Динамическая (аналитическая) закрытая группа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слово «закрытая» в названии этой группы означает, что на протяжении всего про­цесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической же (или аналитической) она называется в связи с тем, что на развитие этой формы груп­повой арт-терапии большое влияние оказал психодинамический подход. Степень структурированности сессий при длинной форме работы невысока. Действия чле­нов группы предполагают значительную спонтанность и минимум директивности со стороны психотерапевта.

Динамическая группа является комплексной формой групповой работы, соче­тающей в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительную деятель­ность членов группы, а также их вербальную коммуникацию. Вербальная комму­никация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и в ходе изобразительной работы и иных видов деятельности членов группы — игр, драма­тических постановок, ролевых диалогов, упражнений телесно-ориентированного характера и т. д. В ходе сессий члены группы могут неоднократно переходить от глубокого погружения в изобразительную и иные виды творческой деятельности к активному взаимодействию с ведущим и друг с другом.

Тематическая группа

Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий по сравнению как со студийной, так и с динамической группой. Это дости­гается главным образом за счет фокусировки внимания членов группы на какой-либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного ха­рактера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми.

Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна ди­намической группе. В то же время работа этой группы более динамична, чем рабо­та студийной группы. Ее большая структурированность (по сравнению с динами­ческой группой) оказывает тормозящее влияние на групповую динамику. Как пра­вило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь на решение тех или иных конкретных проблем ее участников.

Тематический подход к групповой арт-терапии может применяться в работе с весьма широким кругом клиентов, а это связано с тем, что в зависимости от соста­ва группы и задач работы могут применяться те или иные темы и виды деятель­ности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, памяти и внимания, либо исследование тех или иных аспектов опыта членов группы и системы их отношений. Тем не менее для работы в такой группе клиенты должны по меньшей мере понимать и соблюдать некие основные правила и обладать способностью к вербальному взаимодействию и фокусировке на опре­деленных темах и заданиях.

Тематический подход к групповой арт-терапии может сочетаться с динамиче­ским или студийным, а также с различными видами вербальной групповой и се­мейной психотерапии. Ситуа­ции, когда использование тематического подхода наиболее оправдано:

• когда члены группы испытывают нерешительность, особенно в начале ра­боты;

• когда они никогда раньше не занимались в арт-терапевтических группах и ориентируются главным образом на свои впечатления от школьных уроков рисования;

• когда они чувствуют себя в группе слишком напряженно;

• когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (например, связанные с недолгим пребыванием больного в стационаре), за­ставляющие сфокусировать внимание на определенных темах и проблемах;

• когда необходимо сплотить группу;

• когда нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность опре­делить наиболее значимые для них вопросы;

• когда требуется активизировать взаимодействие между членами группы;

• когда необходимо вывести членов группы из их погружения в свой внут­ренний мир и побудить к более активным совместным действиям.

В ходе работы тематической группы могут использоваться не только изобрази­тельная деятельность и обсуждение рисунков, но и различные телесно-ориенти­рованные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем как по отдельности, так и в сочетании. В целом значение фактора художественной экс­прессии при использовании данного подхода несколько менее значимо, чем, напри­мер, при использовании студийного подхода. Все это делает данную форму груп­повой арт-терапии весьма доступной для использования разными специалиста­ми — не только теми, кто имеет глубокую подготовку по арт-терапии, но и теми, кто применяет в основном вербальную или семейную психотерапию.

Выводы:

• Существующее на сегодняшний день многообразие форм и методов груп­повой арт-терапии указывает на их продолжающееся развитие и дифферен­циацию, направленные на повышение их эффективности, расширение спект­ра арт-терапевтических услуг и увеличение числа их потребителей.

• Разные формы групповой арт-терапии имеют определенные показания и об­ласти практического применения; они также связаны с решением различных задач и разным сочетанием факторов психотерапевтического воздействия.

• Обоснование использования различных форм групповой арт-терапии долж­но предполагать учет многообразия действующих в них факторов психо­терапевтического воздействия, комплексного характера проявляющихся в ходе групповой арт-терапевтической работы феноменов, а также институ­циональных и иных контекстуальных особенностей.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 289.