Финансовый результат включает
- прибыльность,
- рентабельность,
которые относятся к показателям конечной финансовой деятельности.
1.1 Анализ прибыльности
Прибыль – часть чистого дохода, созданного в сфере материального производства, где находит отражение уровень организации производства, эффективность использования ресурсов, а также экономические взаимоотношения между предприятием, государством, покупателями, поставщиками и банком. Прибыль в экономическом анализе определяет факторную модель, принятую для всех предприятий и организаций, - модель образования и распределения прибыли в условиях рыночной экономики, которая включает ряд расчётов:
- прибыль от объёма продаж (80-85%),
- прибыль до налогообложения,
- чистая прибыль = прибыль до налогообложения – налог на прибыль (24%).
А) Анализ прибыли от объёма продаж
Прибыль от объёма продаж – основная прибыль, получаемая от промышленной деятельности, - получается как разница между выручкой от объёма продаж и НДС (акцизы и др. платежи), и себестоимостью продукции. Оформляется по форме №2, где определяется влияние следующих форм:
- объём продаж (прямо влияет на прибыль),
- себестоимость продукции (чем меньше себестоимость продукции, тем больше прибыль),
- качество и цены (условно только для прибыли считается, что чем больше цена, тем выше качество),
- ассортиментные сдвиги и коммерческие расходы (прямо на прибыль не влияют, надо пересчитывать на процент перевыполнения по объёму реализованной продукции).
Для анализа приведём следующую таблицу:
Таблица 1
Факторы, влияющие на прибыль
Показатель | Предыдущий год | Отчётный год |
Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов), тыс. руб. | 6 391 | 6 438 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 4 668 | 4 590 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. | ||
Финансовый результат: прибыль (Выручка от реализации продукции (без НДС, акцизов) - Полная себестоимость реализованной продукции), тыс. руб. | 1 723 | 1 848 |
Вывод:
Прибыль в отчётном году по сравнению с предыдущим увеличилась на 125 (1 848 – 1 723) тыс. руб. (12 + 78 + 47 – 12 = 125 тыс. руб. )
На это повлияли следующие факторы:
1) объём продаж:
6 438 / 6 391 * 100% = 100,7%
1 723 * 0,7% / 100% = 12 тыс. руб.
2) себестоимость продукции снижена на 78 (4 590 - 4 668) тыс. руб.
3) цены возросли, следовательно, улучшилось качество продукции и увеличилась прибыль:
6 438 - 6 391 = 47 тыс. руб.
4) коммерческие расходы возросли на 12 (200 – 188) тыс. руб.
Таким образом, положительно повлияли на прибыль первые 3 фактора, отрицательно - коммерческие расходы.
Б) Анализ прибыли до налогообложения
Прибыль до налогообложения включает:
- прибыль от объёма продаж,
- прибыль от внереализационных доходов и расходов,
- прибыль от операционных доходов и расходов.
К внереализационным доходам и расходам относят:
- прибыль/убыток от реализации и проч. выбытия основных средств,
- доходы/убытки от курсовой разницы валютных операций,
- доходы/убытки от ценных бумаг,
- расходы, связанные с различными финансовыми операциями,
- расходы по операциям с тарой.
К операционным доходам и расходам относят:
- доходы от участия других организаций,
- расходы, связанные с убытками по ЖКХ,
- прочие доходы/расходы.
Составляется таблица, данные для которой выписываются из формы №2:
Таблица 2
Показатели | Убыток, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. |
Финансовый результат - прибыль от: | ||
- объёма продаж | - | |
- операционных доходов/расходов | ||
- внереализационных доходов/расходов | 1 790 | 1 400 |
ИТОГО | 2 000 | 2 380 |
Итого до налогообложения | - |
Общий финансовый результат включает:
- прибыль/убыток от реализованной продукции,
- прибыль/убыток от реализации и проч. выбытия основных средств,
- доходы/убытки от курсовой разницы валютных операций,
- доходы от ценных бумаг и других финансовых вложений,
- расходы, связанные с различными финансовыми операциями,
- внереализационные доходы/расходы (по операциям с тарой, списанные дебиторские и кредиторские задолженности, прибыль от сдачи имущества в аренду и др.)
При анализе прибыли необходимо обратить внимание на доходы, а наибольшее внимание – на расходы с выявлением резервов(результатов?) производства. Таким образом, при анализе прибыли основной прибылью является прибыль от объёма продаж, на которую оказывают влияние следующие факторы:
- объём продаж,
- себестоимость продукции,
- ассортиментные структурные сдвиги продукции,
- коммерческие расходы,
- цены (через качество и цены).
По прочей прибыли следует обратить внимание на убытки и расходы, и по какой причине они произошли (например, убытки по таре, расходы по ЖКХ, прочие расходы).
На основе произведённого анализа намечаются пути повышения прибыли, к которым относятся внешние и внутренние факторы:
А) внешние факторы:
- уровень инфляции,
- цены,
- транспортные факторы,
- политические факторы,
- экологические и другие факторы;
Б) внутренние факторы:
- изменение себестоимости продукции,
- качество и условия сбыта,
- ассортиментность структуры,
- реклама и сервис (послепродажное обслуживание).
Билет 20.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 238.