Релевантность учетной информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Синтаксис Имеет место, если информация способствует достижению целей пользователя. Установить ее трудно, ибо цели субъ­ективны.
Семантика Имеет место, если получатель информации понимает подразумеваемое значение представленной информации.
Прагматика Имеет место, если информация способствует принятию решения ее пользователем. Это окончательная цель.

 

Каждый из пяти подходов выражал рациональные взгляды бухгалтеров Америки. По их мнению, только теперь стало воз­можным считать бухгалтерский учет наукой. В настоящее время наиболее популярны две концепции. Первая представлена Е. С. Хендриксеном, который определяет теорию учета как набор ши­роко трактуемых принципов; они составляют общую систему эталонов, позволяющих оценить различные хозяйственные ситу­ации и создают новые практические методики и процедуры. Тео­рия учета — база для объяснения сложившейся практики, цель теории — представление согласованного множества логически выведенных принципов, которые служат основанием для оценки и развития существующей практики учета.

Наиболее яркий выразитель второй, менее утилитарной кон­цепции — Д. Л. Макдональд. Он полагает, что любая теория долж­на иметь три элемента: символическое представление феноменов реального мира путем кодирования; обработка и комбинация дан­ных символов согласно выработанным правилам и обратный пере­вод символических конструкций в феномены реального мира.

Однако любая из этих концепций может привести к построе­нию описательных теорий, идущих от сущего и предполагающих должное, и нормативных теорий, направленных на доказатель­ство того, что должно быть.

Структура бухгалтерского учета. Самым существенным обсто­ятельством в организации бухгалтерского учета США следует признать деление его на финансовый и управленческий. Обычно утверждается, что первый имеет своим предметом отношения предприятия с внешним миром (с корреспондентами, как сказал бы Чербони), второй регистрирует положение дел внутри предп­риятия (с агентами, по терминологии Чербони). Однако это не совсем так. Практически финансовый учет - это и есть бухгал­терский учет в нашем понимании, а управленческий представля­ет собой в первую очередь аналитический учет к счету основного производства, калькуляцию себестоимости, регистрацию затрат агентами предприятия и во вторую - преимущественно перспек­тивный анализ хозяйственной деятельности. Первый круг проб­лем составляет так называемый систематизированный учет, вто­рой — проблемный.

Управленческий учет был создан инженерами и технологами, но получил современную форму благодаря трудам замечательно­го бухгалтера Роберта Антони. Этот учет возник вследствие не­достатков традиционной бухгалтерии, не случайно Мэй считал, что бухгалтерская отчетность не может быть пригодной для уп­равления предприятием, так как она хронически устаревает и в силу этого лишена оперативности. Точно так же В. Э. Патон и В. К. Циммерман, раскрывая противоположный и даже, по их мнению, антагонистический характер двух важнейших отчетных форм баланса и счета «Прибыли и убытки» (они предполагали использовать в них два разных принципа оценки), приходили к выводу о непригодности этих форм для прогноза хозяйственной деятельности.

Суть управленческого учета, его назначение передает извест­ная формулировка: производство информации для управления. Са­мым главным в этом случае является указание «для управления». И в этой связи понятно, почему Антони не устает повторять, что менеджеры нуждаются в информации для осуществления своих обязанностей. Природа этой информации отличается отданных, используемых финансовым счетоводством, где применяется пос­ледовательно выбранная методология и непротиворечивые оцен­ки, двойная запись жестко связывает все учетные показатели в стройную систему. Каждая цель, стоящая перед управлением, требует своих методологических подходов, а каждая оценка пока­зателя зависит от цели, стоящей перед человеком.

На практике возрастание роли бухгалтерского учета в амери­канском обществе связано с появлением специальной должности контролера. В его функции входят: разработка и проверка фи­нансовых и учетных директив, представление отчетности, сос­тавление сметы и контроль ее выполнения, составление норма­тивных и фактических данных и их оценка. Эти функции приво­дят к формированию на предприятии, как правило, четырех учет­ных отделов: 1) планового, 2) финансового, 3) инвентарного (ма­териального), 4) производственного (калькуляционного). Такая структура, в частности, способствовала возникновению управ­ленческого учета.

Учет затрат. Главным в управленческом учете стал учет затрат. Его создателем можно считать Александра Гамильтона Черча (1901). Хант Лоуренс Гант (1909) привнес в американский учет проблему определения состава затрат, но основная заслуга аме­риканских бухгалтеров связана с возникновением четырех основ­ных методов учета затрат калькулирования готовой продукции: стандарт-костс, директ-костинг, центры ответственности и АВС-метод.

Стандарт-костс.Творцом нового направления в учете был инженер-путеец Гаррингтон Эмерсон (1853 — 1931). Он весьма скептически относился к возможностям традиционной бухгалте­рии. Не скрывая иронии, он писал: «Главный бухгалтер убежден до глубины души, что его учетная система безупречно соответ­ствует всем законам естества… и начинает с воодушевлением на­вязывать свои учетные требования всему оперативному аппарату. Но оперативный аппарат бухгалтерии не понимает, что люди практического живого дела относятся ко всему этому канцелярскому крючкотворству с величайшим презрением» [Эмерсон, с. 220]. Именно вследствие полной практической непригодности бухгалтерского учета для целей управления предприятием «прак­тический работник очень часто сам придумывает какую-нибудь примитивную, но чрезвычайно удобную систему учета, которая и дает ему все, что нужно для практического руководства делом» [там же, с. 221]. Эмерсон прокламировал преимущества опера­тивного учета перед бухгалтерским, так как подлинная «цель уче­та состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предос­тережений» [там же, с. 221]. Эти «предостережения» нужны для нахождения правильного курса хозяйственной деятельности предприятия. Суть их в отклонениях от нормы. Учет должен быть обращен в будущее, ибо «предвидеть - значит предупреждать» [там же, с. 216]. Следовательно, весь хозяйственный процесс дол­жен быть строго проконтролирован еще до его реального начала. Однако «никаких норм, кроме норм, уже достигнутых в прош­лом, бухгалтерия выставить не может» [там же, с. 39], а без норм хозяйственная деятельность лишается цели и, что еще хуже, ад­министрация не может раскрыть через учет состояние произво­дительности. Эта важнейшая категория введена Эмерсоном. Она характеризует весь смысл работы предприятия, ибо «работать напряженно - значит прилагать к делу максимальные усилия; ра­ботать производительно - значит прилагать к делу усилия мини­мальные» [там же, с. 31]. Производительность измеряется подан­ным учета соотношением Сф / Сн, т.е. отношением фактических расходов к нормативным (стандартным). При этом всегда имеет место отношение Сн ≤ Сф, т.е. нормативные расходы никогда не могут быть больше фактических. (Чем меньше разность Сф Сн, тем выше производительность.) Исходя из этого X. Л. Гант прово­дил различие между естественными (стандартными) расходами, вернее расходами, отвечающими требованиям Сн, и непроизво­дительными расходами, возникающими вследствие непроизво­дительных потерь и простоев завода. В результате возникло зна­менитое правило Ганта.

Все расходы сверх установленных норм должны относиться на виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие зат­раты.

Отсюда требование, чтобы расходы фиксировались еще до того, как их осуществили. Все расходы нормируются вперед, нормы устанавливаются не средние, а предельные. Отклонения фактических затрат от стандартов (норм) сразу указывают на неблагополучные обстоятельства, возникшие в ходе хозяй­ственного процесса. Не случайно К. Кэфер (Швейцария) срав­нивал «систему контроля через отклонения» с решетом, которое просеивает все нормальные явления и отсеивает явления ненор­мальные.

Идея стандарт-костс трансформировалась в два правила.

Все расходы должны быть указаны в сопоставлении со стан­дартами (нормативами);

Увеличение и уменьшение при сравнении действительных рас­ходов со стандартами должно быть расчленено по причинам.

Взгляды Гаррисона оказали глубокое влияние на развитие учета как в Америке, так и в Европе и дожили до наших дней.

Директ-костинг.Самым сложным в учете затрат и калькуля­ции себестоимости следует признать распределение косвенных (накладных) и комплексных затрат. Сначала в качестве базы распределения косвенных расходов почти везде использовалась прямая заработная плата, потом выбирались иные основы для распределения, и каждый выбор приносил новые результаты. Еще большие сложности возникали при распределении компле­ксных расходов. Существуют пять вариантов нахождения себес­тоимости при комплексных затратах: 1) средняя себестоимость единицы (все виды готовой продукции принимаются равноправ­ными); 2) коэффициентный (вес, объем, калорийность); 3) взве­шенная средняя себестоимость (находится посредством прида­ния различного удельного веса каждой калькуляционной группе — вариант коэффициентного выбора); 4) стоимостный — пропор­ционально продажным ценам; 5) стандартный — по установлен­ным ранее стандартным затратам [Цит.: Чумаченко, с. 24].

Отсюда следовал вывод о том, что всякое распределение или тем более перераспределение, задевающее интересы людей, должно быть отброшено как необоснованное. Так возник подход к учету затрат без распределения и перераспределения издержек. Названная задача получила и практическое значение, связанное с вопросом о приеме дополнительных заказов. Оказалось, что в ряде случаев, когда имеются свободные производственные мощ­ности, выгодно принимать заказы, даже если продажная цена окажется ниже полной себестоимости. Директ-костинг был отве­том на возникшие запросы общества, он позволял лучше контро­лировать исполнителей и достовернее считать прибыль.

Новое направление, которое явилось определенным этапом в становлении управленческого учета, теперь часто связывают с работой (1923) выдающегося экономиста Джона Мориса Кларка (1884 — 1963). Он подчеркивал, что для администраторов каждая статья затрат имеет различную целевую установку, и это главное, а распределение затрат для принятия управленческих решений значения не имеет. В том же году К. Симпсон (1923) провел ста­тистическое исследование бухгалтерских калькуляций и пришел к выводу, что на цены оказывают влияние не значения средней себестоимости, а предельные издержки производства. В 1936 г., развивая эти идеи, Джонатан Харрис создал учение, получившее название директ-костинг, согласно которому в составе себестои­мости необходимо учитывать только прямые расходы. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критикова­ли сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что пол­ная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков ка­питала и даже для управляющих. И только с 60-х годов директ-костинг стал преобладающим методом учета затрат. Его сущность заключается в том, что все издержки делятся на две группы: пере­менные и постоянные. В основу учета себестоимости кладутся только переменные (прямые) издержки. Косвенные расходы иск­лючаются из себестоимости, так как они вызваны не столько не­посредственным процессом производства, сколько течением времени. Кроме того, авторы считали, что для ценовой политики решающее значение имеют именно прямые расходы. Таким обра­зом, для директ-костинга самым характерным является строгое отделение в учете прямых издержек от косвенных. Они совер­шенно различны и в схемах корреспонденции никогда не долж­ны смешиваться.

Авторы, пишущие о директ-костинге, могут быть разделены на две группы: одни считают, что директ-костинг есть только метод калькулирования, учетный прием; другие рассматривают директ-костинг как универсальную систему управления пред­приятием.

Центры ответственности.Первоначально стандарт-костс был задуман как инструмент, выявляющий неиспользованные резервы, без связи с конкретными исполнителями. Но в дальней­шем возникла идея использовать отклонения для оценки работы тех или иных администраторов. Это привело к формированию Джоном А. Хиггинсом концепции центров ответственности (Responsibility centers), т.е. степени ответственности определенных лиц за финансовые результаты своей работы. Необходимо отли­чать центры ответственности от центров возникновения затрат. Например, зажженная лампочка в цехе — это место возникнове­ния затрат, человек, отвечающий за показатели счетчика, фикси­рующего расход электроэнергии, - центр ответственности.

Центры ответственности напоминают юридическую трактов­ку учета и принципы стандарт-костс. Если стандарт-костс стре­мится дать предельную оценку достижений предприятия, т.е. вы­явить неиспользованный потенциал, то европейская юридичес­кая школа интересуется не потенциалом, а только динамикой прав и ответственности лиц, занятых в хозяйственном процессе. Таким образом, центры ответственности синтезируют идеи Чербони с принципами Эмерсона. Далее, если юридическая школа требовала от бухгалтера постановки под контроль агентов и адми­нистраторов, то учет по центрам ответственности имеет иную цель — создать для администраторов условия самоконтроля. В юридической школе нормативы — это своеобразная «удавка», ко­торая должна сковывать работу администратора, здесь — психо­логический ориентир, границы подсказки агенту, напоминание о пределах его административных возможностей. Отсюда вытекает и правило Хиггинса.

Каждую структурную единицу предприятия обременяют те и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует.

При определении центров ответственности прежде всего при­нимают во внимание технологическую структуру предприятия, а далее выделяют ее горизонтальный и вертикальный разрезы. Первый ограничивается кругом деятельности каждого лица, ответственного за центр; второй предопределяет иерархическую лестницу правомочий лиц, принимающих управленческие реше­ния. Каждый из центров может быть центром или затрат, или доходов, или инвестиций. В первом случае отчет составляют по расходам, во втором - по прибыли и в третьем - по срокам оку­паемости. При этом каждый центр может выполнять самые раз­личные функции (производства, маркетинга, технических разра­боток, учета, контроля и т.п.). Это связано с тем, что объектом учета в центре выступает человек, агент, администратор, а не от­дельно взятые функции или средства. Горизонтальный и верти­кальный разрезы центров ответственности предприятия позволяют сочетать централизованное руководство с максимально воз­можной инициативой руководителей структурных подразделе­ний предприятий в интересах достижения общей цели.

Учение о центрах ответственности - новая психологическая трактовка учета, направленная на организацию поведения адми­нистраторов. Ее цель не столько контроль, сколько помощь ад­министраторам в организации самоконтроля, ибо предполагает­ся, что ни один человек не станет нарушать выгодные для него цели и критерии.

ABC-метод. Новейший подход к учету затрат предложен Р. Капланом. Он совершенно по-новому понимает объект каль­кулирования. Затраты распределяются по производственно-уп­равленческим функциям. Определяется, например, во что обхо­дится хранение ценностей, информационное обслуживание, пе­реработка материалов, реализация готовой продукции и услуг и т.п. Поскольку применение данного подхода пока не слишком распространено на практике, трудно оценить все его достоинства и недостатки.

Аудит и развитие его постулатов.История современного воз­никновения аудита обычно связывается с последствиями Крымс­кой войны и свидетельствует о том, что войны могут приносить не только разрушение, но иногда способствуют созиданию. Пер­вым теоретиком аудита был англичанин Л. Дикси, но человеком, вдохнувшим в него подлинную жизнь, стал американец Р.Х. Монтгомери (1872 — 1953). Именно он, развивая идеи Дикси, на­зываемые им бухгалтерским аудитом, создал современную докт­рину «тестового аудита». Монтгомери критиковал Дикси за то, что его идеи ограничиваются проверкой точности баланса, а это требует большой трудоемкости и приводит к ограниченным ре­зультатам. Лозунгом Монтгомери была максима: лучше больше и достаточно точно (не точно, а достаточно точно).

Научное описание проблем аудита началось с формулирова­ния его постулатов. Первые восемь из них были выдвинуты Р.К. Маутцем и Х.А. Шарафом (1961). Следуя законам развития нау­ки, Маутц и Шараф предложили следующие постулаты.

1. Финансовая отчетность может быть проверена. Если дан­ное предположение не выполняется, проведение аудиторской проверки теряет смысл. Если финансовая отчетность неадекват­на, не поддается проверке, то аудитор должен отказаться от выра­жения мнения о ней.

2. Конфликт интересов между аудиторами и администрацией не является неизбежным. Аудитор и администрация предприятия преследуют одну и ту же цель: представление достоверной отчет­ности. Поэтому должна быть создана атмосфера доверия между проверяющим и проверяемым. При наличии конфликта интере­сов аудитор не может полагаться на заявления руководства и доверять внутренней информации, как правило, это ведет к отказу от выражения мнения.

3. Финансовая отчетность и подтверждающие ее документы не содержат преднамеренных или иных необычных искажений. Этот постулат позволяет сделать процесс аудита экономически оправ­данным. Аудитор доверяет клиенту, поэтому он не проводит сплошных проверок, а использует выборочные совокупности с малым объемом выборки. Если аудитор заранее предполагает су­ществование какие-либо неточностей, это приводит к конфлик­ту аудитора и администрации.

4. Удовлетворительная система внутреннего контроля умень­шает вероятность ошибки. Объективность отчетных данных пря­мо пропорциональна эффективности внутреннего контроля. Од­на из основных задач руководства фирмы клиента - организация эффективно функционирующего внутреннего контроля, на ко­торый внешний аудитор может опираться для уменьшения объе­ма проверки.

5. Постоянное следование стандартам учета позволяет соз­дать объективное представление о финансовом состоянии и резуль­татах хозяйственной деятельности. Составление отчетности по единым стандартам позволяет аудиторам иметь единый критерий в высказывании мнения.

6. То, что справедливо для предприятия в прошлом, будет справед­ливо и в будущем, если нет доказательства противного. Аудиторская проверка не может быть последней, в следующем отчетном перио­де будет как минимум еще одна. Аудитор, высказывая мнение о верности проверенной финансовой отчетности, исходит из предположения, что фирма будет функционировать по крайней ме­ре еще год (допущение непрерывности деятельности). Если данный постулат не соблюдается, то нет доверия к представленным трен­дам, а многие аналитические процедуры, например регрессионный анализ, теряют часть своей полезности. В этом случае аудитор будет вынужден тратить гораздо больше времени на оценку событий после даты составления баланса.

7. Мнение аудитора зависит только от его компетенции. На количество и качество собранных доказательств влияют многие обстоятельства, но превалирующим является объем знаний ауди­тора о деятельности клиента и уровень его образования.

8.Профессиональный статус аудитора адекватен его професси­ональным обязанностям. Обязанности аудитора предъявляют оп­ределенные требования к его профессиональному поведению.

Впоследствии были предложены и другие постулаты. Посту­лат Т.А. Ли (1982). Годовой бухгалтерский отчет, не подвергшийся аудиту, не заслуживает достаточного доверия. Данное утвержде­ние Ли дополнил. Надежность учетной информации компании мо­жет быть признана в основном удовлетворительной после проверки ее внешним аудитором. Робертсон в 1985 г. предложил такой пос­тулат. Информация, подвергшаяся аудиторской проверке более по­лезна, чем не подвергавшаяся ей.

Профессиональная этика бухгалтера.Большой заслугой аме­риканской бухгалтерии следует признать выработку положений профессиональной этики. Впервые это требование выдвинул Монтгомери, но создателем этики бухгалтера можно считать Джона Ленсинга Кэри (1900 - 1984).

Исследование бухгалтерского учета привело многих америка­нских ученых к убеждению, что учетные данные отражают инте­ресы лиц, занятых в хозяйственных процессах, и, следовательно, учетная информация раскрывает психологию агентов и корреспондентов предприятия. Отсюда многие делали вывод о том, что все теоретические концепции в области бухгалтерского учета преследуют только одну цель - оправдать интересы власть иму­щих. Им возражали. Суть возражения сводилась к тому, что если подобное утверждение было бы правильным, то власть имущие финансировали бы и оплачивали тех бухгалтеров, которые изоб­ретают сложные теоретические конструкции. Но жизнь это не подтверждает, а следовательно, по крайней мере теоретические исследования носят бескорыстный характер. Бухгалтерские жур­налы печатают чистую науку, и их тексты становятся все более и более непонятными бухгалтерам-практикам. Это связано не с оп­равданием политики предпринимателей, а только с тем, что уни­верситеты предпочитают фундаментальные исследования, так называемую «свободную науку», и их библиотеки выписывают журналы академического, а не прикладного характера. И несмот­ря на то, что между теоретиками и практиками все больше и больше растет отчуждение, теряется взаимопонимание, однако пер­вых (теоретиков) нельзя обвинять в корыстных наклонностях. Более существенно то, что и те, кто был занят счетоведением, и те, кто работал по счетоводству, все время сталкивались с каки­ми-то моральными коллизиями, ибо бухгалтер должен проводить в жизнь свое мнение, а не мнение людей, стоящих над ним и око­ло него. Все это привело к созданию этического кодекса, приня­того Американской ассоциацией бухгалтеров (ААА) в 1987 г. Введение кодекса укрепило статус бухгалтера и увеличило спрос на его услуги.

Суть кодекса можно представить по следующим требова­ниям.

Прежде чем занять место, бухгалтер должен тщательно изу­чить работу предшественника, и если предшественник уже не ра­ботает, к нему следует обратиться с письменным запросом. Про­фессиональный долг обязывает ранее работавшего бухгалтера дать исчерпывающий и правдивый ответ на этот запрос. Если из предварительного ознакомления с делами следует, что работода­тель нарушает или может нарушить действующее законодатель­ство, то бухгалтер, не говоря никому не слова, должен отказаться от предложения.

Бухгалтер не может требовать ни увеличения зарплаты, ни по­вышения по службе. Более того, он не может получать премию или доплату за финансовые результаты, которые вывел, и не мо­жет делить свое вознаграждение с работниками других служб предприятия.

Взаимоотношения бухгалтера с администрацией строятся так: бухгалтер обязан немедленно ответить на все вопросы руковод­ства, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия, при этом он должен отвечать так, чтобы это было понятно лицам, не знающим бухгалтерский учет, т.е. он не вправе требовать от адми­нистрации знания и понимания того, что делает; при этом бухгал­тер может в любое время расторгнуть договор с работодателем, а соображения последнего о том, что нет замены, не могут препят­ствовать этому решению. Ни при каких обстоятельствах бухгалтер не должен советовать администрации, как совершать правонару­шения и участвовать в сокрытии их следов. За искажение отчет­ности директор и бухгалтер несут солидарную ответственность.

Бухгалтер должен хранить профессиональную тайну о делах клиента. Прекращение работы не освобождает его от этой обязанности. Из этого требования имеются исключения: бухгалтер вправе расширить свои знания о хозяйственной деятельности своего предприятия по профессиональным каналам; суд дал рас­поряжение огласить необходимые сведения; клиент совершает антигосударственные поступки; клиент дает согласие на разгла­шение данных о предприятии; бухгалтер может раскрыть профес­сиональную тайну, если это необходимо в интересах поддержа­ния его профессиональной репутации; бухгалтер считает, что раскрытие данных о тайне фирмы необходимо в общественных интересах.

Все справки о хозяйственной деятельности предприятия сто­ронним лицам бухгалтер может предоставить только по письмен­ному согласию работодателя. Но и в случае получения такового сведения могут быть даны в том случае, если бухгалтер будет убежден, что их представление вытекает из действующего законодательства.

Бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональ­ную квалификацию.

Этический кодекс бухгалтера имеет огромную моральную и профессиональную силу. Он оказывает влияние и на статус бухгалтеров в фирме, и на организаторскую структуру бухгалтерско­го учета.


ГЛАВА 9

Бухгалтерский учет в СССР


Дата: 2016-09-30, просмотров: 318.