Моральный износ ТС зависит от следующих факторов:
1) от срока, прошедшего с даты снятия с производства до даты оценки (Тсн. лет) М1);
2) от срока прекращения выпуска запасных частей; (М2);
3) от попадания ранее в ДТП, (М3);
4) от количества владельцев транспортным средством (М4).
Расчет морального износа транспортного средства проводится по формуле:
где:
Мр - р-й фактор, учитываемый при определении морального износа транспортного средства, %.
где:
Тсн - срок, прошедший с даты снятия транспортного средства с производства до даты оценки, лет.
Значение фактора морального износа, учитывающего прекращение выпуска запасных частей к транспортному средству, равно М2 = 20%.
Значение фактора морального износа, учитывающего попадание ранее (до даты оценки) транспортного средства в дорожно-транспортное происшествие, равно МЗ = 5%.
Значение фактора морального износа, учитывающего количество владельцев транспортного средства (более 3 владельцев по данным регистрационных документов), равно М4 =5%.
Определение накопленного износа
Накопленный износ транспортного средства определяется по формуле:
Ин = [1 – (1 – Иф)*(1 – Ифункц)(1-Ивн)],
Где:
Ин – износ накопленный
Иф – износ физический
Ифункц – износ функциональный
Ивн – износ внешний (экономический)
Пример
Автомобиль 1993 г. в., снят с производства в 2005 году. Выпуск запасных частей прекращен в 2006 году. Автомобиль 2 раза попадал в ДТП, имел 1 владельца.
Определяем моральный износ транспортного средства:
1. Срок с момента снятия а/м с производства до даты оценки составляет 4 года, следовательно, 4*2 = 8%
2. Так как прекращен выпуск запасных частей, износ составит 20%
3. За каждое попадание в ДТП – 5%, следовательно, 5*2 = 10%
4. У автомобиля был один владелец - этот фактор при определении морального износа не учитывается.
Таким образом, износ составит 38%..
Пример определения накопленного износа.
Накопленный износ исходя из примеров 5 и 6 и формулы расчёта
Ин = [1 – (1 – Иф)*(1 – Ифункц)], составит:
Ин = [1 – (1 – 0.888)*(1 – 0.38)]*100% = 1 – (0,112*0,62) = 1-0.069 = 93,1 %
Исходя их приведенных примеров можно сделать следующие выводы:
· стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные);
· износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств;
· в зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа: физический, функциональный (моральный), внешний (экономический);
· при оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный;
· установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми;
· моральный износ транспортного средства приводит к изменению его стоимости вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа;
· для оценки физического износа транспортных средств существует множество методик, и наиболее объективный результат получается при определении износа несколькими методами.
Экономический износ связан с влиянием на технику внешних факторов. Такой износ выражается в снижении полезности техники вследствие воздействия экономических или других внешних факторов. Степень влияния этих факторов должна быть измерена в абсолютном или процентном выражении.
Коэффициент морального (функционального) износа применяется, если оцениваемый объект снят с производства, прекращён выпуск запасных частей, была смена владельцев АТС, транспортное средство было в аварии.
· Коэффициенты физического, функционального и экономического износов обычно вычисляют в долях или процентах от восстановительной стоимости.
Для определения коэффициента суммарного (накопленного) износа существует два подхода:
· аддитивный;
· мультипликативный.
Разница аддитивного и мультипликативного подходов состоит в выборе базы, относительно которой определяют коэффициенты физического, функционального и внешнего (экономического) износов.
При аддитивном подходе базой определения коэффициентов износа является восстановительная стоимость или стоимость замещения. В данном случае коэффициент суммарного износа «К» определяется сложением коэффициентов физического, функционального и экономического износов:
где Кфиз, Кфун, Квн – коэффициенты физического, функционального и экономического износов соответственно.
При мультипликативном подходе базой для определения коэффициентов износа является стоимость, из которой исключены учтенные ранее виды износа. В данном случае суммарный коэффициент износа определяется по формуле
.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 430.