УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

М2.В.5 Психология управления

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

 

 

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

 

050400.68 «Психолого-педагогическое образование»,

Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности»

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)

 

 

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

 

Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

1. Программа учебной дисциплиныМ2.В.5 Психология управления

РАЗДЕЛ I. Предмет психологии управления

ТЕМА 1.1 Теория управления

Понятие управления. Менеджмент и управление. Управление как наука и искусство. Современные подходы в теории управления: процессный, системный, ситуационный.

Тенденции в развитии управления: возрастание роли технической базы управления, демократизация, интернационализация менеджмента.

Теория управления в России.

Управление обучением и воспитанием. Управление образовательными учреждениями.

 

ТЕМА 1.2 Подходы к исследованию управленческой деятельности

Сущность управленческой деятельности, трудности ее изучения.

Психологические и непсихологические подходы к исследованию управленческой деятельности. Способы описания управленческой деятельности: микроанализ, «эмпирический» анализ, подход с позиции психологической теории деятельности, ролевой подход, нормативный подход.

Функциональный анализ управленческой деятельности как наиболее адекватный способ раскрытия ее содержания. Система основных управленческих функций.

Деятельностно-административные функции – целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция.

Кадровые функции – управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая.

Производственно-технологические функции – оперативное управление, материально-техническое обеспечение, инновационная, маркетинговая.

Синтетические функции – интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.

Классное руководство как вид управленческой деятельности.

 

ТЕМА 1.3 Психология управления как наука

Предмет психологии управления: личность руководителя и психологическое содержание управленческой деятельности. Основные проблемы психологии управления.

Психология управления в системе психологически наук. Психология управления и социальная психология. Психология управления и организационная психология.

Методы психологии управления. Управленческое консультирование. Активные методы обучения в психологии управления.

Образовательные технологии

Интерактивные формы занятий:

№ раздела (темы)- модулей курса Формы
4. дискуссия
7. кейс-метод (решение ситуационных задач), работа в группах
13. «мозговой штурм» (атака)
16. дискуссия, работа в группах

 

12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Практическое занятие № 1

Тема: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет и объект психологии управления.
  2. Этапы становления психологии управления как самостоятельной науки.
  3. Психология управления в системе психологических наук.
  4. Школы управленческой мысли.
  5. Подходы в теории управления.
  6. Методы психологии управления.

 

Литература:

  1. Волкоганова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.
  2. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового.- М., 1997.
  3. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2004.
  4. Психология управления персоналом / Под ред. А.В. Батаршева, О.А. Лукьянова.- М.: Психотерапия, 2007.
  5. Столяренко Л.Д. Психология управления.- Р/н/Дону: Феникс, 2007.
  6. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента.- М., 1991.
  7. Урбанович А.А. психология управления.- Мн.: Харвест, 2001.
  8. Шарухин А.П. Психология менеджмента.- СПб.: Речь, 2005.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 39 – 50. (конспект)

 

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Тема: Трудовой коллектив как объект управления

Вопросы для обсуждения:

1. Групповые нормы в организации

2. Сплоченность группы

3. Лидерство и руководство

4. Психологический климат в коллективе

5. Организационная культура. Виды и особенности формирования.

 

 

Литература:

1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде.- М., 2004.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001, С. 528 – 624

3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., - С. 204 – 210

4. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.- М., 1993.

5. Карпов А.В. психология менеджмента. – М., 1999. – С. 496 – 501

6. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. М., 1993

7. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологическое описание.- Кострома, 2003.

8. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами.- М., 1999.

9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – М., 1997. – С.115 – 164

10. Соснин В.А. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения.- М., 1979.

11. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство.- СПб., 2002.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Авгутова Л.И. Психологический климат в организации // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 411-415) (выписки)
  2. Выписать основные понятие и показатели, типы организационной культуры (литература: Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала.- Спб.: Речь, 2006.- с. 120-133)
  3. Машков В.Н. Особенности психологического обеспечения сплоченности коллектива (команды) вокруг избираемого руководства // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 146-154) (выписки)
  4. Машков В.Н. Проблема поддержания благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с.105-112) (выписки)
  5. Машков В.Н. Психологические проблемы достижения межличностной сплоченности, формирования организационной культуры // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 130-137) (доклад)
  6. Машков В.Н. Психологические средства достижения благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 113-122) (выписки)
  7. Машков В.Н. Сплочение коллектива на основе достижения сработанности // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 138-145) (выписки)
  8. Морозов А.В. Экспертная оценка для исследования групповых отношений // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 261-267) (конспект)
  9. Снетков В.М. Оценка привлекательности структуры организации // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 429-444) (выписки)

 

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие № 14

Практическое занятие № 15

Тема: Личность менеджера

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.

2. Личностные особенности эффективного руководителя.

3. Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.

4. Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).

 

Литература:

  1. Деркач А.А. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологичский тренинг и прикладные психотехнологии.- М., 1993.
  2. Митин А.Н. Культура власти и управление.- Екатиренбург, 2001.
  3. Митин А.Н. Культура управления персоналом.- Екатиренбург, 2001.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Ознакомиться с технологией оценки менеджерского персонала(литература: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 218- 246-157)
  2. Водопьянова Н.Е. Оценка оптимизма и активности личности менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 287-293) (конспект)
  3. Ганзен В.А., Малышев К.Б., Огинец Л.В. Профиль мышления // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 293-298) (конспект)
  4. Огинец Л.В. Гибкость мышления // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 299-301) (выписки)
  5. Макшанов С.И. Креативность в менеджменте // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 293-298) (выписки)
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 311-322)
  7. Снетков В.М. Коммуникативный минимум менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 322-330)
  8. Снетков В.М. Стиль и ролевавя направленность деятельности менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 372-380).
  9. Составить типологию менеджеров (по К.Л. Вилсону) (литература : Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала.- Спб.: Речь, 2004.- с. 32-40).
  10. Выписать критерии эффективного руководства по Р. Лайкерт (литература: Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 46)

 

Практическое занятие № 16

Электронные учебники

  1. Переговоры без проигравших[Электронный ресурс] : бизнес-курс / [разработчики "1С", "Кордис & Медиа"]. - М. : 1С-Паблишинг, 2007. - 1 электрон. опт. диск : зв., цв. - Миним. систем. требования: MS Windows; Pentium II; ОЗУ 32 Мб; видеокарта 8 Мб; SVGA монитор 800х600; CD-ROM; зв. карта. - ISBN 978-5-9677-0686-8 : 150-00.

 

14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

· перечень используемых технических средств: Мультимедийный проектор.

  • перечень видео- и аудиоматериалов.
1. Пришел, увидел, убедил фильм
2. Сам себе органайзер фильм
3. Психотехники оценки собеседника фильм
4.    
5. Совещания и переговоры фильм
6. Театр переговоров: структура мифа фильм
7. Успешное ведение переговоров фильм
8. Учимся выступать публично фильм

 

15. Оценочные средствадля текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:

 

Для проверки знаний студентов используется бланочное тестирование

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕСТОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

1. Групповые решения по сравнению с индивидуальными более:

1. оригинальны;

2. экономичны;

3. надёжны.

 

2. Личностные особенности руководителя:

1. показатель успешности руководства ;

2. фактор эффективности руководства ;

3. не влияют на эффективность руководства.

 

3. . Упрощенные модели коммуникационных сетей в организации разделяются на:

1. Вертикальные и горизонтальные

2. Сложные и простые

3. Централизованные и децентрализованные

4. Структурированные и хаотические

4. Лидерство, в отличие от руководства, есть функция:

1. Иерархии рабочих отношений

2. Неформальных отношений

3. Административного назначения

4. Сопротивления группы руководству

 

5. Эффективным стилем принятия решения является:

1. осторожный;

2. импульсивный;

3. рискованный.

 

Неформальное общение

1.необходимо для эффективных коммуникаций

2. снижает эффективность коммуникаций

3. не оказывает влияния на эффективность коммуникаций

7. Неформальные отношения, в которых формируется лидер, разделяют на:

1. Горизонтальные и вертикальные

2. Условные и безусловные

3. Деловые и эмоциональные

4. Прямые и косвенные

Исключите неверное суждение

1. лидерство – психологическое явление

2. руководителю необходимо быть лидером

3. лидерство может переходить в руководство

 

Исключите неверное суждение

1. очень высокая сплоченность группы имеет особую ценность

2. с ростом сплоченности усиливается переживание чувства личной безопасности

3. по мере роста сплоченности снижается текучесть рабочей силы

18. Принципы вознаграждения включают в себя:

1 Конкретность

2. Немедленность

3. Приуроченность к событиям в жизни страны или организации

4. Достижимость

5. Непредсказуемость и нерегулярность

6. Вознаграждение как воплощенное внимание высшего руководства организации

7. Все верно

8. Верно все, кроме указанного в п. 3

9 Верно все, кроме указанного в п. 5

 

19. Стиль руководства – это:

1. характеристика личности руководителя;

2. проявление способностей руководителя;

3. характеристика деятельности руководителя.

 

20. Наибольшее влияние на эффективное руководство оказывает:

1. моральный авторитет;

2. формальный авторитет;

3. функциональный авторитет.

 

 

21.Если процесс принятия решения отклоняется от имеющихся предписаний, то это:

1. зависит от организационной культуры;

2. грубое нарушение;

3. нормальное явление.

 

22.Традиционная модель стиля руководства (К. Левина) имеет своим основанием:

1. степень жёсткости руководителя;

2. эмоциональность руководителя;

3. способ реализации функции принятия решения.

 

23. Участие группы наибольшей степени затрудняет процесс принятия решений на этапе:

1. анализа проблемы;

2. выбора наилучшей альтернативы;

3. формулировки альтернатив (вариантов решений).

 

24. Наилучшие решения вырабатываются группой объёмом:

1. 3 человека;

2. объём значения не имеет;

3. 4 - 8 человек.

 

25. «Сдвиг риска» наблюдается:

1. в групповом решении;

2. в индивидуальном решении;

3. в управлении инновационным процессом.

 

 

26. Основным видом коммуникативного поведения руководителя является:

1. переговоры

2. публичные выступления

3. деловая беседа

 

 

27. При проведении беседы и переговоров необходимо:

1. оказывать давление на партнеров

2. поддерживать атмосферу взаимного доверия

3. занимать отстраненную позицию

 

28. Наибольшим мотивационным потенциалом обладают:

1. легкие цели

2. цели, требующие для их достижения средних усилий

3. трудные цели

 

29. При формулировке целей перед подчиненными необходимо:

1. ориентироваться на индивидуальные интересы работника

2. достигать компромисс между индивидуальными и общеорганизационными интересами

3. ориентироваться на цели организации

 

30. Эффект межличностного восприятия, характеризующийся склонностью людей доверять информации, представленной им в научном, магическом или ритуальном контексте - это:

1 эффект ореола 2 эффект установки    
3. эффект Барнума  

4. эффект проекции

31. К способам принятия группового решения не относится:

1. групповое интервью 2. «мозговой штурм»  
3. групповая дискуссия  

4. огрупление мышления

 

32. Персонал, занятый обеспечением системы производства - маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности – это:

1. обслуживающий персонал

2. административный персонал

3. инженерно-технический персонал

4. производственный персонал

 

33. Функция руководителя, предполагающая выбор целей и стратегий развития предприятия, планирование методов реализации поставленных целей, выбор и внедрение инноваций – это:

1. тактическая функция

2. стратегическая функция

3. организационная функция

 

34.Оценка психологической эффективности руководства не предполагает:

1. оценку личностных особенностей руководителя;

2. оценку авторитета руководителя;

3. оценку мотивации работников.

 

35.Группа, состоящая из высококвалифицированных специалистов, целью которых является решение поставленных перед ними производственных задач –это:

1. матричная группа

2. проектная группа

3.конгломерат

4. команда

Номер вопроса Ответ Номер вопроса Ответ
2, 4
   

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

1. Предмет психологии управления. Школы управленческой мысли.

2. Подходы в теории управления (процессуальный, системный, ситуационный).

3. Современные принципы управления персоналом.

4. Понятие и особенности управленческой деятельности.

5. Подходы к исследованию управленческой деятельности (микроанализ, эмпирический анализ, ролевой анализ, функциональный анализ).

6. Понятие организация. Ее структура.

7. Делегирование полномочий. Значение, предмет, особенности.

8. Принципы делегирования. Виды работ, подлежащие и неподлежащие делегированию в управленческой деятельности.

9. Правила и показатели эффективного делегирования полномочий.

10. Этапы делегирования полномочий.

11. Ошибки, допускаемые руководителем в процессе делегирования полномочий.

12. Специфика мотивации трудовой деятельности подчиненных. Мотивационный аудит.

13. Особенности мотивации трудовой деятельности руководителей

14. Методы управления мотивационно-потребностной сферой работников. Алгоритм разработки программ материального и нематериального стимулирования персонала в организации.

15. Психологическое содержание понятия «инновация». Виды инноваций.

16. Этапы внедрения инноваций.

17. Социально-психологические факторы, определяющие успешное внедрение нововведений.

18. Виды психологических барьеров, возникающих на пути внедрения инноваций. Способы их преодоления.

19. Психологические основы аттестации персонала.

20. Ассесмент как способ подбора и аттестации кадров. Технология реализации ассессмента.

21. Особенности адаптации сотрудников на предприятии. Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

22. Обучение персонала (определение потребности организации в обучении персонала, цели, задачи, виды и формы обучения, оценка эффективности обучения).

23. Психологические основы управления карьерным ростом сотрудников (карьера, типы карьеры).

24. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.

25. Факторы, определяющие карьерный рост.

26. Функция принятия решения в деятельности руководителя. Структура и этапы.

27. Групповые решения, их преимущества и недостатки. Этапы группового принятия решений.

28. Коммуникативная функция руководителя. Ошибки коммуникации.

29. Перцептивная сторона общения как фактор успешного (неуспешного) взаимодействия.

30. Переговорный процесс, этапы и техники.

31. Управление конфликтами на предприятии (причины, функции конфликтов, виды организационных конфликтов).

32. Динамика развития конфликтов, способы разрешения, методы профилактики возникновения.

33. Роль руководителя в управлении конфликтами: посредничество и арбитраж.

34. Командная форма организации работ, ее преимущества и риски. Виды команд. Алгоритм их создания. Факторы, способствующие эффективной работе в команде.

35. Внутрикомандные роли (конструктивные и деструктивные). Этапы развития команды.

36. Функция целеполагания в управленческой деятельности.

37. Функция контроля и оценки в управленческой деятельности. Значение, принципы реализации.

38. Представительская функция руководителя. Имидж и средства его формирования.

39. Непсихологические и психологические критерии эффективности руководства.

40. Личностные особенности эффективного руководителя.

41. Стили руководства подчиненными (авторитарный, либеральный, демократический, партисипативный).

42. Факторы, определяющие выбор стиля руководства.

43. Управление формированием психологического климата в организации.

44. Организационная культура: понятие, структура, методы поддержания.

45. Особенности профессионального отбора руководителей

46. Технология аттестации руководящих кадров.

47. Особенности планирования карьеры руководителей.

48. Понятие деформации. Факторы, обуславливающие возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.

49. Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.

50. Уровни деформации личности в профессиональной деятельности.

51. Профессиональные заболевания, их специфика.

52. Способы профилактики и преодоления деформаций.

53. Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.

54. Личностные особенности эффективного руководителя.

55. Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.

56. Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).

Понятие управления

Термин «управление» — это всеобъемлющее понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения. В управление входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля.

Собственно, теория управления как наука (в отличие от его определения) возникла в конце позапрошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения.

Надо сказать, что само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Ф. У. Тейлор, по праву считающий­ся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний — Л. Брандейс в 1910 г. Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим поня­тием, подчеркивая, что «управление — это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы».

Позднее Л. Гьюлик, теоретик в области управления 1930— 1940-х гг., заявляет, что управление становится наукой, по­тому что оно систематически изучает явления, которые сгруп­пированы в различные теории, и потому что «стремится на системной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более по­лезными для человечества».

Вполне очевидно, что эволюция теории и.практики уп­равления тесно связана с развитием промышленности и науки вообще. Видимо, эти процессы являются сопутствую­щими и тесно переплетены друг с другом.

Развитие теории управления

Развитие теории управления описывается авторами с раз­личных позиций. Например, Р. Скотт рассматривал теорию управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем, и с точки зрения рациональ­ного и социального факторов. При этом под открытой сис­темой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в отличие от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.

Рациональный же фактор управления, в противовес со­циальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет чисто техническим аспектам.

Р. Скотт выделил в развитии теории и практики управления четыре этапа.

С начала XX в. (то есть момента зарождения теории управления) и до 1960-х гг. принципы управления были по­строены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей

Примерные виды работ и решений, принимаемых

Типология целей организации

Существует несколько основных способов классификации целей, отличающихся по использующимся в них критериям.

Одним из главных параметров системы целей организации является их иерархичность. Общие цели должны быть конкретизированы в целях основных ее структурных подразделений. По­скольку эти подразделения также включают в себя различные структуры (например, отделы, филиалы), то возникает еще один уровень целей. Подобное «дробление» целей имеет место вплоть уровня отдельного члена организации — исполнителя, дея­тельность которого также должна иметь четкую цель. Цели индивидуальной деятельности каждого исполнителя должны быть согласованы с целями более высоких уровней и иерархически им соподчинены. Таким образом, цели классифицируются по их иерархическому статусу на четыре основных типа: цели руковод­ства высшего, среднего и низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.

Поскольку очень большую роль в этой иерархии играют цели второго уровня, то существует еще одна классификация целей организации — по признаку их отнесенности к тому или тому основному структурному подразделению. Это структурнее основание предполагает разделение целей на производствен­не, финансовые, перспективные, кадровые, инновационные.

Классификация по критерию временной перспективы пред­полагает выделение долгосрочных (перспективных), среднесроч­ных и краткосрочных целей. Долгосрочные цели, согласно Д. Стейнеру, имеют, как правило, «временной горизонт», рав­ный пяти годам; среднесрочные — от 1 до 5 лет;' краткосроч­ные — до 1 года. Между этими группами целей сущест­вуют иерархические отношения соподчинения. Более отдаленные цели занимают более высокий иерархический уровень, определяя собой цели нижележащих уровней.

Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные цели (2-й уровень), которые, в свою очередь, определяют крат­косрочные цели (3-й уровень).

В большинстве случаев временная классификация целей тесно связана с классификацией целей по критерию их значимости. В этом отношении выделяются три основных типа целей — стратегические, тактические и оперативные.

Деятельность любой организации носит многоплановый, многоцелевой характер. В процессе функционирования организа­ции их руководители решают не только чисто производственные, но и многие иные, разнотипные задачи: социальные, организаци­онные, научно-исследовательские, кадровые, политические. В связи с этим существует классификация целей по их содержа­нию, предполагающая выделение экономических, организацион­ных, научных, социальных, кадровых, технических, политичес­ких и иных целей.

Цели подразделяются также на две обобщающие группы — внешние и внутренние цели организации. Типичным примером первых являются «адаптация к конъюнктуре рынка», «создание своего потребителя»; вторых — максимизация прибыли или «стабилизация оптимальной внутриорганизационной среды».

Цели организаций классифицируются и по признаку очеред­ности их реализации, приоритетности. В этом плане принято различать три группы целей — особо приоритетные (неотлож­ные) — первоочередные — так называемые горячие, приори­тетные и отсроченные.

Существует классификация целей на количественные и каче­ственные. Первые допускают формулировку в измеримом виде и предполагают поэтому наличие четких, однозначных критериев их достижимости. Вторые менее строги в плане их задания, но очень часто могут быть более значимыми в плане своего содер­жания. Примером количественных целей может быть «увеличе­ние рентабельности в предстоящем году на 10%», а качествен­ных целей — «проведение локальной структурной реорганиза­ции административного аппарата».

Процесс функционирования организационных систем управ­ления обычно характеризуется большим числом повторяющихся «стереотипных» целей. Это обусловлено свойством технологичес­кой цикличности и работы организаций. Однако в связи с посто­янными изменениями конкретных условий реализации повторя­ющихся целей, способы их достижения необходимо адаптиро­вать к складывающимся ситуациям. В связи с этим цели органи­зации принято разделять на стереотипные (повторяющиеся) и адаптационные (разовые).

Цели организации подразделяются по признаку их приуро­ченности к той или иной стадии «жизненного цикла» организа­ции. Эта классификация включает четыре категории целей: цели, связанные со стадией проектирования и создания системы уп­равления; цели, связанные со стадией развития («роста») систе­мы; цели, связанные со стадией зрелого стабильного, устойчивого функционирования; цели, связанные со стадией завершения жиз­ненного цикла системы.

Наряду с рассмотренными — общеорганизационными крите­риями классификации целей существует также три основных — психологических критерия их классификации. Во-первых, разде­ление целей на три группы, в зависимости от числа лиц, к которым они относятся. Это — глобальные (общеорганизацион­ные), локальные (групповые) и индивидуальные цели. Во-вто­рых, различение целей по четкости и определенности их поста­новки на структурированные, четкие — так называемые хо­рошо определенные цели, и «размы­тые», неструктурированные цели. В-третьих, вслед за Ч. Барнардом полезно различать формальные и реальные цели индивидов и групп, включенных в организацию. Данное разделение фиксирует тот факт, что формальное декла­рирование руководством целей еще не гарантирует, что они будут приняты подчиненными и реальными мотиваторами ис­полнительской деятельности. Задача трансформации формаль­ных — нормативно-предписываемых целей в реально действующие составляет одну из основных задач, но одновременно и одну из главных трудностей деятельности руководителя.

Все рассмотренные типы целей организации и руководителя тесно взаимосвязаны. Эти связи различны по своему характе­ру — они являются прямыми и опосредованными, иерархиче­скими и паритетными, субординационными и координационны­ми (вертикальными и горизонтальными), формальными и со­держательными, хронологическими и др. Эти связи интегрируют всю совокупность целей организации в определенную систему, которая обозначается понятием сети целей организации и может быть схематически представлена в виде так называемого дерева целей Итак, все рассмотренные классификации демонстрируют главную особенность организационных целей — их предельно высокое разнообразие и разномасштабность. Эта особенность определяет собой многоплановость содержания деятельности ру­ководителя, ее сложность, а также задает систему требований к ней.

 

Планирование деятельности организации

 

В более узком и специальном значении планирование рас­сматривается как этап, фаза управленческого цикла, локализую­щаяся между этапами прогнозирования и организации исполне­ния. Две эти трактовки не противоречат друг другу и являются взаимодополняющими. Неоднозначность понятия планирова­ния — естественное следствие реальной и тесной взаимосвязи всех управленческих функций, их «взаимопроникновения» друг в друга. Все они образуют органическую целостность и представле­ны в единстве. Это придает управлению его реальную жизнен­ную сложность и противоречивость. Любое аналитическое выде­ление тех или иных сторон управления, его основных функций условно. Оно оправдано лишь в определенных границах, напри­мер для детального ознакомления с содержанием управленческой деятельности.

Далее функция планирования раскрывается в ее широкой, принятой в настоящее время трактовке, включающей функции целеполагания и прогнозирования.

Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия чле­нов организации и ее подразделений для достижения ее целей. Такое согласование имеет два основных аспекта. Во-первых — это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и ее подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными це­лями. Это — планирование по содержанию. Во-вторых — хро­нологическое распределение

Дата: 2016-09-30, просмотров: 235.