РАЗДЕЛ III. Психологические аспекты реализации управленческой деятельности руководителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 3.1 Функция принятия решения

Функция принятия решений как системообразующая в деятельности руководителя. Организационный и психологический подходы к ее изучению. Многообразие управленческих решений. Признаки «хорошего» решения. Индивидуальные и групповые решения. Их недостатки и преимущества. Принятие решений как процесс. Его характеристики: структура, феноменология, этапы.

Структура процесса принятия решения (ПУР): цель, информационная основа, гипотезы, альтернативы, критерии выбора.Этапы индивидуального и группового ПУР. Принятие решения как выбор лучшей из альтернатив. Решенческое кольцо.

Феноменология индивидуального и группового ПУР. «Сдвиг риска», ролевая дифференциация, поляризация структуры, групповое единомыслие. Индивидуальные различия ПУР. Стили выработки решений (диктаторский – коллегиальный, осторожный - рискованный).

 

ТЕМА 3.2 Коммуникативная функция руководителя

Коммуникация в организации, их типология. Структура коммуникативного процесса, его этапы.Ошибки коммуникации. Причины плохих коммуникаций.

Принципы эффективных коммуникаций. Правила эффективных коммуникаций. Роль неформального общения в осуществлении коммуникативной функции руководителя.

Коммуникативное поведение руководителя: беседы, переговоры, совещания, публичные выступления.

Перцептивные процессы в коммуникативном поведении: стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия.

Аттракция в управленческом общении. Концепция управленческого общения А.Ю. Панасюка.

 

ТЕМА 3.3 Функция планирования

Планирование в структуре управленческой деятельности. Этапы процесса планирования.

Планирование и постановка целей. Понятие миссии организации, требования к ее формулировке. Психологические аспекты возникновения субъективных целей.

Эффективность деятельности при добровольном и принудительном целеобразовании.

Требование к целям: определенность, ясность, измеримость, достижимость, сроки выполнения, наличие ответственных.

Правила выработки целей: разведение целей и задач, достижение компромисса между общеорганизационными и индивидуальными интересами, определение оптимального уровня трудности, соблюдение временного и объемного оптимума.

 

ТЕМА 3.4 Функции организации

Понятие организации. Организация как процесс и результат. Содержание функции организации в управлении: организационное проектирование; функциональное разделение прав, обязанностей, полномочий; координация.

Типы организационных структур – иерархические (традиционные, жесткие) и адаптивные (органические, адхократические).

Линейно-функциональные и линейно-штабные структуры как пример иерархических организаций. Их недостатки: инерционность в принятии решений, негибкость в реагировании на изменения, иммунитет к инновациям.

Проблемы управляемости адаптивных структур (матричных, проектных, конгломератных).

Основные характеристики организационных структур – сложность, формализованность, централизация. Значимость неформальных, скрытых организаций.

Ключевая роль делегирования в реализации функции организации. Сущность делегирования.

Причины сопротивления делегированию: занятость, недостаточная компетентность, отношения с вышестоящим руководством, боязнь конкуренции и потери авторитета, недоверие к подчиненным.

Психологические факторы гиперделегирования: отсутствие авторитета, боязнь ответственности, неустойчивость к неопределенности, импульсивность, конформизм, нейротизм.

Правила делегирования для руководителя: учет мнений, принятие права на ошибку, доверие к подчиненным, совершенствование контроля, правильный подбор и стимулирование сотрудников.

 

ТЕМА 3.5 Управление мотивацией

Мотивация исполнительской деятельности: теории X, Y, Z .

Потребности как основа мотивации труда. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей Маслоу, теория мотивационной гигиены Херцберга, теории приобретенных потребностей Макклелланда.

Трудовая деятельность как фактор мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория Врума, теория социальной справедливости Адамса, модель Портера-Лоулера и теория «трудовых инвестиций».

Понятие внешней и внутренней мотивации. Теория двух мотивационных систем.

Методы стимулирования труда – экономические и неэкономические. Разнообразие экономические методов стимулирования труда. Факторы, снижающие их действенность. Методы обогащения работ. Управление по целям. Метод соучастия (партисипативность), перспективы его использования.

 

ТЕМА 3.6 Функция контроля

Значение контроля в управлении. Контроль как основа для коррекции. Сущность контроля: способ сбора оперативной информации; проявление внимания к работнику; средство повышения мотивации исполнителей.

Принципы реализации контроля – постоянство, оперативность, объективность, открытость, экономичность, наличие обратной связи, адекватность личности руководителя.

 

ТЕМА 3.7 Кадровые функции руководителя

Особенности кадровых функций. Кадровый менеджмент.

Функции руководителя по управлению персоналом: формирование кадровой политики; кадровое планирование; разработка профессионально-квалификационных требований; набор персонала; отбор персонала; определение системы заработной платы; организация адаптации; подбор и расстановка кадров; повышение квалификации и переподготовка; оценка персонала; планирование карьеры. Психологический аспект управления персоналом..

Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации. Роль научения через наблюдение и идентификации в осуществлении воспитательной функции. Принципы единой морали и принцип единства слова и дела в поведении руководителя.

Арбитражная функция руководителя.

Дисциплинарная функция руководителя.

Психотерапевтическая функция руководителя.

Личностные особенности руководителя, значимые в обеспечении психологического комфорта: ориентация на человека, ответственность, уверенность в себе, чувство юмора.

 

ТЕМА 3.8 Инновационная функция руководителя

Необходимость инноваций.

Типы инноваций: предметно-целевые, технико-технологические, организационно- управленческие, социально-экономические. Особенности социальных нововведений. Высокий риск и последствия социальных нововведений. Инновации в образовании.

Причины сопротивления инновациям: экономические, личностные, социально-психологические.

Психологические факторы инновационного процесса: установки, коммуникации, психологический климат, лидеры, индивидуальные особенности участников инновационного процесса (пол, возраст, квалификация, мотивация, личностные черты).

 

ТЕМА 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя

Направления экспертно-консультативной деятельности руководителя: реализация профессиональной компетентности, оптимизация организационного процесса, контроль подчиненных.

Профессионализм как фактор авторитета.

Значение экспертно-консультативной деятельности в осуществлении делегирования полномочий.

Контроль как консультация, его формы. Беседа о результатах работы, требования к ее проведению.

 

ТЕМА 3.10 Представительская функция руководителя

Представительство как олицетворение организации. Внутри- и межорганизационный аспект представительства. Двойственность, противоречивость статуса руководителя внутри организации.

Имидж руководителя в межорганизационном взаимодействии. Средства формирования имиджа: модели поведения, вербальные и невербальные средства общения. Роль коммуникативной компетентности в построении имиджа.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 298.