Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производственные запасы материалов и других ценностей, необходимых для обслуживания производственного процесса и ведения хозяйственной деятельности, пополняются за счет их поставок организациями – поставщиками или прочими организациями на основе договоров.

В договорах предусматриваются: номенклатура материалов (ценностей), количество, цена, срок поставки, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки, виды и сроки проведения работ, оказания услуг и т.п.

Расчеты предприятия за получившие товарно - материальные ценности начитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Правильное построение аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» позволяет обеспечить:

Þ Получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

Þ Получение данных по покупателям и заказчикам по неоплаченным в рок расчетным документам;

Þ Получение данных по авансам полученным;

Þ Получение данных по векселям, срок поступления денежных средств, по которым не наступил;

Получение данных по векселям, по которым денежные средства не поступили в срок и т.д.

Порядок расчетов между предприятием и поставщиками и подрядчиками по внутри российским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в Российской Федерации, а по импортным поставкам – в соответствии с правилами международных расчетов.

Условия внутри российских поставок формируются в стране условиями (франко- завод, франко- станция отправления, франко- вагон и т.д.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателе по отношению к товару.

Условия импортных поставок формируется на основе международных торговых условий «Инкотермс», установленных Международной Торговой палатой. В соответствии с ними четко, определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, кто несет риск при осуществлении этих функций и при гибели и порче товара.

Предприятия для защиты своих финансовых интересов от инфляции устанавливают цены на товары (работы, услуги) в иностранной валюте. Однако на территории Российской федерации расчеты производятся в едином денежном эквиваленте- в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитывается в рубли. Сумму, которая подлежит оплате, можно четко определить только в установленный договором момент. Это может быть дата осуществления платежа, дата отгрузки товара или другая дата.

Если в договоре предусмотрено условие, что товар оплачивается в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем, то в учете это отражается:

1) Отражается задолженность перед поставщиком на момент перехода к вам права собственности на материальные ценности (по курсу иностранной валюты, действующему на этот момент);

2) Корректируются (увеличить или уменьшить) задолженность исходя из суммы денежных средств, фактически перечисленных поставщику.

Так как в договоре не зафиксирована конкретная величина платежа в рублях, то в бухгалтерском учете возникают разницы между оценкой товаров (работ, услуг) на дату их фактической отгрузки (оказания) и фактически оплаченной по договору суммой. Такие разницы, называются суммовые.

Отрицательная суммовая разница возникает, если курс валюты на дату оплаты материальных ценностей выше, чем на дату их оприходования. В этом случае необходимо увеличить задолженность перед поставщиком.

Сумма, на которую необходимо увеличить задолженность рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость Стоимость

Отрицательная материальных ценностей материальных

суммовая разница на день их оплаты ценностей

поставщику на день их

оприходования

В бухгалтерском учете увеличение задолженности отражается проводкой:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (счета 10»материалы», счета 41 «Товары» и т.д.)

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - доначислена задолженность перед поставщиками по оплате материальных ценностей.

Одновременно и увеличивается и сумма НДС, подлежащая оплате поставщику (если приобретенные материальные ценности облагаются этим налогом) и отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- доначислена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику.

Положительная суммовая разница возникает, если курс валюты на дату товара ниже, чем на день его оприходования. В этом случае необходимо уменьшить задолженность перед поставщиком.

Сумма, на которую нужно уменьшить задолженность рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость Стоимость

Положительная материальных ценностей материальных

суммовая разница на день их ценностей

оприходования на день их оплаты

поставщику

Чтобы отразить, уменьшение задолженности, делают сторнировочную проводку:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (счета 10 «Материалы», счета 41 «Товары» и т.д.)

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - уменьшена задолженность перед поставщиком по оплате материальных ценностей.

Одновременно уменьшается НДС:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расчеты за поступившие товарно-материальные ценности, принятые и выполненные работы и приобретенные услуги учитывает на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили товарно - материальные ценности на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантским ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая-предьявленная поставщиком.

В случае отсутствия средств на счете плательщика оплата пени поставщику за несвоевременный платеж относится на счет 99 «Прибыли и убытки».

В случае, когда оплата за услуги производится раньше времени их потребности, то их относят на счет 98 «Доходы будущих периодов», а в отчетный период списывают на счета затрат на производство.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» можно вести разными способами :

- на карточках суммового учета

- по наименованию поставщиков.

Для проверки соответствия данных аналитического учета синтетические записи с карточек переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет можно вести также по поставщикам, у которых остались незаконченные расчеты (сальдо).

Если организация получает товарно- материальные ценности по месту нахождения поставщика, то на имя сотрудника, который будет их получать, выписывают доверенность. Доверенность выдается только лицам, работающим в организации. Доверенности формы № М-2 имеют корешки, которые подшиваются на предприятии в хронологическом порядке. Бухгалтер выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее работнику, который будет получать товарно-материальные ценности.

Работник, получающий товарно-материальные ценности, может предъявить поставщику кроме доверенности и другие документы, например копию счета и платежного поручения на оплату товарно-материальных ценностей. Поставщик вместе с материальными ценностями должен передать представителю товаросопроводительные документы (счет - фактуры, накладные и т.д.).

Для счета – фактур предусмотрен типовой бланк. Все выписываемые счета- фактуры номеруются в хронологическом порядке.

Как правило, счет оформляют для предварительной оплаты товаров (работ, услуг). В счете указывают банковские реквизиты поставщика, цену единицы товара, общую стоимость партии, а также сумму налогов, включенных в стоимость товаров (акциз, НДС, налог с продаж).

Счет выписывают в двух экземплярах:

- первый экземпляр передают покупателю для оплаты;

- второй - в бухгалтерию.

Если количество и качество поступивших материалов совпадают с данными, указанными в товаросопроводительных документах поставщика, оформляют приходный ордер формы №М-4.

Оформленный приходный ордер передают в бухгалтерию вместе с товаросопроводительными документами поставщика. На основании приходного ордера бухгалтер составляет бухгалтерские проводки:

1) Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

2) Учтен НДС по оприходованным материалам:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с подотчетными лицами».

Если при поступлении товарно-материальных ценностей от поставщика выявлены недостачи или излишки фактически поступивших ТМЦ по сравнению с документами, оформляется акт формы №М-7 о приемке материалов.

Излишки приходуются по акту и расцениваются по четным ценам организации или по договорным (отпускным) ценам, а затем учитываются в журнале – ордере №6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 214.