ТЕМА 3.1 Функция принятия решения
Функция принятия решений как системообразующая в деятельности руководителя. Организационный и психологический подходы к ее изучению. Многообразие управленческих решений. Признаки «хорошего» решения. Индивидуальные и групповые решения. Их недостатки и преимущества. Принятие решений как процесс. Его характеристики: структура, феноменология, этапы.
Структура процесса принятия решения (ПУР): цель, информационная основа, гипотезы, альтернативы, критерии выбора.Этапы индивидуального и группового ПУР. Принятие решения как выбор лучшей из альтернатив. Решенческое кольцо.
Феноменология индивидуального и группового ПУР. «Сдвиг риска», ролевая дифференциация, поляризация структуры, групповое единомыслие. Индивидуальные различия ПУР. Стили выработки решений (диктаторский – коллегиальный, осторожный - рискованный).
ТЕМА 3.2 Коммуникативная функция руководителя
Коммуникация в организации, их типология. Структура коммуникативного процесса, его этапы.Ошибки коммуникации. Причины плохих коммуникаций.
Принципы эффективных коммуникаций. Правила эффективных коммуникаций. Роль неформального общения в осуществлении коммуникативной функции руководителя.
Коммуникативное поведение руководителя: беседы, переговоры, совещания, публичные выступления.
Перцептивные процессы в коммуникативном поведении: стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия.
Аттракция в управленческом общении. Концепция управленческого общения А.Ю. Панасюка.
ТЕМА 3.3 Функция планирования
Планирование в структуре управленческой деятельности. Этапы процесса планирования.
Планирование и постановка целей. Понятие миссии организации, требования к ее формулировке. Психологические аспекты возникновения субъективных целей.
Эффективность деятельности при добровольном и принудительном целеобразовании.
Требование к целям: определенность, ясность, измеримость, достижимость, сроки выполнения, наличие ответственных.
Правила выработки целей: разведение целей и задач, достижение компромисса между общеорганизационными и индивидуальными интересами, определение оптимального уровня трудности, соблюдение временного и объемного оптимума.
ТЕМА 3.4 Функции организации
Понятие организации. Организация как процесс и результат. Содержание функции организации в управлении: организационное проектирование; функциональное разделение прав, обязанностей, полномочий; координация.
Типы организационных структур – иерархические (традиционные, жесткие) и адаптивные (органические, адхократические).
Линейно-функциональные и линейно-штабные структуры как пример иерархических организаций. Их недостатки: инерционность в принятии решений, негибкость в реагировании на изменения, иммунитет к инновациям.
Проблемы управляемости адаптивных структур (матричных, проектных, конгломератных).
Основные характеристики организационных структур – сложность, формализованность, централизация. Значимость неформальных, скрытых организаций.
Ключевая роль делегирования в реализации функции организации. Сущность делегирования.
Причины сопротивления делегированию: занятость, недостаточная компетентность, отношения с вышестоящим руководством, боязнь конкуренции и потери авторитета, недоверие к подчиненным.
Психологические факторы гиперделегирования: отсутствие авторитета, боязнь ответственности, неустойчивость к неопределенности, импульсивность, конформизм, нейротизм.
Правила делегирования для руководителя: учет мнений, принятие права на ошибку, доверие к подчиненным, совершенствование контроля, правильный подбор и стимулирование сотрудников.
ТЕМА 3.5 Управление мотивацией
Мотивация исполнительской деятельности: теории X, Y, Z .
Потребности как основа мотивации труда. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей Маслоу, теория мотивационной гигиены Херцберга, теории приобретенных потребностей Макклелланда.
Трудовая деятельность как фактор мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория Врума, теория социальной справедливости Адамса, модель Портера-Лоулера и теория «трудовых инвестиций».
Понятие внешней и внутренней мотивации. Теория двух мотивационных систем.
Методы стимулирования труда – экономические и неэкономические. Разнообразие экономические методов стимулирования труда. Факторы, снижающие их действенность. Методы обогащения работ. Управление по целям. Метод соучастия (партисипативность), перспективы его использования.
ТЕМА 3.6 Функция контроля
Значение контроля в управлении. Контроль как основа для коррекции. Сущность контроля: способ сбора оперативной информации; проявление внимания к работнику; средство повышения мотивации исполнителей.
Принципы реализации контроля – постоянство, оперативность, объективность, открытость, экономичность, наличие обратной связи, адекватность личности руководителя.
ТЕМА 3.7 Кадровые функции руководителя
Особенности кадровых функций. Кадровый менеджмент.
Функции руководителя по управлению персоналом: формирование кадровой политики; кадровое планирование; разработка профессионально-квалификационных требований; набор персонала; отбор персонала; определение системы заработной платы; организация адаптации; подбор и расстановка кадров; повышение квалификации и переподготовка; оценка персонала; планирование карьеры. Психологический аспект управления персоналом..
Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации. Роль научения через наблюдение и идентификации в осуществлении воспитательной функции. Принципы единой морали и принцип единства слова и дела в поведении руководителя.
Арбитражная функция руководителя.
Дисциплинарная функция руководителя.
Психотерапевтическая функция руководителя.
Личностные особенности руководителя, значимые в обеспечении психологического комфорта: ориентация на человека, ответственность, уверенность в себе, чувство юмора.
ТЕМА 3.8 Инновационная функция руководителя
Необходимость инноваций.
Типы инноваций: предметно-целевые, технико-технологические, организационно- управленческие, социально-экономические. Особенности социальных нововведений. Высокий риск и последствия социальных нововведений. Инновации в образовании.
Причины сопротивления инновациям: экономические, личностные, социально-психологические.
Психологические факторы инновационного процесса: установки, коммуникации, психологический климат, лидеры, индивидуальные особенности участников инновационного процесса (пол, возраст, квалификация, мотивация, личностные черты).
ТЕМА 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя
Направления экспертно-консультативной деятельности руководителя: реализация профессиональной компетентности, оптимизация организационного процесса, контроль подчиненных.
Профессионализм как фактор авторитета.
Значение экспертно-консультативной деятельности в осуществлении делегирования полномочий.
Контроль как консультация, его формы. Беседа о результатах работы, требования к ее проведению.
ТЕМА 3.10 Представительская функция руководителя
Представительство как олицетворение организации. Внутри- и межорганизационный аспект представительства. Двойственность, противоречивость статуса руководителя внутри организации.
Имидж руководителя в межорганизационном взаимодействии. Средства формирования имиджа: модели поведения, вербальные и невербальные средства общения. Роль коммуникативной компетентности в построении имиджа.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 298.