ТЕМА 4.1 Формальные и неформальные организации
Возникновение неформальных организаций, их влияние на формальные организации. Выводы Хоторнского эксперимента.
Характеристики неформальных организаций: нормы, структура, лидеры. Управление неформальными организациями.
ТЕМА 4.2 Руководство и лидерство
Руководство и лидерство как феномены управления.
Руководство как социальное явление. Лидерство как психологический феномен.
Соотношение руководства и лидерства. Их сходство и различия. Власть руководителя и власть лидера.
Типология лидерства: деловые и эмоциональные лидеры, ситуативные лидеры, лидеры микрогрупп.
ТЕМА 4.3 Основы группового поведения
Регламентация группового поведения. Нормы как средство социального контроля. Функции норм. Нормы и конформное поведение. Причины конформности. Норма как власть большинства. Влияние меньшинства в организации.
Сплоченность. Сочетание личностного и группового как основа сплоченности. Факторы сплоченности: совпадение ценностей, соответствие групповых целей индивидуальным потребностям, стиль руководства, организация коммуникации. Последствия сплоченности: усиление влияния групп на индивида, рост индивидуальной адаптации, снижение текучести рабочей силы. Сплоченность и групповая продуктивность.
ТЕМА 4.4 Психологический климат в организации
Понятие психологического климата, его интегральный характер. Необходимость комплексного изучения психологического климата. Структура психологического климата (отношение к труду и отношение к другу другу). Факторы психологического климата: социально-экономические, организационно-управленческие, социально-психологические.
Руководство как фактор психологического климата. Влияние коммуникативной компетентности руководителя на психологический климат в организации.
Организационная культура, понятие, структура, методы поддержания.
ТЕМА 4.5 Управление конфликтами
Конфликты в организации, их причины. Основные понятия управления конфликтами: контролирование, урегулирование, разрешение, соглашение, «конструктивное управление конфликтами». Достижение согласия как основа преодоления конфликта. Силовые и переговорные способы разрешения конфликтов.
Роль руководителя в управлении конфликтами: позиции посредника и арбитра. Преимущества и недостатки арбитража и посредничества. Необходимость арбитража.
Требования к посреднику. Навыки управления конфликтами: коммуникативные и навыки принятия решений. Эффективная коммуникация как основной инструмент конструктивного управления конфликтами.
10. Темы для самостоятельного изучения
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема | Форма самостоятельной работы | Кол-во час. | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
Тема 1: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии | Написание реферата | Защита реферата | ||
Тема 2: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека | Составление опорных схем | Защита выполненной работы | ||
Тема 3: Психологическая сущность организаций | Составление типологии организаций | Защита выполненной работы | ||
Тема 4: Трудовой коллектив как объект управления | Подбор методик для диагностики особенностей трудового коллектива | Защита выполненной работы | ||
Тема 5: Командные принципы организации труда на предприятии | Написание реферата | Защита выполненной работы | ||
Тема 6: Психологические особенности принятия управленческих решений | Создание классификации управленческих решений | Защита выполненной работы | ||
Тема 7: Специфика мотивации к трудовой деятельности персонала и руководителей | Написание реферата | Защита выполненной работы | ||
Тема 8: Функция организации трудовой деятельности | Написание реферата | Защита выполненной работы | ||
Тема 9: Коммуникативная функция руководителя | Составление типологии коммуникативных барьеров | Защита выполненной работы | ||
Тема 10: Интерактивная функция в деятельности руководителя | Определение условий эффективной интеракции | Защита выполненной работы | ||
Тема 12: Перцептивная функция в деятельности руководителя | Составление классификации перцептивных ошибок | Защита выполненной работы | ||
Тема 13: Функция внедрения в организации инноваций | Составление схемы этапов внедрения инноваций | Защита выполненной работы | ||
Тема 14: Кадровые функции руководителя | Написание реферата | Защита выполненной работы | ||
Тема 15: Представительская функция руководителя | Написание реферата | Защита выполненной работы | ||
Тема 16: Личность менеджера | Написание эссе | Защита выполненной работы | ||
Тема 17: Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителей | Составление опорных схем | Защита выполненной работы | ||
Всего |
Образовательные технологии
Интерактивные формы занятий:
№ раздела (темы)- модулей курса | Формы |
4. | дискуссия |
7. | кейс-метод (решение ситуационных задач), работа в группах |
13. | «мозговой штурм» (атака) |
16. | дискуссия, работа в группах |
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Практическое занятие № 1
Тема: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии
Вопросы для обсуждения:
Литература:
Задания для самостоятельной работы:
Практическое занятие № 2
Дата: 2016-09-30, просмотров: 245.