КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для самостоятельной работы студентов
По предмету: «Основы сестринского дела»
Раздел: «Личная гигиена пациента»
Тема:«Личная гигиена пациента»
Специальности: 060101 «Лечебное дело»
Акушерское дело»
Сестринское дело»
Курган, 2006 г.
«Личная гигиена пациента»: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов
Составитель: Чащина В.П. – преподаватель дисциплины «Основы сестринского дела» Курганского базового медицинского колледжа
Рецензент:Коломиец О.А. – заместитель главного врача по медицинско-
му обслуживанию населения гор. больницы скорой медицинс-
кой помощи
Скрипникова Г.П. – преподаватель дисциплины «Сестринское
дело в терапии» Курганского базового медицинского колледжа
В пособии представлен материал для изучения темы: «Личная гигиена пациента», который сопровождается лекцией, алгоритмами сестринского ухода и разноуровневыми обучающими заданиями.
Данное пособие рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов базового и повышенного уровней медицинских колледжей, училищ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание…………………………………………………….. 2. Введение.............................................................................. 3. Технологическая карта………………………………………. 4. Уход за кожей, профилактика пролежней………………… 5. Положение пациента в постели……………………………. 6. Обращение с грязным постельным и нательным бельем 7. Смена постельного и нательного белья………………….. 8. Уход за волосами пациента…………………………………. 9. Уход за полостью носа……………………………………….. 10. Уход за слизистыми глаз……………………………………... 11. Уход за полостью рта, зубными протезами………………. 12. Уход за ушами и наружным слуховым проходом тяжелобольного пациента…………………………………… 13. Проведение гигиенических мероприятий больному в постели…………………………………………………………. 14. Подача тяжелобольному судна и мочеприемника……… 15. Подмывание больных и обработка естественных складок………………………………………………………… 16. Осложнения при постельном режиме…………………... Приложения 17.№ 1. Тесты по теме: «Личная гигиена пациента»……... 18.№ 2. Заполнить таблицу…………………………………….. 19.№ 3 Тесты на соответствие с подстановкой……………… 20. № 4 Перечень вопросов «Блиц»…………………………… 21.№ 5 Типовые задачи по теме: «Личная гигиена пациента»………………………………………………………….. 22. № 6 Ситуационные задачи с постановкой проблемы….. пациента ……………………………………………………….. 23.Литература……………………………………………………… | Стр. |
ВВЕДЕНИЕ
В течение многих веков человек уделяет внимание личной гигиене. В каждый исторический период предметы и средства, используемые для ухода за кожей, постоянно совершенствуются. Оптимально, когда правила личной гигиены соблюдаются всеми людьми. Опрятность и подтянутость, тщательность в одежде и аккуратность во внешнем виде импонирует всем, в то время как небрежность, неопрятность, педикулез вызывают чувство брезгливости у окружающих. Оказавшись в непривычных условиях лечебно-профилактического учреждения, пациент чувствует дискомфорт из-за невозможности следовать своим привычкам, и, именно здесь, необходим чуткий подход медсестры к пациенту.
Пациент часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены, а для тяжелобольных руки медсестры становятся руками пациента.
Цель помощи пациенту – осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности. Помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание, соблюдая принципы ухода:
- безопасность (предупреждение травм пациента);
- конфиденциальность (подробности личной жизни пациента не должны быть известны посторонним);
- уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента);
- общение (расположение пациента и членов его семьи обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом);
- независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности);
- инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).
Весь уход за пациентами строится на принципе охранительного режима: устранение различных раздражителей, отрицательных эмоций, обеспечение тишины, создание уютной обстановки. Уход за тяжелобольными пациентами одновременно является профилактическим и лечебным мероприятием и разграничивать два понятия «лечение» и «уход» нельзя, так как они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и направлены на достижение одной цели – выздоровление пациента.
Сестринский уход является краеугольным камнем в деятельности медсестры. Известный польский врач Беганьский писал: «Кого не трогает человеческая нужда, кто не обладает мягкостью в обращении, у кого недостаточно силы воли, чтобы везде и всегда господствовать над собой, тот пусть лучше избирает другую профессию, ибо он никогда не будет хорошим медицинским работником». Основоположница международного сестринского дела, автор многих работ по уходу за больными и ранеными, английская сестра милосердия сказала: «Много сказано и написано о том, что каждая женщина может быть хорошей сиделкой. Я же, напротив, полагаю, что основы ухода почти неизвестны, и этому нужно учиться».
Содержание учебного материала
Значение личной гигиены. Уход за кожей. Пролежни. Уход за волосами, мытье ног, умывание, уход за слизистыми глаз, ротовой полости, уход за наружным слуховым проходом, носовой полостью. Смена нательного и постельного белья.
Подача судна и мочеприемника. Уход за наружными половыми органами. Сестринская помощь при недержании мочи и кала. Обучение пациента и его семьи элементам гигиенического ухода.
Квалификационные требования ГОС.
После изучения данной темы
студент должен знать:
♦ принципы гигиенического ухода.
♦ факторы риска образования пролежней,
♦ места возможного образования пролежней, стадии пролежней
♦ правила транспортировки грязного белья
♦ подача судна и мочеприемника
♦ уход за наружными половыми органами
♦ сестринская помощь при недержании мочи и кала
♦ обучение пациента и его семьи элементам гигиенического ухода
студент должен уметь:
♦ определять степень риска возникновения пролежней
♦ провести мероприятия по профилактике пролежней
♦ обучить родственников пациента элементам профилактики пролежней
♦ сменить нательное и постельное белье
♦ оказать помощь пациенту при проведении утреннего туалета
♦ ухаживать за слизистыми
♦ подавать судно и мочеприемник
♦ ухаживать за наружными половыми органами
♦ оказать помощь при недержании мочи и кала
♦ осуществить сестринский процесс при нарушении потребностей пациента в проведении мероприятий личной гигиены
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по дисциплине «Основы сестринского дела» раздел 6.3. «Сестринские манипуляции»
ПРАКТИКУМ № 2
(6 час)
Целеобразование | Диагностика | Коррекция | |
Ц2 Знать: Универсальные меры предосторожности и принципы инфекционной безопасности при выполнении процедур: - подача судна и мочеприемника; - уход за наружными половыми органами; - недержание мочи и кала. Уметь: 1. Осуществить подачу судна и мочеприемника. 2. Осуществить уход за наружными половыми органами. 3. Оказать помощь при недержании мочи и кала. 4. Обучить пациента и родственников пациента элементам гигиенического ухода. | Д2 Задания I уровня (уровень стандарта) 1. Последовательное заполнение таблицы во время изложения нового материала. 2. Выполнить тестовое задание: используя учебную литературу, записи в тетрадях. 3. Изучить алгоритмы (Пр. №8). 4. Ответить на вопросы (Пр. №9). Задания II уровня (показать знания в системе) 1. Работа с текстом: поставить вопросы к тексту, задать вопросы друг другу. Оценить вопрос и ответ. 2. Составить схему по тексту. 3. Найти задуманную ошибку при выполнении манипуляций. 4. Решение типовых ситуационных задач. Задания III уровня (коммуникативные и организационные умения) 1. Решение этико-деонтологической задачи. 2. Составить ситуационную задачу на основании практического опыта (ситуации в стационарном отделении с конкретным пациентом), из личного опыта, из практической деятельности медсестры. 3. Составить памятку для родственников пациента по соблюдению универсальных мер предосторожности и инфекционной безопасности при уходе за тяжелобольным пациентом. 4. Решение ситуационных задач повышенной сложности (с постановкой проблемной ситуации). | «3» «4» «5» | Помните: Пользоваться ширмой при подаче судна и мочеприемника. При недержании мочи и кала использовать одноразовые памперсы. Предметы ухода за пациентом после использования немедленно подвергаются дезинфекции. Проводить социальный уровень обработки рук медсестры после выполнения мероприятий по уходу за тяжелобольными. При обучении пациента и его родственников элементам гигиенического ухода использовать доступные слова, не злоупотреблять медицинской терминологией, убедиться, что пациент понял алгоритм действий по уходу и продемонстрировал их. |
Самостоятельная работа студентов
(критерии оценки выполнение практических манипуляций)
Стандарт «3» (удовлетворительно) | Стандарт «4» (хорошо) | Стандарт «5» (отлично) |
1. Рабочие место не полностью оснаще- но 2.Нарушена последовательность выпол- нения манипуляций 3.Действия выполняются с помощью на- водящих вопросов и комментариев преподавателя 4.Соблюдаются все требования безопас- ности пациента и медперсонала, нару- шается регламент времени 5.Рабочее место убирается в соответст- вии с санэпидрежимом | 1.Рабочее место не полностью само- стоятельно оснащается 2.Действия выполняются последова- тельно, но не уверенно 3.Не все действия обосновываются с уточняющими действиями препода- вателя 4.Соблюдаются все требования безо- пасности пациента и медперсонала 5.Незначительно нарушается регла- мент времени 6.Рабочее место убирается в соответ- ствии с требованиями санэпидрежи- ма | 1.Рабочее место полностью самостоя- тельно оснащается 2.Действия выполняются последова- тельно в соответствии с алгоритмом 3.Соблюдаются все требования безо- пасности пациента и медперсонала 4.Выдерживается регламент времени. 5.Рабочее место убирается в соответ- ствии с требованиями санэпидрежи- ма 6.Все действия обосновываются само- стоятельно |
Этапы сестринского процесса
Дата | Проблемы пациента | Цель- ожидаемый результат | Сестринские вмешатель-ства | Периодич-ность, кратность оценки | Дата достиже-ния | Итоговая оценка |
3.08.98 г. | Пролежень 3 х 2 см в области крестца в связи с неподвижностью | 1.Пролежень умень-шается за 2 дня с по-следующим умень-шением его в течение 4 дней. 2.Исчезновение про-лежня. | В соответ-ствии со стандартом лечения пролежня. | Ежеднев-но, 2 раза в день в те-чение 10 дней. | 5.08.98 г. 9.08.98 г. 13.08.98 г. | Пролежни на крестце зажили, од-нако поверх-ность кожи остается очень нежной. |
При осуществлении оценки очень важно учитывать мнение пациента об оказываемой ему помощи, о выполнении плана по уходу и об эффективности сестринских вмешательств.
При изучении последующих тем студенты сами ставят проблемы и оформляют все в таблицу, а затем делают соответствующие выводы.
Классификация пролежней
Профилактика пролежней
этапы | обоснование |
1. Изменять положение тела пациента в постели каждые 2 часа в течение суток, приподнимая его над постелью, укладывая поочередно набок, живот, в положение Симса, в положение Фаулера. Примечание: график перемещения обеспечит преемственность действий сестринского персонала. | Снижается продолжительность давления. Исключается трение кожи перед перемещением. |
2. Обмывать2 раза в сутки (утром и вечером) места возможного образования пролежней теплой водой с нейтральным мылом. | Осуществление ухода за кожей, сохранение ее целостности. Предупреждение инфицирования. |
3. Вытирать насухо полотенцем (делать промокательные движения), затем обработать салфеткой, смоченной в теплом камфорном спирте или этиловом спирте. | Расширение поверхностных капилляров, улучшение кровообращения в коже, обеспечение питания кожи. |
4. Нанести защитный крем | |
5. Растирать мягкие ткани в местах возможного образования пролежней приемами массажа. Не делать массаж в области выступающих костных участков. | Улучшение циркуляции крови. |
6. Подложить поролоновый круг в наволочке под крестец пациента. | Уменьшение давления на кожу. |
7. Подложить поролоновые круги под локти и пятки пациента. | |
8. Использовать приспособления, уменьшающие давление на кожу, при их наличии. | |
9. Обучить родственников и всех, кто участвует в уходе, мерам профилактики пролежней. | Обеспечение постоянного ухода за пациентом. |
10. Вымыть руки, высушить. | Обеспечение инфекционной безопас-ности. |
Обработка пролежней
ЦЕЛЬ:предотвратить распространение инфекции во вглубьлежащие ткани.
ОСНАЩЕНИЕ:почкообразный тазик, шпатель, раствор Н2О2, раствор 1% бриллиантовой зелени, 5% раствор КМnО4, мазь Вишневского, мензурки, стерильные салфетки, шарики, пинцет, деревянные палочки с ватой, лоток для грязных медикаментов.
ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ:
1.При появлении красного пятна смочить деревянную палочку с ватой в растворе 1% бриллиантовой зелени и обработать кожу, палочку выбросить, процедуру повторить 2-3 раза в день.
2. При нарушении целостности кожи:
а) отлить в мензурку раствор Н2О2 и с помощью пинцета и шарика обработать раствором поверхность пролежней;
б) отлить в мензурку 5% КМnО4, при помощи палочки с ватой продубить края пролежня;
в) провести облучение кварцевой лампой (3 мин) области пролежня;
г) наложить асептическую повязку с мазью Вишневского.
3. Обработку ран производить ежедневно.
Пролежень –это некроз мягких тканей в результате их длительного сдавливания, сдвига относительно друг друга, а также трения.
Из-за тяжести состояния пациента не всегда удается добиться заживления пролежней. Но улучшить качество жизни пациента, избавив его от боли и неприятного запаха, под силу сестринскому персоналу и всем, осуществляющим уход.
Лечение пролежней зависит от:
· тяжести (степени) поражения (I, II, III, IV);
· наличия воспалительного экссудата и связанного с этим запаха.
Профилактика и лечение пролежней – процесс длительный и кропотливый, требующий участия многих людей. Унифицированная документация позволит добиться необходимой преемственности в уходе и лечении. Лист сестринской оценки степени тяжести пролежней и стандартный план ухода позволят объективно оценить эффективность проводимого лечения пролежней.
СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО
И НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ
ЦЕЛЬ:соблюдение личной гигиены.
ПОКАЗАНИЯ:плановая гигиеническая обработка больных, по необходимости.
ПРИГОТОВИТЬ: чистую смену нательного и постельного белья.
ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ:
I. Смена постельного белья продольным способом:
1. Сменить пододеяльник и наволочки, отложить их в сторону.
2. Чистую простыню свернуть как трубочку по долевой стороне до середины.
3. Повернув больного на бок, свернуть освободившийся край грязной простыни до спины больного.
4. На свободную часть кровати расстелить чистую простыню, свободный край которой направить под матрац.
5. Убрать грязную простыню, а на её место расправить чистую.
6. Уложить больного в исходное положение, положить подушки, укрыть больного.
II. Смена постельного белья поперечным способом:
1. Свернуть чистую простыню в поперечном направлении.
2. Приподнять верхнюю часть туловища больного и скатать грязную простыню к пояснице больного, а на освободившееся место положить чистую простыню.
3. положить подушки, спустить больного.
4. Поднять нижнюю часть туловища больного, убрать грязную простыню, расправить на освободившееся место чистую.
5. Уложить больного, укрыть.
| |
|
III. Смена нательного белья:
1. Подвести руки под крестец больного, захватить край рубашки и перевести рубашку через голову.
2. Снять рубашку с рук больного.
3. Надеть чистую рубашку на руки больного и при поднятых руках перевести её через голову.
4. Надеть чистую рубашку на тело и расправить под больным.
5. Если повреждена рука, рубашку снимают с больного сначала со здоровой руки, затем, перекинув её через голову, снимают с больного; надевают рубашку в этом случае через голову в обратном порядке.
|
ЦЕЛЬ:Как правило, человек расчесывает волосы несколько раз в день. Если этого не делать волосы спутываются, быстрее загрязняются. Сестра их расчесывает за пациента, когда он не может этого сделать сам. Щетка или расческа должны быть с затупленными зубьями, чтобы не поранить голову и не причинить боль. При спутывании пользуются расческой с редкими зубьями. Безусловно, легче расчесывать волосы, когда пациент сидит. Расчесывая лежачего пациента, следует повернуть его голову в одну, затем в другую сторону.
ОСНАЩЕНИЕ:гребень, слабый раствор уксуса, зеркало, полотенце, мешок для грязного белья.
ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ:
I. Подготовка к процедуре:
1. Получите согласие пациента на процедуру.
2. Прикройте плечи пациента полотенцем (если он лежит, положите полотенце под голову и плечи).
II. Выполнение процедуры:
1. Смочить гребень в слабом р-ре уксуса.
2. Медленно и осторожно расчесывайте волосы, начинайте расчесывать волосы с концов (но не с корней!), постепенно продвигайтесь к корням волос.
3. Не применяйте силу при расчесывании запутанных волос!
4. Смочите волосы, их легче расчесывать (мыть волосы нужно после того, как вы их распутаете.
5. Уложите волосы пациента так, чтобы ему понравилось.
6. Предложите зеркало после процедуры.
III. Завершение процедуры:
1. Уберите полотенце с плеч пациента (или из-под головы и плеч) и сбросьте в мешок для грязного белья.
2.
|
|
|
УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ НОСА
ЦЕЛЬ:профилактика ринита.
ПОКАЗАНИЯ:тяжёлое состояние больного.
ПРИГОТОВИТЬ: салфетки, мензурки, деревянную палочку, почкообразный лоток, ватные жгутики, вазелиновое масло.
ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ:
Обработка полости носа:
1. Смочить в масле ватные фитильки и поочерёдно ввести их в правую и левую ноздрю на 1-3 минуты.
2. Вращательным движением извлечь фитильки.
3. Можно предварительно закапать в нос 1-2 капли масла, затем удалить корочки ватными фитильками вращательными движениями.
ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ:
ü при орошении полости рта следить, чтобы вода не попала в дыхательные пути.
ü При обработке полости носа нельзя пользоваться острыми предметами, чтобы не поранить слизистую носа.
| | ||||||||
| | |
Уход за слизистыми носа.
Уход за слизистыми глаз
ЦЕЛЬ:соблюдение личной гигиены пациента, профилактика конъюнктивита.
ПОКАЗАНИЯ:длительное пребывание пациента на постельном режиме.
ОСНАЩЕНИЕ:почкообразный лоток, марлевые салфетки, ватные шарики, пипетки, 0,02% р-р фурацилина, термометр.
У ослабленных и длительно находящихся на постельном режиме пациентов снижается сопротивляемость организма и наблюдается усиление выделений из глаз, склеивающих ресницы, что приводит к появлению проблем у пациента: нарушение комфорта и беспокойство. Уход за слизистыми глаз требует от медсестры особого внимания и осторожности. В план сестринского ухода входит ежедневный утренний туалет слизистых глаз.
ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ:
5. Проинформировать пациента о предстоящей процедуре.
6. Получить согласие пациента на проведение процедуры.
7. Надеть перчатки.
8. Флакон с 0,02% раствором фурацилина подогреть до 380С на водяной бане.
9. Отлить 0,02% раствор фурацилина в мензурку.
10. Ватный шарик смочить в растворе, слегка отжать.
11. Протереть одно веко по направлению от наружного угла глаза к внутреннему.
12. Шарик положить в лоток для использованного материала.
13. Таким же образом повторить 4-5 раз разными ватными шариками.
14. Сухим стерильным шариком протереть веко в том же направлении.
15. Таким же образом обработать второе веко.
ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ:при обработке глаз нельзя одним и тем же шариком протирать оба века, возможна передача инфекции с одного века на другое.
| | | |||||||
| | |
Подготовка к чистке зубов.
| | ||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| | | |
Тяжелобольного пациента
ЦЕЛЬ: соблюдение личной гигиены, профилактика отита.
ПОКАЗАНИЯ:длительное пребывание пациента на постельном режиме.
ОСНАЩЕНИЕ:почкообразный лоток, ватные жгутики, пипетки, мыльный р-р, перчатки, 3% р-р перекиси водорода, термометр, марлевые салфетки.
У ослабленных и длительно находящихся на постельном режиме пациентов снижается сопротивляемость организма и наблюдается усиление скопления серег в наружном слуховом проходе, что вызывает у пациента проблемы понижения слуха, а также образование серной пробки, и в целом, нарушение комфорта пациента. В план сестринского ухода за пациентом входит ежедневный утренний туалет ушей и наружного слухового прохода.
ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ:
1. Проинформировать пациента о предстоящей процедуре.
2. Получить согласие пациента на проведение процедуры.
3. Надеть перчатки.
4. Марлевые салфетки смочить в мыльном растворе и протереть ушную раковину.
5. Флакон с 3% раствором перекиси водорода подогреть на водяной бане до 380С.
6. Отлить 3% раствор перекиси водорода в мензурку.
7. Ватные жгутики смочить в растворе 3% перекиси водорода, слегка отжать.
8. Вращательным движением ввести в наружный слуховой проход на 2-3 минуты или с помощью пипетки закапать в ухо 2-3 капли 3% перекиси водорода и закрыть наружный слуховой проход ватным шариком.
9. При скоплении серы неоднократно повторить (жгутики положить в лоток для использованного материала).
10. Взять сухой ватный жгутик и вращательными движениями ввести в наружный слуховой проход, после чего вращательными движениями удалить.
ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ:при обработке наружного слухового прохода острыми предметами возможны травмы слухового прохода.
| |
БОЛЬНОМУ В ПОСТЕЛИ
ПОКАЗАНИЯ:постельный, полупостельный режим.
ПРИГОТОВИТЬ: таз, клеёнку, тёплую воду, кувшин, мыло, губку, полотенце, ножницы, чистое бельё.
ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ:
1. Процедура санобработки больного проводится в плановом порядке 1 раз в 7-10 дней и дополнительно по необходимости.
2. У головного конца постели матрац подвернуть валиком к подлопаточной области больного.
3. На сетку кровати подстелить клеёнку, подставить таз.
4. Голову больного запрокинуть слегка назад над тазом.
5. Мыть волосы больного, поливая тёплой мыльной водой из кувшина.
6. Ополоснуть волосы чистой водой, вытереть, покрыть голову косынкой.
7. Всё убрать, верхнюю часть туловища вернуть в исходное положение.
8. Налить в лоток тёплой воды, под больного постелить клеёнку с пелёнкой.
9. Обнажить верхнюю часть тела больного и, смочив один конец полотенца, слегка отжать, протереть больного в той же последовательности и прикрыть простынёй.
10. Сухим концом полотенца вытереть тело больного и накрыть простынёй.
11. Таким же образом обтереть живот, бёдра, ноги и насухо вытереть.
12. Закатать валиком матрац под колени больного.
13. На сетку подстелить клеёнку, поставить таз с тёплой водой.
14. Вымыть в тазу ноги больного с помощью губки и мыла.
15. Ноги вытереть, подстричь ногти, всё убрать.
16. Сменить нательное и постельное бельё.
| | ||||
ПОДМЫВАНИЕ БОЛЬНЫХ
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
ТЕСТЫ
Приложение № 4
Перечень вопросов «Блиц»
1. Что относится к личной гигиене пациента?
2. Как приготовить постель тяжелобольному пациенту?
3. Какими приемами можно придать пациенту возвышенное положение в постели?
4. Какими способами можно сменить постельное и нательное белье пациенту?
5. Как осуществить утренний туалет за ротовой полостью тяжелобольному пациенту?
6. Как осуществить утренний туалет тяжелобольному пациенту за слизистыми глаз?
7. Как осуществить утренний туалет тяжелобольному пациенту за носовой полостью?
8. Как осуществить утренний туалет тяжелобольному пациенту за наружным слуховым проходом?
9. В чем состоит ежедневный уход за кожей?
10. Какие дезинфицирующие средства применяются для обработки кожи?
11. Как систематически осуществлять профилактику пролежней?
12. В чем заключается ежедневный уход за волосами?
13. Как проводится профилактика педикулеза?
14. Как правильно положить подкладной круг тяжелобольному пациенту?
15. Какое оснащение необходимо для подмывания тяжелобольного пациента?
16. Что необходимо приготовить для мытья головы тяжелобольного пациента?
17. Что необходимо приготовить для мытья ног тяжелобольного пациента?
18. Перечислить возможные места образования пролежней.
19. Для чего применяется шкала Д. Нортон в сестринской деятельности?
20. Перечислить стадии пролежней, дать характеристику.
Приложение № 5
Приложение № 6
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к пред- мету «Основы сестринского дела».М.: 1998, глава 13
2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной техни- ке сестринского ухода. М.: «АНМИ».-1995
3. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. М.: Медицина.-1998
4. Маколкин В.И.,Овчаренко С.И.Семенков Н.Н. Внутренние болезни. М.: АНМИ.-1998
5.Боголюбов В.М. Внутренние болезни. М.: Медицина .-1983
Дополнительная
1. Обуховец Т.П., Склярова Т.А. Основы сестринского дела. Фе- никс.: Ростов- на –Дону,2002
2. Эндоскопические методы исследования. М.: Медицина.-1991
3. Эндоскопия.-М.:Медицина.-1992
Чащина В.П.
Личная гигиена пациента
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов
по дисциплине: «Основы сестринского дела»
Усл.п.л.3,37
КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для самостоятельной работы студентов
по предмету: «Основы сестринского дела»
Дата: 2016-10-02, просмотров: 235.