Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 1 Закона «О бухгалтерском учете»1 предусматривает в составе объектов бухгалтерского учета обязательства как неотъемлемую часть хозяйственной деятельности организации.

Обязательства возникают по разным причинам и в первую очередь при приобретении товарно-материальных ценностей, основных средств и прочих активов перед поставщиками, при осуществлении процесса производства перед работниками, перед покупателями и заказчиками перед бюджетом, перед банками по полученным кредитам и т.д.

Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором.

Расчетные отношения - это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям.

К товарным операциям относят - продажу сырья, материалов, услуг, готовой продукции и т.п.

Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с клиентурой, по претензиям и т.д. (они учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Предприятия, покупатели, заказчики и т.д. в зависимости от местонахождения друг от друга производят различные расчеты.

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные). Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживающими учреждения банка, находящимися в разных населенных пунктах, а одногородние- расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.

Основные формы иногородних расчетов- расчеты платежными требованиями-поручениями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы, одногородних- расчеты в порядке плановых платежей, платежными требованиями-поручениями, платежными поручениями и расчетными чеками.

Формы безналичных расчетов устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.

Принципы организации безналичных расчетов- основополагающие начала их проведения. Безналичные расчеты в нашей стране организуются на основе следующих принципов:

1) Правовой режим осуществления расчетов и платежей. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством законодательного регулирования.

2) Осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Их наличие, как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка расчетов.

3) Поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа- залог четкого безусловного выполнения платежей. Все плательщики (предприятия, банки) должны планировать поступление, списание средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

4) Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж (кроме случаев, предусмотренных законодательством) путем применения соответствующего платежного инструмента (чека, векселя, платежного поручения), либо специального акцепта документов, выписанных получателем средств.

5) Срочность платежа, т.е. непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенным договорами. Но в современных условиях платежного кризиса это принцип фактически не выдерживается.

6) Контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

7) Имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий. Нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, а также иных мер ответственности.

В настоящее время, предприятия следующие виды расчетов: платежными требованиями- поручениями, посредством аккредитивов и особых счетов, в порядке плановых платежей, платежными поручениями, чеками и т.д.

Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договоре. Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет предприятию сократить разрыв между временем получения покупателем товарно-материальных ценностей и совершением платежа, ликвидировать образование кредиторской задолженности и рост остатков товарно-материальных ценностей в пути.

Расчеты платежными требованиями - поручениями – сводятся к тому, что поставщик, отгрузив продукцию, выписывает платежное требование на покупателя- плательщика, отсылает ему или доставляет. Получив платежное требование, плательщик обязан заполнить вторую часть- платежного поручения, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, так как обязанности ( условия договора) поставщиком выполнены. Предприятия - плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа.

Расчеты аккредитивами - заключаются в том, что банк покупателя дает поручение (аккредитив) иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет акрредитивов или покупателю выдается ссуда. Аналитический и синтетический учет этих расчетов организуется в журнале- ордере № 3.

Расчеты в порядке плановых платежей осуществляются между предприятиями при постоянных, равномерных поставках товарно-материальных ценностей или оказания услуг. Договором между потребителем и поставщиком устанавливается постоянная, плановая сумма стоимости продукции, работ, услуг, подлежащая оплате ежедневно. Оплата оформляется или платежными поручениями, или платежными требованиями. В согласованные сроки расчеты регулируются, т.е. сопоставляются выплаченные суммы с фактическим объемом (стоимостью) полученной продукции или работ, услуг. Излишне выплаченные суммы могут засчитываться в последующих платежах или возвращаться покупателю, а недостающие – доплачиваться.

Данные расчеты ведутся у поставщика на счете 62 «Расчеты покупателями и заказчиками», аналитический учет организуется в ведомости №7 в разрезе каждого дебитора, а синтетический – в журнале- ордере № 11 (обороты по кредиту).

Расчеты могут осуществляться чеками. Расчетный чек – письменное поручение банку перечислить со чета чекодателя указанную сумму в чеке. Чековые книжки предприятия получают в свои обслуживающем банке. Учет выдачи чеков ведется на счете 55 «Специальные счета в банках», аналитический учет организуется в журнале ордере № 3.

Почтовые переводы применяются ля перечисления алиментов, заработной платы и командировочных расходов, а также в качестве платежей за продукцию, где нет кредитных учреждений или сумма перечислений не превышает предельной величины, установленной для банковских операций по безналичным расчетам.

Предприятие заинтересовано в получении прибыли, а значит произведенные товары (услуг, работы) должны дойти до конечных потребителей.

Таблица 1.

Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Содержание хозяйственной Операции Корреспондирующие Счета Сумма, (руб.)
Дебет Кредит
1. Отражена задолженность покупателя (заказчика) за отгруженные товары. 90/1 80 560
2. Поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции. 80 560
3. Погашена задолженность покупателям и заказчикам 17 900
4. Отражен зачет задолженности между поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками).       17 900
5. Отражена задолженность покупателей и заказчиков за проценты по полученным от них векселям и по пересчетам по операциям прошлых лет.       5 320
6. Отражено списание на убыток не компенсируемых долгов покупателей и заказчиков, если не образуются резервы по сомнительным долгам       5 320  
7. Отражено списание долгов покупателей и заказчиков за счет резервов по сомнительным долгам.       36 700
8. Поступили средства от покупателя за проданную продукцию. 140 480

 

Свою задолженность покупатель (заказчик) может обеспечить собственным простым векселем. В этом случае, для учета задолженности, открывают к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отдельный субсчет «Расчеты по векселям полученным».

По разным причинам покупатель может задержать оплату товаров и перечислить деньги продавцу гораздо позже, чем предусмотрено в договоре.

Чтобы избежать подобных ситуаций очень часто продавец товара устанавливает цену в условных денежных единицах или в любой иностранной валюте. Однако на территории России расчеты производятся только в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте или в условных единицах, должна перечитываться на рубли.

Если в договоре предусмотрено условие, что товар оплачивается по курсу иностранной валюты на день перечисления денег, то :

1) Отражают выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю (по курсу иностранной валюты, действующей в этот день);

2) Корректируют (увеличить или уменьшить) выручку исходя из суммы денежных средств, фактически поступивших от покупателя.

Если курс иностранной валюты на дату оплаты товара будет больше, чем на дату его отгрузки, то возникает положительная суммовая разница. Если курс будет меньше, то возникает отрицательная суммовая разница. В бухгалтерском учете выше перечисленные моменты отразятся следующими записями:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - доначилена (уменьшена) выручка на сумму положительной (отрицательной) суммовой разницы.

Случаются операции ситуации, когда у покупателя нет или не хватает денежных средств на покупку продукции. В этом случае, в договоре купли- продажи организация может предусмотреть, что покупателю предоставляется отсрочка или рассрочка платежа за проданные ему товары (иными словами, покупателю предоставляется коммерческий кредит).

Обычно при таких условиях договора покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку его оплаты. Сумма процентов, которую получит организация, увеличивает выручку от продажи.

Одним из видов расчетов с покупателями и заказчиками и погашения дебиторской задолженности является заключение соглашения об откупном. Обычно его используют по сделкам купли- продажи, когда покупатель не может погасить задолженность за отгруженные товары денежными средствами и вынужден передать продавцу свое имущество (готовую продукцию, работы, услуги). Размер откупного может быть больше или меньше размера первоначального обязательства или равняться ему.

В рыночной экономике задолженность покупателей за готовую продукцию и товары предприятия – обычное явление. Это коммерческие кредиты или рассрочки платежей во времени, которые способствуют увеличению объемов торговли, ускорению оборачиваемости товаров.

Выгодные для покупателей условия коммерческого кредита - верный способ поддерживать устойчивый спрос на продукцию предприятия. Коммерческие кредиты следует предоставлять платежеспособным покупателям и честным плательщикам. В необходимых случаях необходимо получить гарантии платежа, залоги и т.д.

Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Периодически расчеты с юридическими и физическими лицами должны выверяться и уточняться.

Расчеты с дебиторами могут осуществляться наличным (в рублях, либо в условных денежных единицах), либо безналичным путем.

Наличные денежные средства поступают в кассу организации и оформляются приходным кассовым ордером типовой формы №КО-1, на основе которого в бухгалтерском учете составляются записи:

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При безналичных расчетах между юридическими лицами денежные средства, поступившие в погашение дебиторской задолженности, зачисляются на расчетный счет предприятия. На основе выписки банка с расчетного счета в бухгалтерском учете составляется запись:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если цены в договоре поставки установлены в валюте, то при расчете покупателя в рублях при погашении дебиторской задолженности возникает суммовая разница, а при расчете в иностранной валюте – курсовая разница.

Суммовая разница, возникшая при погашении дебиторской задолженности по операциям, связанным с оплатой реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) является объектом обложения НДС.

На сумму положительной суммовой разницы увеличивается оборот с последующей уплатой НДС. При возникновении отрицательной суммовой разницы осуществляется уменьшение налогооблагаемой базы для исчисления НДС.

Если выручка определяется на день оплаты товаров (работ, услуг), налогооблагаемая база для исчисления НДС корректируется на сумму отрицательной суммовой разницы.

Стоимость этих товаров (ценностей) устанавливается исходя из цены, по которой организация обычно определяется стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Уступка права требования – цессия- соглашение, по которому одна сторона переступает права (требования) в пользу другой стороны за определенной вознаграждение или на безвозмездной основе. При переходе прав кредитора другому лицу не требуется согласие должника (дебитора), если иное не предусмотрено законом или договором.

Сообщение должнику о договоре уступке права требования осуществляется обычно в письменном виде с тем, чтобы исключить возможность погашения задолженности перед первым кредитором. Обычно такую задолженность приобретают организации, которые сами являются должниками дебитора.

Это позволяет им получить скидку от номинала долга (дисконтом) с последующим погашением задолженности по полной стоимости.

Уступка права требования отражается следующей записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- списана задолженность покупателя (заказчика), переданная другой организации.

Денежные средства, полученные от другой организации за проданную ей задолженность, отражаются следующей проводкой:

Дебет счета 50 «Касса» (счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55»Специальные счета в банках и т.д.)

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

На основании выше изложенного, приходим к выводу, что покупатели и заказчики должны погашать свою задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли- продажи или поставки.

При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 247.