и аспектами своего социального и культурного опыта, что ведет к постепенному увеличению межличностной дистанции между психотерапевтом и клиентом и достижению последним большей самодостаточности. Этому во многом способствует изобразительная деятельность клиента, являющаяся одним из факторов укрепления его личных границ и развития его психологических защит.
Весьма важным показателем происходящих в клиенте изменений являются изменения в фокусировке его внимания. Взаимоотношения с психотерапевтом, сохраняя свою значимость, нередко отступают на второй план. Обучаясь самостоятельно справляться с неприятными переживаниями и регулировать свое поведение, клиент уже не в такой степени, как раньше, нуждается в поддерживающем, фасилитирующем и структурирующем воздействии со стороны психотерапевта. Все больше погружаясь в изобразительную работу и связанные с ней чувства, ассоциации и образы, клиент начинает больше фокусироваться на своем «Я» и внутреннем мире и более широкой системе отношений.
Данные изменения находят отражение в динамике изобразительной работы и характере создаваемых клиентом образов. Вовсе не обязательно, что его изобразительная продукция приобретет более значительное эстетическое наполнение, хотя переживания клиентом «прекрасного» нередко имеют место и могут отражать определенный поворот в настроении клиента и его отношении к окружающему миру.
Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом.
Развивается способность клиента к различению и осознаванию особенностей создаваемой им художественной продукции, ее формы и содержания и уяснению ее связи с содержаниями своего внутреннего мира и системой отношений. Клиенты нередко способны при этом испытывать чувство глубокого внутреннего удовлетворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им «красивыми» или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть иногда немаловажно), а потому что они «открывают» для себя в их форме и содержании нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художественной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.
Изобразительная продукция является для многих клиентов «воплощением» пережитого ими нового опыта и свидетельством открытых ими в себе новых возможностей. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения. Одной из примет происходящих в клиенте изменений является также более частое использование им так называемых «символических образов».
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что на третьем этапе арт-терапевтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:
• исчезновение импульсивного, хаотичного поведения, связанного с «выплескиванием» чувств, и переход клиента к изобразительной деятельности, связанной с созданием визуальных образов;
• развитие у клиента способности видеть заключенный в создаваемой им изобразительной продукции смысл и ее связь с содержанием своего внутреннего мира и системой отношений;
• получение клиентом удовлетворения от изобразительной деятельности и создаваемых им художественных образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа;
• в повышении самооценки клиента, развитии механизмов психологической защиты и новом восприятии им самого себя и собственных возможностей;
• в использовании им новых форм поведения, художественной практики и взаимоотношений с психотерапевтом и получении на основе всего этого нового опыта;
• в укреплении личных границ клиента и его относительном дистанцировании от психотерапевта, что проявляется, в частности, в его меньшей фокусировке на психотерапевтических отношениях и в большей — на изобразительной деятельности, себе и системе своих отношений;
• в усвоении им новой информации о себе и окружающем мире, в частности благодаря «деконструированию» используемых им ранее способов репрезентации своего опыта и использованию новых.
Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапевтического процесса изменения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмысленности — к смыслу, от слабости — к силе; от фрагментированности — к интеграции; от дефицитарности — к полноте; от зависимости — к самодостаточности.
Основные же задачи психотерапевта на этом этапе работы заключаются в следующем:
• в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности и четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей и мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
• в структурировании и организации в случае необходимости деятельности клиента и привлечении его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;
• в фасилитации эмоциональной экспрессии клиента;
• в активизации «диалога» с клиентом посредством использования разных видов интерпретации и вербальной обратной связи;
• в дальнейшем обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями;
• в предоставлении ему новой информации и «деконструировании» прежних форм репрезентации им своего опыта, а также в создании совместно с ним новых форм репрезентаций;
• в укреплении его личных границ и фокусировке его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.
Используя системные определения, можно заключить, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
• развитие каналов энергоинформационной связи как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой — и внешним миром (что связано с поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; предоставлением клиенту новой информации; «деконструированием» прежних форм репрезентации его опыта и создания новых, а также с его взаимодействием с созданной им художественной продукцией и осознанием ее смысла);
• прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отноше ний (что связано с постепенным расширением диапазона экспрессивной; в том числе связанного с художественной деятельностью, поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом; с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и относительным дистанцированием от психотерапевта; развитием новых потребностей клиента и освоении им новых форм поведения);
• поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего е адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям (что связе но с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом психотерапевтом; высокой степенью их взаимной открытости для исследования разных аспектов психической феноменологии и поведения клиент; освоением клиентом новых форм поведения и развитием у него новых потребностей);
• достижение системой ее целей (что связано с получением определенно: психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционировав клиента).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 378.