Организация учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
Организация может выбрать один из двух наиболее часто применяемых методов: количественно-суммовой метод и оперативно-бухгалтерский.
При количественно-суммовом методе и в бухгалтерии, и на складе в карточках ведется количественно-суммовой учет материалов. Это загромождает учет, увеличивает трудозатраты.
Наиболее прогрессивным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый).
Движение материалов происходит в организациях ежедневно, и документы на приход и расход
материалов должны оформляться своевременно по мере совершения операций и находить отражение в
учете, поэтому появляется необходимость использовать в текущем учете твердые, заранее установленные
цены, называемые учетными . Ими могут быть или договорные, или плановые цены. В случае использования в текущем учете договорных цен, по окончании месяца рассчитываются суммы и проценты транспортно заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости. При использовании плановых цен ежемесячно рассчитываются суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой (экономия или перерасход).
Вопрос 4: Документальное оформление, бухгалтерский учёт приобретения и заготовления материально-производственных запасов и расчётов с поставщиками.
Для учёта движения материалов применяется первичная документация, отвечающая требованиям нормативных документов. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборота устанавливается в зависимости от характера предприятий, особенности организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учёта.
Документальное поступление материалов зависит от источников их получения.
Материальные ценности поступают в организации от поставщиков на основании заключенных договоров поставки. Поставщики материальных ценностей одновременно с отгрузкой продукции направляют покупателю сопроводительные документы. При поступлении материалов зав. складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений нет, то выписываются приходные ордера (ф. № М-4) на все количество поступивших МПЗ в одном экземпляре на каждый вид материалов в день их поступления.
Если при приемке материалов от поставщиков установлено расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишки, пересортица) или имеет место неотфактурованная поставка материалов, зав. складом вместе с представителем поставщика или независимой организации составляет акт о приемке материалов (ф. № М-7) в двух экземплярах. В этих случаях приходные ордера не составляются и акт является одновременно и приходным документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком.
Материалы, поступившие от своих цехов оформляются своими накладными на внутреннее перемещение. Во всех приходных документах указывается: от кого поступили материалы, на какой склад, номенклатурный номер, наименование количество, цена, сумма поступивших материалов, кто сдал и кто принял, дата и номер документа.
Для оприходования материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации ОС, при разборке и демонтаже зданий и сооружений и т.п., пригодных для использования при производстве работ в самой организации, используется типовая форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений».
Со склада материалы отпускаются в производство на изготовление продукции, в переработку на другие предприятия, для продажи на сторону, для безвозмездной передачи другим предприятиям, для внутреннего перемещения в другие склады.
Основным видом расхода материалов является отпуск на производство продукции. Отпуск материалов систематического потребителя оформляется лимитно—заборними картами.
Лимитная карта выписывается на 10-15 дней или месяц в 2-х экземплярах –1 складу, другой цехе получателю. При получении материалов представитель цеха расписывается в карте склада, поставщик в карте цеха, что обеспечивает подтверждение отпуска и взаимный контроль.
Материалы, потребляемые нерегулярно оформляются требованиями, оформляется отпуск на замену требованиями, сверхлимитный отпуск.
Отпуск материалов на сторону, оформляется приказом – накладной или накладной в расходных документах с указанием номенклатурного номера материалов, номера склада материалов, через кого отпущен, на какие цели, вид продукции, статья затрат, цех-получатель, количество, затребовано и получено).
Вопрос 5 :Синтетический учет материально- производственных запасов
Данный учет ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.
Учет материалов ведется на счете 10, к которому могут быть открыты субсчета.
Счет 15 используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения МПЗ, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей;
На счете 16 отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам МПЗ, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.
Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах:
1).с использованием счетов 15 и 16 (когда учет материалов ведется в учетных ценах);
2).без их использования (по фактической себестоимости).
Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике. С использованием счетов 15 и 16
1.На основании поступивших в организацию расчетных документов поставщика делается запись:
Д-т 15 К-т 60 - стоимость приобретенных запасов по покупным ценам.
Д-т 19 К-т 60 - одновременно отражают НДС
В зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов могут быть также сделаны следующие бух. записи:
Д-т 15 К-т 20,23,71,76 и т.п.
Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, осуществляется по учетным ценам:
Д-т 10 К-т 15
Оплата поставщику оприходованных МПЗ:
Д-т 60 К-т 51, 52, 62
Д-т 68 К-т 19 – НДС, оплаченный поставщику относится на расчеты с бюджетом.
В результате произведенных записей по каждой партии материалов на счете 15 возникает разность между оборотом Д-та и оборотом К-та. Если дебетовый оборот оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. На эту разницу делается бух. запись: Д-т 16 К-т 15
В результате этого обороты по Д-ту и К-ту счета 15 будут отражать сумму заготовленных МПЗ по фактической себестоимости. Если оборот по кредиту счета 15 превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делают бухгалтерскую запись отрицательными числами («красное сторно»): Д-т 16 К-т 15
При таком порядке учета поступления материалов их фактическая себестоимость будет слагаться так: сальдо счета 10 по учетным ценам плюс или минус сальдо счета 16.
Аналитический учет по счету 16 ведут по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем отклонений. Остаток по счету 15 на конец месяца представляет собой стоимость материалов, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков.
2.Известен вариант учета заготовления материалов без сальдо по счету 15 при котором в конце месяца делается запись без оприходования материалов на складе: Д-т 10 К-т 15
В начале следующего месяца эти суммы сторнируются.
3.Возможен также вариант учета МПЗ по фактической себестоимости приобретения с раздельным учетом фактической себестоимости в части фактурной стоимости и заготовительно-складских расходов:
Дата: 2016-09-30, просмотров: 285.