Билет 1.
Балансовый приём анализа, его сущность и значение.
Традиционные приёмы-эти приёмы самые распространённые и могут быть применены к изучению различных сторон предприятия и итогов его деятельности.
В число основных традиционных способов и приемов анализа можно включить использование абсолютных и относительных величин, применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.
Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость). На промышленных предприятиях, например, с помощью этого метода (наряду и вместе с другими) анализируются использование рабочего времени (суммарного рабочего времени), станочного парка и производственного оборудования (производственной мощности), движение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, финансовое положение.
Билет 2.
Метод экономического анализа, его особенности.
Метод — способ показания и подхода к изучению явления природы и общественной жизни.
Метод экономического анализа — способ подхода к изучению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Метод экономического анализа — системное, комплексное исследование с целью выявления и мобилизации внутрипроизводственных резервов на основе системы экономической информации и специальных приемов анализа.
Комплексный подход позволяет раскрыть положительные факторы, влияющие на результаты работы предприятия, выявить резервы и недостатки, ликвидация которых позволит улучшить работу предприятия, повысить ее эффективность.
Методы экономического анализа имеют ряд особенностей:
1. Использование системы показателей при изучении хозяйственной деятельности
2. Выбор и оценка экономических явлений при изучении хозяйственной деятельности и взаимосвязи показателей
3. Доступность, объективность и глубина информации
4. Системный комплексный подход в проведении анализа
5. Изучение причин, вызвавших изменение тех или иных показателей
6. Наличие критериальной оценки при проведении анализа (прибыль и рентабельность)
7. Выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению работы предприятия.
Для выявления влияния факторов, их взаимосвязи, а также для обработки экономической информации используются специальные приемы анализа.
Анализ структуры привлечения средств банка.
К привлеченным средствам относят: средства кредитных организаций, клиентов, вклады физических лиц, долгосрочные обязательства.
Различают привлеченные и заемные средства. К заемным относят межбанковские ссуды и временную финансовую помощь.
Для анализа собственных и привлеченных средств составляется таблица, где показываются абсолютные и относительные значения собственных и привлеченных средств и находится коэффициент соотношения (собст.ср-ва/привлеч.ср-ва*100%).
Раньше этот показатель назывался коэффициентом надежности банка, а сейчас рассматривается с двух сторон.
Ряд авторов считает, что данный показатель характеризует степень покрытия привлеченных средств собственным капиталом, чем выше – тем надежней банк.
Другая группа ученых считает, что в условиях рыночной экономики большее значение имеет поведение банков на рынке кредитных ресурсов, а также результативность банковского персонала. Поэтому высокие значения коэффициента соотношения означают, что банк проводит пассивную политику в области привлечения кредитных ресурсов и неважно работает банковский персонал, поэтому более надежным считается банк, где коэффициент ниже.
Билет 3.
Билет 4.
Билет 5.
Требования, предъявляемые к экономической информации.
Экономическая информация- это совокупность сведений характеризующая экономическую сторону производства.
Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе управленческих решений.
Научная система информации должна основываться на единых принципах и должна опираться на бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчётность.
К экономической информации или её источникам относится 3 вида:
1) плановая информация
2) учётная
3) внеучётная
К плановой информации относятся разработки для внутреннего пользования (это информация по плановым показателям, по разделам анализа).
К учётной информации относятся все виды учёта и отчётности на предприятии, т.е. баланс и формы годовой отчётности.
К неучётной информации относится информация которая не связана с отчётностью, т.е. материалы проверок налоговых служб, данные проверок аудита, приказы президента.
К информации также относится система экономических показателей.
Экономический анализ предполагает использование большого числа показателей, которые сведены в определённую систему.
Показатели подразделяются:
I
1) денежные
2) натуральные
3) трудовые
II
1) количественные
2) качественные
III
1) общие
2) частичные
IV
1) объёмные
2) удельные
V
1) показатели характеризующие отдельные виды продукции
2) показатели характеризующие качество продукции
3) показатели характеризующие наличие и эффективность ресурсов
4) показатели характеризующие финансовый результат, а также финансовое состояние предприятия, его ликвидность и платёжеспособность
Согласно международным стандартам бух. учёта к экономической информации предъявляются определённые требования, а именно:
1) информация должна быть достоверной, объективной и отражать истинное положение дел на предприятии
2) единство информации, которая поступает из разных источников
3) сопоставимость всех видов информации
4) информация должна быть эффективной и рациональной
5) проведение автоматизации экономических расчётов
При проведении анализа рассматриваются пользователи экономической информации которые подразделяются на внутренние и внешние.
К внешним пользователям относятся банки, инвесторы, кредиторы, поставщики и подрядчики, покупатели.
К внутренним пользователям относятся: руководители предприятия, работники предприятия, менеджеры, учредители.
Банки и кредиторы заинтересованы в информации, которая позволяет определить целесообразность предоставленных кредитов и уплаты %.
Тех кто предоставляет долгосрочные кредиты предприятию интересует информация связанная с ликвидностью, платёжеспособностью и финансовым состоянием предприятия.
Инвесторов интересует оценка риска, доходность инвестиций, а также способность предприятия вовремя выплачивать дивиденды.
Поставщики и подрядчики интересуются сможет ли предприятие в срок рассчитаться по своим обязательствам (т.е. им необходима информация о ликвидности предприятия и финансовой устойчивости).
Покупатели заинтересованы в информации, которая свидетельствует о надёжности существующих деловых связей и перспективах дальнейшего развития.
Руководители и менеджеры на основе финансовой отчётности проводят анализ и оценку финансового состояния предприятия, определяют тенденцию его развития и готовят информационную базу финансовой отчётности (их интересует финансовое состояние предприятия), его прибыльность, платёжеспособность и кредитоспособность.
Работников предприятия интересует информация о прибыльности и стабильности предприятия с целью получения гарантированной оплаты труда.
Акционеров и собственников интересует информация о прибыльности предприятия в будущем, его ликвидности и рентабельности с точки зрения риска вложения капитала.
Требования, предъявляемые к экономической информации.
1. Достоверность - соответствие действительному положению дел.
2. Сопоставимость – с целью проведения сопоставления показателей.
3. Рациональность – использование наиболее достоверной информации и её оперативность.
4. Объективность – даёт объективную оценку работы предприятия.
5. Доступность – получение информации в любой момент.
6. Автоматизация расчёта.
Билет 6.
Билет 7.
Билет 8.
Билет 9.
Билет 10.
Билет 11.
Билет 12.
Рис. Финансовый менеджмент
Данная схема дает общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления движением финансовых ресурсов. Конечная цель такого управления – получение прибыли.
Билет 13.
Билет 14.
Билет 15.
Билет 16.
Билет 17.
Билет 18.
Билет 19.
Содержание и роль экономического анализа в банковской деятельности.
Экономический анализ деятельности коммерческого банка представляет собой систему специальных знаний, связанных с изучением финансово-экономических результатов деятельности банка, выявлением факторов, тенденции и пропорции хозяйственных процессов, обоснованием направлений развития банка.
Объектом анализа выступает коммерческая деятельность каждого отдельного банка и их группировок (по территориальному, функциональному или любому иному признаку). Субъектами анализа могут выступать:
- коммерческие банки;
- контрагенты банка, включая ЦБ;
- кредитные учреждения;
- государственные налоговые службы (ГНС);
- аудиторские фирмы;
- местные и центральные органы власти;
- реальные и потенциальные клиенты и корреспонденты банка;
- прочие физические и юридические лица.
Каждый из субъектов в процессе анализа преследует свои собственные цели. В связи с этим направления и критерии анализа могут быть различными.
Коммерческие банки на основе анализа своей деятельности стремятся к оптимизации структуры активных и пассивных операций в целях максимизации прибыли. Оценка имеющихся возможностей банка позволяет
- обеспечить их баланс с рыночными запросами,
- выработать обоснованные программы развития и поведения банка на рынке,
- создать адекватную основу для принятия решений.
Анализ этих возможностей проводится с точки зрения исследования внешних и внутренних условий деятельности банка.
Учреждения ЦБ в процессе анализа выявляют степень соблюдения коммерческими банками установленных экономических нормативов ликвидности и отчислений в централизованные фонды. ЦБР интересует в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы. Процессы регулирования могут начаться ещё до того, как банк начнёт свои операции. Лицензирование коммерческих банков заключается в следующем:
- минимальное требование к капиталу,
- качество руководящего состава,
- ограничения прав собственности.
ГНС в процессе анализа отчётности коммерческих банков осуществляет финансовый контроль за выполнением банками обязательств перед бюджетом. Процесс банковского надзора имеет две формы:
- регулирующую (проверку отчётности),
- надзорную (ревизию банка).
Перед аудиторами банков стоит задача проверки достоверности учёта и отчётности банка, а также подтверждение или опровержение результатов их деятельности.
Банковские клиенты и корреспонденты на основе анализа отчётности определяют устойчивость финансового положения банка, его надёжность, перспективы развития, целесообразность дальнейших отношений с ним.
Билет 20.
Билет 21.
1. Анализ ликвидности, платежеспособности, расчётно-платёжной дисциплины предприятия.
В условиях массовой неплатежеспособности и применения ко многим предприятиям процедур банкротства (признания несостоятельности) объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и степень ликвидности предприятия.
Платежеспособность характеризуется наличием денежных средств, отсутствием просроченной задолженности и задержки платежей, а также своевременным погашением кредитов. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.
Ликвидность – способность предприятия в срок выполнять свои обязательства и превращать активы в денежную наличность. Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.
Ликвидность представлена тремя показателями:
· коэффициент абсолютной ликвидности;
· коэффициент ликвидности;
· коэффициент текущей ликвидности.
1. Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + ценные бумаги) / Обязательства = ст. (260 + 250) / ст. 690
Норматив = 0,2 - 0,25
2. Коэффициент ликвидности = (Денежные средства + ц/б + дебиторская задолженность) / Обязательства = ст. (260 + 250 + 240) / ст. 690
Норматив = 0,7 – 0,78
3. Коэффициент текущей ликвидности (платежеспособности, покрытия) =
= (Денежные средства + ц/б + дебиторская задолженность + запасы и затраты – расходы будущих периодов) / ст. 690 = ст. (260 + 250 + 240 + 210 – 216) / ст. 690
Норматив = больше 2
2- неплатежеспособное предприятие
Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практике они тесно взаимосвязаны между собой. Ликвидность предприятия отражает платежеспособность по долговым обязательствам. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству. Основаниями для признания предприятия банкротом являются не только невыполнение им в течение нескольких месяцев своих обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему финансовые или имущественные претензии. Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотным капиталом, которая нацелена на минимизацию финансовых обязательств. Прибыль — долгосрочная цель, но в краткосрочном плане даже прибыльное предприятие может обанкротиться из-за отсутствия денежных средств.
При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Расчет и анализ коэффициентов ликвидности позволяет выявить степень обеспеченности текущих обязательств ликвидными средствами.
2. Анализ привлечения средств по степени их востребования в банковской деятельности.
К привлеченным средствам относят средства кредитных организаций, клиентов, вклады населения, долговые обязательства и т.д. Различают привлеченные и заемные средства. К заемным относят: МБК, межбанковская временная финансовая помощь.
При анализе рассматривают статьи привлеченных средств, определяют удельный вес и причины изменений по статьям. Наибольший удельный вес по отдельным банкам занимают вклады физических лиц, средства клиентов. При анализе определяют показатель эффективности использования привлеченных средств.
Показатель эффективности использования привлеченных средств = Привлеченные средства / Сумма кредитных вложений * 100%
Норматив = 100%
Если показатель будет больше 100%, значит, банк привлекает ресурсов больше, чем кредитует, а привлеченные банком средства реализуются не только для кредитования, но и покрытия собственных затрат банка.
Эффективность использования обязательств банка = Обязательства банка / Общая сумма кредитных вложений * 100%
Норматив = 100%
Если показатель будет больше 1, значит, привлеченные средства используются недостаточно эффективно.
Коэффициент привлечения вкладов = Вклады населения / Капитал банка * 100%
Норматив = 100%
Билет 22.
Билет 23.
Билет 24.
Билет 25.
Билет 26.
Билет 27.
Билет 28.
Билет 29.
Билет 30.
Билет 1.
Балансовый приём анализа, его сущность и значение.
Традиционные приёмы-эти приёмы самые распространённые и могут быть применены к изучению различных сторон предприятия и итогов его деятельности.
В число основных традиционных способов и приемов анализа можно включить использование абсолютных и относительных величин, применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.
Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость). На промышленных предприятиях, например, с помощью этого метода (наряду и вместе с другими) анализируются использование рабочего времени (суммарного рабочего времени), станочного парка и производственного оборудования (производственной мощности), движение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, финансовое положение.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 243.