Здесь и далее под ремонтом понимается исправление повреждений, неисправностей, дефектов.
Стоимость ремонта (включая страховые случаи по ОСГО) - стоимость услуги по устранению дефектов, повреждений АМТС. Стоимость ремонта относится к реальному ущербу, который согласно пункту 2 ст. 15 ГК РФ представляет собой расходы, которые лицо произвело либо должно будет произвести для восстановления АМТС в размере нарушенного права. В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):
- расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта;
- расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).
Расходы на ремонт рассчитываются по рыночным ценам, сложившимся в регионе.
2.1. Возмещение вреда, убытков.
Согласно статье 1064 ГК РФ: "Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред".
Согласно статье 1082 ГК РФ: "...суд... обязывает лицо, ответственное за причинение вреда:
- возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.);
- ...возместить причиненные убытки (пункт 2 ст. 15 ГК РФ)".
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ: "Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права:
- утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);
- ...неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)".
2.2. Требования к объему и качеству ремонта.
К качеству технического обслуживания и ремонта АМТС, согласно ст. 18 Закона "О безопасности дорожного движения", предъявляются следующие требования: транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (п. 4).
2.3. Определение норм, правил, процедур, технологии, объема ремонта.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона "О безопасности дорожного движения" (N 196-ФЗ, 10.12.95):
"Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами - изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации".
Если заводом-изготовителем не установлен норматив на какую-либо операцию технического обслуживания и ремонта, то оценщик вправе сам установить его экспертным путем (по аналогии).
Согласно п. 3 ст. 18 Закона "О безопасности дорожного движения":
"Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работу и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны ...обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами".
Способ, вид, технология, трудоемкость (норма времени на выполнение работы, услуги), объем ремонтных работ определяются в зависимости от характера и степени повреждения АМТС, его отдельных узлов, агрегатов и деталей с учетом необходимости проведения сопутствующих работ по разборке, дефектовке, сборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и т.д., в соответствии с технологией ремонта, установленной предприятием - изготовителем автомототранспортного средства, и общими принципами и методами ремонта.
При определении объема окрасочных работ специалист должен исходить из необходимости полной (а не частичной) окраски всех замененных и подвергшихся сварке, рихтовке, правке окрашиваемых деталей до видимой линии их раздела с сопряженной деталью, а также сопряженных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой. Частичная окраска возможна только по рекомендации завода-изготовителя.
Специалист принимает решение о замене агрегата, узла, детали только при экономической нецелесообразности (см. п. 3.5 "Экономическая целесообразность ремонта АМТС") или технической невозможности их восстановления, руководствуясь требованиями нормативных документов, действующих в Российской Федерации, и технической документацией предприятий - изготовителей АМТС, регламентирующих нормативы технического состояния и безопасности эксплуатации.
Замена кузова, кабины АМТС, дорогостоящих комплектующих изделий (двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности, ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления, а для специального и специализированного транспорта - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового АМТС, и т.п.) назначается в том случае, если их ремонт экономически нецелесообразен или они не соответствуют требованиям приемки в ремонт кузовов, кабин, дорогостоящих комплектующих изделий.
Решению о замене дорогостоящих комплектующих изделий, как правило, должна предшествовать их дефектовка с разборкой.
2.4. Определение расходов на ремонт.
При оценке стоимости ремонта АМТС используются затратный и сравнительный подходы. Доходный подход не используется, т.к. при ремонте не подразумевается получение доходов ни одной из заинтересованных сторон.
Затратный подход используется для составления калькуляции (сметы) на ремонтные работы.
Сравнительный подход применяется при определении рыночной стоимости материалов, комплектующих изделий, трудовых затрат и стоимости других ресурсов, необходимых для ремонта АМТС.
Величина затрат на ремонт (устранение повреждений и дефектов) АМТС определяется по формуле:
С = С + С + С , руб., (3.1)
рем раб м зч
где:
С - величина затрат на ремонт, руб.;
рем
С - стоимость трудовых затрат и накладных расходов,
раб
непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость
нормо-часов), руб.;
С - стоимость материалов, руб.;
м
С - стоимость запасных частей, руб.
зч
2.4.1. Определение расходов на оплату работ по ремонту.
Величина расходов на оплату работ по ремонту АМТС (С )
раб
определяется на основании:
- установленных предприятием - изготовителем АМТС нормативов трудоемкостей (если на какие-либо виды работ нормативы не установлены, то допускается использование норм времени, определенных экспертным путем);
- рыночной стоимости нормо-часа работ в данном регионе на дату оценки с учетом типа, модели и возраста АМТС;
по формуле:
С = Т х С , руб., (3.2)
раб раб нч
где:
Т - трудоемкость работ, нормо-час;
раб
С - рыночная стоимость нормо-часа, руб.
нч
2.4.2. Определение расходов на материалы и запасные части.
Стоимость запасных частей, материалов, применяемых для ремонта, определяется по рыночной стоимости, сложившейся в данном регионе на момент оценки, с учетом типа, модели и возраста АМТС. Поврежденные фирменные, оригинальные, сертифицированные детали в процессе ремонта заменяются на соответствующие. Принцип соответствия распространяется и на используемые материалы.
2.4.3. Подготовительные работы, мероприятия по пожарной безопасности и охране труда, увеличивающие стоимость ремонта.
Согласно ТУ 37.101.0167-97 "Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания":
1. "Автомобиль, его узлы и агрегаты при приемке в ремонт должны быть чистыми (вымытыми)" (п. 1.3);
2. "У автомобилей, принятых в ремонт, в процессе ремонта и при хранении на СТО клемма "минус" аккумуляторной батареи должна быть отключена" (п. 1.11).
Согласно руководящему документу "Автомобили ВАЗ. Кузова. Технология ремонта, окраски и антикоррозионной защиты", г. Тольятти, 2002 г.: "Частичная окраска кузова предусматривает окрашивание одной или нескольких деталей кузова с подбором колера эмали под основной цвет кузова..." (часть 1, ТИ 3100.25100.80014, стр. 149, п. 1.8). Трудоемкость работ по подбору колера учитывается однократно, независимо от количества окрашиваемых панелей. Трудоемкости работ по снятию старой краски, подбору колера, снятию и установке агрегатов, узлов и деталей в трудоемкости работ на окраску не учтены.
("Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ". Общие положения, п. 10. Тольятти, 2005 г.)
Требования по безопасности труда к технологическим процессам по ремонту автомобилей регламентирует ГОСТ 12.3.017-79 "Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности".
П. 2.3 ГОСТ 12.3.017-79 предписывает: "Перед установкой на пост ТО и ТР автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть".
П. 2.12 ГОСТ 12.3.017-79 предписывает: "Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после полного удаления (слива) этих жидкостей".
Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобилей регламентируется ВППБ 11-01-96 "Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта".
Согласно п. 12.1.2 ВППБ 11-01-96 "При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива...".
Согласно п. 12.1.4 ВППБ 11-01-96 "Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина".
Согласно п. 12.5.2 ВППБ 11-01-96 "При необходимости проведения сварочных и других работ с открытым огнем непосредственно на автомобиле топливный бак (или баллон с газом) должен быть снят или приняты меры, обеспечивающие полную безопасность, для чего горловину топливного бака и сам бак закрыть листом железа от попадания в него искр... При электросварочных работах необходимо дополнительно заземлить раму или кузов автомобиля...".
2.5. Особенности расчета стоимости ремонта АМТС, находящихся на гарантийном обслуживании.
При определении стоимости ремонтных работ для АМТС, находящегося на гарантийном обслуживании, должны быть учтены все затраты на восстановление АМТС до такого состояния, которое отвечает требованиям завода-изготовителя для возобновления гарантийных обязательств.
2.6. Особенности расчета стоимости ремонта АМТС, находящихся на фирменном обслуживании.
При определении стоимости ремонтных работ для АМТС, находящегося на постоянном фирменном обслуживании весь жизненный цикл, что обязательно должно подтверждаться документально (например, соответствующими записями в сервисной книжке), должны быть учтены все затраты на восстановление АМТС до такого состояния, которое отвечает требованиям фирмы для возобновления фирменных обязательств. В этом случае расходы на оплату работ по ремонту, материалы и запасные части рассчитываются исходя из стоимости нормо-часа, материалов и запчастей, установленных на этой фирме.
2.7. Экономическая целесообразность ремонта.
В случае, если стоимость ремонта равна или превышает стоимость АМТС на момент аварии, то согласно п. 63 "а" Постановления Правительства РФ N 238 от 24.04.03 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", далее по тексту "Об организации экспертизы", ремонтировать АМТС нецелесообразно по экономическим соображениям.
То есть, если:
С <= С , (3.3)
да рем
где:
С - доаварийная стоимость АМТС, руб.;
да
С - величина затрат на ремонт, руб.
рем
2.8. Особенности расчета восстановительных расходов при определении размера страховой выплаты в рамках ОСГО.
Восстановительные расходы, которые рассчитываются при установлении размера страховой выплаты в рамках ОСГО, согласно п. 63 "Правил ОСГО", определяются как величина затрат, необходимых для приведения АМТС в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, причем это состояние может не соответствовать требованиям Закона "О безопасности дорожного движения". Дополнительные расходы, связанные с доведением АМТС до состояния, соответствующего требованиям Закона, не включаются в состав восстановительных расходов.
Восстановительные расходы, направленные на приобретение материалов и запасных частей, на оплату работ по ремонту, рассчитываются по средним ценам, сложившимся в соответствующем регионе.
При определении расходов на запасные части, необходимые для ремонта, согласно п. 63 "Правил ОСГО", учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах, т.е., если устанавливаемые на АМТС запчасти вместо пришедших в негодность деталей имеют износ (подержанные запчасти, приобретенные на вторичном рынке), то они должны иметь стоимость ниже стоимости новых запчастей на величину износа.
2.9. Перечень документов, использованных в разделе.
При написании данного раздела были использованы следующие нормативные акты и руководящие документы:
- Гражданский кодекс РФ, ст. 15, п. 2, ст. 1064, ст. 1082;
- Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.95, N 196-ФЗ, ст. 18, п. п. 2, 3;
- Постановление Правительства РФ N 238 от 24.04.03 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", п. 63;
- ГОСТ 12.3.017-79 "Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности", п. 2.3, п. 2.12;
- ВППБ 11-01-96 "Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта", п. 12.1.2, п. 12.1.4, п. 12.5.2;
- ТУ 37.101.0167-97 "Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания", п. 1.3, п. 1.11;
- РД "Автомобили ВАЗ. Кузова. Технология ремонта, окраски и антикоррозионной защиты", г. Тольятти, 2002 г., часть 1, ТИ 3100.25100.80014, стр. 149, п. 1.8;
- Нормативы "Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ". Общие положения, п. 10, Тольятти, 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 186.