4.1.1. Правовая и нормативная база оценочной и экспертной деятельности.
Иерархия гражданского права(ст. 3 ГК РФ):
1. Гражданский кодекс
2. Федеральные законы
3. Указы Президента
4. Постановления Правительства РФ
5. Нормативные акты Министерств, федеральных органов исполнительной власти.
Методические рекомендации базируются на положениях законодательных и нормативных актов:
- Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ - далее по тексту Закон "Об оценочной деятельности";
- Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"...";
- Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ - далее по тексту Закон "Об ОСГО";
- Постановление Правительства РФ N 519 от 06.07.01 "Об утверждении Стандартов оценки" - далее по тексту "Стандарты оценки";
- Постановление Правительства РФ N 238 от 24.04.03 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" - далее по тексту "Об организации экспертизы";
- Постановление Правительства РФ N 263 от 07.05.03 об утверждении "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - далее по тексту "Правила ОСГО";
- других принятых в соответствии с этими Законами постановлениях Правительства РФ и нормативных актах федеральных органов исполнительной власти.
4.1.2. Цель оценки, экспертизы.
Согласно ст. 3 Закона "Об оценочной деятельности" целью оценочной деятельностью является установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Согласно п. 2 "Об организации экспертизы" целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:
а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;
б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;
в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.
Установление лица, допустившего нарушение правил дорожного движения, повлекшее технические повреждения транспортного средства, и его вины в этом нарушении целью проведения экспертизы не является.
4.1.3. Субъекты оценочной, экспертной деятельности.
Согласно статье 4 Закона "Об оценочной деятельности" субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется указанным Законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).
Субъектами экспертной деятельности являются, с одной стороны, согласно п. 5 "Об организации экспертизы", привлеченные эксперт-техник или экспертная организация, деятельность которых регулируется Законом "Об ОСГО", а с другой, - потребители их услуг: страховщик или потерпевший.
4.1.4. Объекты оценочной, экспертной деятельности.
Согласно ст. 5 Закона "Об оценочной деятельности" к объектам оценки относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лиц, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация;
- иные объекты гражданских прав.
В настоящей методике в качестве основных объектов оценки рассматриваются автомототранспортные средства, их узлы, агрегаты, детали (далее по тексту - комплектующие), услуги по их ремонту, утрата товарной стоимости, обязательства.
Согласно п. 3 "Об организации экспертизы": "Экспертиза организуется и проводится в отношении транспортного средства потерпевшего или страхователя, признаваемых таковыми Законом "Об ОСГО".
4.1.5. Право и основание для проведения оценки, экспертизы.
Согласно ст. 6 Закона "Об оценочной деятельности": "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют безусловное право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки...".
Согласно ст. 9 Закона "Об оценочной деятельности" основанием для проведения оценки является договор между оценщиком и заказчиком.
Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.
Организатор экспертизы, согласно п. 6 "Об организации экспертизы", самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которым заключает договор о проведении экспертизы. Кроме того, страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании.
4.1.6. Рынок, цена, затраты, стоимость.
Рынок представляет собой среду, в которой товары и услуги переходят от продавцов к покупателям через механизм цен.
Согласно п. 4 "Стандартов оценки": "...цена... представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки...".
Затраты являются денежной суммой, требуемой для создания или производства товара или услуги.
4.1.6.1. Стоимости, указанные в стандартах оценки.
Ниже приведены виды стоимости, которые определены в "Стандартах оценки" в пункте 4.
Рыночная стоимость определена в ст. 3 Закона "Об оценочной деятельности" следующим образом: "...под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть, когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки;
- принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме".
В ст. 7 Закона "Об оценочной деятельности" установлено следующее правило для определения вида стоимости, "по умолчанию":
"В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке... не определен конкретный вид стоимости..., установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта".
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
"Стандартами оценки" в пункте 4 определены следующие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:
"а) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
б) стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
в) стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;
г) стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;
д) инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;
е) стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);
ж) ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;
з) утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые она в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
и) специальная стоимость объекта оценки - стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятия рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки."
4.1.6.2. Специальные стоимости.
Ниже перечислены некоторые специальные стоимости объекта оценки, которые определены в настоящем "Методическом руководстве".
Стоимость ремонта (включая страховые случаи по ОСГО) - стоимость услуги по устранению дефектов, повреждений АМТС. Стоимость ремонта относится к реальному ущербу, который согласно пункту 2 ст. 15 ГК РФ представляет собой расходы, которые лицо произвело либо должно будет произвести для восстановления АМТС в размере нарушенного права. В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):
- расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта;
- расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).
Расходы на ремонт рассчитываются по рыночным ценам, сложившимся в регионе.
Материальный ущерб - часть стоимости ремонта, включающая:
- расходы на материалы, необходимые для ремонта;
- стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их износа;
- расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).
Восстановительные расходы, которые, согласно п. 63 "Правил ОСГО", рассчитываются при установлении размера страховой выплаты в рамках ОСГО - "...размер расходов, необходимых для приведения АМТС в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая".
Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних цен, сложившихся в соответствующем регионе.
При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах".
Под средними ценами, при определении восстановительных расходов в рамках ОСГО, понимается рыночная стоимость используемых при ремонте материалов, запчастей, выполняемых работ по ремонту, нормо-часов и т.п.
Согласно п. 64 "Правил ОСГО": "В восстановительные расходы включаются:
- расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления);
- расходы на оплату работ по ремонту;
- если поврежденное имущество не является транспортным средством - расходы по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта, расходы по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно.
К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией имущества (АМТС), и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением".
Утрата товарной стоимости (УТС) - снижение рыночной стоимости АМТС из-за того, что оно имело аварийные повреждения (впоследствии устраненные). Объясняется тем, что покупатель всегда отдает предпочтение безаварийным АМТС.
Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г.: "...Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации...".
Стоимость годных остатков - рыночная стоимость аварийного АМТС, не подлежащего ремонту (восстановлению). Стоимость годных остатков не должна быть меньше утилизационной стоимости.
Балансовая стоимость - полные затраты на приобретение объекта, включая транспортные расходы, отражаемые в балансе организации и принимаемые по правилам учета основных средств.
4.1.7. Применяемые стандарты, подходы, методы.
Подход к оценке - общепринятые аналитические методологии, имеющие широкое распространение, а также способ расчета стоимости, при котором используется один или большее число методов оценки.
Согласно ст. 11 Закона "Об оценочной деятельности": "...В отчете в обязательном порядке указываются... используемые стандарты оценки...".
Согласно ст. 20 Закона "Об оценочной деятельности": "Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ...".
Согласно п. 18 "Стандартов оценки": "Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке".
Подходы к оценке определены в п. 5 "Стандартов оценки" следующим образом:
- "затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;
- сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;
- доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки".
Согласно п. 6 "Стандартов оценки": "Метод оценки - способ (конкретный путь) расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке".
Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519 "Об утверждении стандартов оценки" предписано: "Возложить на Министерство имущественных отношений РФ разработку и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке".
В соответствии со ст. 14 Закона "Об оценочной деятельности": "Оценщик имеет право: применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки...".
Согласно п. 18 "Стандартов оценки": "Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы проведения оценки".
Методические рекомендации, касающиеся оценочной деятельности, но не утвержденные Министерством имущественных отношений РФ, являются рекомендательными вне зависимости от того, с кем они согласованы.
При выборе методики (метода) оценки должно отдаваться предпочтение наиболее распространенным, научно состоятельным методикам, принятым в обычае делового оборота.
Ст. 5 ГК РФ определяет обычай делового оборота следующим образом. "Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".
Все разновидности оцениваемых стоимостей в своей основе имеют рыночную стоимость и в конечном итоге их можно представить в качестве результата преобразования рыночной стоимости. Следовательно, при определении стоимости автомототранспортных средств, отличной от рыночной, следует руководствоваться теми же методическими основами (принципами), которые применяются при определении рыночной стоимости, при этом учитывая специфические особенности этих стоимостей.
При определении рыночной стоимости автомототранспортных средств и стоимости их ремонта следует руководствоваться следующими методическими основами (принципами):
- принцип полезности: рыночную стоимость имеют объекты оценки, способные удовлетворять конкретные потребности пользователя в течение определенного периода времени;
- принцип спроса и предложения: рыночная стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей;
- принцип замещения: рыночная стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности;
- принцип изменения: рыночная стоимость объекта оценки изменяется во времени и определяется на конкретную дату;
- принцип внешнего влияния: рыночная стоимость объекта оценки зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования, например обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области автомототранспортных средств, возможностью и степенью правовой защиты, и других;
- принцип ожидания: рыночная стоимость объекта оценки зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения доходов (выгод), которые могут быть получены за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании; этот принцип обязательно учитывается на стадии проектирования.
Согласно п. 15 "Об организации экспертизы": "Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, ...утверждаемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел".
4.1.8. Организация оценки, экспертизы.
Согласно п. 13 "Стандартов оценки": "Проведение оценки включает в себя следующие этапы:
а) заключение с заказчиком договора об оценке;
б) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;
в) анализ рынка, к которому относится объект оценки;
г) выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов;
д) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
е) составление и передача заказчику отчета".
Согласно п. 4 "Об организации экспертизы": "Проведение экспертизы организуется страховщиком в соответствии с пунктом 3 ст. 12 <*> Закона "Об ОСГО", а в случаях, указанных в пункте 4 ст. 12 <**> этого Федерального закона, - потерпевшим".
--------------------------------
<*> "Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. В случае, если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), указанные осмотр и независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в установленный настоящим пунктом срок.
Договором обязательного страхования могут предусматриваться иные сроки, в течение которых страховщик обязан прибыть для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, с учетом территориальных особенностей их проведения в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях".
<**> "Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный пунктом 3 настоящей статьи срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра".
В соответствии с п. 7 "Об организации экспертизы": "Для проведения экспертизы страховщик (потерпевший) обращается к эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора указываются:
- полное фирменное наименование и место нахождения страховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жительства потерпевшего - физического лица или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;
- вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы".
4.1.9. Договор оценки, экспертизы.
Согласно статье 9 Закона "Об оценочной деятельности" "Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
Договор должен содержать:
- основания заключения договора;
- вид объекта оценки;
- вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
- денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
- сведения о страховании гражданской ответственности оценщика;
- сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана;
- точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.
В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации".
Никаких особых требований к договору о проведении экспертизы не выдвигается.
4.1.9.1. Пример Договора об оценке:
ДОГОВОР ОБ ОЦЕНКЕ N __
г. ________ _________ 200_ г.
______________________ в лице генерального директора, ___________, именуемый в дальнейшем "Заказчик", поручает, а ______________ в лице генерального директора ___________, именуемый в дальнейшем "Исполнитель", принимает на себя выполнение работ (услуг) по оценке автомототранспортного средства (АМТС), стоимости его ремонта, материального ущерба, утраты товарной стоимости (УТС), годных остатков, утилизационной стоимости, иное ____________ (ненужное вычеркнуть), согласно Заявлению (Заявке), которое(ая) является неотъемлемой частью данного договора.
1. Обязанности Исполнителя.
1.1. Оценку производить на основании "Методического руководства РД 37.009.015-98 с Изменениями N 1, 2, 3, 4 и 5", Москва, 2006 г.
1.2. Подготовить Отчет к передаче Заказчику в течение 3-х банковских дней со дня, следующего за днем осмотра (предоставления Акта осмотра), при условии внесения Заказчиком задатка, размер которого оговорен в п. 5.1 Договора. При возникновении сложных ситуаций, связанных с оценкой (недостаточность предоставленных документов, материалов Заказчиком и т.п., необходимость дополнительного осмотра, дефектовки и т.п.), Исполнитель ходатайствует перед Заказчиком о продлении срока выполнения оценки.
1.3. Сообщать заказчику по его требованию сведения, касающиеся проведения оценки.
1.4. Без письменного разрешения Заказчика не передавать полученную от него информацию, а также итоговые документы другим лицам и организациям, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
2. Обязанности Заказчика.
2.1. Предоставить АМТС для проведения оценки в согласованное с Исполнителем время.
2.2. Обеспечить следующие требования к АМТС:
- АМТС должно быть в чистом виде;
- Должен быть обеспечен доступ в салон, моторный отсек и багажное (грузовое) отделение;
- В АМТС не должно быть посторонних предметов, затрудняющих проведение осмотра.
2.3. Предоставить Исполнителю необходимые для выполнения договора документы и материалы, сообщить достоверную информацию об АМТС.
2.4. Оплатить услуги Исполнителя согласно разделу 5 данного Договора.
3. Передача Отчета (итоговых документов).
3.1. Отчет (итоговые документы) передается Заказчику в офисе Исполнителя после полной оплаты оказанных услуг.
3.2. Фактом сдачи-приемки выполненных Исполнителем работ является прием Заказчиком Отчета (итоговых документов).
4. Стоимость работы, услуги:
4.1. Составление Акта осмотра АМТС без выезда специалиста __________ руб.
4.1.1. Выезд оценщика (специалиста) _________ руб., по городу, ________ руб., по области (району).
4.2. Оценка АМТС массового производства ______________________ руб.
4.3. Оценка редких АМТС ______________________________________ руб.
4.4. Оценка стоимости ремонта легк. автомобилей __________ руб., плюс ___________ за каждую позицию в Акте осмотра.
4.4. Оценка стоимости ремонта прицепов к легковым автомобилям __________ руб., плюс _______________________ за каждую позицию в Акте осмотра.
4.4 Оценка стоимости ремонта грузовых автомобилей общего назначения _____________ руб., плюс __________________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.
4.4. Оценка стоимости ремонта грузовых автомобилей специальных и специализированных _____________ руб., плюс ________________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.
4.4. Оценка стоимости ремонта прицепов и полуприцепов общего назначения ____________ руб., плюс ____________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.
4.4. Оценка стоимости ремонта прицепов и полуприцепов специальных и специализированных __________ руб., плюс _________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.
4.4. Оценка стоимости ремонта микроавтобусов ___________ руб., плюс _________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.
4.4. Оценка стоимости ремонта автобусов ___________руб., плюс __________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.
4.5. Оценка утраты товарной стоимости _____________________________ руб.
4.6. Оценка годных остатков _______________________________________ руб.
4.7. Оценка утилизационной стоимости ______________________________ руб.
4.8. Заключение об экономической целесообразности ремонта АМТС по готовой калькуляции ремонта __________ руб.
4.9. Изготовление фотографий стандартного формата (___ х ___) __________ штук - входит в стоимость экспертизы.
4.9.1. Изготовление фотографий стандартного формата сверх оговоренного в п. 4.9 количества - __________ руб. за фотографию.
4.9.2. Изготовление фотографий большего сверх оговоренного в п. 4.9 формата - __________ руб. за фото.
4.10. Пересчет Отчета, составленного другой организацией (оценщиком) __________ руб., плюс __________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.
4.11. Оценка стоимости АМТС по Акту осмотра, составленному другой организацией (оценщиком) __________ руб., плюс __________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.
4.12. Выезд в суд оценщика (специалиста) __________________________ руб.
4.13. Иные работы, услуги по оценке - стоимость определяется по договоренности.
Примечание: За 1 позицию принимается название детали или работы, если работа не относится к конкретной детали.
5. Порядок оплаты.
5.1. Заказчик вносит задаток в размере 100% стоимости выполняемой Исполнителем работы (услуг) в наличной или безналичной форме. В случае оплаты по безналичному расчету Заказчик переводит денежные средства в течение трех банковских дней согласно счету, который выставляет Исполнитель.
5.2. Если Отчет (итоговые документы) не востребуется Заказчиком в течение десяти рабочих дней с момента его готовности, то он становится собственностью Исполнителя, сумма авансового платежа засчитывается как оплата оказанных услуг и Заказчику не возвращается.
6. Дополнительные условия.
6.1. В случаях отказа Заказчика от приема выполненных работ сумма задатка не возвращается.
6.2. К отказу от услуг Исполнителя приравниваются все действия Заказчика, нарушающие условия данного договора.
6.3. Спорные вопросы по данному договору решаются в судебном порядке.
6.4. Срок действия данного договора - 14 дней с момента осмотра АМТС.
6.5. Договор исполнен в 2-х экземплярах, один из которых находится у Исполнителя, а другой у Заказчика.
Заказчик Исполнитель
_________ / _________ _________ /_________/
4.1.10. Отчет об оценке.
Результаты оценки стоимости оформляются в виде отчета.
Отчет оформляется в письменной форме в соответствии с требованиями ст. 11 Закона "Об оценочной деятельности".
4.1.10.1. Требования к отчету об оценке.
Согласно статье 11 Закона "Об оценочной деятельности": "Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение... В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.
В отчете должны быть указаны:
- цели и задачи проведения оценки;
- дата составления и порядковый номер отчета, дата проведения оценки, дата определения стоимости объекта оценки;
- основание для проведения... оценки;
- место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии...;
- юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;
- точное описание объекта оценки, ...реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;
- стандарты оценки..., обоснование их использования...;
- перечень использованных данных с указанием источников их получения;
- принятые допущения;
- последовательность определения стоимости объекта оценки;
- ее итоговая величина;
- ограничения и пределы применения полученного результата;
- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки;
- иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете.
Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости объекта оценки.
Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.
Отчет должен быть:
- пронумерован постранично;
- прошит;
- скреплен печатью;
- подписан оценщиком - индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона "Об оценочной деятельности" и осуществил оценку объекта оценки;
- подписан руководителем".
4.1.10.2. Достоверность отчета.
"Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное" (ст. 12 Закона "Об оценочной деятельности").
4.1.10.3. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете.
В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом..., третейским судом... или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность" (ст. 13 Закона "Об оценочной деятельности").
4.1.11. Экспертное заключение.
Экспертное заключение должно отвечать требованиям п. п. 18, 19, 20 "Об организации экспертизы".
Согласно п. 18 "Об организации экспертизы": "Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменном виде".
Согласно п. 19 "Об организации экспертизы": "В экспертном заключении должны быть указаны:
- полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, инициалы, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение экспертизы, либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае если договор на проведение экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);
- дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
- основание для проведения экспертизы;
- полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
- фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего- физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;
- перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки в ходе экспертизы;
- нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;
- сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;
- описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);
- обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;
- выводы по каждому из поставленных вопросов.
Выводы экспертизы должны быть понятны и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование".
Согласно п. 20 "Об организации экспертизы": "Экспертное заключение:
- выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется его печатью;
- выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью;
- прошивается (с указанием количества сшитых страниц);
- передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении".
4.1.12. Перечень документов, использованных в разделе.
Общие понятия и принципы оценки и экспертной деятельности базируются на следующих законодательных и нормативных актах:
- Гражданский кодекс РФ, ст. 3, 5, 15 (п. 2);
- Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, ст. 3, 4, 5, 6,
Дата: 2016-10-02, просмотров: 193.