Тема1. Учет и движение денежных средств и операций.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема1. Учет и движение денежных средств и операций.

Вопрос 2 : Учёт денежных средств на расчётном счете.

Денежные средства организации обязаны храниться на р/счетах в банках. На р/счёт зачисляется выручка за продажу продукции, средства из кассы, поступление задолженностей и др. С р/счёта производится выдача средств на з/плату, оплате счетов поставщиков, оплата соц. страха и т. д. Порядок хранения, получения и расходования наличных денег определён Правилами ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утверждёнными Постановлением ЦБ РФ от 04.10.93 №18, а безналичные расчёты регулируются «Положением о безналичных расчётах в РФ» от 08.09.2000 № 120-П.

Для открытия р/счёта организация предъявляет в банк:

1) заявление по установленной форме на открытие счёта;

2) документы о регистрации организации;

3) копия Устава организации;

4) свидетельство о постановки на учёт в налоговом органе;

5) копия приказа о назначении главного бухгалтера;

6) образцы подписей гл. буха, руководителя, зам. руководителя.

Синтетический учет операций по р/сч. бухгалтерия организует на сч. 51.

- По Д-ту – остаток свободных денежных средств на начало месяца, поступления наличных денег из кассы, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции и т.д.

- По К ту - денежные средства, перечисленные в погашение задолженности поставщикам материальных ценностей, бюджету, банку, а также суммы, выданные наличными в кассу организации.

Для отражения оборотов по К-ту сч. 51 служит журнал-ордер № 2. Записи из ж/о идут в Главную книгу. Обороты по Дт сч. 51 записываются в разных ж/о и контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров служат проверенные и обработанные выписки с р/сч.

При недостаточности денежных средств на счёте организации, производится списание денежных средств, осуществляемое в определённой последовательности:

1) списание по исполнительным документам, удовлетворяющие требования о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, алименты;

2) списание по исполнительным документам, денежных средства по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;

3) платежи бюджетных и внебюджетных фондов;

4) по исполнительным документам;

5) по др. платёжным документам.

Во всех других случаях списание денежных средств, производится календарной очерёдностью.

Учет сумм ошибочно зачисленных (списанных) со счетов:

Если при проверке банковской выписки обнаружилось, что какая –то сумма списана с р/сч. Ошибочно, следует немедленно сообщить об этом в операционный отдел банка. Пока причины не будут выяснены, спорную сумму отражают: Д76 К51.

Аналогичным образом следует поступить, если на р/сч. ошибочно зачислены деньги: Д51 К76

Вопрос 3 . Учет операций по валютному счету.

Порядок отражения в учете операций на валютном счете та­кой же, как и на расчетном счете.

Основным нормативным документом является ПБУ 3/2000 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в ин. валюте».При осуществлении внешнеэкономической деятельности для учёта движения валютных средств предприятие открывает валютный счёт. Порядок открытия валютного счёта аналогичен порядку изложенному при открытии р/сч. Синтетический учёт средств на валютном счёте ведётся на активном, балансовом счёте 52 «Валютный счёт», к которому открываются следующие субсчета: 52-1 валютные счета внутри страны; 52-2 валютные счета за рубежом. Субсчёт 1и 2 используются для хранения и использования средств, остающихся после обязательной продажи валютной выручки и совершения иных экспортно-импортных операций.

Практически все поступающие на валютный счет средства зачисляются банком на транзитный валютный счет. Обязательной продаже подлежит 25% валютной выручки от экспорта товаров. Обязательная продажа производится организациями со всей суммы экспортных поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц.

В бух. учете операции по обязательной продаже валюты отражаются следующим образом:

Д 52 К 62 – поступление выручки от иностранного покупателя;

Д 57 К 52 – перечисление валюты для продажи;

Д 91 К 57 – списание рублевого эквивалента проданной валюты;

Д 51 К 91 – зачисление рублевого эквивалента валютной выручки;

Д 91 К 52 – оплата комиссионных расходов, связанных с продажей валюты.

Выявление финансового результата от продажи валюты производится на счете 91. Курсовые разницы по валютному счету определяются на счете 52 и относятся на счет 91: Д 52 К 91 – на положительную курсовую разницу, Д 91 К 52 – на отрицательную.

Синтетический учет инвалюты ведется в 2 оценках: в инвалюте и рублях.

 

Тема 2. Учет труда и заработной платы.

Тема 3. Учет материально- производственных запасов.

Тема 4: Учет основных средств.

Вопрос 4 . Учет выбытия основных средств.

Для отражения процесса выбытия ОС в организации используют отдельный субсчёт 3 «Выбытие ОС» к счёту 01, в Д-т которого относится первоначальная стоимость выбывающего объекта, в К-т – сумма накопленной амортизации с последующим списанием остаточной стоимости объектов ОС с указанного субсчёта на счёт 91 «Прочие доходы и расходы».

Продажа ОС

1. признан доход от продажи ОС: Д 62 - К 91

2. начислен НДС с дохода от продажи ОС: Д91 – К68 по отгрузке / Д91 – К76 по оплате

3. списана первоначальная стоимость ОС: Д01/3 – К01/1

4. отражена сумма амортизации, начисленная за время использования объекта ОС: Д02 – К01/3

5. отражена остаточная стоимость выбывших ОС: Д91 – К01/3

6. отражены затраты, связанные с выбытием ОС: Д91 – К23, 44, 70, 69, 75 и т.д.

7. определён финансовый результат от выбытия ОС(прибыль/убыток): Д91 – К99/ Д99 – К91

8. поступление денежных средств в счёт оплаты проданных ОС: Д 51,52 – К62

9. отражена задолженность бюджету по НДС (при определении выручки по оплате):Д76 – К68

Ликвидация ОС

1. отражена первоначальная стоимость: Д01 – К01

2. списана амортизация: Д02 – К01

3. отражена остаточная стоимость выбытия ОС, переданных в качестве вклада в УК: Д91 – К01

4. расходы по ликвидации учитываются: Д91 – К70, 69, 23 и т.д.

5. оприходование материала от разборки: Д10 – К91

Определён финансовый результат (прибыль/убыток) Д91 – К99 / Д99 – К91

Вопрос 4 : Учет выбытия НМА

 

По новому плану счетов выбытие НМА отражается внутри счета 04. Для этого открывается отдельный субсчет 04/2 (выбытие НМА), но можно отражать выбытие без открытия отдельного субсчета, сразу же списывая сумму на 91 счет.

При этом производятся следующие записи:

04/2 04/1 списывание первоначальной стоимости НМА

05 04/2 списывается сумма начисленного износа

04/2 91 остаточная стоимость

91 70,69… списываются расходы, связанные с выбытием актива

62 91 выручка от продажи

91 68 на сумму НДС

Удельный вес НМА в стоимости имущества большинства организаций в настоящее время пока невысок. В дальней­шем их роль в экономике организаций, работающих в рыночных усло­виях хозяйствования, будет, несомненно, повышаться. Многие запад­ные фирмы тратят на приобретение НМА значитель­ные средства и стараются окупить их в кратчайшие сроки. Задача бух­галтерии в этом случае состоит не только в обобщении и предоставле­нии информации о наличии и движении таких активов, но и в обеспече­нии эффективности их использова

 

Вопрос 1 . Учет кредитов.

Для учета кредитов банков предусмотрены пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Счет 66 субсчет «Расчеты по кредитам» предназначен для обобщения информации о состоянии различных краткосроч­ных (на срок не более одного года) кредитов в российской и иностранных валютах, полученных организацией в банках на территории страны и за рубежом.

Счет 67 субсчет «Расчеты по кредитам» используется для обобщения информации о состоянии различных долгосрочных (на срок более одного года) ссуд в российской и иностранных ва­лютах, полученных организацией в банках на территории стра­ны и за рубежом.

Кредитовое сальдо субсчетов 66, 67 показывает сумму полученного и непогашенного кредита на начало и конец отчетного периода. По кредиту отражается получение кредитов, по дебету - их погашение.

При получении суммы кредитов банков (за исключением кредитов, полученных для работников) производятся бух. записи:

Д 50, 51, 52, 55, К 66, 67 - при получении денег в кассу, зачислении кредита на расчетные и текущие валютные счета и на открытие аккредитива;

Д 60, К-66, 67 - на погашение задолженности перед поставщиками за счет кредита;

Д-60, К-66, 67 - при направлении кредита на предоплату поставщику;

Д-68, К-66, 67 - расчеты с бюджетом по налогам за счет по­лученных кредитов;

Д-76, К-66, 67 - расчеты с арендодателем по аренде помеще­ния и другие.

На сумму погашенных кредитов банков делаются записи:

Д-66, 67, К-51, 52 - при погашении кредита с расчетного или валютного счета;

Д-66, 67, К-55 - при погашении кредита за счет неиспользо­ванного остатка аккредитива.

Если организация привлекает банковские кредиты под операции учета (дисконта) векселей, то эти операции отража­ются организацией-векселедержателем по кредиту сче­та 66 или 67 на сумму номинальной стоимости векселя и дебе­ту счетов 51 или 52 на сумму фактически полученных денежных средств и счета 91 на сумму учетного процента, причитающегося банку-кредитору.

Операция учета (дисконта) векселей закрывается на основании извещения банка, кредитора об оплате (погашении обязательств по учтенным векселям). В этом случае делается запись: Д-66, 67, К-62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При возврате организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от банка под векселя, из-за невыполнения в установленный срок векселедателем или другим плательщиком по векселям своих обязательств по платежу делаются записи: Д 66, 67, К-51, 52. В то же время задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспе­ченная просроченным векселем, продолжает учитываться на сч. 62.

Суммы полученных кредитов и займов отражается Д51,52,55,60-К66

Краткосрочные займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются на сч. 66 обособленно. При этом: 1).если облигации размещаются по цене превышающей их номинальную стоимость, то делается запись Д 51 –К66, Д51-К98 на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью. Сумма, отнесенная на сч. 98, списывается равномерно в течении срока обращения облигаций на сч. 91 «прочие доходы и расходы». 2). если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью доначисляется равномерно в течении срока обращения облигации Д 91-К66.

Вопрос. 2 Учет займов.

Для учета займов используются пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

По кредиту счетов 66 и 67 отражаются суммы полученных краткосрочных (долгосрочных) займов и номинальная стоимость выпущенных краткосрочных (долгосрочных) ценных бу­маг, а по дебету - суммы погашенной задолженности по займам и ценным бумагам. Кредитовое сальдо показывает задолжен­ность по займам и ценным бумагам на начало и конец отчетного периода.

Аналитический учет по счетам 66 и 67 ведется по заимодав­цам и срокам погашения макредитов.

Суммы полученных займов отражаются по дебету счетов 50, 51, 52 и т.д. и по кредиту счета 66 или 67.

Задолженность перед заимодавцами на счетах 66 и 67 отра­жается до момента погашения. Погашения займов производятся записью Д-66, 67, К-51, 52. Сумма платежей по займам рас­считывается из размера и срока, на который он получен.

Проценты по полученным займам, как и по кредитам, уплачиваются по мере их начисления за счет расходов, т.е. составляется проводка: Д-91, К-66, 67.

При несвоевременном возврате сумм займов и просрочке по уплате процентов (если они предусмотрены в договоре), организации выплачивают штрафы, которые учитываются в составе внереализационных расходов проводкой: Д-91, К-66, 67.

Следует иметь в виду, что операции, связанные с выдачей займов, не являются базой для исчисления НДС, а поэтому в бух. учете организаций-заемщиков НДС по получен­ным займам и по оплаченным процентам не отражается.

 

Таблица 1.

Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Содержание хозяйственной Операции Корреспондирующие Счета Сумма, (руб.)
Дебет Кредит
1. Отражена задолженность покупателя (заказчика) за отгруженные товары. 90/1 80 560
2. Поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции. 80 560
3. Погашена задолженность покупателям и заказчикам 17 900
4. Отражен зачет задолженности между поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками).       17 900
5. Отражена задолженность покупателей и заказчиков за проценты по полученным от них векселям и по пересчетам по операциям прошлых лет.       5 320
6. Отражено списание на убыток не компенсируемых долгов покупателей и заказчиков, если не образуются резервы по сомнительным долгам       5 320  
7. Отражено списание долгов покупателей и заказчиков за счет резервов по сомнительным долгам.       36 700
8. Поступили средства от покупателя за проданную продукцию. 140 480

 

Свою задолженность покупатель (заказчик) может обеспечить собственным простым векселем. В этом случае, для учета задолженности, открывают к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отдельный субсчет «Расчеты по векселям полученным».

По разным причинам покупатель может задержать оплату товаров и перечислить деньги продавцу гораздо позже, чем предусмотрено в договоре.

Чтобы избежать подобных ситуаций очень часто продавец товара устанавливает цену в условных денежных единицах или в любой иностранной валюте. Однако на территории России расчеты производятся только в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте или в условных единицах, должна перечитываться на рубли.

Если в договоре предусмотрено условие, что товар оплачивается по курсу иностранной валюты на день перечисления денег, то :

1) Отражают выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю (по курсу иностранной валюты, действующей в этот день);

2) Корректируют (увеличить или уменьшить) выручку исходя из суммы денежных средств, фактически поступивших от покупателя.

Если курс иностранной валюты на дату оплаты товара будет больше, чем на дату его отгрузки, то возникает положительная суммовая разница. Если курс будет меньше, то возникает отрицательная суммовая разница. В бухгалтерском учете выше перечисленные моменты отразятся следующими записями:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - доначилена (уменьшена) выручка на сумму положительной (отрицательной) суммовой разницы.

Случаются операции ситуации, когда у покупателя нет или не хватает денежных средств на покупку продукции. В этом случае, в договоре купли- продажи организация может предусмотреть, что покупателю предоставляется отсрочка или рассрочка платежа за проданные ему товары (иными словами, покупателю предоставляется коммерческий кредит).

Обычно при таких условиях договора покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку его оплаты. Сумма процентов, которую получит организация, увеличивает выручку от продажи.

Одним из видов расчетов с покупателями и заказчиками и погашения дебиторской задолженности является заключение соглашения об откупном. Обычно его используют по сделкам купли- продажи, когда покупатель не может погасить задолженность за отгруженные товары денежными средствами и вынужден передать продавцу свое имущество (готовую продукцию, работы, услуги). Размер откупного может быть больше или меньше размера первоначального обязательства или равняться ему.

В рыночной экономике задолженность покупателей за готовую продукцию и товары предприятия – обычное явление. Это коммерческие кредиты или рассрочки платежей во времени, которые способствуют увеличению объемов торговли, ускорению оборачиваемости товаров.

Выгодные для покупателей условия коммерческого кредита - верный способ поддерживать устойчивый спрос на продукцию предприятия. Коммерческие кредиты следует предоставлять платежеспособным покупателям и честным плательщикам. В необходимых случаях необходимо получить гарантии платежа, залоги и т.д.

Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Периодически расчеты с юридическими и физическими лицами должны выверяться и уточняться.

Расчеты с дебиторами могут осуществляться наличным (в рублях, либо в условных денежных единицах), либо безналичным путем.

Наличные денежные средства поступают в кассу организации и оформляются приходным кассовым ордером типовой формы №КО-1, на основе которого в бухгалтерском учете составляются записи:

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При безналичных расчетах между юридическими лицами денежные средства, поступившие в погашение дебиторской задолженности, зачисляются на расчетный счет предприятия. На основе выписки банка с расчетного счета в бухгалтерском учете составляется запись:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если цены в договоре поставки установлены в валюте, то при расчете покупателя в рублях при погашении дебиторской задолженности возникает суммовая разница, а при расчете в иностранной валюте – курсовая разница.

Суммовая разница, возникшая при погашении дебиторской задолженности по операциям, связанным с оплатой реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) является объектом обложения НДС.

На сумму положительной суммовой разницы увеличивается оборот с последующей уплатой НДС. При возникновении отрицательной суммовой разницы осуществляется уменьшение налогооблагаемой базы для исчисления НДС.

Если выручка определяется на день оплаты товаров (работ, услуг), налогооблагаемая база для исчисления НДС корректируется на сумму отрицательной суммовой разницы.

Стоимость этих товаров (ценностей) устанавливается исходя из цены, по которой организация обычно определяется стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Уступка права требования – цессия- соглашение, по которому одна сторона переступает права (требования) в пользу другой стороны за определенной вознаграждение или на безвозмездной основе. При переходе прав кредитора другому лицу не требуется согласие должника (дебитора), если иное не предусмотрено законом или договором.

Сообщение должнику о договоре уступке права требования осуществляется обычно в письменном виде с тем, чтобы исключить возможность погашения задолженности перед первым кредитором. Обычно такую задолженность приобретают организации, которые сами являются должниками дебитора.

Это позволяет им получить скидку от номинала долга (дисконтом) с последующим погашением задолженности по полной стоимости.

Уступка права требования отражается следующей записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- списана задолженность покупателя (заказчика), переданная другой организации.

Денежные средства, полученные от другой организации за проданную ей задолженность, отражаются следующей проводкой:

Дебет счета 50 «Касса» (счета 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55»Специальные счета в банках и т.д.)

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

На основании выше изложенного, приходим к выводу, что покупатели и заказчики должны погашать свою задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли- продажи или поставки.

При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.

Вопросы на экзамен

 

 

  1. Учет кассовых операций.
  2. Учёт денежных средств на расчётном счете.
  3. Учет операций по валютному счету.
  4. Учет операций по специальным счетам в банке.
  5. Учет расчетов с подотчетными лицами.
  6. Виды удержаний и их бух.учёт из з/платы.

7. Состав, классификация и характеристикаматериалов.

8. Принципы оценки материально-производственных запасов (МПЗ).

9. Организация складского учета материалов.

  1. Документальное оформление, бухгалтерский учёт приобретения и заготовления материально-производственных запасов и расчётов с поставщиками.
  2. Синтетический учет материально- производственных запасов

12. Документальное оформление, бухгалтерский учёт и способы включения в себестоимость продукции (работ, услуг) материальных затрат при разных методах оценки.

13. Основные средства, их классификация.

  1. Оценка основных средств.
  2. Документальное оформление, аналитический и синтетический учёт поступления основных средств.
  3. Учет выбытия основных средств.
  4. Учет ремонта основных средств.
  5. Учёт у лизингодателя.

19. Понятие НМА, классификация, оценка,

Учет поступления НМА

Учет амортизации НМА

Учет выбытия НМА

  1. Учет кредитов.
  2. Учет займов.
  3. Учет процентов по кредитам и займам.
  4. Учёт финансовых вложений.
  5. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
  6. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
  7. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами и по прочим операциям.

 

Плюс те вопросы, которые записаны в лекциях !!!


1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96. №129-ФЗ.

 

1 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденный Приказом Министерством Финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Тема1. Учет и движение денежных средств и операций.


Дата: 2016-09-30, просмотров: 243.