Завершающий этап (терминация)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процес­сов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и в конечном итоге приводят к достижению определенных психотерапевтических эффектов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки резуль­татов психотерапии.

Терминация может быть как запланированной, так и вынужденной. Ее срок может специально оговариваться в психотерапевтическом контракте и опреде­ляться продолжительностью курса арт-терапии. В некоторых случаях, в особен­ности если речь идет о долговременной работе с неопределенными временными границами, срок терминации не оговаривается, но определяется по мере того, как специалист и клиент в процессе своей работы решают те или иные задачи. Вынуж­денная терминация может быть связана с различными факторами, такими как пе­реход психотерапевта на новое место работы или его переезд в другой город; его болезнь или смерть; болезнь самого клиента, возникновение у него финансовых затруднений или иных экстремальных ситуаций в его жизни и т. д. В некоторых случаях клиенты преждевременно завершают психотерапию в связи с тем, что проводимая с ними работа или поведение психотерапевта не соответствуют их ожиданиям или из-за возникновения у них сильных эмоциональных реакций на психотерапевта, которые не могут быть удержаны в границах психотерапевтиче­ских отношений.

Терминация может сопровождаться оживлением сильных чувств, включая чув­ства утраты, горя, страха, гнева и др., нередко отражающих пережитый клиентом опыт «расставаний», что требует их специальной «проработки». Необходимо так­же учесть, что сопровождающие терминацию сильные переживания характерны не только для клиента, но и для психотерапевта, что диктует необходимость в адек­ватном выражении и анализе им своих переживаний.

Основными задачами психотерапевта на завершающем этапе арт-терапевтиче-ского процесса являются:

• создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятель­ности;

• продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирова­ния от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки резуль­татов арт-терапии;

• фокусировка внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, не­обходимая для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;

• привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.

Терминационный этап арт-терапевтического процесса в целом имеет много об­щего с соответствующим этапом любой психотерапевтической работы. Вместе с тем ему присущи некоторые особенности, связанные с тем, что характерные для терминации переживания клиента выражаются им в значительной мере посред­ством изобразительной деятельности. Поскольку эти переживания достаточно сильны, взаимодействие клиента с изобразительными материалами и ранее со­зданной художественной продукцией может приобретать драматический оттенок. Нередки случаи деструктивных проявлений с попытками клиента уничтожить ранее созданные работы. На терминационном этапе подобные проявления могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Положительная роль де­структивных проявлений связана с тем, что они могут отражать интернализацию пережитого клиентом в арт-терапевтическом процессе опыта и преодоление им зависимости от внешних (связанных с этим опытом) объектов. Это может также отражать его решительное и окончательное дистанцирование от психотерапевта и психотерапевтического пространства.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-терапевтического процесса принципиально отличаются от тех деструктивных реакций, которые характерны для начала арт-терапии и связаны с «выплескиванием» чувств. В последи случае попытки клиента уничтожить созданную им работу свидетельствуют о е неспособности удерживать аффекты и принять их в себе.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-терапии отмечают не всегда. Чаще всего клиенты просто оставляют свои работы психотерапевту, теряя к ним интерес. Иногда при этом клиент может осознанно и. неосознанно делать это в надежде на новую встречу с психотерапевтом.

Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

• дальнейшее развитие каналов энергоинформационной связи как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой и внешним миром, с последующим разрушением (или значительным ослаб­лением) каналов энергоинформационной связи, связывающих клиента и психотерапевта (что обусловлено поддержанием высокого эмоционально­го резонанса и взаимным обменом клиента и психотерапевта чувствами, мыслями, потребностями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; получением клиентом всей новой информации; «деконструированием» прежних форм репрезентации его опыта и создани­ем новых; его взаимодействием с созданной им изобразительной продукци­ей и осознанием ее смысла и, наконец, с прекращением клиентом внешних отношений с психотерапевтом и их интериоризацией, благодаря чему пси­хотерапевт превращается в один из элементов «внутрипсихического про­странства» клиента — инструмент его психологического дискурса с самим собой);

• прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отноше­ний, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утра­ты системой ее прежних структурно-функциональных свойств (что связа­но с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механиз­мов его психологической защиты и растущим дистанцированием от психо­терапевта; развитием у него новых потребностей и форм поведения, а также интериоризацией им опыта арт-терапевтической работы);

• поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последу­ющим переживанием состояния «кризиса» и утратой равновесия (что свя­зано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом, высокой степенью их взаимной открытости для иссле­дования различных аспектов психической феноменологии и поведения клиента, освоением им новых форм поведения и развитием новых потреб­ностей с последующей утратой клиентом и психотерапевтом цели и смыс­ла дальнейшей арт-терапевтической работы);

• достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном измене­нии состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).

 

Выводы:

• Арт-терапевтический процесс представляет собой ряд закономерно сменя­ющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художе­ственной экспрессии и психотерапевтических отношений.

• Описание и изучение арт-терапевтического процесса требуют использова­ния различных теоретических моделей, позволяющих отразить самые раз­личные его аспекты, а также сохранение высокой степени открытости ис­следователя для того, чтобы учесть не только то, что происходит в самом «психотерапевтическом пространстве», но и за его пределами, и так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса.

• Использование эклектического и системного подходов к описанию арт-терапевтического процесса, дополняемых стратегией постмодернистского «деконструирования», открывает новые возможности для изучения ком­плекса самых разнообразных феноменов, проявляющихся на разных его этапах.

 

Формы групповой арт-терапии

Различные формы групповой арт-терапии широко используются в настоящее вре­мя, что связано с их «экономичностью», возможностью проведения работы со зна­чительно более широким, чем в индивидуальной арт-терапии, кругом клиентов, а также наличием целого ряда дополнительных, действующих лишь в условиях группы механизмов лечебно-коррекционных воздействий. Достоинства групповой арт-терапии:

• она развивает ценные социальные навыки;

• учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем;

• дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

•  позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окру­жающих;

• повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

• развивает навыки принятия решений.

Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она:

• предполагает особую, «демократичную» атмосферу, связанную с равенст­вом прав и ответственности участников группы, а также их меньшей зависи­мости от психотерапевта;

• в большинстве случаев требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам;

• характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобрази­тельной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом.

Все вышеперечисленные достоинства групповой арт-терапии свойственны так­же большинству форм вербальной групповой психотерапии. Основные же раз­личия между групповой арт-терапией и вербальной групповой психотерапией за­ключаются в том, что первая предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, а также ис­пользование иных, отсутствующих в групповой вербальной психотерапии спосо­бов коммуникации и форм экспрессивного поведения. Групповая арт-терапия по­зволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности и, с другой стороны, удовлетворить их по­требность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по сво­им возможностям. Она опирается на использование как методов и теории группо­вой вербальной психотерапии, так и тех представлений и приемов работы, кото­рые характерны для индивидуальной арт-терапии. Вместе с тем процессы и психо­терапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии, так и индивидуальной арт-терапии.

На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-те­рапии:

1) студийная открытая группа;

2) динамическая (аналитическая) группа;

3) тематическая группа.

Студийная открытая группа

Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не име­ет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться но­вые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекра­тить свои посещения. «Студийной» такая группа называется потому, что изоб­разительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».

Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудован­ных кабинетах-студиях, в которых имеется определенное количество мест для ху­дожественной работы с индивидуальными наборами материалов. Кабинет-студия также обычно имеет зону отдыха с креслами и столом для чая и кофе, где посети­тели студии могут проводить время, не мешая другим, если им необходимо сделать перерыв в работе.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 450.