Экономический анализ, как функция управления, средства мобилизации резервов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе видов экономического анализа лежит функция управления.

На современном этапе одной из основных задач является дальнейшее совершенствование управления народным хозяй­ством в целом и всех его отраслей, хозяйственных ассоциаций и отдельных предприятий.

Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, ну­ждается в большей или меньшей степени в управлении, кото­рое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из дви­жения всего производственного организма в отличие от движе­ния его самостоятельных органов.

Ради объективности следует сказать, что появление науч­ной теории управления, воспитание управленческих кадров, выдвижение умелых «дирижеров» имели место и в доперестроечный период. Особо актуальным этот вопрос стал в период перехода к рыночной экономике.

Научная теория управления отличается многосложностью функций и элементов. В качестве слагаемых системы упра­вления выступают: планирование, организация, регулирование (координация), стимулирование и контроль. А к основным принципам управления можно отнести: демократический под­ход, единоначалие и коллегиальность, индивидуальную от­ветственность, конкретность и оперативность руководства, объективность и научную обоснованность принимаемых ре­чений.

Даже перечень отдельных функций и принципов управления определяет значение и место экономического анализа в управленческом процессе.

Демократический подход к управленческому процессу на­ходит выражение в первую очередь в использовании в народ­ном хозяйстве всех форм собственности (государственной, коллективной, частной). Если при государственной форме соб­ственности анализ, как с полным основанием считалось ранее, играет важную роль в научной разработке планов и нормати­вов, в контроле за их неукоснительным выполнением и со­блюдением, то при коллективной и особенно частной формах собственности эта роль стократно возрастает. Здесь также находит отчетливое отражение деление на «свое» и «общее», что непременно ведет к неодинаковой хозяйственно-финансо­вой результативности.

Координация, или регулирование работ (функция управле­ния), единоначалие и коллегиальность (принципы управления) в той или иной степени предполагают использование форм и ме­тодов экономического анализа. На государственных предприятиях это традиционно, как было принято и ранее (хотя прак­тически и не всегда в достаточной мере). В коллективно-соб­ственнических предприятиях принцип единоначалия и колле­гиальности проявляется более отчетливо. Даже в частных пред­приятиях цивилизованное управление делом требует нередко коллегиально согласованных решений.

Координация работ тесно связана с проверкой исполнения, с оперативным анализом сделанного.

Теснейшим образом анализ связан и с таким важным прин­ципом управления, как режим экономии. Внедрение действен­ного коммерческого расчета во все отрасли хозяйства, обес­печение лучших результатов при наименьших затратах, со­блюдение строжайшего режима экономии требуют постоян­ного наблюдения за всеми слагаемыми производственной се­бестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам. При этом особо тщательно должны анализиро­ваться непроизводительные расходы и потери. Только повсед­невный контроль за такими расходами и потерями, оператив­ный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Со­блюдение режима экономии повышает экономическую эффек­тивность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования.

Весьма важное значение конкретность и оперативность ру­ководства, объективность и научная обоснованность принима­емых решений приобретают в условиях рыночной экономики.

Свободная рыночная экономика, организация и управление ею не возможны без использования маркетинговых принци­пов, без разработки тщательно обоснованной программы мар­кетинга.

Смысл основных принципов маркетинга как системы упра­вления торгово-производственной деятельностью сводится к следующему:

ü к производству продукции в более или менее точном соот­ветствии с потребностями покупателей, к знанию рыночной ситуации и действительных возможностей предприятий или их ассоциаций;

ü к наиболее полному удовлетворению потребностей и за­просов покупателей и заказчиков;

ü к реализации продукции и услуг на определенных рынках в предусмотренных объемах и в установленные сроки;

ü к обеспечению долговременной рентабельности (прибыль­ности) производственно-коммерческой деятельности;

ü к строгому соблюдению выбранных маркетинговых страте­гии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций);

ü к активной адаптации к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, требованиям покупателей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Сформулированные выше принципы кладутся в основу мар­кетинговых программ, представляющих собой систему вза­имосвязанных мероприятий на тот или иной период времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Как разра­ботка самих маркетинговых программ, так и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими рас­четами.

Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением не возможны без:

ü анализа влияния на экономику предприятия внешней и вну­тренней среды;

ü анализа состояния рынка (глобально, по товарным груп­пам и отдельным товарам);

ü анализа покупателей и потребителей (имеющихся и потен­циальных);

ü анализа конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли);

ü анализа рыночных цен и формирования собственной цено­вой тактики;

ü анализа конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы при­были на вложенный капитал).

Экономический анализ является, следовательно, одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регу­лирования и управления. При этом следует подчеркнуть, что переход к рыночным отношениям не умаляет, а, наоборот, возвышает каждую из перечисленных составляющих.

Значение экономического анализа состоит в том, что он является средством мобилизации резервов, отличается системностью и комплексностью, т.е. всесторонне и полно изучает и рассматривает хозяйственную деятельность предприятия

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 211.